16+
DOI: 10.18413/2408-9346-2019-5-2-0-3

Бюджетные инвестиции в инфраструктуру чемпионата мира по футболу 2018

Aннотация

Масштабные событийные мероприятия влияют на повышение туристической привлекательности стран и городов, на все сферы городского устройства, но в тоже время требуют огромных инвестиций. Проведение Чемпионата мира по Футболу 2018 года задействовало масштабные государственные и частные инвестиции и привело к преобразованию многих городов, привлечению международных и российских туристов. Цель данной работы – проанализировать структуру и объем инвестиций в развитие инфраструктуры, а также оценить влияние Чемпионата на городские преобразования. В работе использовались аналитические материалы консалтинговых агентств, отчеты Оргкомитета «Россия-2018» и FIFA, данные Росстата, материалы различных информационных агентств, аналитические материалы о зарубежном опыте использования «инфраструктуры наследия» крупных мировых событий. Автором раскрыто понятие бюджетных инвестиций, принципы выбора городов для проведения Чемпионата, рассмотрены правовые и концептуальные документы Чемпионата, реализация модели управления и финансирования подготовки Чемпионата, структура источников финансирования Чемпионата, объемы бюджетных инвестиций, основные объекты инфраструктуры, созданные в рамках подготовки Чемпионата мира, соотношение расходов России и других стран на подготовку Чемпионата в своей стране, влияние Чемпионата на экономику страны. Автор пришел к заключению, что Чемпионат мира по футболу оказал влияние на развитие инфраструктуры, благоустройство, появление новых рабочих мест, изменение туристического продукта и туристического потенциала городов, в тоже время будет оказывать долгосрочное влияние на экономику страны.


Введение. Масштабные мировые события, проводимые в городах, оказывают влияние практически на все сферы городского устройства: городскую экономику, инфраструктуру, сферу услуг, имидж города, работу городских служб и сервисов. В данной работе будет рассмотрен уникальный по масштабу пример бюджетных инвестиций в современной России – инвестиции в организацию и проведение Чемпионата мира по Футболу 2018 года, который стал драйвером развития для многих российских городов. Данная тема интересна для детального изучения как минимум по 3 причинам.

  1. Объем инвестиций: в реализации проекта были задействованы масштабные бюджетные и частные инвестиции порядка 683 млрд. руб.
  2. Географический охват преобразований: в реализации проекта участвовало одновременно более 40 городов России: помимо 12 городов, непосредственно участвующих в Чемпионате, в более чем 40 городах были созданы новые публичные пространства и фан-зоны для болельщиков (Программа обустройства…, 2018).
  3. Комплексность развития инфраструктуры: строительству и масштабной реконструкции были подвержены различные типы инфраструктурных объектов: от спортивных объектов, аэропортов и автомобильных дорог до систем водоснабжения и линий электропередачи.

Цель данной работы – проанализировать структуру и объем инвестиций в развитие инфраструктуры, а также оценить влияние Чемпионата на городские преобразования.

Материалы и методы исследования. При написании работы использовались аналитические материалы консалтинговых агентств, отчеты Оргкомитета «Россия-2018» и FIFA, данные Росстата, материалы различных информационных агентств, а также аналитические материалы о зарубежном опыте использования «инфраструктуры наследия» крупных мировых событий.

Результаты исследования и их обсуждение. Бюджетные инвестиции – это бюджетные средства, направляемые на создание или увеличение за счет средств бюджета стоимости государственного (муниципального) имущества (Бюджетный кодекс, 2019). Бюджетные инвестиции могут осуществляться как за счет федерального бюджета, так и за счет регионального или местного. Как правило, бюджетные инвестиции вкладываются в создание (или улучшение) объектов капитального строительства и инфраструктуры.

Бюджетный кодекс определяет ряд условий, наличие которых необходимо для осуществления бюджетных инвестиций:

  1. Наличие всей необходимой проектной документации;
  2. Инвестиционный проект обязан быть обоснован как с экономической, так и с технической стороны;
  3. Должен быть заключен контракт между заказчиком, в роли которого выступает государство, и исполнителем;
  4. Наличие проекта передачи недвижимости в государственную собственность.

