16+
DOI: 10.18413/2408-9346-2020-6-3-0-2

Роль государственной поддержки в развитии курортной дестинации Северного Кавказа

Aннотация

Государственная поддержка в курортной дестинации играет ключевую роль в развитии всего сектора туризма в России. На Северном Кавказе данная отрасль активно развивается в каждом из семи регионов, что определяет актуальность рассматриваемой проблемы. В статье рассматривается конструктивный опыт государственного планирования, программирования и проектирования развития туризма в регионах Северо-Кавказского федерального округа (СКФО), обеспечивающего консолидацию усилий государства, бизнеса и общества, скоординированную работу всех публичных структур в рамках туристской политики на государственном и региональном уровнях, а также приведен анализ состояния развития сферы туризма некоторых регионов СКФО. В результате получена ясная картина роли государства в развитии данной отрасли как на региональном, так и на федеральном уровнях, что привело к выводу о том, что системный характер развития туризма и смежных с ним отраслей предусматривает скоординированную работу всех публичных структур в рамках туристской политики на государственном и региональном уровнях.


Введение. Современная наука рассматривает туризм как сложную социально-экономическую систему. Туризм – это отрасль экономики непроизводственной сферы, предприятия и организации которой удовлетворяют потребности туристов в материальных и нематериальных услугах, основная функция которого – обеспечить человека полноценным и рациональным отдыхом. Туризм является фундаментальной основой экономики многих развитых и развивающихся стран мира.

Россия располагает огромным потенциалом как для развития внутреннего туризма, так и для приема иностранных путешественников. У страны есть все необходимое – огромная территория, богатое историческое и культурное наследие, а в отдельных регионах – нетронутая, дикая природа.

Активное государственное регулирование туристской отрасли, имея в виду ее локомотивную роль в мировом, национальном и региональном масштабах, являет собой объективное требование сегодняшнего дня.

Целью исследования является анализ государственной поддержки развития курортной дестинации, а также всей отрасли туризма в целом.

Материалы исследования. Осознание факта и значимости отрасли в жизни страны продемонстрировал Президент страны В.В. Путин в «майских указах» 2018 г., где была затронута идея разработки национального проекта по развитию туризма.

«В России появится новый – 14-й – национальный проект. Он будет посвящен туризму, а его подготовкой сейчас занимается правительство вместе с деловыми объединениями и профильными организациями (Известие…, 2020). Об этом «Известиям» рассказал президент «Опоры России» Александр Калинин, участвующий в заседаниях рабочих групп: «Нацпроект будет направлен на увеличение турпотока в стране и рост выручки в отрасли. Для достижения этих целей кабмин может начать софинансировать расходы туроператоров, удешевлять перевозки и внедрять электронные визы для гостей из-за рубежа на территории всей страны. При оптимистичном сценарии реализация нацпроекта начнется уже в 2021 году и потребует не менее 80 млрд рублей ежегодно» (Известие…, 2020).

На данный момент в России действует Стратегия развития туризма в РФ до 2035 года (Стратегия развития туризма…, 2013). В документе отражены данные о состоянии сферы туризма в РФ в общем, наиболее перспективные его направления, а также прописано, какие виды туризма актуально развивать в  стране сейчас.

Между тем системный характер развития туризма и смежных с ним отраслей предусматривает скоординированную работу всех публичных структур в рамках туристской политики на государственном и региональном уровнях и применение широко набора регулятивных мер (Бутузов, 2018; Истомина, 2018; Кусков, 2017).

В региональном механизме стимулирования туризма востребованным является государственное планирование по ключевым направлениям развития субъектов СКФО. Например, в Республике Дагестан в рамках Плана мероприятий по реализации приоритетного проекта развития Республики Дагестан «Точки роста», инвестиции и эффективное территориальное развитие» на 2018 год туристско-рекреационный комплекс заявлен в числе приоритетных секторов регионального хозяйства, а в Государственной программе развития туризма в Республике Ингушетия исполнителем мер по реализации программы  наряду с Комитетом по туризму Ингушетии принят и Минстрой.

