16+
DOI: 10.18413/2408-9346-2018-4-1-62-69

ПЕРСПЕКТИВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕНТРА ОЦЕНКИ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕРСОНАЛА ИНДУСТРИИ ГОСТЕПРИИМСТВА В КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

Aннотация

Представлено обоснование необходимости создания центра оценки квалификаций индустрии гостеприимства на базе Ассоциации предприятий индустрии гостеприимства Калининградской области. Еще одним положительным аспектом, подчеркивающим актуальность этого направления, является тот факт, что 22 декабря 2017 года подписано соглашение, по которому на базе Союза «Молодые профессионалы» WorldSkills также создан Центр оценки квалификаций в индустрии гостеприимства. Выпускники колледжей, техникумов и вузов, сдавая демонстрационный экзамен по стандартам WorldSkills, будут также проходить независимую оценку квалификации. Для проведения демонстрационного экзамена по стандартам WorldSkills на 2018 год в рамках независимой оценки квалификации заявлено 10 регионов, 28 учебных заведений, 395 участников. В 27 учебных заведениях демонстрационный экзамен будет проходить в рамках государственной итоговой аттестации, еще в одном – в рамках промежуточной аттестации. В списке профессиональных дисциплин 6 компетенций: туризм, ресторанный сервис, поварское и кондитерское дело, хлебопечение, администрирование отеля.


Введение. Необходимость независимой оценки обусловливается назревшей проблемой определения эффективного инструмента по развитию человеческого капитала на предприятии. Оценка позволит кадровым службам и HR-отделам предприятий и организаций выбирать самых лучших специалистов среди претендентов на должность, а также поможет выстраивать карьерные маршруты для уже нанятых работников в соответствии с уровнем их знаний, умений, навыков и компетенций. Особый акцент ставится на обязательной независимости такой оценки. С этой целью решением Национального совета при Президенте РФ по профессиональным квалификациям (протокол от 20 мая 2015 года № 10) утверждаются основные требования к Центрам оценки квалификации (ЦОК), согласно которым ЦОК является юридическим лицом или его структурным подразделением, прошедшим отбор СПК и наделённым полномочиями для проведения независимой оценки квалификации.

Основная часть. Единственным ограничением к форме ЦОК является то, что он не может быть образовательной организацией. По замыслу законодателей, только в ЦОК работник сможет определить уровень своей квалификации, а работодатель – соответственно, уровень квалификации приходящих кандидатов и уже работающих сотрудников. Итогом оценки становится выдача специального документа – свидетельства о профессиональной квалификации, удостоверяющего профессиональную квалификацию соискателя в соответствии с положениями профессионального стандарта и подтверждённую в ходе профессионального экзамена (см.: 4). Место центра оценки квалификаций в процедуре национальной оценки квалификаций представлено на рисунке 1.

Общие правила и механизм проведения аттестации определены законодательно. На рисунке 2 представлена схема проведения Центром оценки квалификаций независимой оценки квалификации в форме профессионального экзамена.

 

Как уже было указано ранее, целью разработанной системы служит признанная профессиональным сообществом работодателей фактическая оценка соответствия уровня квалификации сотрудников предъявляемым бизнес-сообществом требованиям, которые закреплены в соответствующих профессиональных стандартах. Еще одним немаловажным аспектом системы оценки является оформленное и подтвержденное сертификатом право работника выполнять определенные виды деятельности независимо от времени получения квалификации, места, а также способа. Основным инструментом определения квалификаций в области профессиональной деятельности должна быть организация, которая ведет деятельность по оценке квалификаций, а также уполномоченная выдавать соответствующие подтверждающие документы (сертификаты).