Объектами бюджетных инвестиций могут быть разнообразные общественно-значимые проекты: строительство жилых и общественных зданий, объектов транспортной инфраструктуры, объектов социальной инфраструктуры и др.

Наиболее обсуждаемыми и медийными примерами бюджетных инвестиций, реализованными в последнее десятилетие в Российской Федерации, можно назвать:

  • строительство Крымского моста и моста Русский во Владивостоке;
  • создание инфраструктуры для Зимней Олимпиады в Сочи в 2014 году;
  • создание нового города Иннополис (самый молодой город России);
  • строительство космодрома «Восточный»;
  • строительство парка «Зарядье» в Москве;
  • создание инфраструктуры для Чемпионата мира по футболу в 2018 году.

Выбор России, как организатора Чемпионата состоялся в 2010 году, а итоговый список городов, в которых должен был пройти Чемпионат, утвердили в сентябре 2012 года. В итоговый перечень вошли 11 городов, которые были разделены на 5 кластеров по территориальному признаку:

  1. Центральный: Москва;
  2. Северный: Калининград, Санкт-Петербург;
  3. Волжский: Волгоград, Казань, Нижний Новгород, Самара, Саранск;
  4. Южный: Ростов-на- Дону, Сочи;
  5. Уральский: Екатеринбург.

Распределение городов на различные кластеры, согласно концепции, позволяло представить Россию во всём её культурном и природном многообразии.

При составлении окончательного списка городов организаторы руководствовались следующими критериями:

  • обеспеченность инфраструктурой;
  • социально-экономическое развитие;
  • инвестиционная программа подготовки;
  • концепция проведения;
  • эффективное использование наследия.

Эти критерии также подразумевают способность города принять большой поток туристов и болельщиков, наличие уже готовых, соответствующих требованиям ФИФА стадионов, целесообразность строительства новых стадионов с учетом дальнейшего их использования и общее экономическое состояние региона.

Главным правовым документом, определяющим политику проведения Чемпионата стал Федеральный закон «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года». Принятие закона положило основу для разработки других стратегических документов, определяющих различные аспекты управления и финансирования проекта. Такими стратегическими документами стали:

  • Программа подготовки к проведению Чемпионата мира по футболу» (Программа…, 2013);
  • Концепции наследия Чемпионата мира по футболу 2018 года» (Концепция наследия…, 2018);
  • Стратегия Чемпионата мира по футболу в области устойчивого развития;
  • Концепция транспортного обеспечения Чемпионата мира по футболу (Концепция транспортного…, 2013).

Наиболее важным в контексте понимания процессов бюджетного финансирования документом является Программа подготовки к проведению Чемпионата мира по футболу (далее Программа), именно она определяет модель, источники и объемы финансирования каждого из объектов инфраструктуры и предоставляет возможность, в силу своего правового статуса, проводить дальнейшие мероприятия по финансированию и реализации проекта: разработку ТЗ, организацию конкурентных процедур выбора поставщика работ и услуг, заключение государственных и муниципальных контрактов, передачу объектов недвижимого имущества.

Рассмотрим основные положения Программы подготовки к проведению Чемпионата мира по футболу более подробно. В Программу включены строительство и реконструкция 281 объекта инфраструктуры, обозначены объемы и источники финансирования, а также ответственные исполнители по каждому из мероприятий.

Мероприятия Программы можно условно разделить на 6 направлений по типу инфраструктуры.

  1. Спортивная инфраструктура: стадионы (12 объектов), тренировочные площадки (86 объектов).
  2. Инфраструктура размещения: гостиницы, предназначенные для размещения участников соревнования (62 объекта).
  3. Транспортная инфраструктура: аэропорты (13 объектов), улично-дорожная сеть и городской транспорт.
  4. Инфраструктура связи и информационных технологий.
  5. Социальная инфраструктура: здравоохранение.
  6. Инженерная инфраструктура: водоснабжение и водоотведение, теплоснабжение, энергоснабжение.

C точки зрения управления проектами, Чемпионат является довольно сложным проектом с множеством субъектов, принимающих непосредственное участие в управлении.