Несомненно, ключевым инструментом в региональном механизме регулирования туристско-рекреационного комплекса в субъектах СКФО является программно-целевой подход. Ныне все Северо-Кавказские регионы имеют программы развития сферы рекреации и туризма, что указывает на значимость этой отрасли для региональных экономик и востребованность программного инструментария в деятельности региональных администраций.

Рассматривая подробно роль государственной поддержки в развитии курортной дестинации, приведем пример нескольких регионов СКФО.

В Республике Ингушетия за 2012-2018 годы сделан ряд шагов, направленных на активизацию развития туристско-рекреационного комплекса Республики Ингушетия:

- создана особая экономическая зона туристско-рекреационного типа на территории Республики Ингушетия в составе Северо-Кавказского туристического кластера;

 - разработан ряд экскурсионных маршрутов, охватывающих всю территорию республики;

 - проведена работа по включению региона в 2 межрегиональных туристских маршрута: «Чайный экспресс» и «Великий шелковый путь» с подписанием соответствующих соглашений;

 - в рамках реализации мероприятий сельского и экологического туризма Распоряжением Правительства Республики Ингушетия от 15 февраля 2016 года № 106-р утверждена Концепция развития сельского и экологического туризма в Республике Ингушетия на 2016 - 2020 годы (Концепция развития сельского…, 2016);

- создан «Центр поддержки народных художественных промыслов Республики Ингушетия».  Основной целью деятельности Центра является оказание консультационной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим деятельность в области народных художественных промыслов, ремесленной деятельности, сельского и экологического туризма.

  - в рамках ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма в РФ (2011-2018 годы)» создан Всесезонный туристический центр «Ингушетия» (Концепция федеральной целевой программы…, 2019).

Главная стратегическая цель туризма в Республике Ингушетия –  создание конкурентоспособного туристско-рекреационного кластера и формирование центра культурно-познавательного, активного, лечебно-оздоровительного и экологического туризма в регионе (Мальсагов, 2017).

Правительство Ингушетии намечает стратегические цели базовых видов туризма (комплексных секторов туристской деятельности):

- Центр культурно-познавательного туризма, обладающий широким кругом уникальных и разнообразных объектов туристского показа, интересных как для жителей России, так и для иностранных граждан, предлагающий качественный экскурсионный продукт;

- Всесезонный лечебно-оздоровительный центр, эффективно соединяющий имеющиеся бальнеологические и рекреационные ресурсы, традиционные и современные методики и технологии оздоровления, обеспечивающий высокий уровень предоставляемых услуг; один из ведущих бальнеологических курортов России;

- один из регионов-лидеров активного и экологического туризма в России, предлагающий широкий спектр интересных возможностей для всесезонного активного отдыха в горах, комплексно и эффективно использующий уникальный рекреационный потенциал территории; лучший из российских горнолыжных курортов круглогодичного функционирования;

- один из ключевых культурных центров СКФО, событийных проектов международного, российского и регионального уровня.

За данный период в Чеченской Республике пришли к следующим результатам. Туристско-экскурсионный поток в Чеченскую Республику в 2017 году превысил 120 тыс. человек, а в 2018 году составил 146 670 человек. Туристско-экскурсионный поток в предшествующие годы ежегодно увеличивался в среднем почти на 50%, во многом за счет развития познавательного, спортивного, делового, лечебно-оздоровительного, событийного видов туризма и начала деятельности местного туроператора ГУП «ТУРЭКС» (с 2015 года). Познавательный туризм составлял в 2017 году 35% от всего туристско-экскурсионного потока, деловой и событийный туризм – 25%, спортивный – 10%, оздоровительный – 5%. Росту туристско-экскурсионного потока способствовали также успешная кампания в секторе B2B (работа с туроператорами и турагентами), введение дополнительного объема номерного фонда, запуск сервиса каршеринг (Государственная программа Чеченской Республики…, 2013).

В Чеченской Республике на 2018 год насчитывается более 100 туристских объектов. Многие объекты были введены в эксплуатацию в последние годы. В частности, завершен нулевой этап строительства и произведен запуск горнолыжного комплекса «Ведучи».

Большинство российских туристов в Чеченской Республику прибывают из Москвы, Санкт-Петербурга, Республики Крым, Краснодарского края, Урала, Ростова-на-Дону, Ставропольского края, Республики Дагестан и Северной Осетии-Алании.

