Влияние организационной культуры на развитие человеческого капитала в малых предприятиях туристской индустрии
В развитии туристской индустрии важную роль играют малые предприятия. На их производительность и устойчивость оказывает влияние человеческий капитал, предиктором формирования которого является организационная культура предприятия. В этом контексте особенно важно изучение сущности организационной культуры малых предприятий туристской индустрии и её влияния на формирование и развитие их человеческого капитала. В исследовании применялись обобщение, статистический анализ, анкетный опрос, абстрактно-логический методы. Библиографический анализ литературы позволил выявить недостаточную проработку теоретико-методических и практических аспектов формирования организационной культуры малых предприятий туристской индустрии и её влияния на развитие их человеческого капитала. На основе анализа определены тенденции сокращения малого предпринимательства туристской индустрии Российской Федерации. Сформулирована гипотеза о наличии зависимости развития туристкой индустрии страны от уровня её социально-экономического развития, которая подтверждена при помощи международных сравнений. В ходе исследования сформулирована дефиниция понятия «организационная культура», рассмотрены факторы её взаимосвязи и взаимозависимости с человеческим капиталом малых предприятий туристской индустрии. При помощи анкетного опроса среди обучающихся факультета туризма и сервиса, проходивших производственную практику в малых предприятиях туристской индустрии, определены недостатки их организационной культуры, преодоление которых поможет усовершенствовать процессы формирования и эффективного использования их человеческого капитала как важного условия повышения конкурентоспособности и эффективности функционирования.
Грицаенко Г.И. Влияние организационной культуры на развитие человече-ского капитала в малых предприятиях туристской индустрии // Научный ре-зультат. Технологии бизнеса и сервиса. 2025. Т. 11. № 2. С.
Пока никто не оставил комментариев к этой публикации.
Вы можете быть первым.
Андреева Е. В. Профессионально-этический аспект развития туристской дестинации Республики Саха (Якутия) // Современные проблемы науки и образования. 2019. № 3. С. 54.
Аренков И. А., Зябриков В. В., Шевазуцкий И. Р. Деловая культура во внутренней среде фирмы // Вестник Санкт-Петербургского университета. Экономика. 2023. Т. 39, № 3. С. 402-436. DOI: 10.21638/spbu05.2023.306
Ибрагимов Э. Э., Верна В. В., Юрченко Д. В. Клиентоориентированность персонала как элемент организационной культуры предприятий в индустрии туризма и гостеприимства Крыма // Таврические студии. 2024. № 37. С. 30-34.
Измайлова М. А. Значимость корпоративной культуры для устойчивости компаний в условиях кризисных явлений // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2022. Т. 13, № 1. С. 8-26. DOI: 10.18184/2079-4665.2022.13.1.8-26
Лебедева Т. Е., Лазутина А. Л., Орлова А. Организационная культура и ее значение для малых предприятий туризма // Актуальные вопросы современной экономики. 2019. № 4. С. 1221-1228.
Лесников А. И., Котова Т. П. Тренды инновационной сервисной системы предприятий индустрии гостеприимства в контексте дивергентного сервиса // Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика. 2023. № 2 (44). С. 46-56. DOI: 10.17122/2541-8904-2023-2-44-46-56
Руднев Е. А. Организационная культура российских компаний в условиях социально-экономических изменений // Российский журнал менеджмента. 2023. Т. 21, № 4. С. 600-618. DOI: 10.21638/spbu18.2023.407
Саксина Н. Н., Бабенко С. А. Стратегия развития трудовой активности персонала: формирование организационной культуры предприятия // Экономика промышленности. 2018. Т. 11, № 4. С. 327-337. DOI: 10.17073/2072-1633-2018-4-327-337
Томилин О. Б., Фадеева И. М., Томилин О. О. Состояние организационной культуры промышленных кластеров региона // Регионология. 2022. Т. 30, № 1 (118). С. 178-203. DOI: 10.15507/2413-1407.118.030.202201.178-203
Arfiansyah, Z. (2021), “The effect of enterprise risk management, knowledge management, and organizational culture on organizational resilience”, International Journal of Contemporary Accounting, 3 (2), pp. 93-114. DOI: 10.25105/ijca.v3i2.9227
Chmielewska-Muciek, D. and Zinczuk, B. (2023), “Organizational culture conducive to the implementation of corporate social responsibility (CSR) in the enterprise”, Scientific Papers of Silesian University of Technology Organization and Management Series, 178, pp. 177-189. DOI: 10.29119/1641-3466.2023.178.9
Kakarougkas, C. (2022), “Modeling the Elements of Organizational Culture that Formulate the Design of the Internal Environment of Tourist Businesses: A Literature Review”, in Katsoni, V. (ed.), Tourism, Travel, and Hospitality in a Smart and Sustainable World, Springer Proceedings in Business and Economics. Springer, Cham, pp.133-142. DOI: 10.1007/978-3-031-29426-6_9
Li, X. and Luo, J. (2025), “Research on Organizational Innovation Atmosphere, Organizational Learning, and Innovation Performance in Enterprise Digital Transformation”, International Journal of Sociologies and Anthropologies Science Reviews, 5 (1), pp. 579-590. DOI: 10.60027/ijsasr.2025.4990
Omanova, N. R. q. (2025), “Assessing the impact of corporate culture on enterprise performance in businesses”, Innovation Science and Technology, 1 (2), pp. 96-101. DOI: 10.55439/IST/vol1_iss2/51
Prayudi, A., Badewin, B., Machdie, M. and Arifansyah, A. (2024), “The Role of Ethical Leadership, Corporate Culture, Employee Empowerment and Organizational Commitment on Employee Productivity: Case Study of State Owned Enterprise Employee”, International Journal of Business, Law, and Education, 5 (2), pp. 2663-2674. DOI: 10.56442/ijble.v5i2.929
Protasiewicz, A. and Zalesko, E. (2024), “The Organizational Culture and Innovation of Businesses in the Era of the Fourth Industrial Revolution”, Studies in Logic, Grammar and Rhetoric, 69 (1), pp. 661-681. DOI: 10.2478/slgr-2024-0033
Schein, E. H. (1985), Organizational Culture and Leadership: A Dynamic View, San Francisco, Jossey-Bass, USA.
Smara, R. and Bogatyreva, K. A. (2023), “Moving to ambidextrous organization:a systematic literature review”, Vestnik of Saint Petersburg University. Management, 22 (2), pp. 191-225.
World Bank Group (2025), Human Capital Index : HCI Data 2020 URL: https://datacatalog.worldbank.org/search/dataset/0038030 (Accessed 23 March 2025).
World Economic Forum (2025), Travel & Tourism Development Index 2024 URL: https://www.weforum.org/publications/travel-tourism-development-index-2024/ (Accessed 23 March 2025).
World Population Review (2025), GDP Ranked by Country 2024 URL: https://worldpopulationreview.com/countries/by-gdp (Accessed 23 March 2025).
Публикация выполнена в рамках научной темы: «FRRS-2023-0033 Формирование социально-экономических условий эффективного развития малых форм хозяйственной деятельности региона»