Факторы внешней и внутренней среды, влияющие на конкурентоспособность гостиничного предприятия
При изучении вопроса конкурентоспособности предприятия крайне важно осознавать, что конкурентоспособность – это динамическое понятие, на которое влияют различные внутренние и внешние факторы окружающей среды, которые могут меняться с течением времени. Актуальность изучения факторов конкурентоспособности гостиничных предприятий обусловлена необходимостью их эффективной адаптации к быстро меняющимся условиям рынка, включая изменение потребительских предпочтений, технологические инновации и изменения в законодательной и экономической среде. Целью исследования является анализ основных факторов внешней и внутренней среды, а также разработка рекомендаций по управлению этими факторами для повышения общей конкурентоспособности. Особое внимание уделяется инструментам для управления этими факторами, также акцентируется важность гибкости в адаптации бизнес-модели гостиничного предприятия, что включает изменение структуры услуг, ценовой политики и системы обслуживания. Для достижения поставленной цели в работе использованы методы анализа, синтеза и систематизации, а также сравнительный анализ для выявления ключевых факторов, определяющих конкурентоспособность гостиничных предприятий в разных условиях. Рассмотрены превалирующие внешние и внутренние вызовы, с которыми сталкиваются гостиничные предприятия, и предложены способы эффективного реагирования на них с целью повышения конкурентоспособности. Особое внимание уделено значению инновационного подхода, оперативности в реагировании на изменения и постоянному улучшению качества обслуживания. Исследование показало, что конкурентоспособность гостиничных предприятий зависит от внутренних факторов (качество услуг, профессионализм персонала, технологии) и внешних (экономическая ситуация, социальные изменения, климат). Практическая значимость работы заключается в предложенных методах, которые помогут укрепить конкурентную позицию на рынке через гибкость, инновации и работу с данными.
Моляков В.М., Валеева Ю.С. Факторы внешней и внутренней среды, влияющие на конкурентоспособность гостиничного предприятия // Научный результат. Технологии бизнеса и сервиса. 2025. Т. 11. № 2. С.
Пока никто не оставил комментариев к этой публикации.
Вы можете быть первым.
Агяд М. Факторы нестабильности и их влияние на деятельность гостиничных предприятий // ХХХII Международные Плехановские чтения. Сборник статей аспирантов и молодых ученых, Москва, 15–19 апреля 2019 года. Москва: Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, 2019. С. 281-286.
Гордеев Н. С. Факторы конкурентоспособности гостиничного предприятия / Н. С. Гордеев, Л. В. Ковынева // Научно-техническое и экономическое сотрудничество стран АТР в XXI веке. 2019. Т. 2. С. 262-266.
Гостиничные услуги (рынок России). URL: https://www.tadviser.ru/index.php (дата обращения: 20.02.2025).
Долгов И. С. Влияние факторов внешней и внутренней среды на деятельность гостиничного предприятия // Вестник индустрии гостеприимства: международный научный сборник. Выпуск 13. Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный экономический университет, 2023. С. 75–77.
Мамедкулиева О. А. Стратегия повышения конкурентоспособности как фактор развития предприятия гостиничного хозяйства // Экономика и управление: новые вызовы и перспективы. 2016. № 10. С. 28-31.
Маркетинговое исследование гостиничного рынка РФ в 2019 – 2024 гг. с прогнозом до 2028 г. URL: https://expertcc.ru/projects/nedvizhimost/marketingovoe-issledovanie-gostinichnogo-rynka-rf-tsfo-i-moskvy-2017-2023-s-prognozom-do-2026 / (дата обращения: 20.02.2025).
Махлуф А. Обеспечение устойчивого развития гостиничных предприятий на основе повышения их конкурентоспособности: специальность 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством», диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук, 2021. – 210 с.
Менеджмент туризма: Учебник для обучающихся по направлению подготовки «Менеджмент» / А. Д. Чудновский, Н. В. Королев, Е. А. Гаврилова [и др.]. Москва : Федеральное агентство по туризму, 2014. – 576 с.
Моровова И. М. Факторы повышения конкурентоспособности гостиничного предприятия / И. М. Моровова, К. А. Сурмина // Развитие сферы услуг в условиях глобализации экономики: современные тренды, актуальные проблемы и пути их решения. Сборник статей по материалам III Международной научно-практической конференции, Нижний Новгород, 27 декабря 2023 года. Княгинино: Нижегородский государственный инженерно-экономический университет, 2024. С. 238-243.
Сазонова Н. А. Факторы внешней и внутренней среды, влияющие на деятельность предприятий гостиничного бизнеса // Грани гостеприимства – 2023. Материалы V Международной научно-практической конференции, Казань, 10 ноября 2023 года. Казань: Издательство «Познание», 2024. С. 302-305.
Современный менеджмент и управление: тенденции и перспективы развития. Сборник научных трудов. Симферополь : Общество с ограниченной ответственностью «Издательство Типография «Ариал», 2023. – 723 с.
Федеральная служба государственной статистики (Росстат). Число въездных туристских поездок иностранных граждан в Россию. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/poezdki_12-2024.xlsx (дата обращения: 20.01.2025).
Худайназаров Н. Показатели и факторы конкурентоспособности услуг предприятий гостиничного бизнеса // Тенденции развития туризма и гостеприимства в России. Материалы IV Международной студенческой научной конференции, Москва, 26 марта 2021 года / Под редакцией С.В. Дусенко, О.Н. Толстых. Москва. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодёжи и туризма (ГЦОЛИФК)», 2021. С. 325-330.
Buffa, F., Franch, M and Rizio, D. (2018), “Environmental management practices for sustainable business models in small and medium sized hotel enterprises”, Journal of Cleaner Production, [Online], available at: https://doi.org/10.1016/j.jclepro.2018.05.143 (Accessed: 26.04.2025).
Gulakdeniz, E. and Karadas, G. (2024), “The impact of employees' perceptions regarding hotels’ green intellectual capital on their environmental perceptions: A mediating moderation model”, Heliyon, [Online], available at: https://doi.org/10.1016/j.heliyon.2024.e39559 (Accessed: 26.04.2025).