Социологический подход к изучению состояния маятниковой миграции на территории города Белгорода и соседних районов
Aннотация
Актуальность исследования состоит в том, чтобы изучить противоречии между социальными практиками жителей агломерации в части маятниковой миграции и необходимостью упорядочивать данный процесс в интересах развития территории и повышения качества жизни населения. Цель исследования заключается в изучении позиции населения, муниципальных служащих и экспертов относительно феномена маятниковой миграции. Поскольку процесс маятниковой миграции является недостаточно изученным, то оценить уровень данного показателя можно, используя аналитический способ, по данным пассажирских перевозок, а также на основании данных социологического опроса. Именно социологические опрос дает возможность наиболее полного и всестороннего изучения процесса маятниковой миграции. Для формирования корректной оценки процесса маятниковой миграции были сформированы три группы респондентов: жители населенных пунктов, относящихся к Белгородской агломерации; муниципальные служащие и специалисты органов местного самоуправления муниципальных образований, относящихся к Белгородской агломерации; группа экспертов, которые в силу профессиональной деятельности могут дать квалифицированные суждения по вопросам развития агломерации. Полученные результаты помогли проанализировать виды и частоту взаимодействия населения с городом-центром, восприятие проблемности маятниковой миграции, а также оценочные характеристики жизни в условиях агломерации.
Ключевые слова: агломерация, город-центр, маятниковая миграция, мигранты, рекреационная миграция, досуговая миграция
Введение. Одним из объективных признаков формирования городской агломерации является развитие общественного транспорта и реализация оптимальных маршрутов, связывающих города-спутники с городом-ядром и между собой. Именно таким образом обеспечивается «общность хозяйственных и территориальный связей» и создаются предпосылки для повышения качества жизни населения исследуемой территории (Мальцева, 2013; Харченко, 2009).
Следствием данного процесса является маятниковая миграция, которую относят к основным качественным признакам формирования городской агломерации (Яроцкая, 2019).
Исследователи трактуют маятниковую миграцию в целом как «явление территориального перемещения населения, имеющее устойчивый характер и не связанное с переменой места жительства мигрантов» (Рыбальская, 2016).
При этом поездки характеризуются следующими признаками (Гимпельсон, Капелюшников, 2006).
- перемещение населения осуществляется в пределах агломерации;
- поездки являются регулярными, при этом могут изменяться по частоте: от ежедневных до раза в месяц и реже;
- место жительства в результате передвижений не меняется.
Следует отметить, что перемещения в пределах одного города даже на значительные расстояния (например, в Москве) не относятся к маятниковым миграциям.
В зависимости от целей можно выделить несколько видов маятниковой миграции в России. трудовая;
- учебная;
- хозяйственно-бытовая;
- культурно-досуговая;
- рекреационная.
Наибольшей частотой характеризуется трудовая миграция. Она представляет собой «ежедневное челночное перемещение части населения – маятниковых трудовых мигрантов – между местами работы и проживания, находящимися друг от друга на значительном расстоянии и в разных экономических субъектах (городах, районах, регионах)» (Шитова, 2006).
Проблема исследования состоит в противоречии между социальными практиками жителей агломерации в части маятниковой миграции и необходимостью упорядочивать данный процесс в интересах развития территории и повышения качества жизни населения.
Цель исследования – исследовать позиции населения, муниципальных служащих и экспертов относительно феномена маятниковой миграции.
Материалы и методы исследования. Процесс маятниковой миграции относится к недостаточно изученным в силу трудности получения статистических данных. Оценку уровня данного показателя можно выполнить, во-первых, аналитическим способом. Шитова Ю.Ю. предлагает находить уровень маятниковой миграции как долю неучтенного населения трудоспособного возраста. Полагая, что все эти жители являются маятниковыми мигрантами, следует вычислить отношение:
,
где: – уровень маятниковой миграции, доли ед.;
ТН – трудоспособное население, чел.;
– трудоспособное городское и сельское население, соответственно, за вычетом самозанятых и занятых в неформальном секторе, чел.;
ЗН – занятые на крупных и средних предприятиях промышленности и в сельском хозяйстве, чел.;
МБ – занятые в малом бизнесе, чел.;
БЗР – безработные, чел.
