Глобальные экономические процессы и структурная трансформация российской экономики
Aннотация
Целевая постановка проводимого исследования определяется актуальностью реализуемой политики Российского государства и Указом Президента Российской Федерации от 8 мая 2018 года № 204, в котором отражены ключевые цели и стратегические ориентиры/задачи на период до 2024 года, а в качестве поддержания реализации вектора развития отмечена необходимость вложений инвестиций в развитие национальной экономики с акцентом на приоритетные сферы. Процессы трансформации в производственно-хозяйственной деятельности являются своеобразной формой парирования потребностей общества в происходящих модификациях, что подтверждает исчерпание возможностей прогресса. Из этого следует, что такие процессы трансформации, в первую очередь, направлены на нивелирование сложившихся и имеющихся противоречий между инерционностью динамики социально-экономических отношений и качественным характером происходящих изменений. Отмечая глобальность вопроса и исходя из тенденций, формирующихся на мировом рынке, а именно процессов изменений на уровне национальных экономик и хозяйств, следует предположить, что они будут отличаться и иметь так называемые собственные траектории формирования и движения. В качестве основной задачи проводимого исследования и в соответствии с поставленной целью проведена диагностика состояния национальной экономики, дана оценка действующим моделям структурной трансформации российской экономики. Диагностика действующего механизма инвестиционных вливаний в сферу производства как одного из факторов, способствующих развитию российской экономики, наряду с обозначенной проблематикой исследования, позволила выявить зависимость национальной экономики от происходящих процессов на мировом рынке и на этой основе сформировать и предложить к реализации на практике ряд направлений, которые, как видится, будут способствовать структурной трансформации и росту национальной экономики. Сформированные в процессе исследования теоретические выводы и направления по сглаживанию диспропорций развития отдельных сфер в структуре экономики и, как следствие, ее структурной трансформации, будут способствовать ускорению процесса стабилизации и росту экономики обновленного типа, а также могут послужить базовой основой для проведения последующих исследований и разработок в данной области.
Ключевые слова: глобальная экономика, мировое экономическое пространство, конкурентная борьба, трансформация экономики, государство, цифровая экономика
Введение. Этап настоящих изменений в экономическом пространстве всего мира сейчас определяется своим следующим витком в конкурентной борьбе за лидерские позиции, в котором процессы глобализации, как следствие, неизбежно ведут к всеобщему процессу формирования обновлений практически всех укладов жизни общества (Купцов, 2009). Наряду с неоднозначностью влияния складывающихся в последнее десятилетие глобальных тенденций и процессов следует и рост основных рисков для мировой экономики, который, как представляется, связан с нарастающей финансовой уязвимостью и ростом напряжённости в торговле и геополитике (происходит рост краткосрочных и среднесрочных рисков, наряду с устойчивым ростом мировой экономики и сохраняющимся, впервые за десять лет, самым низким уровнем безработицы во всём мире (Лихошерстова, 2019). Кроме того, сохраняющие за последнее десятилетие мировые тенденции указывают на тот факт, что суверенитет и место в современной системе координат любой страны обусловливаются также рядом ключевых факторов, к числу которых можно отнести и сохранение национальной идентичности, и внесение определенного вклада в мировую культуру, т.е. ее развитие. И хотя неясность траектории международного развития в настоящее время может рассматриваться как константная, стратегическое соперничество стран продолжает все нарастать.
Цель исследования – установление и формирование траектории движения роста национальной экономики на основе выявленных и установленных в ходе проводимого исследования диспропорций развития отдельных сфер в структуре экономики.
Материалы и методы исследования. Основу методологического процесса исследования составили, во-первых, диагностика состояния мирового глобального рынка, во-вторых, синтез информационно-статистического материала, а, в-третьих, изучение и анализ научных публикаций по теме исследования ведущих мировых ученых и экспертов.