Главным и единственным организатором чемпионата мира по футболу является FIFA (Federation Internationale de Football Association) – международная федерация футбольных ассоциаций, которая является международным спортивным органом управления, обеспечивающим координацию футбола как вида спорта (Федеральный закон…, 2013).

Для взаимодействия с FIFA и осуществления мероприятий по подготовке Чемпионата от лица Российской Федерации была создана специальная организация «Оргкомитет «Россия – 2018» – автономная некоммерческая организация, учрежденная Правительством Российской Федерации и Российским футбольным союзом в 2011 году. Далее было заключено соглашение между FIFA и «Оргкомитетом «Россия – 2018» определяющее условия подготовки и проведения Чемпионата мира и устанавливающее статус, права и обязанности сторон. В регионах и городах России, участвующих в проведении Чемпионата, были созданы, соответственно, региональные оргкомитеты «Россия – 2018».

Именно к полномочиям Оргкомитета «Россия – 2018» относилось финансовое обеспечение мероприятий и контроль использования средств. Также к полномочиям Оргкомитета «Россия – 2018» относилось (Федеральный закон…, 2013) (в разрезе финансирования Чемпионата):

  • привлечение средств инвесторов для подготовки Чемпионата;
  • мониторинг исполнения обязательств Российской Федерации;
  • координация деятельности региональных организационных комитетов в субъектах Российской Федерации и другие.

Согласно первоначальной оценке, общий объем средств, необходимых на проведение главного футбольного события, составил 664 млрд. руб. (20,9 млрд. долл. по среднему курсу 2013 года). При этом предполагалось, что 51% расходов покроет федеральный бюджет, 15% бюджеты субъектов РФ и 34% юридические лица (рис. 1).

В дальнейшем было несколько редакций Программы и по последней доступной оценке Организационного комитета на апрель 2018 года финальные расходы составили 683 млрд. рублей. Превышение расходов над плановыми составило 19 млрд. рублей. При этом несколько изменилось соотношение источников финансирования. Большая часть всех средств (71%) была выделена из государственного бюджета (как федерального, так и регионального), при этом по первоначальной смете финансирования предполагалось не более 51% (рис. 1). Основной объем инвестиций был направлен на создание транспортной и спортивной инфраструктуры в городах проведения Чемпионата (рис. 2).

Расходы на транспортную инфраструктуру в общей структуре расходов составили более половины всех расходов – 54% или 337,4 млрд. руб. (рис.3). Расходы на спортивную инфраструктуру составили порядка 28% от общей величины расходов, что в абсолютном выражении составляет 174,7 млрд. руб.

Далее будут рассмотрены  созданные объекты инфраструктуры по трем наиболее затратным направлениям: транспортная, спортивная и инфраструктура размещения (Аналитический отчет…, 2018).

  1. Транспортная инфраструктура. На строительство и реконструкцию транспортной инфраструктуры было потрачено порядка 54% от общего бюджета или 337,4 млрд. руб. в абсолютном выражении.

Объекты транспортной инфраструктуры, на строительство и модернизацию которых были направлены бюджетные инвестиции, можно условно разделить на 3 типа:

  • аэропортовая инфраструктура, включая 13 аэропортов;
  • улично-дорожная сеть;
  • метрополитен и трамвайные сети.

Основная часть средств была выделена на реконструкцию и строительство авиакомплексов. Аэропорт «Платов» в Ростове-на-Дону был построен с нуля, а другие 12 аэропортов  были реконструированы с целью увеличения пропускной способности. В результате появления нового аэропорта Ростовская область стала регионом с самыми высокими расходами (59 млрд. руб.) на транспортную инфраструктуру среди всех регионов России.

Было реконструировано и модернизировано 20 железнодорожных вокзалов и станций. В трех городах – Москве, Санкт- Петербурге и Нижнем Новгороде – были построены новые станции метрополитена. В Северной столице открылись две новые станции – «Новокрестовская» и «Беговая», в Нижнем Новгороде – одна, «Стрелка». В Москве были открыты пять новых станций Третьего пересадочного контура (ТПК) и три станции Люблинско-Дмитровской линии.