Следует отметить, что для условий Белгородской агломерации применение данной формулы будет некорректным. Необходимо вычесть из числителя формулы число студентов, проживающих в местах расположения учебных заведений. Кроме того, занятые на крупных и средних предприятиях также могут входить в число маятниковых мигрантов. Например, на Яковлевском ГОКе (г. Строитель) работают жители близлежащих поселков населенных пунктов (Яковлево, Томаровка и др.). Следовательно, вычитать надо будет только число работающих, занятых на предприятиях и проживающих в поселениях, где эти объекты расположены. В связи с этим использование формулы становится затруднительным ввиду значительной трудоемкости сбора требуемых исходных данных.
Во-вторых, маятниковую миграцию можно оценить по данным пассажирских перевозок. Данный вид определения уровня маятниковой миграции также является приблизительным для условий Белгородской агломерации, так как не учитывает перемещения между поселениями. Так, ежедневно в город въезжают порядка 93 тысяч человек (52 тысячи на личном автотранспорте, 41 тысяча – на общественном). Однако речь идет только о въезжающих в Белгород пассажирах. Не учитываются перемещения за пределами города-ядра, а также выезжающий транспорт. Например, студенты Белгородской сельскохозяйственной академии едут из Белгорода в поселок Майский.
В-третьих, маятниковую миграцию можно оценить на основании данных социологического опроса. С нашей точки зрения такой подход дает возможность наиболее полного и всестороннего изучения исследуемого процесса.
Результаты исследования и их обсуждение. Для формирования корректной оценки процесса маятниковой миграции были сформированы три группы респондентов:
1) жители населенных пунктов Белгородского, Шебекинского и Яковлевского районов, относящихся к Белгородской агломерации (массовый опрос). Исследуемые территории расположены наиболее близко к г. Белгороду, следовательно, именно их жители вносят максимальный вклад в формирование потока маятниковых мигрантов в сторону города-ядра;
2) муниципальные служащие и специалисты органов местного самоуправления муниципальных образований, относящихся к Белгородской агломерации;
3) группа экспертов, которые в силу профессиональной деятельности могут дать квалифицированные суждения по вопросам развития агломерации. В нее вошли государственные гражданские служащие Белгородской области, преподаватели вузов, руководители и сотрудники государственных и муниципальных учреждений, представители бизнеса, менеджеры коммерческих структур, лидеры общественных организаций.
Объем репрезентативной выборки рассчитывался по формуле (Ильясов, 2017):
,
где: N – минимальный объем репрезентативной выборки (количество респондентов), чел.;
t – кратность ошибки репрезентативности выборки, которая определяется по таблице значений интеграла вероятностей Лапласа Ф(t). В данном случае для Ф(t) = 0,95, что соответствует табличному значению t=1,96;
w – вариация генеральной совокупности по ключевому признаку, доли ед.;
M – размер генеральной совокупности, чел.;
– предельно допустимая ошибка репрезентативности выборки, в данном случае =0,05 (5%).
По результатам вычислений определены следующие размеры выборок для каждой из групп:
1 группа – 500 чел.;
2 группа – 30 чел.;
3 группа – 30 чел.
Репрезентативность выборок означает, что характер распределения ответов на вопросы анкет при выборочном опросе может быть экстраполирован на генеральную совокупность – Белгородский, Шебекинский и Яковлевский районы.
При этом доверительная вероятность составит в данном случае 95% (Ильясов, 2017).
Социологический опрос проводился по трем группам параметров.
Первая группа параметров отражает взаимодействие с городом-центром: частота и цели поездок. Результаты данного социологического исследования приведены на рис. 1.
Рис.1. Сравнительная частота поездок из близлежащих районов в г. Белгород и другие населенные пункт
Fig. 1. Estimation of the frequency of trips from the periphery to the city of Belgorod and the other settlements
Полученные данные свидетельствуют о том, что половина трудоспособного населения исследуемой территории (Белгородского, Шебекинского и Яковлевского районов) совершает ежедневные поездки в центр агломерации. Отношение ежедневного центростремительного потока маятниковых мигрантов к центробежному составляет 50,6 / 6,8=7,44.
Значения данных, приведенных на рис.1, коррелируют с числом респондентов из числа населения и служащих местных администраций, выбравших варианты относительно цели регулярных поездок в г. Белгород. Результаты социологического опроса приведены на рис. 2.
Рис. 2. Сравнительная оценка населением и служащими параметра «Как в своей повседневной жизни Вы и Ваша семья связаны с городом – центром агломерации?»
Fig. 2. Comparative assessment by the population and employees of the parameter "How are you and your family connected with the city – the center of the agglomeration in your everyday life?"
