СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ОСНОВ ЭКСКУРСОВЕДЕНИЯ: КЛАССИФИКАЦИЯ ЭКСКУРСИЙ
Aннотация
Изучение учебных рекомендаций российских авторов по дисциплине «Экскурсоведение» выявило недостаток в вопросе теоретических утверждений, касающихся классификационных признаков экскурсий. Автор обращается к историческим вопросам изменения методологии российского экскурсионного дела. Вопрос развития и изменений экскурсионной теории становится актуальным в связи с появлением определенных тематических отечественных и зарубежных практик, которые недостаточно освещены в профессиональной научной литературе. Изучение основывается на рассмотрении некоторых примеров наиболее известных кинолент, положенных в основу экскурсионной услуги. Выдвигается гипотеза, основанная на анализе киноматериалов и возникающих тенденций в культурно-познавательном туризме о необходимости преобразования теории классификации экскурсий. В результате чего автор данной работы выдвигает вопрос о внесении дополнений в классификационные признаки экскурсий и соответственно введение нового понятия «киноэкскурсия» в части теории российского туризма.
Ключевые слова: экскурсионная теория, классификация экскурсий, экскурсионно-познавательный туризм, киноленты, экскурсии по местам съемок кинолент
Введение. На сегодняшний день выбор туризма с приоритетными культурно-познавательными целями у потребителей туристских услуг не меняется, а имеет тенденцию к увеличению. Возникающее желание обратиться к историческому наследию вырабатывает у современного общества стремление к сохранению культурно-исторических ценностей, изучению духовного и материального наследия. Продолжают оставаться востребованными такие объекты туристского интереса, как архитектурные памятники, национальные и природные парки. Они же и выступают в качестве основы для создания экскурсионных маршрутов с различной направленностью – от культурно-познавательной до приключенческой [14]. Но туристский рынок вынужден постоянно развиваться, экскурсионные услуги изменяются и имеют тенденцию исчезать, становясь невостребованными на рынке. Экскурсионные маршруты по разнообразным причинам теряют популярность и внимание туристов, взамен им появляются новые. Чтобы успешно работать на рынке, туристские и предприятия социокультурной сферы разрабатывают и предлагают клиентам новые варианты экскурсий, в том числе используя так называемые экскурсионные ресурсы «живой истории» [6].
В настоящее время одним из видов экскурсионных услуг, активно набирающих популярность, являются экскурсии по местам съемок фильмов. Данные экскурсии давно интересуют путешественников и притягивают их в разные точки планеты. Сами же туристы могут и не подозревать, что тот или иной фильм был снят в их родном городе. Еще одной мотивацией любителей кино становится чувство, которое возникает после просмотра очередного фильма и возникает вопрос: «Где проходили сами съемки?». В связи со всем вышесказанным возникла необходимость рассмотреть такое направление, как «киноэкскурсия», объединяющее ярых поклонников, одержимых лишь одной целью – побывать, прикоснуться, вдохнуть тот воздух и, если удастся, забрать камушек на память. А так же становление такого нового классификационного направления экскурсионной деятельности.
Обратившись к учебным пособиям российских специалистов в области экскурсоведения, таких как Б. В. Емельянов [4], Г. П. Долженко [3], Н. В. Савина [9], Скобельцына А. С. [10], Н. А. Добрина [2], мы можем обнаружить следующее утверждение, принимаемое специалистами в данной научной области: «экскурсионная теория – это совокупность понятий: функции экскурсии, ее основные признаки и аспекты; особенности показа и рассказа; экскурсионный метод; классификация экскурсий; дифференцированный подход к экскурсионному обслуживанию; методология и методика; элементы экскурсионной педагогики и логики; основы профессионального мастерства экскурсовода» [3]. Также небезосновательным является утверждение, что «экскурсоведение как наука об истории развития экскурсионного дела в нашей стране основное внимание уделяла методике подготовки экскурсий и технике их проведения, организации экскурсионного дела и содержанию экскурсионного обслуживания населения. В то же время мало внимания уделялось экскурсионной теории» [3]. И лишь впервые о закономерностях в экскурсиях было сказано на научной конференции, проведенной в 1978 году. Путь развития экскурсии в истории российского уризма идет по линии изменения ее сущности: в первую очередь меняются идеологические основы российского социального государства, что влечет поиски новых форм, стремление улучшить, сделать ее более эффективной частью культурно-познавательного туризма.
