16+

К ВОПРОСУ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ СТРОИТЕЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Aннотация

Рассмотрены вопросы повышения конкурентоспособности предприятий на примере строительного комплекса, а именно предприятий, использующих в своей деятельности древесину. Большое внимание уделено показателям качества продукции и стабильности качества товара. Показано, что строительство жилья из древесины имеет большие перспективы, однако его масштабы сдерживаются несовершенством технологии выращивания деревьев. Лесопосадки генномодифицированных пород деревьев являются наиболее эффективным и реализуемым способом решения этой проблемы. Предлагаемые мероприятия позволят в ближайшее время не только повысить конкурентоспособность предприятий строительного комплекса, но и улучшить экологию.


Известно, что конкуренция является неотъемлемой частью рыночных отношений. Конечная экономическая цель функционирования любой предпринимательской структуры на целевом рынке – это одержание частичной или полной победы в конкурентной борьбе. Не исключением являются и предприятия строительной индустрии. Одним из необходимых условий для достижения указанной выше цели является наличие у предприятия такого товара или услуги, который был бы существенно лучше по потребительским и иным свойствам по сравнению с аналогичной продукцией, выпускаемой главными конкурентами.

Конкурентоспособность продукции предприятия представляет собой такой уровень его экономических, технических и эксплуатационных параметров, который позволяет выдержать соперничество (конкуренцию) с другими аналогичными товарами на рынке. Исходным фактором, определяющим числовые оценки всех остальных факторов, является соблюдение международных и отечественных стандартов, регламентирующих различные вопросы обеспечения качества [4].

В научной литературе представлены различные точки зрения на состав факторов, определяющих уровень конкурентоспособности товара. Так, Завьялов П.С. считает, что конкурентоспособность продукции определяют следующие факторы: цена, затраты на эксплуатацию или потребление, предоставляемый сервис, реклама, имидж и авторитет фирмы, соотношение между спросом и предложением [1]. Однако итоговым критерием оценки конкурентоспособности он считает долю рынка, занимаемую данной продукцией.

Фатхутдинов Р.А. приводит следующие факторы (индикаторы) конкурентоспособности товара: относительная доля рынка, издержки, отличительные свойства, степень освоения технологии, метод продаж, имидж (известность) [3].

Одним из основных способов повышения конкурентоспособности является повышение качества товара. Качество товара – это совокупность свойств выпускаемой предприятием продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.

К настоящему времени выделились три направления в трактовке понятия «качество продукции»:

  • качество, отожествляемое с каким-то одним, главным (единичным) свойством продукции;
  • качество, рассматриваемое только с точки зрения соответствия чертежам, техническим условиям и стандартам (фактически характеризующее не качество продукции, а качество результата выполненной работы, изготовленной продукции);
  • качество, изучаемое с точки зрения комплекса отдельных полезных потребительских свойств, составляющих это качество.

Единичный показатель качества продукции – показатель качества продукции, характеризующий одно из ее потребительских свойств. Комплексный показатель качества продукции – показатель качества продукции, характеризующий несколько ее потребительских свойств. Интегральный показатель качества продукции – комплексный показатель качества продукции, отражающий соотношение полезного суммарного эффекта от эксплуатации или потребления продукции и суммарных затрат на ее создание и эксплуатацию или потребление. Главное (единичное) качество – это качество, отождествляемое с каким-то одним доминирующим свойством, характеризующим потребительную стоимость данного продукта труда, при условном абстрагировании от всех остальных его потребительских свойств [4].

Стабильность качества товара подразумевает его неизменность на протяжении определенного периода. Выпуск конкурентоспособной продукции является одной из важных задач для любого предприятия, поскольку дает больше потенциала для возмещения производственных затрат и выполнения обязательств, позволяет охватить большее количество потребителей в сегменте рынка.

В настоящее время человечество стало уделять все большее внимание экологии среды своего обитания, особенно жилья. Возрастают требования к экологическим показателям строительных материалов и изделий. С этой точки зрения непревзойденным строительным материалом является натуральная древесина, поэтому современные деревянные дома относятся к элитному жилью и стоят дороже рядовых построек. Древесина – это, пожалуй, единственный строительный материал, который отвечает всем требованиям качества.

Согласно литературным данным ежегодно площади лесов на Земле сокращаются на 9,5 миллиона гектаров [2]. Для их быстрого воспроизводства ученые предлагают создавать трансгенные деревья, которые в пять раз продуктивнее, чем естественные породы. В настоящее время эксперименты ведутся в Пущинском филиале Института биоорганической химии РАН. Ученые создают трансгенные формы лиственных пород, в основном осины и березы, которые лидируют по скорости роста и наиболее распространены в России.

Суть в том, что из 40 тысяч генов, которые управляют биосинтезом древесины, нужно выбрать один, отвечающий за скорость, с которой растет дерево. Затем в лаборатории «печатается» несколько копий данного гена, после чего они вводятся в геном растения.