Общая протяженность построенных и отремонтированных дорог составила 178 км. Основные трассы, на которых обновили дорожное покрытие, – это M7 «Волга» в Московской и Владимирской областях, M5 «Урал» в Самарской̆ области, Р-239 в Татарстане и Р-22 «Каспий» в Волгоградской области.

  1. Спортивная инфраструктура. К чемпионату мира было построено и отремонтировано 12 стадионов в 11 городах и 95 тренировочных площадок. Общая стоимость спортивных объектов составила 265 млрд. руб. В среднем на один стадион было потрачено 20,3 млрд. руб. Средняя вместимость одного стадиона – 48 166 человек.
  2. Инфраструктура размещения. За период 2014 – 2018 годы в России было открыто 56 отелей на 10349 номеров.

Консалтинговая компания JLL сравнила расходы стран-организаторов ЧМ за период с 1998 по 2018 годы по 8 критериям (табл. 1).

Сравнение показывает, что Россия стала единственной страной, построившей или основательно обновившей все 12 стадионов, при этом затраты на один стадион также являются самыми высокими – порядка 380 млн. долл. на 1 стадион. При этом расходы на спортивную инфраструктуру, как было показано на рисунке 3, составили всего 28% от общего бюджета Чемпионата.

На рисунке 4 показано соотношение инвестиций в стадионы и инфраструктуру. У России и Бразилии общие расходы на стадионы и инфраструктуру примерно равны и в 1,5-2 раза выше, чем у других стран, принимавших Чемпионат за последние 20 лет. При этом в соотношении расходов, практически у всех стран расходы на инфраструктуру выше, чем расходы на стадионы. Такая тенденция присуща всем странам, кроме Южной Кореи и Японии, где расходы на стадионы оказались выше, чем расходы на инфраструктуру. При этом во всех странах мира, за исключением России, использовались существующие стадионы (рис. 5).


 

По предварительной оценке Организационного комитета ЧМ-2018, суммарный эффект от проведения Чемпионата страны за 2013-2018 гг. составил 867 млрд. руб., или около 1% годового ВВП (Аналитический отчет…, 2018). Несмотря на то, что турнир начал оказывать влияние на ВВП еще в 2013 г., более половины его суммарного эффекта приходится на 2017–2018 гг. В эти годы прирост ВВП в связи с подготовкой и проведением соревнований достиг 0,4% годового показателя. 79% общего эффекта было обусловлено влиянием инвестиций и операционных расходов, что составляет 751 млрд. руб. Основная доля эффекта от инвестиций и расходов пришлась на 2016–2017 гг., что соответствует пику вложений в строительство или реконструкцию спортивной и транспортной инфраструктуры в эти годы.

 

Приток туристов в период ЧМ-2018 обеспечил вклад в 201 млрд. руб. в ВВП страны в 2018 г., что составляет 21% общего эффекта от проведения турнира. Эффект от туризма превысил влияние инвестиций и операционных расходов на подготовку турнира в 2018 г.

В пятилетней перспективе влияние ЧМ-2018 оценивается в 150–210 млрд. руб. в год, что сопоставимо с эффектом, наблюдаемым во время подготовки и проведения чемпионата. Ожидается, что около трети будущего эффекта от Чемпионата придется на развитие туризма, в то время как основная часть долгосрочного влияния будет достигнута за счет эффекта катализатора от инвестиций.

По уровню влияния на экономику страны ЧМ-2018 в России сопоставим с другими чемпионатами, как в абсолютном, так и в относительном выражении. Доля туризма в общем объеме влияния на ВВП России также сравнима с соответствующими показателями подобных турниров.

Суммарное влияние ЧМ-2018 на ВВП России составило около 17 млрд. долл. США, что превосходит эффект от аналогичных чемпионатов в Бразилии, ЮАР, Германии и Южной Корее и наиболее близко к показателю Японии (Аналитический отчет…, 2018).

Экономика России получила около 3 млрд. долл. США за счет развития туризма во время проведения Чемпионата, что превышает уровень Бразилии, ЮАР и Японии. При этом в Германии туризм внес еще более заметный вклад в общий объем экономического влияния, что объясняется, помимо прочего, более высоким средним уровнем цен на проживание, транспорт и прочие расходы.