Результаты исследования и их обсуждение. За последнее время, а точнее, последние десять лет, произошло заметное ускорение различных рынков, в частности, капитала, технологии и товаров, а в известной степени и труда, что предполагает все более тесную взаимосвязанность и интегрированность в многослойную сеть транснациональных корпораций (ТНК). Главные участники глобального мирового рынка и происходящих экономических процессов – международные компании, транснациональные корпорации и финансовые институты – для своей экспансии нуждаются в глобальном пространстве (Кувалдин, 2017). Типичная ТНК владеет или контролирует ряд иностранных филиалов, связана деловыми союзами (благодаря прямым инвестициям) на всех континентах, прибегает к стратегическим методам управления своей деятельностью за рубежом (Алейнов, 2018). Такая корпорация не упустит возможности, чтобы воспользоваться деловыми идеями, кадрами, капиталом, источниками сырья в любом месте, где это выгодно. Аналогичным образом строится и ее политика в области сбыта. Подобная активность позволяет таким корпорациям завязывать новые связи далеко за пределами своих национальных границ.
В связи ростом происходящих глобальных изменений на мировом рынке для Российской экономики целесообразно незамедлительное решение ряда внутренних системных проблем и принятие ряда мер, способных обеспечить опережающий рост производительности труда (может обусловливаться использованием новых технологий, цифровизацией, созданием конкурентоспособных отраслей, увеличением несырьевого экспорта страны и т. д.). Принятие мер в таких условиях должно в первую очередь обеспечить устойчивое поступательное развитие Российской экономики в глобальном мировом пространстве и безусловную максимально возможную защиту как граждан, так и субъектов предпринимательской деятельности от кризисных проявлений наряду с ускоренным обновлением практически всех аспектов хозяйственной жизни и экономической политики государства. Решение такого ряда внутренних системных проблем потребует привлечения и роста объема инвестиционных вложений в экономику страны (ожидаемый рост объема инвестиций в течение 2020 год определен на уровне 6-7%).
Структурная трансформация российской экономики ‒ это своего рода реакция на системные изменения, происходящие во внешней среде, в которой структурные сдвиги являются неотъемлемым элементом мер, направленных на экономическое развитие, в связи с чем экономический рост без таких трансформаций невозможен. Относительно внешней среды следует отметить, что структурные сдвиги в экономике глобального рынка, мировой экономике, связаны в первую очередь с использованием ресурсов развивающихся стран, что в условиях нарастания ограничений текущей модели торговли определяется (Варнавский, 2019):
1) во-первых, пролонгацией действующего механизма процесса глобализации, который, как видится, полагает инициативное втягивание новых региональных игроков в процессы мировой торговли;
2) во-вторых, ориентацию мировой экономики на регионы, т.е. активизация реиндустриализации развитых стран и снижение интенсивности внешнеторгового обмена.
Если же в расчет взять процесс прогнозирования на глобальном рынке технологического лидерства стран с развитой экономикой, то следует понимать, что это предполагает не только получение рентного дохода, но и установление контроля над ключевыми цифровыми «платформами» и программными продуктами, что в свою очередь будет обусловлено установлением технологической зависимости для других игроков рынка. Реакцией на такие вызовы мировой экономики может быть своевременное и адекватное принятие мер, направленное на проведение исследований во взаимосвязи с реализацией на практике научно-внедренческой деятельности. Кроме того, привлечение инвестиций в данном контексте следует рассматривать как один из механизмов изменений для российской экономики (рисунок) (Болдуин, 2018).
По сценарным прогнозам, на основе инвестиционных вливаний в сферу производства на период до 2024 года ожидается:
1) во-первых, увеличение доли IT в экономике с 2,1 до 2,5%;
2) во-вторых, рост доли образовательной сферы и системы здравоохранения (до 6,6% в период до 2024 года).
