ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА КАК НАПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
Aннотация
Статья выполнена в рамках гранта Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских ученых – кандидатов наук. Тема «Развитие конкурентных преимуществ сферы туризма с целью повышения эффективности региональной экономики» (МК-8062.2016.6) Аннотация. Современные условия характеризуются повышением социально-экономической значимости туризма, выступающего в качестве важного направления и динамично развивающейся сферы мирового хозяйства, в том числе и в Российской Федерации. Внутренний и въездной туризм в процессе развития оказывает положительное влияние на формирование валового внутреннего продукта, тем самым обеспечивая повышение качества и уровня жизни населения. Переход к инновационной экономике в Российской Федерации в существенной мере сопряжен с развитием туризма, признанным государством перспективной сферой. Россия, располагая туристским потенциалом и имея соответствующий уровень развития инфраструктуры, по прогнозам UNWTO способна обеспечить ежегодный прием до 40 млн. иностранных туристов, а в перспективе к 2020 году войдет в топ-10 стран наиболее популярных направлений в туристском отношении. Однако, для туристского потенциала страны свойственно далеко не полное его использование. Развитие конкурентных преимуществ туристкой сферы на уровне региона является важным направлением диверсификации экономики и повышения эффективности использования ресурсного потенциала, что в свою очередь обеспечит рост внутренних и въездных потоков и, как следствие, повышение эффективности региональной экономики в целом.
Ключевые слова: Туризм, туристский потенциал, привлекательность, конкурентные преимущества, туристско-рекреационный комплекс, эффективность, региональная экономика
В современных условиях туризм представляет собой особое социально-экономическое явление, которое оказывает влияние в прямом и опосредованном отношении на степень развития сопутствующей инфраструктуры, а именно коллективных средств размещения, системы транспорта, общественного питания, торговли, производства сувенирно-подарочной продукции. Для туризма, как перспективной сферы деятельности, на региональном уровне характерна активизация экономического роста, валютных поступлений, увеличение занятости населения, развитие социо-культурных видов услуг.
Отечественной индустрии туризма присуща структурная перестройка, институциональное становление, формирование внутренних, межотраслевых, межрегиональных и внешнеэкономических связей. При этом к важнейшим задачам следует отнести стабилизацию рынка туристских услуг, поддержку индустрии туризма, преодоление структурного кризиса, обеспечение формирования механизмов защиты правового и организационного характера, решение которых обеспечит более широкое использование потенциала российского туристского рынка.
Анализ опыта различных стран свидетельствует о том, что развитие туризма обусловлено степенью участия государства и его поддержкой, а именно степенью приоритетности отрасли на уровне региона и государства. Так, разработанные за рубежом программы стимулирования внутреннего и въездного туризма предусматривают ряд преимуществ, среди которых применение системы льготного налогообложения, упрощение таможенно-визовых формальностей, создание благоприятного инвестиционного климата, рост бюджетных ассигнований, направляемых в инфраструктуру туризма, систему маркетинговых коммуникаций на зарубежных рынках, а также подготовку и переподготовку кадров. Данные мероприятия позволяют, снизив отрицательное сальдо баланса туризма, в значительной мере обеспечить увеличение экспорта туристских услуг [6].
Туризм в российском экспорте услуг в настоящее время не занимает ведущих позиций. В связи с этим в качестве основного фактора, обеспечивающего привлечение иностранных туристов на отечественный туристский рынок, выступает соотношение таких составляющих, как цена и качество. Сопоставимость указанных факторов является принципиально важной для граждан России, которые предстают основным сегментом туристского рынка.
На основе Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года важным направлением является переход к инновационному социально ориентированному типу экономического развития страны путем создания условий, обеспечивающих улучшение качества жизни российских граждан в результате развития туристской инфраструктуры, обеспечения качества и высокого уровня сервисного обслуживания, доступности и конкурентоспособности туристских услуг в России [2].
Туризм, выступая в качестве сектора экономики, участвующего в образовании национального дохода, оказывает прямое и опосредованное влияние на региональное и международное развитие. Показатель оценки вклада туризма в социально-экономическое развитие региона следует рассматривать как основной с позиции обоснования целесообразности инвестирования в сферу туризма государственных и частных средств. К объектам оценки относят все отрасли экономики, которые напрямую или косвенно вовлечены в индустрию туризма: сфера транспорта, связи, общественного питания, развлечений, розничной торговли и т.д.
Разработке методики оценки мультипликативного эффекта развития индустрии туризма и гостеприимства на современном этапе уделяется большое внимание в Российской Федерации. Это обусловлено тем, что данная отрасль экономики является приоритетной сферой, которая предусматривает проведение оценки экономической эффективности ее развития, характеризующей степень влияния (в количественном выражении) на экономику региона и государства в целом.
Совокупный доход региона от туризма является показателем, на основании которого можно судить об экономической эффективности туризма в области. Данная категория дает комплексное представление о степени развития туристического бизнеса и его инфраструктуры и может выступать в качестве основы в процессе принятия управленческих решений и проведения корректировки стратегических направлений развития туризма на региональном уровне.
В состав совокупного дохода от туризма целесообразно включать как прямые, так и косвенные доходы.
