16+
DOI: 10.18413 /2408-9346-2016-1-4-3-7

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА КАК НАПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

Aннотация

Статья выполнена в рамках гранта Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских ученых – кандидатов наук. Тема «Развитие конкурентных преимуществ сферы туризма с целью повышения эффективности региональной экономики» (МК-8062.2016.6) Аннотация. Современные условия характеризуются повышением социально-экономической значимости туризма, выступающего в качестве важного направления и динамично развивающейся сферы мирового хозяйства, в том числе и в Российской Федерации. Внутренний и въездной туризм в процессе развития оказывает положительное влияние на формирование валового внутреннего продукта, тем самым обеспечивая повышение качества и уровня жизни населения. Переход к инновационной экономике в Российской Федерации в существенной мере сопряжен с развитием туризма, признанным государством перспективной сферой. Россия, располагая туристским потенциалом и имея соответствующий уровень развития инфраструктуры, по прогнозам UNWTO способна обеспечить ежегодный прием до 40 млн. иностранных туристов, а в перспективе к 2020 году войдет в топ-10 стран наиболее популярных направлений в туристском отношении. Однако, для туристского потенциала страны свойственно далеко не полное его использование. Развитие конкурентных преимуществ туристкой сферы на уровне региона является важным направлением диверсификации экономики и повышения эффективности использования ресурсного потенциала, что в свою очередь обеспечит рост внутренних и въездных потоков и, как следствие, повышение эффективности региональной экономики в целом.


В современных условиях туризм представляет собой особое социально-экономическое явление, которое оказывает влияние в прямом и опосредованном отношении на степень развития сопутствующей инфраструктуры, а именно коллективных средств размещения, системы транспорта, общественного питания, торговли, производства сувенирно-подарочной продукции. Для туризма, как перспективной сферы деятельности, на региональном уровне характерна активизация экономического роста, валютных поступлений, увеличение занятости населения, развитие социо-культурных видов услуг.

Отечественной индустрии туризма присуща структурная перестройка, институциональное становление, формирование внутренних, межотраслевых, межрегиональных и внешнеэкономических связей. При этом к важнейшим задачам следует отнести стабилизацию рынка туристских услуг, поддержку индустрии туризма, преодоление структурного кризиса, обеспечение формирования механизмов защиты правового и организационного характера, решение которых обеспечит более широкое использование потенциала российского туристского рынка.

Анализ опыта различных стран свидетельствует о том, что развитие туризма обусловлено степенью участия государства и его поддержкой, а именно степенью приоритетности отрасли на уровне региона и государства. Так, разработанные за рубежом программы стимулирования внутреннего и въездного туризма предусматривают ряд преимуществ, среди которых применение системы льготного налогообложения, упрощение таможенно-визовых формальностей, создание благоприятного инвестиционного климата, рост бюджетных ассигнований, направляемых в инфраструктуру туризма, систему маркетинговых коммуникаций на зарубежных рынках, а также подготовку и переподготовку кадров. Данные мероприятия позволяют, снизив отрицательное сальдо баланса туризма, в значительной мере обеспечить увеличение экспорта туристских услуг [6].

Туризм в российском экспорте услуг в настоящее время не занимает ведущих позиций. В связи с этим в качестве основного фактора, обеспечивающего привлечение иностранных туристов на отечественный туристский рынок, выступает соотношение таких составляющих, как цена и качество. Сопоставимость указанных факторов является принципиально важной для граждан России, которые предстают основным сегментом туристского рынка.

На основе Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года важным направлением является переход к инновационному социально ориентированному типу экономического развития страны путем создания условий, обеспечивающих улучшение качества жизни российских граждан в результате развития туристской инфраструктуры, обеспечения качества и высокого уровня сервисного обслуживания, доступности и конкурентоспособности туристских услуг в России [2].

