ВОЗМОЖНОСТИ СОВМЕСТНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДОВ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ТЕХНИЧЕСКОГО СЕРВИСА
Aннотация
Предприятию необходимо организовать свою деятельность так, чтобы при достаточно высоком уровне качества выпускаемой продукции снизить затраты на качество. Здесь необходимы мероприятия по управлению качеством, причем вначале нужно использовать семь классических инструментов, потом применять статистические методы контроля качества.
Предприятия имеют большие затраты на контроль и исправление, в то время как затраты на предупреждение дефектов почти не прослеживаются в общем объеме затрат. Затраты на контроль можно оптимизировать с помощью внедрения методов управления качеством метрологического обеспечения предприятий. При разработке современной системы качества используют совместный эффект наиболее известных средств и методов методологий бережливого производства, Всеобщего управления качеством, «6 сигм» и моделирования процессов в среде IDF0 для реализации процессного подхода.
Процессный подход к организации системы качества предприятия по техническому обслуживанию и ремонту машин необходим для обеспечения единства в разработке методологии управления качеством, наилучшего распределения ресурсов, потоков, «входов» и «выходов» процесса, организации четкой системы заинтересованности персонала в качестве. Построение системы качества предприятия основано на процессной модели управления, которая становится базой для внедрения методов Бережливого производства. Стабильность процессов в этой системе обеспечивает концепция «6 сигм», а процессный подход позволят придать деятельности потоковую направленность для возможности дальнейшей оптимизации параметров этих потоков. При такой интеграции методов «формально» описанная система менеджмента качества начинает действительно работать.
Таким образом, при создании современной системы качества на предприятии технического сервиса важно учесть факторы, обеспечивающие эффективный анализ процессов, а также внедрить совокупность средств и методов управления качеством, при этом анализировать все положительные и отрицательные изменения в анализе динамики затрат на качество.
Ключевые слова: система менеджмента качества, инструменты качества, затраты на качество, процессный подход
Актуальность. Качество новой и отремонтированной техники отечественного машиностроения слабо обеспечивается современным производством, основные причины – это архаичные методы управления качеством и контроля [1] и отсутствие процессного подхода при организации системы менеджмента качества (СМК) в соответствии с международными стандартами семейства ИСО 9000 [2]. Отсюда и низкая экономическая эффективность функционирования СМК [3] и рост затрат на контроль и испытания [4]. Допуски, назначенные конструктором, изношенный станочный парк обеспечить не в состоянии [5]. Из-за превышения зоны рассеяния станка величины допуска образуется брак, появляются внутренние потери в виде исправимого и неисправимого брака [6] и внешние потери, которые достаточно значительны [7] и приводят к потере потребителя.
Проблема. Предприятию необходимо организовать свою деятельность так, чтобы при достаточно высоком уровне качества выпускаемой продукции снизить затраты на качество [8]. Здесь необходимы мероприятия по управлению качеством, причем вначале – использование семи классических инструментов [9]. Далее – применение статистических методов контроля качества [10].
Предприятия имеют большие затраты на контроль, исправление и доработку, в то время как затраты на предупреждение дефектов почти не прослеживаются в общем объеме затрат [11], идет потеря эффективности работы СМК [12]. Затраты на контроль можно оптимизировать с помощью управления качеством метрологического обеспечения предприятий [13]. Вначале, на этапе выходного контроля, например, при оценке погрешностей средств измерений мощности и расхода топлива для двигателей внутреннего сгорания [14] – это очень важно для потребителя – данные показатели не только являются интегральной оценкой качества ремонта, но и потребительскими свойствами. Потом – грамотно выбирая средства измерений для входного контроля [15], иначе часть деталей буден необоснованно забракована, а часть годных – попадет в брак. Особо следует следить за средствами измерений температуры [16] при термических операциях отпуска, закалки, запрессовки и пр., массы [17] при подборе поршней – важный элемент отсутствия дисбаланса в двигателе, а также линейных, и других физических величин [18].
Требования руководства обеспечить качество любой ценой уже давно потеряли свою дееспособность. В период мощнейшей конкуренции необходимо приложить все усилия, чтобы найти эффективные инструменты, методы и средства, которые позволят повысить качество и снизить издержки. Здесь могут помочь методы стандартизации и разработка стандартов предприятия (СТО) по вопросам обеспечения и непрерывного улучшения качества [19].
