16+

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БАЗ ДАННЫХ В ПРОДВИЖЕНИИ ТУРИСТСКИХ ТЕРРИТОРИЙ

Aннотация

В сложившихся социально-экономических условиях туризм представляет собой ту традиционную область, где наблюдается активное применение информационных технологий. Имеющуюся информацию используют для формирования туристских карт, информационных буклетов, печатно-информационной продукции.

Характерной особенностью индустрии туризма выступает наличие большого количества и разнообразия информационных потоков, сопровождающихся необходимостью актуализации и присутствием высокой степени обменных операций. Информационное взаимодействие присутствует среди всех участников туристского рынка. Особенное внимание отводится информации, которая предназначена для потенциальных туристов. Все это является необходимыми характеристиками туристского продукта и предоставлением исчерпывающего информирования туристов, которое может быть аккумулировано базами данных.


Статья выполнена в рамках гранта Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских ученых – кандидатов наук. Тема «Развитие конкурентных преимуществ сферы туризма с целью повышения эффективности региональной экономики» (МК-8062.2016.6)

Туризм как социально-экономическое явление оказывает положительное воздействие на снижение уровня безработицы, значительное увеличение поступлений в бюджеты всех уровней, обеспечивает благоустройство территории. Тем не менее, развитие туризма на региональном уровне в большинстве субъектов Российской Федерации сдерживается недостаточным уровнем инфраструктуры, финансирования, нестабильностью экономики.

Информационная эпоха, стартовавшая в 70-80-х гг. XX века, определила всевозрастающую роль информации в жизни общества. В связи с этим повышается ее значимость, обусловленная общим ростом информационных потребностей и развитием информационных услуг. 

Для информационных технологий характерны следующие черты, среди которых:

  • всепроникающий характер и широкое распространение;
  • обеспечение более эффективного функционирования рынков в результате снижения входных барьеров;
  • ускорение инновационного процесса, позволяющего минимизировать расходы по обработке существенных объемов информации и сократить время на  разработку новой продукции.

Все эти процессы не обошли и сферу туризма, обеспечивая возможность формирования, продвижения и реализации туристского продукта.  Их активное внедрение и применение определяет успех работы и ведения бизнеса.

Проблемы, связанные с информационным обеспечением туристского бизнеса на уровне регионов, могут быть решены при использовании в  процессах планирования и управления сферой  туризма различных информационных систем, содержащих сведения о туристском потенциале, обеспечив тем самым  возможность проведения сбора и анализа необходимой информации, а также формирования узнаваемого регионального туристского продукта. Это обуславливает развитие и значительное увеличение экономических и качественных показателей.

В качестве основных потребителей туристского информационного продукта выступают различные пользователи – отделы региональных администраций по развитию туризма, занимающиеся планированием  развития дестинации, туристы, осуществляющие  выбор мест для отдыха и изучающие  туристские маршруты, туристские фирмы, средства размещения, предприятия транспортной инфраструктуры и т.д.

Основным механизмом по хранению и аккумулированию информации являются  базы данных, содержащие сведения  о характеристиках туристского продукта. Эффективность применения баз данных обуславливает  результативность деятельности и обеспечивает оперативную обработку информации и надежное хранение. Их использование в практической деятельности позволяет увеличить эффективностьимеющихся  данных путем:

  • хранения информации, являясь источником, позволяющим оперативно получить данные;
  • количественного учета памятников природы, истории, культуры;
  • возможного формирования туристских маршрутов;
  • осуществления анализа потоков туристов и развития территории.

Наибольшее распространение и востребованность в индустрии туризма получила система управления базами данных MS OfficeAccess. Ее популярность подтверждается наличием ряда достоинств:

  • удобный пользовательский интерфейс, позволяющий работать с программой пользователю без специальных навыков и образования, создавать базы данных, осуществлять оперативный ввод и обработку сведений в таблицах, формировать отчеты и обрабатывать запросы;
  • совместимость созданных файлов с другими приложениями MS Office, обеспечивая импорт таблиц, изображений и презентаций;
  • трансляция данных на языке HTML;
  • надежность системы защиты от несанкционированного доступа к данным;
  • быстрота поиска и обработки информации.

Для развития конкурентных преимуществ сферы туризма с целью повышения эффективности региональной экономики сформирована база данных «Туристские объекты Белгородской области». Белгородская область обладает экономическими возможностями, способствующими формированию конкурентных преимуществ сферы туризма, обладая большим потенциалом для развития.

Для создания благоприятных условий развития внутреннего и въездного туризма, удовлетворения потребностей жителей области в качественных и доступных туристских услугах, а также формирования современной инфраструктуры реализуется Государственная программа «Развитие экономического потенциала и формирование благоприятного предпринимательского климата в Белгородской области на 2014-2020 годы». В рамках данной программы выделена подпрограмма «Развитие туризма, ремесленничества и придорожного сервиса». Разнообразие исторического наследия, высокий интеллектуальный и культурный потенциал определяют благоприятные долгосрочные перспективы развития туристского комплекса на территории региона.