К прямым доходам от туризма, которые могут быть получены региональной экономикой, относят налоговые поступления от туристических фирм и организаций в бюджеты различных уровней, прибыль туристических предприятий, направляемую на осуществление инвестиционного процесса и расширение производства и сбыта. В результате бюджеты всех уровней формируются на основе системы различных платежей, сборов, получаемых на прямую от туристских доходов.
Прямые доходы учитывают также и доходы от самодеятельного туризма, которые получены при его организации средствами размещения, предприятиями общественного питания, развлечения и т.д. Однако в качестве проблемы следует выделить невозможность точного учета данных, которые носят оценочный характер, в силу отсутствия полной и достоверной информации [6].
В процессе оценки прямого воздействия туризма рассматривается определение прибыли, получаемой туристическими организациями за отчетный период, и налоговых поступлений от туризма в бюджеты разных уровней. На основе вышеизложенного прямой экономический эффект от туризма характеризуется объемом средств, вырученных от туризма на первом круге обращения средств региональной экономики, вошедший в состав валового регионального продукта.
К косвенным доходам от туризма относят денежные средства туристических фирм, туристов, предприятий сферы туризма для приобретения основного и оборотного капитала, в том числе оборудования, потребительских товаров и услуг сторонних предприятий. Кроме того, косвенные доходы, получаемые от индустрии туризма, для региона характеризуются их нахождением в пределах территории или области. Оценка косвенных доходов от туризма может быть осуществлена на основе методики определения туристического мультипликатора. Она дает возможность сопоставить вклад отраслей в региональное экономическое развитие [7].
Применение данной методики позволяет рассчитать совокупный доход от туризма, основываясь на результатах, которые получены в процессе оценки прямого экономического эффекта от туризма, учитывая мультипликативный эффект. Этим и обусловлена тесная взаимосвязь указанных направлений, представляя собой единую методику определения совокупного дохода от туризма в региональной экономике.
Как высокодоходная отрасль экономики, туризм позволяет улучшить финансовые показатели эффективности туристской деятельности, обеспечивает появление новых источников и методов финансирования, формирует дополнительные рабочие места и повышает уровень занятости населения региона.
Имеющейся потенциал и туристско-рекреационные ресурсы обуславливают степень привлекательности туристско-рекреационной территории, а также возможность формирования и развития туристского рынка. Так, к туристско-рекреационным ресурсам следует отнести ресурсы, которые используются в целях удовлетворения потребностей населения для туризма и отдыха, обеспечивающих возможность организации различных секторов экономики, которые специализируются на процессах рекреационного обслуживания.
В составе основных компонентов туристско-рекреационных ресурсов выступают природные комплексы, культурно-исторические достопримечательности, также экономический потенциал территории, включающий туристскую инфраструктуру, материально-техническую базу, трудовые ресурсы [5].
Эффективное функционирование и развитие туристско-рекреационных комплексов должно быть сопряжено с наличием у ресурсов совокупности специфических характеристик, а именно условия и уровень сервисного обслуживания, уникальность, известность и доступность объектов показа и рассказа, степень живописности и разнообразия.
Таким образом, основа развития туризма на международном и региональном уровнях – туристско-рекреационные ресурсы. При этом их можно определить в качестве совокупности явлений и объектов природного и антропогенного характера, которые используются при разработке и формировании туристского продукта с целью обеспечения туристов возможностями для туризма, рекреации, отдыха.
В соответствии с трактовкой, которая дана Всемирной туристской организацией (UNWTO), под туристским регионом понимается территория, которая располагает большой сетью специальных сооружений и услуг, используемых в процессе отдыха или оздоровления. Процесс формирования и развития региональной туристской индустрии предполагает продвижение видов туризма, базируясь на имеющемся потенциале и эффективном использовании туристских ресурсов с учетом географического положения, природно-климатических условий, культурно-исторического наследия и наличия достопримечательностей, состояния материально-технической базы, привлекательности для туристов.
Степень развития туризма в регионе характеризуется уровнем оснащенности туристской инфраструктуры (материально-технические возможности, ресторанная и торговая сеть и прочее). Также следует учесть такие параметры, как состояние сервисной деятельности и обслуживания, емкость территории, состояние экологии, развитие региональной экономики, наличие трудовых, материальных и финансовых ресурсов.
Выбор региона потенциальным туристом, как правило, основан на социально-экономическом положении места планируемого путешествия. Выгодность географического положения, стабильный уровень жизни, доступная и приемлемая стоимость услуг – вот основные факторы, способствующие оказанию положительного влияния и обеспечивающие выгодное позиционирование региона на рынке туруслуг, повышающие его имидж на международном уровне.
Показатели уровня и стоимости жизни населения в месте туристского назначения определяют доступность данной местности для различных сегментов потребителей, тем самым оказывая влияние на стоимость туристских услуг в регионе.
Развитие сферы туризма путем использования туристско-рекреационного потенциала региона выступает в качестве составного элемента социально-экономической политики территорий, что в свою очередь способствует росту потока туристов и улучшению инфраструктуры и материально-технической базы, в целях повышения качества жизни населения.
Список литературы