16+
DOI: 10.18413/2408-9346-2019-5-3-0-3

Институциональные условия развития туристской отрасли в Казахстане: анализ результативности государственных программ

Aннотация

Для превращения сектора туризма в динамично развивающуюся и высокодоходную отрасль экономики необходимо создание соответствующих институциональных условий: законодательных норм и структур управления, что стало бы основой создания эффективного механизма функционирования отрасли. В статье проведен аналитический обзор институциональной среды развития туризма в Казахстане. Проведен анализ действующего законодательства в сфере туризма и других мероприятий по стимулированию туристского предпринимательства в Казахстане. Основным источником анализа стали законы и нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность сферы туризма в Республике Казахстан. В исследовании были применены описательный метод и сравнительный анализ. Областью применения результатов исследования является деятельность субъектов туристской отрасли всех уровней: государства, частного бизнеса, отраслевых организаций, инфраструктурного обеспечения. Результаты исследования помогут использовать огромный туристско-рекреационный потенциал Казахстана путем повышения активности предпринимателей в туризме. Сфера туризма должна стать привлекательной для занятия бизнесом. Все это, в свою очередь, повысит социально-экономическое положение регионов Казахстана.


Введение. Во многом предпринимательская активность в туризме определяется степенью государственной поддержки этой отрасли, благоприятной институциональной средой и эффективностью реализации государственных программ развития туризма.

Положительная динамика отрасли туризма, а также необходимость увеличения ее вклада в развитие экономики усиливают необходимость участия различных субъектов государственного, частного и социального секторов в производстве услуг на любом уровне для достижения договоренностей и взаимодополняемости, соотносящихся с возможностями и ресурсами, для достижения синергизма.

Международная практика доказывает, что государственные туристские институты на национальном уровне должны играть основополагающую роль. Именно отсутствие такого руководства в подавляющем большинстве случаев затрудняет им возможность играть роль центра сетей государственной политики, способного формулировать и координировать платформы для анализа, ведения обсуждений по проблемам, влияющим на результаты функционирования туристской отрасли.

Координацию процессов реализации программ развития сектора туризма на национальном уровне осуществляет Министерство культуры и спорта Республики Казахстан, на региональном – отделы туризма при Управлении предпринимательства. Как мы видим, на местном уровне такие структуры отсутствуют и зачастую деятельность местных органов управления носит формальный характер. Таким образом, производители туристских услуг создают коммерческие предложения независимо от деятельности местных органов власти. Это приводит к тому, что цели развития туризма и цели социально-экономического развития районов не согласуются, разработанные программы не всегда реалистичны и не учитывают всего туристского потенциала республики.

Целью работы стало проведение анализа институциональных условий развития туристской отрасли и результативности государственных программ, направленных на развитие туристской отрасли в Казахстане.

Материалы и методы исследования. Основным источником анализа стали законы и нормативно-правовые акты, регулирующие предпринимательскую деятельность в целом и, в частности, сферы туризма в Республике Казахстан. В исследовании были применены описательный метод и сравнительный анализ.

Результаты исследования и их обсуждение. Условия институциональной среды предпринимателей отрасли туризма регламентируются соответствующими законами и нормативно-правовыми актами (табл. 1).

Таблица 1

Анализ нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность сферы туризма в Республике Казахстан

Table 1

Analysis of regulatory acts governing the activities of the tourism sector in the Republic of Kazakhstan

Анализируя представленные в таблице данные, мы видим, что на законодательном уровне определены лишь вопросы организационной поддержки. По нашему мнению, государственное регулирование по созданию благоприятных условий для развития предпринимательства в сфере туризма должно осуществляться и в областях:

- полное или частичное покрытие затрат на развитие туристских предложений;

- льготное кредитование и налогообложение;

- финансирование научных исследований и разработок, направленных на развитие внутреннего и въездного туризма.

Законодательство в сфере туризма представлено законом РК «О туристской деятельности в Республике Казахстан», правилами лицензирования туристской деятельности. Закон РК «О туристской деятельности в Республике Казахстан» определяет экономические, правовые, социальные и организационные основы туристской деятельности как одной из отраслей экономики Республики Казахстан. В законе определены основные принципы государственного регулирования туристской деятельности в Республике Казахстан (рис. 1).