Заключение. Интерес рассмотрения Чемпионата мира по футболу связана с уникальностью и сложностью проекта с точки зрения масштаба, географии бюджетных инвестиций и влияния на жизнь российских городов. Его рассмотрение с точки зрения бюджетных инвестиций позволило проанализировать различные процессы, связанные с финансированием и реализацией проекта на разных стадиях.

Влияние Чемпионата отражается практически на всех сферах жизнедеятельности городов. В наибольшей степени изменения коснулись развития инфраструктуры, благоустройства, стимулирования промышленности и бизнеса, появления новых рабочих мест, изменения туристического продукта и туристического потенциала городов. Что особенно важно, реализация проекта позволила привлечь не только бюджетные инвестиции в развитие городов и инфраструктуры, но и масштабные частные инвестиции.

Согласно оценкам экспертов, инвестиции в инфраструктуру в рамках подготовки к Чемпионату способны оказать долгосрочное влияние на экономику страны по ряду направлений. Основной эффект заключается в последующем развитии территорий, участвовавших в проведении чемпионата. Дополнительный эффект связан с активной эксплуатацией новой транспортной, спортивной и другой инфраструктуры.

 

Информация о конфликте интересов: автор не имеет конфликта интересов для декларации.

Conflicts of Interest: the author have no conflict of interests to declare.

Список литературы

Аналитический отчет консалтинговой компании JLL «Инвестиции в футбольные страсти: эффект чемпионата мира в России». 2018. URL: http://www.jll.com/russia/ru-ru/Research/FIFA_World_Cup_2018.pdf (дата обращения 02.05.2018)

Аналитический отчет Оргкомитета «Россия-2018» «Исследование влияния Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 в России на экономическую, социальную и экологическую сферы». 2018. URL: https://rfs.ru/news/208313 (дата обращения 04.05.2018)

Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 06.06.2019) Статья 6 и 79. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702/ (дата обращения 01.05.2019)

Исследование отношения к Чемпионату мира по футболу-2018 среди населения России и городов проведения Чемпионата / ВЦИОМ, 2018.

Концепции наследия Чемпионата мира по футболу 2018 года», утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 24 июля 2018 г. № 1520-р. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71909238/ (дата обращения 01.05.2019)

Концепция транспортного обеспечения Чемпионата мира по футболу, утвержденная Министром транспорта РФ М.С. Соколовым 16.12.2013 г. URL: https://www.favt.ru/public/materials/1/1/a/d/3/11ad3d0510a14936184f2cd6ee31721c.pdf (дата обращения 01.05.2019)

Программа обустройства публичных пространств и фанзон в 40 городах России, реализованная в 2016-2018 гг. АИЖК и Стрелка. 2018. URL: https://города-будущего.рф/  (дата обращения 03.05.2019)

Программа подготовки к проведению Чемпионата мира по футболу», утвержденная Постановлением Правительства от 20 июня 2013 года № 518. URL: https://base.garant.ru/70403652/ (дата обращения 06.05.2019)

Статья РБК: Операция «Наследие»: что будет со спортивными объектами после ЧМ. 2018, 21 июня. URL: ttps://www. rbc.ru/society/21/07/2018/5b51f8c79a79470df8d82 c46?from=center_2 (дата обращения 03.05.2019)

Статья РБК: Чемпионат мира в России. Главные цифры. 2018, 17 июля. URL: https://www.rbc.ru/society/17/07/2018/5 b488dc59a794765ace87fe2. (дата обращения 04.05.2019)

Стратегия Чемпионата мира по футболу в области устойчивого развития. URL: https://www.fifa.com/mm/document/tournament/competition/02/66/69/50/fwc2018_sustainabilitystrategy_ru_russian.pdf (дата обращения 02.05.2019)

Федеральный закон «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года» от 07.06.2013 №108-ФЗ. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_147218/(дата обращения 01.05.2019)

BMI Research, Industry Forecast – Russia – Q1 2018 / BMI Research, 2018, 5 января.