Методы. При разработке современной СМК используют совместный эффект наиболее известных средств и методов методологий Бережливого производства (БП), Всеобщего управления качеством (TQM), «6 сигм» и моделирования процессов в среде IDF0 для реализация процессного подхода (рис.1) [2].
Рис. 1. Укрупненная модель процесса «Деятельность предприятия технического сервиса» в программе IDF0
Fig.1. Enlarged process model «The activity of the technical service enterprise» in the IDF0 program
Процессный подход к организации СМК предприятия по техническому обслуживанию и ремонту машин необходим для обеспечения единства в разработке методологии управления качеством, наилучшего распределения ресурсов, потоков, «входов» и «выходов» процесса, организации четкой системы заинтересованности персонала в качестве.
Всеобщее управление качеством (TQM) – есть не что иное, как идейная установка, однородность действий, направленных на постоянное улучшение деятельности предприятия. Причем деятельность должна носить системный характер, основанный на постепенном внедрении семи базовых и семи новых инструментов качества, опыта в области управления качеством других аналогичных по деятельности предприятий. Главная концепция TQM – достижение и закрепление постоянного успеха организации за счет удовлетворения потребностей потребителей, работников и общества.
Концепция БП направлена на борьбу со всеми видами потерь в различных сферах деятельности сервиса. БП направлено на вовлечение в процесс оптимизации всех сотрудников, ориентированных на выполнение требований потребителя. Главная цель БП – добавление ценности для потребителя при одновременном устранение потерь на достижение этой ценности.
Метод «6 сигм» понимается как комплекс методов и средств повышения качества и стабильности протекания процесса.
С одной стороны, метод БП направлен на улучшение деятельности по созданию ценности, исключая действия, которые их не создают, с другой – метод «6 сигм» ориентирован на повышение стабильности операций, производящих эти ценности.
Результаты. Объединение методов БП + «6 сигм» позволит реализовать деятельность, которая направлена на учет критических точек, а также потерь в каком-либо процессе. Это представляет возможность для совершенствования не только в области качества, но так же в области затрат на его достижение и времени выполнения заказа. Процессный подход является дополнением концепций TQM, «6 сигм» и БП и призван оптимизировать деятельность по достижению наивысшего качества и снижение затрат, связанных с процессом создания потребительской ценности.
Эффективное внедрение принципов управления качеством можно осуществить только в их совокупности. Каждый из существующих подходов должен быть рассмотрен как часть единой системы. Причем объединение нескольких инструментов в одну систему предполагает наличие синергетического эффекта.
Построение СМК предприятия основано на процессной модели управления, которая становится базой для внедрения методов БП. Стабильность процессов в этой системе обеспечивает концепция «6 сигм», а процессный подход позволят придать деятельности потоковую направленность для возможности дальнейшей оптимизации параметров этих потоков. При такой интеграции методов «формально» описанная система менеджмента качества начинает действительно работать, а БП не ограничивается попытками улучшить отдельные элементы производственного процесса.
Современные разработки ученых в области менеджмента качеством связаны с вовлечением в процессный подход различных методов и средств управления качеством [20]. На предприятиях при внедрении СМК говорят не столько о формировании качества отдельного изделия, сколько о процессе, в котором формируются параметры будущих продуктов и услуг, о качестве деятельности всего предприятия, как большого процесса. При этом объектами воздействия становятся и единичные процессы, являющиеся совокупностью системы и определяющие конечное качество любого продукта предприятия. Методология управления качеством производства продукта анализируется через призму процессного подхода, анализа «входов» и «выходов», который сопровождает весь процесс создания продукции или услуги с момента поступления заявки до «выхода» процесса поставки продукции потребителю.
Управление качеством при процессном подходе на предприятии по оказанию сервисных услуг заключается в использовании такого набора методов и средств, которые позволяют обеспечить непрерывное улучшение уровня качества параметров процессов, в том числе за счет быстрого реагирования на реальные и прогнозируемые несоответствия.
Например, алгоритм управления качеством технологического процесса механической обработки с использованием элементов оценивания в СМК работает следующим образом (рис. 2).