Система оценки (диагностика компетенций) является наиболее сложным вызовом при реформировании традиционной системы профессионального образования. Оценка квалификации сотрудников – это соотнесение качественных характеристик работников (уровень образования и профессиональной компетентности) актуальным отечественным (международным) стандартам. Необходимо отметить, что оценка квалификации персонала не заменяет базовое образование. Интенсивное развитие промышленности и услуг с каждым годом предъявляет к специалистам новые требования по уровню знаний техники, программного обеспечения, нормативных документов (Думачева, Чернявских, 2017, Зайцева, Ушанов, 2016). Требования к специалистам и порядок оценки соответствия устанавливает не государство, а все заинтересованные стороны. Международный опыт предприятий показывает, что на подготовку и оценку квалификации персонала компании за рубежом тратят не менее 20% от общих затрат. В России этот показатель существенно ниже и составляет в настоящее время не более 0,8% для малого и среднего бизнеса и 12% – для крупного. Значимость этого механизма регулирования рынка подкрепляется перспективой и актуальностью развития этого направления. Так, в таблице 1 представлены основные перспективные клиенты Центра оценки квалификаций Калининградской области.

Исходя из таблицы  можно проанализировать возможные услуги Центра оценки квалификаций используя матрицу Ансоффа «Продукт/Рынок» (см. рисунок 3). Очевидно, что при введении профессиональных стандартов работодателям придется пересмотреть процедуру оценки квалификации работников, содержание их должностных инструкций и систему оплаты труда. Известно, что неприменение профессионального стандарта грозит административными санкциями: для юридических лиц – до 200 тыс. руб. за каждое отдельное нарушение, для физических лиц – до 40 тыс. руб.

Заключение. Резюмируя вышесказанное можно сделать следующие
выводы:

- стабильность функционирования ресторанного рынка Калининградского региона и отсутствие жестких регламентирующих нормативных документов пока не определяют Центр оценки квалификаций необходимым для успешного ведения бизнеса как со стороны собственника бизнеса, так и отраслевых профессиональных объединений; соответственно, работники также не видят пока необходимости в прохождении экзамена в ЦОК, так как не видят прямой зависимости между карьерным ростом и профессиональной квалификацией;

- для гостиничного бизнеса создание и деятельность ЦОК является необходимой, что определяется постепенным ужесточением контрольно-надзорных функций за этой деятельностью со стороны государственных органов, а введение с 2020 года обязательной классификации на территории РФ всех средств размещения, при которой одним из обязательных условий является соответствие профессиональным стандартам всех сотрудников, еще больше актуализирует этот процесс;

- что касается туристской индустрии, то расширение интернет-пространства на туристическом рынке снижает потребность в персонале в целом по отрасли, в связи с этим в турфирмах остаются, как правило, квалифицированные сотрудники (Петренко и др. 2016, 6. Яковенко 2017); однако если анализировать экскурсоводческую деятельность, то рынок здесь стабильный.

 

Информация о конфликте интересов: автор не имеет конфликта интересов для декларации.

 

Conflicts of Interest: author have no conflict of interests to declare.

Список литературы

1. Думачёва, Е. В., Чернявских В. И. Разработка программ дополнительного образования на основе профессиональных стандартов в контексте расширения сферы образовательных услуг НИУ «БелГУ» // Научный результат. Технологии бизнеса и сервиса. Том 3, № 2. 2017. – С. 66-76.

2. Зайцева, Н.А. Национальная система профессиональных квалификаций: организационно-методические основы создания: Монография / Н.А. Зайцева, Ю.В. Ушанов. – М.: Русайнс, 2016. – 184 с.

3. Петренко, Е. С., Алексеенко, Т. Н., Шабанова, Е. И. Разработка образовательных программ как инструмент диверсификации содержания непрерывного профессионального образования в сфере туризма // Научный результат. Технологии бизнеса и сервиса. Том 2, № 1 (7). 2016. – С. 63-69.

4. Типовые требования к центру оценки квалификаций. URL: http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2015/08/Pril_6-4.pdf (дата обращения: 10.04.2018 г.).

5. Ушанов, Ю. В., Семенова, Л. В. Квалификация, компетенция, аттестация // Управление в XXI веке: сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции (НИУ «БелГУ», 1 ноября 2017 года) / отв. ред. В.М. Захаров. – Белгород : ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2017. – С. 318-324.

6. Яковенко, Н. В., Комов, И. В., Диденко, О. В. Туристское профессиональное образование: проблемы регионального уровня // Научный результат. Технологии бизнеса и сервиса». Том 3, № 1. 2017.  –
С. 69-72.