Результаты исследования и их обсуждение. Перспективным направлением развития сектора является развитие внутреннего туризма, привлечение туристов из СКФО и РФ на существующие туристские активы. Обладая уникальными природными, географическими и этнографическими ресурсами, Чеченская Республика также может расширять портфель видов туризма (оздоровительного, экстремально-спортивного, событийного, экологического и этнографического туризма). Возможны разработка совместного с соседними регионами туристского продукта, развитие экстремально-спортивного туризма и формирование зон познавательного туризма (пример – зона «Грозный плюс»). Данное направление развития станет возможным во многом благодаря повышению узнаваемости бренда Чеченской Республики и использованию новых каналов продвижения (социальных сетей и агентов влияния).

Увеличение транспортной доступности региона является еще одной возможностью для развития туризма. Будет реализована концепция «В город Грозный без пересадок», выстроена сеть авиамаршрутов с другими крупными городами, более эффективно будут использоваться возможности железнодорожного сообщения, будет развиваться сеть общественного транспорта для самостоятельно передвижения внутри региона.

Некоторый вклад в рост сектора внесет также повышение предпринимательской активности. Будут открываться семейные апарт-отели, созданы новые объекты придорожной инфраструктуры, будет налажена бесперебойная продажа сувенирной продукции (Розанова, 2018).

С целью создания в Чеченской Республике современного высокоэффективного и конкурентоспособного туристско-рекреационного комплекса Правительством Чеченской Республики утверждена и реализуется государственная программа «Развитие культуры и туризма в Чеченской Республике» (Государственная программа Чеченской Республики…, 2013). В рамках программных мероприятий и внебюджетных инвестиций построены и функционируют многие объекты туристской сферы. Правительство Чеченской Республики уделяет большое внимание объектам спортивно-оздоровительного туризма.

Министерство Чеченской Республики по туризму планирует:

  1. Организацию межрегионального «Road Show» по 38 городам России для знакомства туроператоров и жителей этих городов с туристским потенциалом республики;
  2. Открытие представительств ТИЦ «Visit Chechnya» в различных странах мира;
  3. Комплексную модернизацию  СТК «Кезеной-Ам» и дооснащение ВТРК «Ведучи» в целях разнообразия спектра предоставляемых услуг в комплексах, что будет способствовать большему притоку туристов;
  4. Издание кулинарной книги о вайнахской кухне с целью популяризации чеченской национальной кухни и культуры;
  5. Развитие спелеотуризма в горной части Чеченской Республики. Это даст районам образования карстовых пещер дополнительный приток туристов со всего мира. Пещеры «Хенхал» и «Буккузи» при строительстве необходимой инфраструктуры могут стать центром притяжения тысяч туристов.

Город Грозный будет позиционироваться как главный бренд зонтичного типа по восьми турпродуктам (направлениям):

  • Грозный City+: башни и смотровая площадка;
  • мечеть «Сердце Чечни»;
  • Грозненское море (дельфинарий,  фонтан, пляж, башня-ресторан и т. п.); ресторан Paradise; цветочный сад; Аргун (Мечеть); Шали (Мечеть);
  • Гудермес и аквапарк; «Ахмат -Арена»; «Молл».
  • Грозный Extreme & Sport: «Ведучи»; Грозный Highlander21 (джип-туры, туры по горам на квадроциклах, горные велосипеды, рафтинг, лошади, кемпинг);
  • Грозный Rally Land (Форт Грозный, симуляторы гонок 360°, тюнинг-центр и пр.);
  • Грозный Open Race Север (квадроциклы, багги, трасса для демонстрации возможностей джипов).

В Ставропольском крае – самом большом регионе СОФО тема курортной дестинации актуальна более всех. Здесь планируется создание «Туристического контура Ставропольского края» за счет новых точек развития различных видов туризма на основе транспортного контура, состоящего из маршрутов разной продолжительности для разных категорий путешественников. В рамках этого мероприятия возможно также создание брендового маршрута края.