Таким образом, рассматривая классификацию экскурсий, которая заключается в разделении и выделении основных черт и сам вопрос о классификации экскурсий, который всегда находился в центре внимания ученых в области туризмоведения, выявили, что на сегодняшний день не представлено такого типа и соответственно признаков и характеристик, как «киноэкскурсии». Так же их нет и в тематическом разделе «искусствоведческие» тематические экскурсии.
Основная часть. Для начала обратимся к формулировке самого понятия кино, данного энциклопедией культурологии: «киноискусство, не просто специфическое для ХХ века, но в определенном смысле создавшее сам образ ХХ века» [7]. И далее следует часть определения, которое, на взгляд автора, имеет непосредственное отношение к развитию «киноэкскурсий» – «поэтому естественно, что кино разделяет в ХХ в. самую острую его онтологическую и эстетическую проблему: проблему разграничения текста и реальности» [7]. Следовательно, автор вправе утверждать, что внедряемый термин «киноэкскурсия» необходимо включить в раздел тематических искусствоведческих экскурсий, так как на данный момент в теории экскурсионного дела он отсутствует. Так, например, автор Н. А. Добрина дает следующее определение понятию: «искусствоведческие экскурсии» посвящены всем тем творческим исканиям и деяниям человека, которые связаны с искусством [12]. Это может быть посещение:
- галерей;
- выставочных залов;
- музеев – хранилищ шедевров искусства (картины, статуи, ювелирные произведения);
- музыкальных вечеров;
- экскурсии по местам жизни и творчества деятелей культуры и искусства;
- посещение мастерских художников и скульпторов;
- арт-объектов и арт-центров;
- экспозиционно-выставочных площадок» [12].
Сами же искусствоведческие экскурсии имеют подгруппы:
- историко-театральные;
- историко-музыкальные;
- по народным художественным промыслам;
- по местам жизни и деятельности деятелей культуры;
- в картинные галереи и выставочные залы, музеи;
- в мастерские художников и скульпторов.
Обратившись к выделению характеристик в зависимости от профиля музея, искусствоведческие экскурсии подразделяются по видам искусства на:
- экскурсии, характеризующие школы, направления или отдельные жанры искусства;
- экскурсии, посвященные отдельным художественным произведениям;
- экскурсии по творчеству отдельных художников.
Театроведческие экскурсии включают:
- музейные материалы, характеризующие театральное искусство;
- историю отдельных театров, спектаклей;
- творческие биографии актеров и режиссеров.
Музыковедческие экскурсии охватывают:
- музейные материалы, характеризующие музыкальную культуру и освещающие историю ее развития;
- историю музыкальных театров, филармоний;
- отдельных спектаклей;
- отдельных деятелей музыкальной культуры – композиторов, исполнителей;
- показывают историю музыкальных инструментов и так далее.
Данный вид тематических искусствоведческих экскурсий освещает историю различных видов искусств по эпохам, периодам, школам, направлениям, стилям. Но при этом важно знать и понимать, что практическая реализация тематических экскурсий того или иного типа редко существуют изолированно и границы между ними бывают размыты. Так, исторический материал используется в архитектурно-градостроительных, искусствоведческих, литературных, производственных экскурсиях. Но и здесь в вышеперечисленных примерах отсутствует понятие «киноэкскурсия» или «экскурсия по местам съемок фильмов».
Для дальнейшей разработки этого вопроса необходимо выявить существование данного направления в мировой практике и предлагается рассмотреть вопрос в следующем порядке.