Туризм, выступая в качестве сектора экономики, участвующего в образовании национального дохода, оказывает прямое и опосредованное влияние на региональное и международное развитие. Показатель оценки вклада туризма в социально-экономическое развитие региона следует рассматривать как основной с позиции обоснования целесообразности  инвестирования в сферу туризма  государственных и частных средств. К объектам оценки относят все отрасли экономики, которые напрямую или косвенно вовлечены в индустрию туризма: сфера транспорта, связи, общественного питания, развлечений, розничной торговли и т.д.

Разработке методики оценки мультипликативного эффекта развития индустрии туризма и гостеприимства на современном этапе уделяется большое внимание в Российской Федерации. Это обусловлено тем, что данная отрасль экономики является приоритетной сферой, которая предусматривает проведение оценки экономической эффективности ее развития, характеризующей степень влияния (в количественном выражении) на экономику региона и государства в целом.

Совокупный доход региона от туризма является показателем, на основании которого можно судить об экономической эффективности туризма в области. Данная категория дает комплексное представление о степени развития туристического бизнеса и его инфраструктуры и может выступать в качестве основы в процессе принятия управленческих решений и проведения корректировки стратегических направлений развития туризма на региональном уровне.

В состав совокупного дохода от туризма целесообразно включать как прямые, так и косвенные доходы.

К прямым доходам от туризма, которые могут быть получены  региональной экономикой, относят налоговые поступления от туристических фирм и организаций в бюджеты различных уровней, прибыль туристических предприятий, направляемую на осуществление инвестиционного процесса и расширение производства и сбыта. В результате бюджеты всех уровней формируются на основе системы различных платежей, сборов, получаемых на прямую от туристских доходов.

Прямые доходы учитывают также и доходы от самодеятельного туризма, которые получены при его организации средствами размещения, предприятиями общественного питания, развлечения и т.д. Однако в качестве проблемы следует выделить невозможность точного учета данных, которые носят оценочный характер, в силу отсутствия полной и достоверной информации [6].

В процессе оценки прямого воздействия туризма рассматривается определение прибыли, получаемой туристическими организациями за отчетный период, и налоговых поступлений от туризма в бюджеты разных уровней. На основе вышеизложенного прямой экономический эффект от туризма характеризуется объемом средств, вырученных от туризма на первом круге обращения средств региональной экономики, вошедший в состав валового регионального продукта.

К косвенным доходам от туризма относят денежные средства туристических фирм, туристов, предприятий сферы туризма для  приобретения основного и оборотного капитала, в том числе оборудования, потребительских товаров и услуг сторонних предприятий. Кроме того, косвенные доходы, получаемые от индустрии туризма, для региона характеризуются их нахождением в пределах территории или области. Оценка косвенных доходов от туризма может быть осуществлена на основе методики определения туристического мультипликатора. Она дает возможность сопоставить вклад отраслей в региональное экономическое развитие [7].

Применение данной методики позволяет рассчитать совокупный доход от туризма, основываясь на результатах, которые получены в процессе оценки прямого экономического эффекта от туризма, учитывая мультипликативный эффект. Этим и обусловлена тесная взаимосвязь указанных направлений, представляя собой единую методику определения совокупного дохода от туризма в региональной экономике.

Как высокодоходная отрасль экономики, туризм позволяет улучшить финансовые показатели эффективности туристской деятельности, обеспечивает появление новых источников и методов финансирования, формирует  дополнительные рабочие места и повышает уровень занятости населения региона.

Имеющейся потенциал и туристско-рекреационные ресурсы обуславливают степень привлекательности туристско-рекреационной территории, а также  возможность формирования и развития туристского рынка. Так, к туристско-рекреационным ресурсам следует отнести ресурсы, которые используются в целях удовлетворения потребностей населения для туризма и отдыха, обеспечивающих возможность организации различных секторов экономики, которые специализируются на процессах рекреационного обслуживания.

В составе основных компонентов туристско-рекреационных ресурсов выступают природные комплексы, культурно-исторические достопри­мечательности, также экономический потенциал территории, включающий туристскую инфраструктуру, материально-техническую базу, трудовые ресурсы [5].