Основные виды туризма в рамках «туристического контура»:

  • лечебно-оздоровительный туризм: Кавказские Минеральные воды (КМВ); г. Георгиевск, г. Буденновск (йодобромные источники);
  • культурно-познавательный туризм: г. Ставрополь и его окрестности; Кавказские Минеральные воды и его окрестности;
  • из примеров потенциального развития сельского туризма: вдоль туристического контура может быть выбрано несколько объектов соответствующего профиля;
  • промышленный туризм: г. Невинномысск и окрестности, г. Буденновск;
  • креативный туризм: создание турпродуктов возможно вдоль всего туристического контура;
  • центры развития туризма: на данный момент вся туристическая инфраструктура сконцентрирована на территории Минераловодской агломерации.

Несимметричность туристической отрасли можно гармонизировать за счет двух туристических центров: Кавказские Минеральные воды и г. Ставрополь. Кроме того, целесообразно создание центра на юге Ставропольского края, ввиду существенного потенциального расширения инвестиционной активности в этой области, и в целом практически любой город и населенный пункт способен стать точкой притяжения туристов и соответственно претендовать на создание подобных уникальных центров.

Варианты структурирования туристического контура Ставропольского края по разным видам туризма представлены на рисунке 1 (Стратегия социально-экономического развития Ставропольского края…, 2017).

Рис.1 Варианты структурирования туристического контура по разным видам туризма

Fig. 1. Options for structuring the tourist contour by different types of tourism

 

Новый бренд КМВ должен, с одной стороны, объединять все города-курорты, а, с другой стороны, четко позиционировать каждый из них. Таким образом, под зонтичным брендом КМВ объединяются и в то же время получают индивидуальную идентичность бренды каждого курорта. Предлагается при формировании бренда базироваться на образе четырех стихий. Тему четырех стихий могут в дальнейшем развить и дополнить четыре времени года, четыре времени жизни, четыре типа лечения. Использование различных цветовых решений и изображений позволит развить линейки сувенирной продукции для каждого города и КМВ в целом. Также необходимо обеспечить зонтичное брендирование сопутствующих экспортных товаров: косметика и парфюмерия, натуральные лекарства и БАДы, вода и здоровое (функциональное питание) питание.

Ключевые элементы территориального брендинга КМВ представлены на рисунке 2.

Рис. 2 Ключевые элементы территориального брендинга КМВ

Fig. 2. Key elements of CMS territorial branding

 

Для планомерного увеличения туристического потока необходимо создание новых объектов размещения, развитие сопутствующей инфраструктуры, а также редевелопмент существующих объектов. Диверсификация гостиничного сектора позволит привлекать целевые аудитории с разными доходами, а также усилит конкуренцию в секторе туризма.

Расширение ассортимента объектов размещения, в том числе с акцентом на новые современные форматы (аппартаменты, апарт-отели, бутик-отели, конгресс-центры и конгресс-отели, гостиничные сети) за счет привлечения крупных российских и международных брендов в регион позволит задать новые стандарты гостиничного обслуживания в Ставропольском крае, что благоприятно скажется на туристическом потоке.

Масштабное развитие туризма потребует реализации ряда дополнительных мероприятий на территории КМВ:

  • подготовка и продвижение законодательной инициативы региона в части внесения изменений в Градостроительный Кодекс Российской Федерации, иные нормативные правовые акты на уровне Российской Федерации по механизмам ликвидации незавершенных объектов и долгостроя;
  • создание условий для сезонного и круглогодичного купания: восстановление водных зеркал, очистка ряда водоемов для создания купален, строительство круглогодичного аквапарка, открытых и крытых бассейнов общего пользования во всех городах-курортах;
  • создание торговой улицы в городе-курорте Кисловодске с привлечением мировых брендов одежды и аксессуаров;
  • строительство мегамолла на территориях КМВ с комплексом развлечений;
  • развитие велоспорта (общий велоконтур КМВ), триатлона, ралли, конного спорта, трекинга и норвежской ходьбы, скалолазания, дельтапланеризма и воздухоплавания;
  • развитие развлечений для детей и юношества: аттракционов, пандапарков, специализированных центров дополнительного образования;
  • строительство и организация театральных и концертных площадок для организации гастрольной деятельности и постоянных коллективов;
  • развитие общественного экологичного транспорта;
  • развитие зоны для элитарных видов спорта: тенниса и гольфа;
  • создание всероссийского научно-практического центра реабилитации и геронтологии;
  • развитие в регионе курортологических компетенций;
  • трансформация традиционных форм курортного обслуживания в современные форматы: СПА, Детокс, здоровый образ жизни;
  • строительство и реконструкция площадок для спортивно-концертной деятельности;
  • создание музеев и выделение площадок openspace;
  • разработка единых стандартов для автобусного экскурсионного обслуживания.