1. Ландшафтная привлекательность мест съемок. Многие фильмы современности были сняты в самых неожиданных и завораживающих местах планеты:
- Новая Зеландия (фильм «Хоббит: неожиданное путешествие») – для съемок использовались живописнейшие пейзажи региона Уаикато;
- остров Кайо Ларго (фильм «Пираты Карибского моря: Проклятие черной жемчужины»), который находится в самом центре кубинского архипелага. Так как он изолирован, то остался нетронутым цивилизацией и сохранил свой первозданный вид и естественную красоту;
- западная Шотландия (любимый многими фильм «Гарри Поттер», все части) виадук Гленфиннан (Хогвардс Экспресс). Выезжая из Форта Вильям в Маллэг, можно наблюдать замечательные пейзажи. Хотя последний фильм вышел уже достаточно давно, сюда по-прежнему приезжает множество туристов, чтобы увидеть всю эту красоту и ощутить на себе магию этого прекрасного места [12];
- в провинциях Британская Колумбия и Альберт на территории Канады (во время съемок «Выживший» группа одиннадцать месяцев находилась в суровых условиях.). Тем не менее, главным местом съемок фильма стали Канадские скалистые горы, которые входят в состав национального парка Банф [11].
2. Архитектурные объекты и конкретные местоположения. Еще одним направлением киноискусства являются фильмы ужасов, и зрители данного жанра также с удовольствием посещают места съемок данных фильмов, например:
- фильм ужасов «Хостел» должен был сниматься в Братиславе, однако действие фильма разворачивается и в самой Словакии, а уличные съемки происходили в Чехии – городах Чески-Крумлов и Миловице, сцены пыток снимали в северном районе Праги под названием Богнице, в заброшенной психиатрической больнице;
- съемки фильма «Кошмар на улице Вязов» велись в предместье Лос-Анжелеса. Например, эпизоды школы, где учились герои фильма, снимали в реально существующей школе – средней школе Джона Маршала, а дом Тины – особняк номер шестьсот двадцать на улице Милвуд Авеню, дом Томпсонов, в котором жила Нэнси – это настоящий коттедж на Дженес Авеню Стрит, дом имеет тот же номер, что и в кино на улице Вязов – номер одна тысяча двадцать восьмой;
- фильм «Звонок» – американская пародия на японский фильм ужасов, снимался в штате Вашщингтон. Например, квартира журналистки Рэйчел располагалась в доме по адресу одна тысяча двести Вестерн Авеню в Сиэтле. Лошадиная ферма, на которой в фильме жили Морганы, была расположена в городе Монро, а жуткий маяк, который был виден на черно-белой видеопленке, находится в Ньюпорте (штат Орегон). «Звонок» принес маяку Яквина большую популярность, хотя он был известен и до выхода фильма: во-первых, с его подножия открывается прекрасный вид на Тихий океан; во-вторых, он имеет жилую постройку, что считается большой редкостью у маяков;
- сюжет фильма ужасов «У холмов есть глаза» разворачивается в американской пустыне, где когда-то проводились ядерные испытания, однако съемки фильма, как ни странно, велись не в США, а в предгорьях Атласских гор в Марокко. В этих окрестностях снимались такие кинохиты, как «Гладиатор», «Александр» и «Принц Персии», но здесь встречаются и другие пейзажи, например, безлюдная бензоколонка, с которой и началась вся история, показанная в фильме «У холмов есть глаза» [5].
3. Следующий подвид данной тематической экскурсии – экскурсии на киностудии. Чтобы увидеть все эти места, вдохнуть тот воздух, туристам придется самим составить маршрут путешествия, так как нет экскурсий, разработанных по данным местам, но разработаны и активно продаются экскурсии на киностудию, например, Universal (Лос-Анжелес) или Мосфильм. Рассмотрим ее особенности на примере студии Universal (Лос-Анжелес).
Во время посещения экскурсии обладатели «обычных» билетов (стоимостью девяносто три доллара) большую часть времени отстаивают в огромных очередях на аттракционы и шоу. Проникнув за кулисы легендарной киностудии, туристы столкнутся лицом к лицу с Кинг-Конгом, который воссоздан в 3D, прокатятся на настоящих американских горках, побывают внутри одного из самых популярных мультсериалов – «The Simpsons», пожмут руку Шреку, поздороваются с надоедливым Ослом. Здесь экскурсантов также ждет множество других развлечений, а также рестораны, магазины и даже кинотеатры, где можно увидеть новинки кинематографа.