Сформированная база данных предназначена для накопления, хранения,  систематизации и оперативной обработки информации.

База данных содержит объекты туризма, сгруппированные по категориям – природные, экскурсионные, археологические, этнографические, памятники архитектуры и градостроительства, объекты сельского туризма и объекты туристской инфраструктуры.

Каждая из представленных групп включает объекты различной направленности.

1. Природные объекты туризма – заказники, урочища; заповедники; реки, озера, пруды, родники; пещеры; природные парки, сады.

2. Экскурсионные объекты туризма – краеведческие музеи; художественные музеи, историко-художественные музеи, исторические музеи, художественные галереи; памятники;

литературные музеи, историко-литературные музеи и др.

3. Археологические объекты туризма – городища; селища; поселения; стоянки; места нахождения археологических предметов.

4. Этнографические объекты туризма – национальные сельские усадьбы; дома мастеров и ремесленников; музеи и центры народного творчества; фестивали славянской культуры.

5. Памятники архитектуры и градостроительства – церкви; храмы; усадьбы; постройки.

6. Военно-исторические объекты туризма – памятники; мемориальные комплексы; музеи.

7. Объекты сельского туризма – гостевые усадьбы; сельские усадьбы; объекты развлечения; музеи русско-народной тематики.

8. Объекты туристской инфраструктуры – средства размещения; объекты досуга, отдыха и развлечения; предприятия общественного питания.

На рис. 1 отражена ER-диаграмма структуры базы данных «Туристские объекты Белгородской области».

Используемые таблицы и поля содержат различную информацию. Например,  категория «Экскурсионные объекты туризма» представлена следующими таблицами:

    1. Museums and folklore centers – таблица музеи и центры народного творчества.

Number – код поля. Integer, первичный ключ.

Area – площадь. Integer.

Name – наименование. Тext (50).

Description – описание. Тext (50).

    2. Museum – таблица музеи.

Number – код поля. Integer, первичный ключ.

Area – площадь. Integer.

Name – наименование. Тext (50).

Description – описание. Тext (50).

Location – место нахождения. Тext (50).
    3. Literarymuseums, historicalandliterarymuseumтаблица литературные музеи, историко-литературные музеи.

Number – код поля. Integer, первичный ключ.

Area – площадь. Integer.

Name – наименование. Тext (50).

Description – описание. Тext (50).

Address – адрес. Тext (50).

Service – оказание услуг. Тext (50).

Founder – дата основания. Integer.

Opening date – дата открытия. Integer.

Additional service – дополнительные услуги. Тext (50).

    4. Museums and folklore centers – таблица музеи и центры народного творчества.

Number – код поля. Integer, первичный ключ.

Area – площадь. Integer.

Name – наименование. Тext (50).

Description – описание. Тext (50).

    5. Russian museum of folk-flavored – таблица музеи русско-народной тематики.

Number – код поля. Integer, первичный ключ.

Area – площадь. Integer.

Name – наименование. Тext (50).

Description – описание. Тext (50).

    6. National rural estates – таблица национальные сельские усадьбы.

Number – код поля. Integer, первичный ключ.

Area – площадь. Integer.

Name – наименование. Тext (50).

Description – описание. Тext (50). 

    7. Leisure facilities, recreation and entertainment – таблица объекты досуга, отдыха и развлечения.

Name – наименование. Тext (50).

Area – площадь. Integer.

Address – наименование. Тext (50).

Phone – телефон. Integer.

Schedule – график работы. Тext (50).

Services – услуги. Тext (50).

Description – описание. Тext (50).

Рис. 1. ER-диаграмма структуры БД

Fig. 1. ER-diagram of the data base structure

 

Используемые таблицы и поля содержат различную информацию. Например,  категория «Экскурсионные объекты туризма» представлена следующими таблицами:

    8. Museums and folklore centers – таблица музеи и центры народного творчества.

Number – код поля. Integer, первичный ключ.

Area – площадь. Integer.

Name – наименование. Тext (50).

Description – описание. Тext (50).

    9. Museum – таблица музеи.

Number – код поля. Integer, первичный ключ.

Area – площадь. Integer.

Name – наименование. Тext (50).

Description – описание. Тext (50).

Location – место нахождения. Тext (50).

    10. Literarymuseums, historicalandliterarymuseumтаблица литературные музеи, историко-литературные музеи.

Number – код поля. Integer, первичный ключ.

Area – площадь. Integer.

Name – наименование. Тext (50).

Description – описание. Тext (50).

Address – адрес. Тext (50).

Service – оказание услуг. Тext (50).

Founder – дата основания. Integer.

Opening date – дата открытия. Integer.

Additional service – дополнительные услуги. Тext (50).