В анкете были предложены варианты ответов:
1. У меня есть постоянная работа в городе Белгороде (для населения), живу в г. Белгороде (для служащих местных администраций);
2. Близкие родственники работают в городе Белгороде;
3. Дети учатся либо посещают детский сад в городе Белгороде;
4. Ездим за покупками в город Белгород;
5. Предпочитаем медицинские учреждения города Белгорода;
6. Приезжаем в город Белгород на культурно-досуговые мероприятия.
При ответе на данный вопрос можно было выбрать несколько значений ответов.
Из приведенных данных следует, что 44,6% населения и 29,7% служащих местных администраций совершают ежедневные поездки. Более трети населения выезжает в Белгород за покупками, медицинской помощью и на культурно-досуговые мероприятия. Для служащих местных администраций эти показатели несколько ниже: порядка 1/4 - 1/5.
В обеих категориях отмечается наименьший процент в отношении детей, посещающих детские сады и школы в Белгороде. Поскольку в данном случае доминирующим фактором является время нахождения в пути, то выбор в пользу данных учреждений могут сделать преимущественно жители Белгородского района.
Результаты изучения мнения экспертов в отношении целей маятниковых поездок представлены на рис. 3.
Рис. 3. Распределение числа ответов в группе экспертов на вопрос о связи жизни семьи с центром агломерации
Fig. 3. Experts’ attitudes toward the goals of commuting
В анкете были предложены варианты ответов:
1.Постоянно проживаем за пределами города Белгорода;
2. Живем в городе и имеем дом/дачу в пределах агломерации;
3. Ездим за пределы города на отдых;
4. Ездим за пределы города с другими целями.
Полученные данные говорят о том, что ежедневные поездки совершают 44,9% экспертов. При этом доля рекреационной маятниковой миграции составляет 26,3%.
Вторая группа параметров проведенного опроса – восприятие проблемности маятниковой миграции, удаленности от общественного центра города и иных особенностей жизни вне большого города.
В процессе исследования изучался вопрос о том, является ли необходимость совершения ежедневых и периодических поездок в г. Белгород проблемой для населения.
Результаты социологического опроса представлены на рис. 4.
Рис. 4. Распределение ответов населения на вопрос об отношении к проблеме маятниковой миграции
Fig. 4. Attitudes of the population towards the problem of commuting
Результаты проведенных социологических опросов показали, что большая часть населения исследуемой территории (52,1%) не считает маятниковую миграцию проблемой. Можно предположить, что это, скорее, является свидетельством хорошо развитой транспортной сети и высокого уровня автомобилизации населения. Кроме того, доминирующим фактором является в данном случае возможность найти рабочее место в соответствии со своей специальностью и с более высоким доходом в городе-ядре, чем в местах проживания. В то же время 43,6% жителей склонны считать создавшееся положение проблемным.
При изучении вопроса маятниковой миграции особое значение имеет видение служащими местных администраций и экспертами существующей проблемы, поскольку именно от этой категории респондентов зависит ее успешное решение. Результаты социологического исследования по соответствующему вопросу приведены на рис. 5.
Рис. 5. Сравнительные позиции служащих местных администраций и экспертов относительно параметра: «Можно ли считать проблемой маятниковые поездки жителей в г. Белгород?»
Fig. 5. The comparison of local servants’ and experts’ attitudes towards the problems linked to the commuting to the city of Belgorod
Значения параметра:
1. Серьезных проблем нет, в целом жителей это устраивает;
2. Если решить отдельные проблемы, поездки людей в город не будут причинять им неудобств;
3. Частые поездки в большой город заведомо неудобны для жителей;
4. Затрудняюсь ответить.
По результатам опроса можно сделать следующие выводы:
- Две трети служащих и одна треть экспертов не считают наличие высокого уровня маятниковой миграции всех видов проблемой;
- 19,4% служащих и 42,4% экспертов полагают, что имеющиеся проблемы могут быть решены путем устранения отдельных недостатков;
- Только 4,2% служащих и 13,6% экспертов воспринимают сложившуюся ситуацию как доставляющую неудобства жителям.
Третья группа параметров проведенного исследования – выявление оценочных характеристик жизни в условиях агломерации с позиции экономики, экологии, удовлетворения различных потребностей человека.
Существенным фактором отношения жителей к необходимости частых поездок в город-ядро является изучение их мнения относительно положительных и отрицательных сторон маятниковой миграции. Результаты социологического опроса приведены на рис. 6.