Приобретая VIP-билет, экскурсанты получают право на посещение всех развлечений в приоритетном порядке в составе экскурсионной мини-группы со следующими экскурсионными услугами:
а) сопровождение гида-сотрудника студии, он покажет закрытые для широкой публики съемочные павильоны классических и легендарных фильмов Universal;
б) парковка, завтрак и обед на территории студии [13].
Экскурсионная услуга на киностудию Universal включает осмотр декораций и места съемок различных телепередач и кинофильмов, самих студий, где создаются все современные спецэффекты. Самые впечатляющие аттракционны Universal по мотивам известных фильмов, которые непременно стоит посетить на студии, это:
1) «Замлетрясение» (Earthquake) – здесь туристы испытают настоящие толчки силой до 8,5 баллов магнитуды по шкале Рихтера; сверху, прямо на экскурсантов будут падать горящие вертолеты, все вокруг будет сотрясаться и рушиться на глазах, слышаться шум и крики;
2) «Водный мир» (мини-спектакль по одноименному фантастическому фильму с Кевином Костнером) – здесь туристов ждет незабываемое водное шоу с гонками на водных мотоциклах. А кульминацией спектакля станет «крушение» самолета на глазах зрителей;
3) «Парк Юрского периода» (JurassicPark) – здесь туристы попадают в настоящую эпоху периода юры и отправляются в путешествие по извилистой реке, где по берегам разгуливают настоящие динозавры и пытаются укусить тех, кто ближе к берегу;
4) «Обратная тяга» (Backdraft) – в этом аттракционе необходимо приготовиться получить максимум адреналина, потому что во время действия все вокруг рушится, горит, ревет, плавится от жара, обваливается крыша и чудом не падает на голову зрителям. Перевести дух не удается, так как сразу после этого под туристами проваливается пол.
5) «Потоп» (Flood) – действия начинаются, когда экскурсионный автобус довозит туристов до «мексиканской деревушки»: и вдруг неожиданно начинается дождь, который стремительно усиливается, вызывая настоящее наводнение. Мощный поток воды несется прямо на сам автобус, и сметает все на своем пути, но неожиданно он сворачивает в сторону. И через некоторое время к удивлению онемевших от ужаса зрителей все разрушения исчезают, и деревушка предстает в прежнем виде.
Таким образом, в данную услугу «киноэкскурсии» и экскурсионный онлайн-билет включено следующее:
- гид, сопровождающий в течение всего экскурсионного дня;
- экскурсия в мини-группе – до 12 человек;
- проход без очереди к аттракционам;
- зарезервированное место на шоу и выступлениях;
- бесплатная парковка на 1 день;
- питание от шеф-повара студии (завтрак, обед) [13].
4. Рассмотрим некоторые примеры советского кинематографа. Многие сцены фильма «Иван Васильевич меняет профессию» были сняты в Ростовском Кремле в городе Ростов Великий, а также в Москве. Так, съемки «нашего времени» проводились в Москве:
- дом Шурика – это дом номер тринадцать (строение один) по Новокузнецкой улице в Москве, он находится примерно посередине между станциями метро «Новокузнецкая» и «Павелецкая»;
- магазин «Радиотовары» также располагался в доме на Новокузнецкой улице.