    11. Museums and folklore centers – таблица музеи и центры народного творчества.

Number – код поля. Integer, первичный ключ.

Area – площадь. Integer.

Name – наименование. Тext (50).

Description – описание. Тext (50).

    12. Russian museum of folk-flavored – таблица музеи русско-народной тематики.

Number – код поля. Integer, первичный ключ.

Area – площадь. Integer.

Name – наименование. Тext (50).

Description – описание. Тext (50).

    13. National rural estates – таблица национальные сельские усадьбы.

Number – код поля. Integer, первичный ключ.

Area – площадь. Integer.

Name – наименование. Тext (50).

Description – описание. Тext (50).

    14. Leisure facilities, recreation and entertainment – таблица объекты досуга, отдыха и развлечения.

Name – наименование. Тext (50).

Area – площадь. Integer.

Address – наименование. Тext (50).

Phone – телефон. Integer.

Schedule – график работы. Тext (50).

Services – услуги. Тext (50).

Description – описание. Тext (50).

    Сортировка информации может быть проведена по различным критериям, например «Район» (рис. 2).

Рис. 2. Фрагмент содержимого баз данных

Fig. 2. Fragment of the data base table contents

 

Данные представлены с учетом применения оператора SQLselect, имеющего следующий синтаксис:

SELECT Mounds – Городища, Area – район;

FROM Mounds;

WHERE (((Mounds.Area)=«Shebekino»)).

База данных содержит данные о характеристиках объектов, их описание, которые послужат основой для развития внутреннего и въездного туризма. При этом она предусматривает реализацию следующих функций:

  • формирование паспортов туристских объектов (природные, экскурсионные, археологические, этнографические, памятники архитектуры и градостроительства, объекты сельского туризма);
  • ведение паспортов объектов туристской инфраструктуры;
  • обслуживание информационных запросов по туристическим объектам.

В целом имеющаяся информация может быть использована при формировании и проектировании туров с учетом ресурсного потенциала, может применяться различными субъектами туристской деятельности с целью осуществления зонирования территории, для определения зон концентрации туристско-рекреационных объектов, наиболее привлекательных для туристов и инвестиционной деятельности, а также обоснования перспективных видов туризма в регионе. Накапливаемая информация может использоваться при планировании общего хозяйственного использования территории.

Одной из первостепенных  задач при развитии туризма является  формирование качественной информационной инфраструктуры. Это обусловлено необходимостью информационных услуг и туристам, и организаторам. Применение современных электронных средств информации позволит предложить потребителям возможность детального описания и ознакомления с туристскими центрами, туристскими услугами, достопримечательностями.

 

Информация о конфликте интересов: автор не имеет конфликта интересов для декларации.

Conflicts of Interest: author have no conflict of interests to declare.

Список литературы

  1. Богомазова, И. В. Информационно-коммуникационные технологии как фактор развития регионального туристско-рекреационного комплекса [Электронный ресурс] / И. В. Богомазова, С. Г. Стенюшкина// Сетевой научно-практический журнал «Научный результат». Серия Технологии бизнеса и сервиса. 2015. № 2. С. 64-71. Режим доступа : http://www.belsu-research-result.ru/images/issue2/business/business2.pdf (дата обращения: 20.04.2017).
  2. Бочарников, В. Н. Информационные технологии в туризме [Текст] : учебное пособие / В. Н. Бочарников, Е. Г. Лаврушина, Я. Ю. Блиновская. 2-е изд. стер. М. : ФЛИНТА. 2013. 358 с.
  3. Информационные процессы в социально-культурном сервисе и туризме [Электронный ресурс] // Режим доступа :  http://gendocs.ru/ page=16 (дата обращения: 20.04.2017).
  4. Информационное обеспечение туризма [Текст] / Н. С. Морозова, М. А. Морозов, А. Д. Чудновский, М. А.  Жукова, Л. А. Родигин. М. : Федеральное агентство по туризму. 2014. 288 с.
  5. Климова, Т. Б. Повышение туристской привлекательности территории в контексте развития мобильных приложений [Электронный ресурс] / Т. Б. Климова, Е. В. Вишневская, И. В. Богомазова // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1. Режим доступа  http://www.science-education.ru/121-18631 (дата обращения: 20.04.2017).
  6. Родигин, Л.  А. Интернет-технологии в туризме [Текст] : учебное пособие / Л. А. Родигин.  М. : Советский спорт. 2007. 388 с.
  7. Ушакова, Е. О. Эффективность внедрения геоинформационных систем управления региональными ресурсами развития туризма [Текст] // Российское предпринимательство. 2013. № 21 (243). С. 76-85. Режим доступа :  http://bgscience.ru/lib/8311/ (дата обращения 20.04.2017).
  8. Черепанова, К. Роль информации в туризме [Текст] : учебное пособие/ К. Черепанова, Е. А. Шанц. Шадринск : Шадринский государственный педагогический институт. 2010.  150 с.