В законе РК «О лицензировании» определены порядок, условия выдачи и учета государственных лицензий на право осуществления туристской деятельности.

В Казахстане налогообложение физических и юридических лиц, предоставляющих туристские услуги, осуществляется в соответствии с налоговым законодательством (О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс). Кодекс Республики Казахстан от 25 декабря 2017 года № 120-VI ЗРК). В сфере туризма рекомендуется организовывать индивидуальное предпринимательство с применением специального налогового режима на основе упрощенной декларации. При упрощенном режиме налогообложения сумма корпоративного подоходного налога и социального налога в совокупности составляет 3% от суммы дохода без учета понесенных расходов.

В мировой и отечественной практике сложились и успешно функционируют основные институты, непосредственно или косвенно занимающиеся проблемами развития туризма (табл. 2).

Таблица 2

Отраслевые институты развития туристского сектора

Table 2

Sectoral institutions for the development of the tourism sector

На современном этапе государственная поддержка предпринимательской деятельности в Республике Казахстан регламентируется Предпринимательским кодексом РК, а также отдельными законодательными актами, такими как Налоговый кодекс Республики Казахстан, Закон Республики Казахстан «О специальных экономических зонах», Закон Республики Казахстан «О государственно-частном партнерстве». Государственная поддержка, предусматривающая комплекс государственных мер по стимулированию развития частного предпринимательства, созданию благоприятных экономических и правовых условий для реализации предпринимательской инициативы включает несколько видов (рис. 2).

Следует отметить, что туристская отрасль не выделена как отдельное направление государственной поддержки. В связи с этим, субъекты туристской деятельности могут получать поддержку от государства только в рамках мер, предусмотренных для субъектов малого и среднего бизнеса в целом, специальных экономических зон и инвестиционной деятельности. Считаем необходимым включить туризм в список направлений государственной поддержки частного предпринимательства в статье 92 Предпринимательского кодекса РК.

Повышению эффективности деятельности отечественных институтов туризма будет способствовать разработанная в 2016 году государственная программа «Стратегический план Министерства культуры и спорта Республики Казахстан на 2017-2021 годы». Развитие конкурентоспособной туристской индустрии будет осуществляться согласно Концепции развития туристской отрасли Республики Казахстан до 2023года. Данные документы предусматривают реализацию ряда мер, направленных на достижение приоритетных задач (рис. 3).

Приоритетным направлением в сфере туристкой деятельности является формирование конкурентоспособной туристской индустрии, развитие культурно-туристских кластеров с интеграцией историко-культурного ландшафта страны в инфраструктурные проекты и содействие созданию профессиональной системы управления отраслью. В таблице 3 проведены данные для анализа результативности государственной программы «Стратегический план Министерства культуры и спорта Республики Казахстан на 2017-2021 годы» по целевым индикаторам.

Таблица 3

Стратегические направления, цели и целевые индикаторы

Table 3

Strategic directions, goals and target indicators

Анализ результативности целевых индикаторов стратегического направления «Формирование конкурентоспособной туристской индустрии» выявил отклонения от плана, причем как положительные, так и отрицательные. В целом по показателям внутреннего и въездного потока в стране наблюдается положительная динамика, тем не менее рост не достигает поставленных в стратегическом плане целей.

Заключение. Проведенное исследование показало, что благоприятная предпринимательская среда, в том числе активная поддержка государства в Казахстане способствуют развитию бизнеса. Однако предприниматели не выбирают сферу туризма для занятия бизнесом вследствие непонимания потенциала развития отрасли. Сфера туризма находится в числе перспективных 16 направлений по льготному кредитованию, субсидированию. Однако, по нашему мнению, необходима более активная поддержка аналогично той, которую оказывают, например, аграрному сектору такие специализированные институты, как АО «Фонд финансовой поддержки сельского хозяйства», АО «Аграрная Кредитная Корпорация», АО «КазАгроФинанс», АО «КазАгроГарант»; специализированные программы финансирования «Сыбага», «Агробизнес 2020» и др.