В одной из знаменитых и любимых всеми советской ленте «Д'Артаньян и три мушкетера» сам Париж был снят, в основном, во Львове. Постановкой фильма занималась «курортная» Одесская киностудия. Местом для приключений послужила Западная Украина, преимущественно Львовская область, где массово уцелели подходящие фильму архитектурные памятники и расположенное к юго-востоку от него небольшое село Свирж Перемышлянского района Львовской области. Там сохранились:
- замок середины XVII века, вполне соответствующий эпохе, в которой разворачивалось действие картины (впервые упоминается в 1530 году как владение семьи Свиржских). Сам замок появляется в кадре неоднократно. В советское время, уже после съемок прославившего его фильма, архитектурный памятник намеревались сделать важной туристской достопримечательностью, для чего даже возвели на его территории стилизованный под замковую архитектуру гостиничный корпус. Но проект не удался и замок, по сути, заброшен до сих пор и нуждается в реставрации;
- «резиденция капитана де Тревиля» – это роскошный дворец Потоцких на львовской улице Коперника, 15;
- самый известный «мушкетерский» адрес Львова – двор Армянского собора на одноименной Армянской улице в «Старом городе». Там снималась тройная дуэль Д’Артаньяна с Атосом, Портосом и Арамисом у монастыря Дешо. Армянский кафедральный собор был построен еще в 1370 году, являясь, таким образом, одним из древнейших зданий Львова. Открытая аркада-галерея у южной стены собора, показанная подробно, в фильме была возведена еще в 1437-м году;
- второй из знаменитейших дворцов Львовщины – Подгорецкий – играет роль парижской Ратуши, где будто бы проходил бал. Прекрасное ренессансное здание, возведенное в 1635-40 годах по заказу коронного гетмана Станислава Конецпольского и по проекту итальянца Андреа дель Аква;
- заканчивается картина осадой Ла-Рошеля. Представляет этот портовый французский город Хотинская крепость в Черновицкой области Украины. Это мощный замок, известнейшая достопримечательность Украины, построенный в конце XV века тщаниями молдавского господаря Стефана III Великого. Но и в этой сцене не обошлось без Свиржского замка. Именно там, а не возле Хотинской крепости, был снят завтрак четырех мушкетеров в бастионе Сен-Жерве.
Снимали в Советском Союзе еще и Лондон, но по финансовым причинам режиссер смог ограничится лишь неким «замком Бэкингема», который подобрали, опять, же на Львовщине. Им оказался знаменитый Олеско, – вероятно, самая известная достопримечательность области.
Но для российских туристов на сегодняшний день путешествия в данные регионы Украины считаются проблематичными.
Перенесемся на территорию Черноморского побережья Советского Союза. Согласно сюжету фильма «Кавказская пленница», главный герой Шурик отправляется на Кавказ в этнографическую экспедицию. По сценарию действие фильма происходит на Кавказе, однако съемки проходили по большей части в Крыму, а именно в Алуште и окрестностях города. Если обратиться к конкретным моментам описываемого фильма, то можно определить их точное местоположение, например, начало фильма, когда Нина идет по дороге, а Шурик пытается догнать ее на осле, происходит на шоссе между селом Высоким и Куйбышево. Нина направляется в сторону Бельбекских ворот. Когда герои фильма уплетают шашлыки и говорят важные тосты, то на заднем плане видно городское троллейбусное кольцо рядом с автовокзалом Алушты. Известная сцена с дворцом бракосочетания была снята в павильоне на Мосфильме, а вот толпу рядом с ней уже снимали в Алуште рядом с административным зданием. Пивная бочка, у которой отдыхают герои, находилась рядом с алуштинским парком аттракционов. Конец фильма, когда водитель засыпает в автомобиле, снимался по дороге на Ай-Петри [9].
Исключением можно назвать лишь речку Мзымту, в которую в конце фильма падает бочка – и протекает она в Краснодарском крае. Такие сцены, как действие на даче Саахова, ресторан, кабинет в милиции, кабинет Саахова были сняты в павильонах Мосфильма [9]. Территория Крыма стала полностью доступна для массового российского туриста.
Таким образом, автор вправе предположить, что для проведения «киноэкскурсии» в качестве экскурсионных объектов могут быть использованы:
- памятные места, связанные со съемками фильмов;
- памятники архитектуры и градостроительства, архитектурные ансамбли и комплексы, исторические центры, кварталы, площади, улицы, населенные пункты, которые использовались в качестве декораций и площадок для съемок;
- инженерные сооружения (крепости, мосты, башни);
- памятники природы и садово-паркового искусства – леса, парки, реки, заповедники и заказники, отдельные деревья, реликтовые растения.