Рис. 6. Значение интегральных индексов относительно оценочных характеристик жизни в условиях агломерации
Fig. 6. The value of integral indices of the factors of people’s quality of life estimation in the conditions of agglomeration
Значения исследуемого параметра:
1. Благодаря хорошему транспортному сообщению с областным центром жители удовлетворяют разнообразные потребности, которые невозможно реализовать у нас;
2. Частые поездки в областной центр отнимают очень много времени;
3. Частые поездки в областной центр наносят большой вред природной среде;
4. Можно было бы реже ездить в областной центр, если бы здесь были привлекательные рабочие места, школы, торговые центры и т.д.
Число жителей, считающих, что в силу развитого транспортного сообщения у них есть больше возможности реализовать свои материальные и культурные потребности в Белгороде, чем в своих поселениях, несколько превосходит число тех, кто имеет противоположную точку зрения (значение индекса +0,14).
Значительная часть респондентов (значение индекса +0,38) отмечает значительные затраты времени в пути. Действительно, в утренние и вечерние часы передвижение по дорогам существенно замедляется. В результате свободное после трудового дня время, которое К. Маркс (Маркс, Энгельс, 1964) определял как «настоящее богатство, …, определяющее простор для свободной деятельности и развития», люди проводят в транспорте. Такая ситуация существенно сокращает общение с членами семьи, в том числе с детьми. Поэтому значительная часть респондентов (интегральный индекс равен +0,51) предпочла бы ездить в областной центр реже при условии наличия на местах привлекательных рабочих мест, качественного уровня медицины и образования, торгово-развлекательных центров.
Процент респондентов, отрицающих корреляцию состояния окружающей среды и процесса развития агломерации, значительно выше соответствующего показателя в отношении тех, кто видит и отрицательные стороны этого явления. Об этом говорит отрицательное значение интегрального индекса (-0,43). В то же время в ряде исследований отмечается ухудшение экологической ситуации вследствие маятниковой миграции, которая входит в число признаков формирования агломерации (Харченко, 2009, Яроцкая, 2019). Автомобильный транспорт является источником загрязнения окружающей среды отработанными газами, а также является источником таких неблагоприятных факторов, как шум, вибрация и электромагнитные поля.
В г. Белгороде наиболее загрязняются отработанными газами улицы Шоссейная (177,24 мг/м3), Студенческая (97,59 мг/м3), Волчанская (89,69 мг/м3), Богдана Хмельницкого (69,53 мг/м3), на которых отмечается особенно интенсивное движение маятниковых мигрантов (Хорольская, 2016).
Заключение. На основании проведенных исследований сделаны следующие выводы:
- Социологические опросы способны создать объективную и полную картину состояния маятниковой миграции на ближайшей к Белгороду территории Белгородской агломерации;
- Виды поездок из Белгородского, Шебекинского и Яковлевского районов в г. Белгород, в основном, относятся к трудовой маятниковой миграции – ежедневным поездкам на работу и с работы;
- Кроме того, сформировался поток рекреационной и культурно-досуговой миграции. Следует отметить, что создание условий для их развития можно отнести к плюсам такого вида маятниковых поездок. Они являются периодическими и дают возможность людям выехать на дачные участки, отдохнуть, навестить родственников, посетить достопримечательности, выставки, концерты и спортивные соревнования. Все это благоприятно отражается на физическом и моральном состоянии жителей, а также укрепляет родственные связи;
- Развитая транспортная сеть способствует созданию единого экономического пространства на территории агломерации (Мальцева, 2013).
- В то же время трудовая (ежедневная) маятниковая миграция в значительной мере является отрицательным явлением: способствует образованию пробок на автодорогах, ухудшает экологическую обстановку, уменьшает количество времени для общения с семьей, способствует распространению вирусных заболеваний, особенно в осенне-зимний период;
- Большинством жителей периферийных населенных пунктов особенности своего жизненного уклада (удаленность от большого города – рынка труда, культурного и делового центра, маятниковую миграцию) не воспринимают как острую проблему. Доминирующую роль при принятии индивидуальных решений об участии в агломерационном взаимодействии играет возможность получения большего дохода и удовлетворения иных первоочередных потребностей;
- Со стороны экспертов мнение об отсутствии или минимуме проблем задает вектор развития транспортных коммуникаций и позиционирования периферийных населенных пунктов как городов-спутников. Видение же ими серьезных проблем будет свидетельствовать о необходимости комплексного развития населенных пунктов как самодостаточных социально-экономических единиц.
Информация о конфликте интересов: автор не имеет конфликта интересов для декларации.
Conflicts of Interest: the author has no conflict of interests to declare.
Список литературы