Таким образом, для становления сектора туризма как динамично развивающейся отрасли экономики необходимо создание благоприятных институциональных условий: законодательных норм и структур управления.

Информация о конфликте интересов: авторы не имеют конфликта интересов для декларации.

Conflicts of Interest: the authors have no conflict of interests to declare.

Список литературы

Закон Республики Казахстан от 2 июля 1992 года №1488-XII «Об охране и использовании объектов историко-культурного наследия». URL:   http://kodeksy-kz.com/ka/ob_ohpane_obektov_istopiko-kultupnogo_naslediya.htm (дата обращения: 29.06.2019). 

Закон Республики Казахстан от 13 июня 2001 года №211 «О туристской деятельности в Республике Казахстан».  URL:   https://online.zakon.kz/document/?doc_id=1023618 (дата обращения: 29.06.2019). 

Закон Республики Казахстан от 11 января 2007 года № 214-III «О лицензировании» (с изменениями и дополнениями). URL:    https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=30087221 (дата обращения: 29.06.2019). 

Закон Республики Казахстан от 31 октября 2015 года № 379-V «О государственно-частном партнерстве» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 03.04.2019 г.). URL:    https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=37704720 (дата обращения: 29.06.2019). 

Закон Республики Казахстан от 3 апреля 2019 года № 242-VI «О специальных экономических и индустриальных зонах». URL:    https://online.zakon.kz/document/?doc_id=36402496  (дата обращения: 29.06.2019). 

О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс). Кодекс Республики Казахстан от 25 декабря 2017 года № 120-VI ЗРК. URL:     http://adilet.zan.kz/rus/docs/K1700000120 (дата обращения: 09.06.2019). 

Постановление Правительства Республики Казахстан от 9 апреля 1998 года №311 «О мерах по стабилизации деятельности гражданской авиации Республики Казахстан». URL:     https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=1009087#pos=0;0 (дата обращения: 09.06.2019). 

Постановление Правительства Республики Казахстан от 27 ноября 1998 года №1200 «О мерах по дальнейшему развитию отрасли гражданской авиации Республики Казахстан». URL:   https://tengrinews.kz/zakon/pravitelstvo_respubliki_kazahstan_premer_ministr_rk/tpanspopt/id-P980001200_/ (дата обращения: 09.06.2019). 

Постановление Правительства Республики Казахстан от 30 июня 2017 года № 406 «Об утверждении Концепции развития туристской отрасли Республики Казахстан до 2023 года». URL:    https://tengrinews.kz/zakon/pravitelstvo_respubliki_kazahstan_premer_ministr_rk/kultupa/id-P1700000406/ (дата обращения: 09.06.2019). 

Предпринимательский кодекс Республики Казахстан. Кодекс Республики Казахстан от 29 октября 2015 года № 375-V ЗРК. URL:     http://adilet.zan.kz/rus/docs/K1500000375 (дата обращения: 09.06.2019). 

Стратегический план Министерства культуры и спорта Республики Казахстан на 2017-2021 годы (с учетом внесенных изменений и дополнений приказами от 17.03.2017 г. № 78, 12.12.2017 г. № 332, 29.12.2017г. № 360, 25.05.2018 г. № 116, 24.08.2018 г. №221, 28.10.2018 г. №336, 26.12.2018 г. №382, 28.12.2018 г. №386, 29.12.2018 г. №392, 13.05.2019 г. №134). Туризм Казахстана 2013-2017. Статистический сборник. Астана 2018 г. URL:

https://www.mks.gov.kz/rus/deyatelnost/strategicheskii_plan/, http://www.kaztour-association.com/,  http://kagir.kz/,  https://assotsiatsiya-po-razvitiyu-vnutrennego-turizma-v.satu.kz/,  http://atameken.kz/kk/,  https://kapital.kz/gosudarstvo/61558/v-kazahstane-sozdana-nackompaniya-kazah-turizm.html, http://www.fondkamkor.kz/index.htmlhttps://damu.kz/ (дата обращения: 09.06.2019).