Необходимо позиционирование Ставропольского края как туристического направления. Общая направленность всех основных отраслей края – сельское хозяйство, химическая промышленность, лечебно-оздоровительный туризм – касается основополагающих потребностей человека: здоровье, вкусная и здоровая пища, современные технологии, которые защищают и создают дополнительный комфорт. В связи с этим представляется возможным позиционирование всего региона как туристического направления следующим образом:

 – «Отдых в Ставропольском крае: «Родись заново»;

 – «Отдыхай правильно»;

– «Отдыхай по науке».

Надо вводить в потребление сельский туризм, промышленный туризм, гастрономический туризм и др. Новые центры туризма гармонично вписываются в эту концепцию – правильный отдых в правильном месте, с пользой для здоровья. Также в эту концепцию вписываются все виды туризма с другим смысловым оттенком слогана – отдых, связанный с наукой (химией, например).

Прогноз количества иностранных и внутренних туристов, а также экскурсантов опирается на данные Стратегии развития туризма в Ставропольском крае до 2030 года и на развитие новых центров туризма в Ставропольском крае. В Стратегии развития туризма до 2030 года основной точкой развития указана Минераловодская агломерация. Поскольку предлагается создать новые дополнительные опорные центры развития туристической отрасли, прежде всего, Ставрополь (в том числе как центр делового и конгрессного туризма) и центры «второго уровня» (Буденновск, Невинномысск), прогнозируемое количество ежегодных туристов в Ставропольском крае органически вырастет и достигнет к 2035 году 3,4 млн человек (при сохранении экономической, финансовой и политической конъюнктуры 2017 года, а также при реализации программы продвижения Ставропольского края как туристического направления). Объем платных туристских услуг достигнет к 2035 году 5,6 млрд рублей.  При этом число необходимых мест/коек в коллективных средствах размещения Ставропольского края должно составить к 2035 году более 160 тыс. единиц.

Правительство Республики Северная Осетия-Алания отмечает высокую значимость развития курортной дестинации среди других сфер социально-экономического развития региона.

Стратегия социально-экономического развития республики до 2030г. (Стратегия социально-экономического развития Республики Северная Осетия-Алания, 2019) предусматривает следующие шаги развития туризма в регионе:

  1. Развитие туристско-рекреационного субкластера в г. Владикавказ: развитие культурно-исторического центра г. Владикавказа (проспект Мира, Центральный парк и набережная реки Терек) и реализация проекта «Водная станция»;
  2. Развитие туристско-рекреационного субкластера «Цей»: разработка и утверждение стратегической концепции, актуализация генплана, поиск источников финансирования, проработка портфеля инвестиционных площадок;
  3. Развитие туристско-рекреационного субкластера «Горная Дигория»: разработка и утверждение стратегической концепции, схемы размещения мест туристского показа, схемы размещения объектов придорожного сервиса, программы обеспечения инженерной и иной инфраструктурой;
  4. Развитие туристско-рекреационного субкластера «Куртатинское ущелье»: разработка и утверждение стратегической концепции, схемы размещения мест туристского показа, схемы размещения объектов придорожного сервиса;
  5. Развитие туристско-рекреационного субкластера «Урсдон»: разработка стратегической концепции;
  6. Развитие туристско-рекреационного субкластера «Тагаурия»: разработка и утверждение стратегической концепции, схемы размещения мест туристского показа, схемы размещения объектов придорожного сервиса;
  7. Развитие туристско-рекреационного субкластера «Мамисон»: разработка и утверждение стратегической концепции, подготовка портфеля инвестиционных площадок.

Также на начальном этапе развития кластера необходимо обеспечить повышение доступности рекреационных территорий Республики Северная Осетия-Алания для организованных групп туристов, в том числе за счет разработки и внедрения  механизма облегчения доступа иностранных граждан на режимные территории республики, обладающие значительным рекреационным потенциалом, в туристских целях (внесение изменений в законодательство), развития прямого авиасообщения с другими регионами, разработки и утверждения общей схемы размещения объектов придорожного сервиса на территории туристско-рекреационного кластера «Солнечный пояс Алании».