Рис. 2. Схема управлением качества технологического процесса механической обработки
Fig. 2. The scheme of technological process quality control
Функционирование системы осуществляется с помощью алгоритма анализа отклонений в техпроцессе. Схема состоит из элементов по поиску несоответствий и корректирующих мероприятий. Когда несоответствие выявлено, принимается решение о корректировке обнаруженных несоответствий на последующих операциях технологического процесса. Когда несоответствие не устранимо, то принимается решение о прекращении реализации технологических процессов при действии с продукцией и изъятии продукции как брака.
Построение системы мониторинга затрат на качество на предприятиях требуется в первую очередь для оценки деятельности в области качества и наличия брака [21]. Оценка внутренних потерь – это самая сложная составляющая при оценке брака [22]. Сбор и обработка информации о браке предполагает использование наиболее применимых инструментов контроля качества [23]: контрольных листков, контрольных карт и диаграмм разброса. Идентификация, систематизация и анализ потоков потерь и затрат реализуется построением модели процесса «Техническое обслуживание и ремонт» в системе IDF0 [2]. Отчеты по несоответствиям и потерям – затратам на качество и анализ представленной в них информации обычно отрезвляют руководителей предприятий и показывают им реальное соотношение потерь и затрат на качество. Немалую роль в этом оказывает грамотный метрологический анализ процессов измерения и контроля на предприятии с экономической позиции [24], и с позиции организации производства [25]. При этом будут значительно снижены потери от контроля [26].
Связь затрат с процессами обеспечивает АВС-метод (ActivityBasedCosting) – расчет себестоимости, основанный на действиях. Применение этого метода позволит выявить нерентабельные производства, сфокусировать на них внимание, проанализировать структуру затрат на качество и принять меры по увеличению полезных затрат и снижению бесполезных.
На каждом этапе производственного процесса оказания услуг по техническому обслуживанию и ремонту возникают затраты на качество [27, 28], которые не только повышают общую сумму затрат на процесс, но и являются выгодными капитальными вложениями при правильном их распределении. Поэтому одной из первостепенных задач экономистов, инженеров и других работников предприятия является оценка и анализ затрат на качество, возникающих в процессе оказания услуг по техническому обслуживанию и ремонту, и правильное их распределение, то есть организация системы контроля затрат на качество.
Руководство предприятия должно видеть отчетность по качеству в виде общих экономических форм, обобщающих в целом деятельность предприятия и цехов. Среднее руководство должно иметь более детальную информацию о потерях и уровне качества в конкретной системе деятельности, которой оно руководит. Отчет должен быть достаточно подробным и представлять данные по количеству потерь по процессам и видам продукции.
Обычно выделяются четкие направления анализа затрат на процесс:
- анализ эффективности и результативности процессов;
- анализ по видам и категориям затрат;
- анализ эффективности мероприятий по улучшению процессов;
- сравнение суммарных затрат на соответствие и потерь от несоответствий с базовыми экономическими показателями хозяйственной деятельности.
Выводы. Таким образом, при создании современной СМК на предприятии технического сервиса важно учесть факторы, обеспечивающие эффективный анализ процессов, а также внедрить совокупность средств и методов управления качеством, при этом анализировать все положительные и отрицательные изменения в анализе динамики затрат на качество.
Информация о конфликте интересов: авторы не имеют конфликта интересов для декларации.
Conflicts of Interest: authors have no conflict of interests to declare.
Список литературы
[Текст] / О. А. Леонов, Г. Н. Темасова // Вестник ФГОУ ВПО МГАУ. 2012. № 1. С. 128-129.
Г. Н. Темасова. Saarbrucken. 2015.
О. А. Леонов, Г. Н. Темасова, Ю. Г. Вергазова. М.. 2015.
Г. И. Бондарева, Н. Ж. Шкаруба, Ю. Г. Вергазова // Символ науки. 2015. № 12-1. С. 62-64.
Н. Ж. Шкаруба // Вестник ФГОУ ВПО МГАУ. 2004.
№ 1. С. 95-97.
О. А. Леонов, Н. Ж. Шкаруба, М.. 2015.
В. В. Карпузов, Г. Н. Темасова. М.. 2008. 158 с.