Образовательная экскурсия как метод более глубокого изучения предмета и повышения квалификации
В современных образовательных системах все большее значение приобретают интерактивные и практико-ориентированные методы обучения, позволяющие не только передавать знания, но и развивать у обучающихся целый комплекс профессиональных и личностных компетенций. Одним из таких методов является образовательная экскурсия, которая дает возможность погрузиться в реальную профессиональную среду и формирует у студентов и специалистов более глубокое понимание изучаемого предмета. Однако вузы зачастую подходят формально к проведению образовательных экскурсий. Для решения данной проблемы в статье анализируются концептуальные основы, исторический контекст и практические аспекты организации образовательных экскурсий, приводятся аргументы в пользу их эффективности при использовании в учебном процессе бакалавров, магистров и при повышении квалификации, а также рассматриваются возможные барьеры и перспективы развития этого метода. В рамках проведенного исследования в статье сформулирована цель – показать значение и многообразие возможностей, которые открывает современная образовательная экскурсия для получения профессиональных компетенций студентов гуманитарных специальностей. Проведенные исследования доказали эффективность организации образовательных экскурсий, необходимость введения их в учебные планы, что требует разработки методических указаний с описанием механизма проведения экскурсии и критериев оценки их эффективности.
Кузьмина Е. Е. Образовательная экскурсия как метод более глубокого изучения предмета и повышения квалификации // Научный результат. Технологии бизнеса и сервиса. 2025. Т. 11. № 3. С.
Пока никто не оставил комментариев к этой публикации.
Вы можете быть первым.
Вахрушев И. Б., Заславский Г. А. Методика организации учебных экскурсий для студентов специальности «Туризм» // Учёные записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. География. Геология. 2018. Т. 4 (70). № 1. С. 15–23.
Гончаров В.П. Практико-ориентированный подход в высшей школе: теоретические и прикладные аспекты // Высшее образование в России. 2021. № 12. С. 65–72.
Ефимова Е.Н. Профориентационная экскурсия как одна из эффективных форм профессионального просвещения обучающихся ГБПОУ «СПЭТ» // Молодой ученый. 2016. № 12 (116). С. 858-863.
Кузьмина Е.Е. Опыт применения инновационных технологий
в преподавании учебных дисциплин на примере вузов США // Образование в глобальном мире: инновации, проблемы и перспективы: сборник статей по итогам Международной научно практической конференции / отв. ред. Е. Е. Кузьмина. Москва; Берлин: Директ-Медиа. 2018. С.14-18.
Нужнов И. Н. Исторический опыт развития экскурсионного и школьного туризма в России в XIX в. // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015. Т. 33. С. 126–130. URL: http://e-koncept.ru/2015/95410.htm (дата обращения 29.07.2025).
Осокина Ю. Места для индустриального туризма: металлургический комбинат, стекольный завод и автомобильные концерны URL: https://experience.tripster.ru/articles/mesta-dlya-industrialnogo-turizma/ (дата обращения 29.07.2025).
Письмо Минпросвещения России от 16.06.2022 N 06-836 "О направлении информации" (вместе с "Методическими рекомендациями по организации экскурсий для обучающихся, включая экскурсии по историко-культурной, научно-образовательной и патриотической тематике". Утв. Минпросвещения России 10.06.2022).
Питюков В.Ю., Гусева И.В. Учебные экскурсии в процессе
профессиональной правовой подготовки студентов // Вестник РМАТ. 2014. № 4. С. 60-63
Подготовка и проведение экскурсии: методическое пособие / сост.
Индисова Т. Р. Великий Устюг; Вологда: ВОУНБ. 2016. - 38 с.
Резго Г.Я., Кузьмина Е.Е., Новиков О.А. и др. Инновационные технологии преподавания дисциплин: монография / под ред. Г.Я. Резго. М.: РГТЭУ. 2009. – 262 с.
Хисамутдинова А.Ф., Хайретдинова Н.Э. История формирования понятия «экскурсия»: некоторые аспекты историографии проблемы // Genesis: исторические исследования. 2017. № 7. С. 79-86. URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=23183References (дата обращения 29.07.2025).
Bahl, A. and Kuzmina, E.E. (2013), “lnnovative Educational Technologies as a Factor of student Motivation: Experience in Russian Universities”, Annual Conference Proceedings Marketing Education, New Challenges and Opportunities, pp. 228-231.
Dewey, J. (1997), Experience and Education, New York, Macmillan, 96 p.
Kolb, D. (2015), Experiential Learning: Experience as the Source of Learning and Development, New Jersey, Prentice Hall, 390 p.