Бизнес-модель предприятий индустрии туризма на базе технологии блокчейн
Технология блокчейн является порождением процессов цифровой трансформации экономики. Несмотря на то, что ее алгоритм впервые был описан еще в 1991 году, она все еще находится в начальной фазе своего развития. Появившись в финансовом секторе, в дальнейшем блокчейн распространился на другие сферы, в том числе и туристскую индустрию. Благодаря способности блокчейна формировать транспарентность процессов, он может стать основой фундаментальных трансформаций в деловых отношениях в индустрии туризма и радикальных преобразований бизнес-процессов. Для того, чтобы потенциал блокчейна в туристской отрасли раскрылся наиболее эффективно, необходимо перестроить туристские бизнес-модели на его основе. В представленном исследовании предпринята попытка ответить на вопрос: если технология блокчейн будет интегрирована с бизнес-моделями туризма, какие изменения это внесет в существующие модели? Целью представленного исследования явилась разработка концептуальной бизнес-модели предприятий туристской индустрии, функционирующих на базе платформы блокчейна. Для достижения указанной цели был реализован редизайн бизнес-модели Osterwalder Canvas в сфере туризма на блокчейн-платформе. Основным методом сбора данных являлся экспертный опрос, проведенный в формате полуструктурированных личных интервью. Для проведения опроса были отобраны 12 респондентов. Критерием отбора явилась работа в области блокчейна и туризма в течении не менее 10 лет. Вопросы для интервью были разработаны в соответствии с бизнес-моделью Остервальдера – Business Model Canvas. Результаты исследования отражены в формате бизнес-модели для индустрии туризма. Данное исследование имеет несколько теоретических выводов: во-первых, внедрение технологии блокчейна в туризме создает новую отраслевую бизнес-модель, во-вторых, предлагаемая модель рассматривает рынок туристского бизнеса с системной точки зрения, в-третьих, блокчейн создает уникальную возможность удовлетворить потребности стейкхолдеров и клиентов в сфере туризма посредством однорангового взаимодействия. Практическое значение исследования выражается в определении важной роли дезинтермедиации и смарт-контрактов в туристской бизнес-модели на блокчейн-платформе. Децентрализация способствует транспарентности и информационной безопасности, укрепляет доверие туристов.
Арифуллин М. В., Романов А. А., Тараканова О. В. Бизнес-модель предприятий индустрии туризма на базе технологии блокчейн // Научный результат. Технологии бизнеса и сервиса. 2024. Т. 10. № 1. С. 4-21. DOI: 10.18413/2408-9346-2024-10-1-0-1
Пока никто не оставил комментариев к этой публикации.
Вы можете быть первым.
Платов А. В., Новичкова И. А., Литвинова О. И., Хореева Н. К. Менеджмент впечатлений в туризме // Научный результат. Технологии бизнеса и сервиса. 2022. Т. 8. № 4. С. 36-49.
Платов А. В., Новичкова И. А., Лустина Т. Н. [и др.] Влияние блокчейна на уровень дезинтермедиации в индустрии туризма // Финансовые рынки и банки. 2023. № 6. С. 205-211.
Buhalis, D. and Law, R. (2008), Progress in information technology and tourism management: 20 years on and 10 years after the internet—The state of eTourism research, Tourism Management, 29 (4), pp. 609–623.
Christensen, C. M. (2013), The innovator’s dilemma: when new technologies cause great firms to fail, Boston, MA, Harvard Business School Press.
Collomb, A. and Sok, K. (2016), Blockchain/distributed ledger technology (DLT): What impact on the financial sector? Digiworld Economic Journal, 103, pp. 93–111.
Cong, L. W. and He, Z. (2019), Blockchain disruption and smart contracts, The Review of Financial Studies, 32(5), pp. 1754–1797.
Crosby, M., Pattanayak, P., Verma, S. and Kalyanaraman, V. (2016), Blockchain technology: Beyond bitcoin, Applied Innovation Review, 2 (6), pp. 71.
Douglas, S. and Meijer, A. (2016), Transparency and public value—Analyzing the transparency practices and value creation of public utilities, International Journal of Public Administration, 39 (12), pp. 940–951.
Erceg, A., Damoska Sekuloska, J. and Kelic, I. (2020), Blockchain in the tourism industry – A review of the situation in Croatia and Macedonia, Informatics, 7(1), pp. 5–20.
Ferrarini, B., Maupin, J. and Hinojales, M. (2018), Digital identity – A gateway to all other use cases, In K. Subbiah, et al. (Eds.), The age of Blockchain: A collection of articles, USA, IndraStra Global, pp. 9–15.
Fyall, A., Callod, C. and Edwards, B. (2003), Relationship marketing: The challenge for destinations, Annals of Tourism Research, 30 (3), pp. 644–659.