Далее на примере экскурсии «По местам съемок кинофильма «Тихий Дон» (Ростовская область) дадим подробное описание данному тематическому виду. Сказать, к какому типу тематических экскурсий относится данная, однозначно нельзя, так как туристы побывают и на исторической, и на литературной одновременно, а также увидят элементы архитектурно-градостроительной экскурсии.
Так, элементы исторической экскурсии четко выражены в том, что события романа «Тихий Дон», а соответственно и одноименный фильм, происходили в период Первой мировой войны, революционных событий 1917 года, а также Гражданской войны на территории области Войска донского, ныне части Ростовской области. Автор романа переносил его действие то в мирные, то в предвоенные годы. Но в нем четко выражена та нелегкая эпоха.
К другой подгруппе исторической экскурсии относится этнографическая, и она тоже активно прослеживается в ходе экскурсии «По местам съемок кинофильма «Тихий Дон», так как все действие фильма связано с казачеством.
Еще одну подгруппу исторических экскурсий можно выделить – это историко-биографическую, так как она непосредственно связана с жизнью и творчеством писателя. В ходе путешествия по Шолоховскому району Ростовской области экскурсанты побывают в двух музеях района, которые стали мемориальными комплексами, именно в этих домах лауреат Нобелевской премии создавал роман-эпопею «Тихий Дон».
Следующей группой тематических экскурсий является литературная, так как в ее ходе туристы смогут увидеть места, которые нашли отражение в романе. Так же для этого специально к съемкам данного фильма в степи, близ существующей станицы Еланской (Ростовская область) был воссоздан «хутор Татарский» – настоящая деревня, точь-в-точь повторяющая казачий быт начала ХХ века, когда происходило действие романа. Это тесно пересекается со следующей группой тематической экскурсий – архитектурно-градостроительной, так как было построено 3 декорационных комплекса, больше 30 строений – казачьих домов, правления помещика и даже колодец-журавль.
Еще одним ярким примером показа памятников архитектуры определенного исторического периода является Свято-Никольская церковь в той же станице Еланской. Известен доподлинно год основания Еланского городка – 1699. В год основания данного городка, либо год спустя, в центре него казаки построили безалтарную деревянную часовню для отправления богослужения. Со временем церковь была разрушена. В 1823 году по решению станичного сбора в память славной победы над Наполеоном с участием казаков на собранные деньги казаки начали строить новую каменную церковь и построили ее быстро.
Заключение. Таким образом, съемки фильмов – весьма длительный и увлекательный процесс, но когда после просмотра фильма в памяти остаются те или иные пейзажи, разнообразные впечатления, то сразу же появляется желание посетить эти самые места, которые были показаны в фильме. Это и является одной из мотиваций познавательного вида туризма. Одним из таких мест был и является Шолоховский район Ростовской области, где неоднократно проходили съемки киноэпопеи «Тихий Дон».
Мотивация участников экскурсионно-познавательного туризма практически полностью определена полнотой, насыщенностью и познавательной ценностью программ обзорной или тематической экскурсий, а, следовательно, и профессионализмом «экскурсовода». Создание экскурсии, разработка вариантов экскурсионного маршрута – процесс творческий, поэтому «работой экскурсовода должны признаваться не только вновь разработанная экскурсия, но также собственный вариант экскурсии по уже известной теме» [6].
Рассмотрев классификацию тематических экскурсий на примере экскурсии «По местам съемок кинофильма «Тихий Дон», нельзя однозначно отнести ее ни к одной группе существующих российских классификаций, так как нет четкого понятия «кино-экскурсии» или «экскурсия по местам съемок фильмов». Туристам приходится самим составлять маршруты путешествий и искать места съемок того или иного фильма. Исходя из этого, целесообразно рекомендовать разрабатывать экскурсии по местам съемок фильмов, совершенствуя теоретический и технологический инструментарий.
Список литературы
Н. А. Добрина. М. : Издательство Флинта, НОУ ВПО МПСИ, 2012. 288 с.
Г. Б. Долженко. М.: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д. : Издательский центр «МарТ», 2008. 272 с.
78 с.
А. П. Шарухин. М. : Издательский центр «Академия», 2010. 192 с.