Эффективное функционирование и развитие туристско-рекреационных комплексов должно быть сопряжено с наличием у ресурсов совокупности специфических характеристик, а именно условия и уровень сервисного  обслуживания, уникальность, известность и доступность объектов показа и рассказа, степень живописности и  разнообразия.

Таким образом, основа развития туризма на международном и региональном уровнях – туристско-рекреационные ресурсы. При этом их можно определить в качестве совокупности явлений и объектов  природного  и антропогенного характера, которые используются при разработке и формировании туристского продукта с целью обеспечения туристов возможностями для туризма, рекреации, отдыха.

В соответствии с трактовкой, которая дана Всемирной туристской организацией (UNWTO), под туристским регионом понимается территория, которая располагает большой сетью специальных сооружений и услуг, используемых в процессе отдыха или оздоровления. Процесс формирования и развития региональной туристской индустрии предполагает продвижение видов туризма, базируясь на имеющемся потенциале и эффективном использовании туристских ресурсов с   учетом географического положения, природно-климатических условий, культурно-исторического наследия и наличия достопримечательностей, состояния материально-технической базы, привлекательности для туристов.

Степень развития туризма в регионе характеризуется уровнем  оснащенности туристской инфраструктуры (материально-технические возможности, ресторанная и торговая сеть и прочее). Также следует учесть такие параметры, как состояние сервисной деятельности и обслуживания, емкость территории, состояние экологии, развитие региональной экономики, наличие трудовых, материальных и финансовых ресурсов.

Выбор региона потенциальным туристом, как правило, основан  на социально-экономическом положении места планируемого путешествия. Выгодность географического положения, стабильный уровень жизни, доступная и приемлемая стоимость услуг – вот основные факторы, способствующие оказанию положительного влияния и обеспечивающие выгодное позиционирование региона на рынке туруслуг, повышающие его имидж на международном уровне.

Показатели уровня и стоимости жизни населения в месте туристского назначения определяют доступность данной местности для различных сегментов потребителей, тем самым оказывая влияние на стоимость туристских услуг в регионе.

Развитие сферы туризма путем использования туристско-рекреационного потенциала региона выступает в качестве составного элемента социально-экономической политики территорий, что в свою очередь способствует росту потока туристов и улучшению инфраструктуры и материально-технической базы, в целях повышения качества жизни населения.

Список литературы

  1. Об основах туристской деятельности в Российской Федерации : Федеральный закон РФ от 24 ноября 1996 года. № 132-ФЗ // http://www.garant.ru (дата доступа: 25.12.2015).
  2. О Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года (с изменениями и дополнениями): Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 года № 1662-р // Российская газета, 2008. 20 ноября. С.12.
  3. Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)» [Электронный ресурс] : распоряжение Правительства РФ от 19 июля 2010 года № 1230-р // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Версия Проф» (дата доступа: 25.12.2015).
  4. Алленова, Е. Г. Организационно-экономический механизм формирования туристской территории: на примере Южного Подмосковья [Текст] : автореф. дис. … канд. экон. наук : 08.00.05 / Е. Г. Алленова ; [МГУ]. М., 2006. 27 с.
  5. Богомазова, И. В.  Формирование и развитие сферы туризма в регионе в современных условиях (на примере Белгородской области). Белгород: Издательский дом «Белгород», 2013. 228 c.
  6. Богомазова, И. В.,  Яковенко О. В. Стратегическое развитие сферы туризма в Белгородской области в контексте социально-экономических преобразований региона. Белгород: ООО «Зебра», 2015. 124 с.
  7. Ферару, Г.С., Яковенко О. В. Тенденции, факторы и перспективы стратегического развития туризма в контексте инновационных преобразований  социально-экономической среды региона (на примере Белгородской области) // Научный результат. Серия «Технологии бизнеса и сервиса»,  2015. № 1. С. 19-25.
  8. Tourism strategy vows better future [Electronic resource] // The Free Library / Farlex, Inc. – Huntingdon Valley, PA, 2013. Mode of accesses: http://www.thefreelibrary.com/%20Tourism+strategy+vows+better+%20future.a0183499824 (date of access: 11.01.2016).