Gelter, H. (2017), Digital tourism-an analysis of digital trends in tourism and customer digital mobile behaviour. Visit Artic Europe. URL: http://www.lme.fi/media/vae-outcomes/rd-results/report-visit-arctic-europe-mission-3-summary-2.pdf (дата обращения 17.11.2023).
Grimmelikhuijsen, S. G. and Meijer, A. J. (2014), Effects of transparency on the perceived trustworthiness of a government organization: Evidence from an online experiment, Journal of Public Administration Research and Theory, 24 (1), pp. 137–157.
Holotescu, C. (2018), Understanding blockchain opportunities and challenges, In: 4 Conference proceedings of eLearning and software for education (eLSE), Bucharest, Romania, pp. 275–283.
Holotiuk, F., Pisani, F. and Moormann, J. (2017), The impact of blockchain technology on business models in the payments industry, In: Proceedings of 13th international conference on Wirtschaftsinformatik (WI 2017), Gallen, Switzerland, pp. 912–926.
Iansiti, M. and Lakhani, K. R. (2017), The truth about Blockchain, Harvard Business Review, 95 (1), pp. 118–127.
Lemieux, P. (2013), Who is satoshi nakamoto? Regulation, 36 (3), pp. 14–16.
Lemieux, V. L. (2016), Trusting records: Is Blockchain technology the answer? Records Management Journal, 26 (2), pp. 110–139.
Liu, Y., Liu, J., Salles, M. A. V., Zhang, Z., Li, T., Hu, B. and Lu, R. (2022), Building blocks of sharding blockchain systems: Concepts, approaches, and open problems, Computer Science Review, 46, pp. 100513.
Lokøy, E. N., and Nyberg, O. (2018), Blockchain business models-a case study of incumbents in established industries in the Nordic region, MSc in innovation and entrepreneurship, Center for Entrepreneurship, University of Olso, pp. 1–87.
Nam, K., Dutt, C. S., Chathoth, P. and Khan, M. S. (2019), Blockchain technology for smart city and smart tourism: Latest trends and challenges, Asia Pacific Journal of Tourism Research, 26 (4), pp. 1–15.
Nofer, M., Gomber, P., Hinz, O. and Schiereck, D. (2017), Blockchain, Business andInformation Systems Engineering, 59 (3), pp. 183–187.
Onder, I. and Treiblmaier, H. (2018), Blockchain and tourism: Three research propositions. Annals of Tourism Research, 72 (C), pp. 180–182.
Osterwalder A. (2004), The business model ontology a proposition in a design science approach, Université de Lausanne, Faculté des hautes études commerciales.
Rejeb, A., Keogh, J. G. and Treiblmaier, H. (2020), The Impact of Blockchain on Medical Tourism, In K. R. Lang, et al. (Eds.), WeB 2019, Lecture notes in business information processing: 403, Smart Business: Technology and Data Enabled Innovative Business Models and Practices, Cham: Springer.
Tapscott, D, and Tapscott, A. (2016), Blockchain revolution: how the technology behind bitcoin is changing money, business, and the world. New York: Penguin Random House, 384 р.
Thees, H., Erschbamer, G. and Pechlaner, H. (2020), The application of blockchain in tourism: use cases in the tourism value system, European Journal of Tourism Research, 26 (2602).
Treiblmaier, H. and Onder, I. (2019), The impact of blockchain on the tourism industry: A theory-based research framework, In H. Treiblmaier and R. Beck (Eds.), Business Transformation through blockchain, Palgrave Macmillan, pp. 3–21.
Tyan, I., Yagüe, M. I. and Guevara-Plaza, A. (2020), Blockchain Technology for SmartTourism Destinations, Sustainability, 12 (22), рр. 9715.
UNWTO (2020), International tourism growth continues to outpace the global economy. World Tourism Organization. URL: https://www.unwto.org/international-tourism- growth-continues-to-outpace-the-economy (дата обращения 17.11.2023).
White, G. R. (2017), Future applications of blockchain in business and management: A Delphi study, Strategic Change, 26 (5), рр. 439–45.
Willie, P. (2019), Can all sectors of the hospitality and tourism industry be influenced by the innovation of blockchain technology? Worldwide Hospitality and Tourism Themes, 11(2), рр. 112–120
Yandle, B. (2010), Lost trust: The real cause of the financial meltdown, The Independent Review, 14 (3), рр. 341–361
Yli-Huumo, J., Ko, D., Choi, S., Park, S. and Smolander, K. (2016), Where is current research on blockchain technology? A systematic review, PLoS One, 11(10), Article 0163477.
Zambrano, R. (2017). Blockchain: Unpacking the disruptive potential of blockchain technology for human development. URL: https://idl-bnc-idrc.dspacedirect.org/bitstream/handle/10625/56662/IDL-56662.pdf. (дата обращения 17.11.2023)