Управленческие подходы к реализации «третьей миссии» университета
Современный университет проходит фундаментальную трансформацию, заключающуюся в переходе от модели университета, состоящего из монодисциплинарных факультетов и образования на основе исследований, к модели университета третьего поколения. Для университета третьего поколения характерно наличие помимо традиционных двух миссий, связанных с передачей информации и генерацией новых знаний, третьей миссии. Авторами проанализированы труды российских и зарубежных исследователей, посвященные третьей миссии университетов. В настоящее время отсутствует единый концепт, описывающий указанное понятие. Проведенный теоретический анализ источников позволил выявить набор характеристик третьей миссии университета, связанных с междисциплинарностью, международной деятельностью, развитием каналов взаимодействия с внешней средой, наличием предпринимательской экосистемы. Исследование практического опыта вузов Самарской области в части реализации третьей миссии доказывает наличие значительного числа характеристик университета третьего поколения, но не позволяет сделать вывод о масштабном переходе на стадию университета третьего поколения. В целом деятельность университетов осуществляется в соответствии с моделью гумбольдтовского университета, однако федеральные программы и проекты приводят организации высшей школы к необходимости дальнейшего развития в части более системной и глубокой реализации третьей миссии. Дальнейшие этапы перехода к университету третьего поколения могут быть связаны с модернизацией структуры университета с целью более масштабного внедрения подходов, характерных для высшей школы следующего этапа эволюционного развития.
Смирнова С. Б., Шабанов Д. М. Управленческие подходы к реализации «третьей миссии» университета // Научный результат. Технологии бизнеса и сер-виса. 2025. Т. 11. № 2. С.
Пока никто не оставил комментариев к этой публикации.
Вы можете быть первым.
Виссема Й.Г. Университет третьего поколения: Управление университетом в переходный период / Йохан Г.Виссема : [перевод с английского]. Москва: Издательство «Олимп-Бизнес», 2016. – 432 с. (Библиотека Сбербанка. Т.70).
Дремова О.В., Щеглова И.А. Третья миссия университетов в России: тренд на (не)коммерциализацию? //Университетское управление: практика и анализ. 2022. Т.26. №2. С.27-37.
Жабин А.П., Кандрашина Е.А. Современные проблемы управления изменениями в высшей школе России // Вестник Самарского государственного экономического университета. 2021. № 2 (196). С.51-59.
Кудряшова Е.В., Сорокин С.Э. «Третья миссия» в программах развития российских университетов (на примере вузов Северо-Западного федерального округа) // Знание. Понимание. Умение. 2019. № 4. С.78-88.
Мархл М., Паусист А. Методология оценки третьей миссии университетов // Научный электронный ежеквартальный журнал Непрерывное образование: XXIвек. 2013. Выпуск 1. С.1-13.
Смородинская Н. Тройная спираль как новая матрица экономических систем // Инновационная экономика. 2011. № 4 (150). С.66-78.
Франк Е.В. Формирование региональной инновационной системы на базе опорного вуза: Дис. … докт. экон. наук. СПб, 2021. – 337 с.
Чаплаев Х.Г., Тавбулатова З.К. Третья миссия университета и ее роль в стратегическом процессе развития вуза // Экономические исследования. 2022. № 2. С. 1-6.
Шарыкина Э.А., Митрофанова Е.Г. Третья миссия университета как базовый элемент устойчивого развития // Управление образованием: теория и практика. 2023. Том 13. № 4. С. 53-67.
Compagnucci, L. and Spigarelli, F. (2020), “The Third Mission of the university: A systematic literature review on potentials and constraints”, Technological Forecasting & Social Change, 161.
Di Berardino, D. and Corsi, C. (2018), “A quality evaluation approach to disclosing third mis- sion activities and intellectual capital in Italian universities”,Journal of Intellectual Capital, 19 (1), pp. 178–201.
Etzkowitz, H. (2016), “The entrepreneurial university: Vision and metrics”, Industry and Higher Education, 30 (2), pp. 83–97.
Freel, M., Persaud, A. and Chamberlin T. (2019), “Faculty ideas and universities’ third mission”, Technological Forecasting and Social Change, 147, pp. 10-21.
Mora, J.-G., Ferreira, C., Vidal, J. and Vieira, M.-J. (2015), “Higher education in Albania: developing third mission activities”, Tertiary Education. Management, 21 (1), pp. 29–40.
Owusu-Kwatering, A., Jack, S., Forson, C., and Dada, O. (2025), “In pursuit of the third mission: Exploring women’s participation in academic engagement activities in sub-Saharan Africa”, Technovation, 141.
Sanchez-Barrioluengo, M., and Benneworth, P. (2019), “Is the entrepreneurial university also regionally engaged? Analysing the influence of university's structural configuration on third mission performance”, Technological Forecasting & Social Change, 141, pp. 206-218.
Trencher, G., Yarime, M., McCormick, K.B., Doll, C.N.H., and Kraines, S.B. (2014), “Beyond the third mission: exploring the emerging university function of co-creation for sustain-ability”, Science Public Policy, 41 (2), pp. 151–179.