Трансгенные деревья будут обладать рядом преимуществ, например, быстрее растут. В средней полосе России осина обычно вырастает за 25-30 лет. Ученые намерены сократить этот период в полтора раза – до 15-20 лет. Пока в лабораторных условиях смогли добиться 15-процентного ускорения. Кроме того, будет улучшено качество древесины за счет повышения в ней содержание целлюлозы.

Уже этой осенью в нескольких регионах России начнутся полевые испытания, планируется высадить 300 тысяч саженцев – берез и осин. Эксперимент продлится три года, за это время специалисты получат образцы древесины с открытого грунта и данные о ее свойствах. После этого будут выбраны перспективные клоны для дальнейшего распространения, и тогда можно говорить о переходе к более масштабному проекту, например, по организации опытного производства – закладывать плантацию и выращивать эти деревья для промышленных целей [2].

Масштабы строительства жилья из древесины сдерживаются несовершенством технологии выращивания деревьев. Однако нет сомнений в том, что в ближайшие 2, 3 десятилетия будут разработаны интенсивные технологии производства древесных растений, позволяющие во много раз ускорить рост деревьев, повысить их качество и снизить стоимость. Гарантией этого являются огромные успехи генной инженерии в последние годы.

При сравнительной оценке технико-экономических показателей искусственных строительных материалов и древесины необходимо учитывать, что последняя относится к числу возобновляемых ресурсов, а первые – нет. Добыча и переработка глины, песка, известняка, мела, природного камня наносит существенный и трудно поправимый ущерб окружающей среде. В этой связи уместно напомнить, что 40 лет тому назад местная строительная организация начала производить щебень из скальных пород горы Машук под Пятигорском. Если бы эта пагубная инициатива не была пресечена благодаря вмешательству общественности, от знаменитых гор Пятигорска сейчас бы мало что осталось и неповторимый ландшафт и микроклимат этого региона были бы нарушены. В то же время опыт Финляндии показывает возможность интенсивного производства древесины с применением эффективных технологий воспроизводства лесонасаждений. Если наладить технологии производства древесины на основе достижений генной инженерии и не только в холодной Финляндии, но и в тропиках, то ее стоимость может быть снижена многократно.

Исходя из изложенного, авторы полагают, что производство строительных материалов и изделий из натуральной древесины в ближайшие десятилетия должно резко возрасти. При этом большие объемы производства этого материала никак не отразятся на его качестве. Это связано со значительным расширением лесопосадок. Если широко использовать генномодифицированные породы деревьев, устойчивых к пониженным температурам, дефициту или избытку влага, избытку солей в почве, то можно увеличить площади лесных насаждений строительного назначения на земном шаре в кратное число раз. Это не только позволит решить проблему качественного жилья, но и окажет исключительно благоприятное влияние на климат нашей планеты, будет способствовать снижению содержания углекислого газа в атмосфере, ослабит парниковый эффект, будет способствовать смягчению климатических колебаний и катаклизмов. Перечислить все многообразие положительных эффектов предложенных мероприятий довольно трудно. В то же время вряд ли есть отрицательные последствия их реализации.

В настоящее время мнения ученых по поводу причин глобального потепления климата разделились. Наиболее обоснованным представляются данные о том, что основной причиной этого являются процессы, происходящие на солнце и в околоземном пространстве. Однако нет никаких сомнений, что хищническое и бессистемное уничтожение лесов на планете является причиной усиления ураганов, наводнений и других стихийных бедствий. «Восьмерка» и «двадцатка» ведущих политических деятелей ведущих стран мира уже не раз рассматривали эту проблему, но не приняли ни одного решения по ней.

Совершенно очевидно, что широкомасштабные лесопосадки генномодифицированных пород деревьев являются наиболее эффективным и реализуемым в ближайшие два десятилетия способом решения этой проблемы. Однако, для этого нужна мобилизация упомянутых «восьмерки» и «двадцатки», что позволило бы, во-первых, переориентировать такие технологические гиганты, как фирма «MONSANTO» (США) на производство модифицированных пород, а не вредных для человечества модифицированных растений и животных пищевого назначения.

Реализация изложенных выше соображений позволит:

  • резко повысить качество изделий, снизить сроки строительства;
  • уменьшить затраты на рекультивацию земель, выведенных из строя предприятиями строительных материалов;
  • остановить рост содержания углекислого газа в атмосфере.

Список литературы

  1. Завьялов П. С., Демидов В. Е. Формула успеха: маркетинг. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 1998. 340 с.
  2. Российская газета – федеральный выпуск. №4997 (173). Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.rg.ru/2009/09/16/derevia.html.
  3. Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность: Россия и мир, 1992- 2015. М. : Экономика, 2010. 459 с.
  4. Царев В. В. Оценка конкурентоспособности предприятия (организаций) / В. В. Царев, А. А Кантарович, В. В. Черныш. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2012. 799 с.