Туристско-рекреационный кластер «Солнечный пояс Алании» должен стать одним из ключевых элементов туристско-рекреационного кластера Южного полюса роста, развивающимся на основе эффективного межрегионального сотрудничества (Рисунок 3).

Рис.3 Туристско-рекреационный кластер «Солнечный пояс Алании»

Fig. 1. Tourist and recreational cluster «Sunny Belt of Alanya»

Заключение. Таким образом, системный характер развития туризма и смежных с ним отраслей предусматривает скоординированную работу всех публичных структур в рамках туристской политики на государственном и региональном уровнях. В подобном контексте государственное планирование, программирование и проектирование развития туризма в регионах СКФО правомерно рассматривать как целостный механизм, позволяющий задействовать уникальный рекреационный потенциал, консолидировать усилия государства, бизнеса и общества на стратегических императивах форсированного роста … для постепенного обеспечения самодостаточного существования субъектов РФ, входящих в состав СКФО, а также содействие их интеграции в национальную и мировую экономику.

С учетом планов по кластерному региональному развитию туризма в России планируется к реализации несколько инвестиционных проектов в области лечебно-оздоровительного туризма, в том числе инвестиционный проект «Кавказ»: Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика, Чеченская Республика, Ставропольский край, Республика Осетия – Алания, Республика Ингушетия, Республика Адыгея.

 

Информация о конфликте интересов: авторы не имеет конфликта интересов для декларации.

Conflicts of Interest: the authors have no conflict of interests to declare.

Список литературы

Концепция федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2019-2025 годы)» [Текст]: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2019 года № 2129.

Стратегия развития туризма в РФ до 2035 года [Текст]: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2019 года №2129-р.

Государственная программа Чеченской Республики «Развитие культуры и туризма в Чеченской Республике», [Текст]: Постановление Правительства Чеченской Республики от 19 декабря 2013 года N 336.

Концепция развития сельского и экологического туризма в Республике Ингушетия на (2016 - 2020 годы), Распоряжение Правительства Республики Ингушетия от15 февраля 2016 года N 106-р.

Стратегия социально-экономического развития Республики Ингушетия до 2035 года, [Текст]: Постановлений Правительства Республики Ингушетия от 17 августа 2016 года № 154.

Стратегия социально-экономического развития Республики Северная Осетия-Алания до 2030 года, [Текст]: Распоряжение Министерства Экономического развития Республики Северная Осетия-Алания от 8 октября 2019 года  № 60-РЗ.

Стратегия социально-экономического развития Ставропольского края до 2035 года, [Текст]: Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 23 марта 2017 г. № 132.

Стратегия социально-экономического развития Чеченской Республики до 2025 года, [Текст]: Распоряжение Правительства Чеченской Республики от 20 июня 2012 года N 185-р.

Бутузов А.Г. Этнокультурный туризм. Учебное пособие / Кнорус, 2018. – 73 с.

Известие (2020), «Тур де Рус: в стране появится новый нацпроект», URL: https://iz.ru/1021258/ekaterina-vinogradova/tur-de-rus-v-strane-poiavitsia-novyi-natcproekt (дата обращения: 09.06.2020).

Истомина Э.Г. Внутренний туризм и туристские ресурсы России. / ИНФРА-М, 2018. – 346 с.

Кусков А.С. Основы туризма / КноРус, 2017. –32 с.

Мальсагов Б.Д. В стране башен и легенд: средневековая архитектура Ингушетии / Назрань, 2017. – 220 с.

Меняйлов А.А., Узденова С.Б., Баласанян С.А. К некоторым вопросам организации этнического туризма в Карачаево-Черкесии // Региональные проблемы преобразования экономики. Махачкала. 2019. № 2. С. 138–143.

Розанова Т.П. Маркетинг услуг гостеприимства и туризма. / Дашков и К0, 2018. – 132 с.

Соколова Н.А. Туризм в Российской Федерации. Правовое регулирование / Wolters Kluwer, 2017. – 87 с.