На фоне происходящих преобразований в экономической и финансовой системе России в качестве основных/будущих преобразований, решение и реализация которых позволит вектор структурной трансформации экономики направить не только на укрепление позиций Российской экономики на мировом рынке, но и тем самым обеспечить ее конкурентоспособность, целесообразно выделить следующие:
1) во-первых, совершенствование условий функционирования коммерческих агентов через раскручивание процесса развития конкурентной среды посредством обновления и роста качества администрирования доходов бюджета. Для реализации этой задачи потребуется, с одной стороны, создание условий для улучшения конкурентной среды, а с другой, формирование эффективных мер и условий по возврату финансового капитала на национальный рынок Российской Федерации. Кроме этого, для самозанятых граждан потребуется обновление и формирование нового механизма и системы налогообложения. Данный механизм позволит создать комфортные условия для развития правового поля малого бизнеса и предпринимательства;
2) во-вторых, рост эффективности механизма управления статьями расходов государственного бюджета на основе формирования гибких форм управления ими, а также создание комплексных механизмов рационального и оправданного расходования бюджетных средств, которые, как видится, должны быть увязаны со стратегией государственного управления. Такие формы и механизм позволят перенаправлять недостаточно эффективно используемые бюджетные ресурсы на решение приоритетных задач и национальных проектов;
3) в-третьих, обеспечение сбалансированного процесса развития регионов на основе обновления процесса складывающихся межбюджетных отношений, что предусматривает не только обновление качества системы планирования межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, но и рост результативности исполнения национальных и федеральных проектов на территории субъектов РФ;
4) в-четвертых, создание долгосрочных финансовых ресурсов для развития экономики и обеспечение стабильности финансового рынка, что позволит создать механизм по ускоренному формированию долгосрочных инвестиционных ресурсов и повысить доверие потребителей финансовых услуг;
5) в-пятых, развитие национального рынка заемного капитала.
Одновременно с указанными направлениями на национальные цели развития и структурную трансформацию экономики потребуется выделение дополнительных бюджетных ресурсов на приоритетные области развития экономики и проектов (Бирженюк, 2018). Также в текущем, 2020 году, потребуется завершение ранее начатого процесса формирования нормативной базы. В целом структурная трансформация Российской экономики можно быть представлена рядом таких направлений, как:
1) совершенствование рыночной системы микрокредитования. В этом направлении потребуется непосредственное участие Центробанка и правоохранительных органов с целью усиления контроля действий недобросовестных кредиторов;
2) дальнейшее снижение нагрузки на малый бизнес, предпринимательскую деятельность. В этом направлении необходимо уйти от барьеров, ограничивающих деятельность предпринимателей, а также прекратить деятельность старых нормативных актов в сфере контроля и надзора. Для этого необходимо обновление нормативной базы в той мере, в которой она бы отвечала современным требованиям (Россия является правопреемником нормативно-правовой базы Советского Союза. За сто лет существования СССР, а затем Российской Федерации накопилось очень много требований к бизнесу. Обновление же нормативной базы позволит снизить административную нагрузку на бизнес, а также сократить затраты времени и средств предпринимателей на соблюдение требований контроля и надзора);
3) формирование механизма государственной помощи гражданам в трудоустройстве, повышении квалификации через программу социальных контрактов (программа социальных контрактов позволит продолжить процесс снижения бедности среди россиян (с 2000 года число граждан в стране, проживающих за чертой бедности, сократилось с 40 млн до 19 млн человек) (Девятко, 2010).
Но это далеко не весь перечень мер и мероприятий, предстоящих преобразований в Российской экономике. Особо следует отметить тот факт, что для развития и стабильного роста Российской экономики, как и любой другой страны, требуется присутствие надежной финансовой системы. Сложившаяся к настоящему моменту финансовая система России, которая представляет собой взаимосвязанные звенья финансовых отношений, требует совершенствования и внесения ряда изменений, поскольку основу действующей финансовой системы составляют уже давно сформировавшиеся традиционные представления о ее механизме и структуре. В этой связи нелишним будет мониторинг и исследование финансовых механизмов ряда развитых стран, которые могут представлять определенный интерес для российских специалистов в области финансов и экономики, целесообразность которых будет определяться допустимым использованием этих механизмов и элементов в системе управления финансами России (в качестве применения такого опыта можно отметить опыт перехода России к двухзвенной системе местного самоуправления) (Мумладзе, 2010).
Заключение. Таким образом, проведенное исследование показало, что принятие системных управленческих решений по устранению/нивелированию структурных ограничений национальной экономики и ее развитию возможно, что предполагает организацию и формирование развитой системы макроструктурных исследований, интегрированных в общий механизм системы управления российской экономикой.
Технологические изменения в управлении преобразованиями определяются скоростью самих технологических изменений, вектор которых стремительно идет вверх и направлен на продвижение далеко вперёд.
Одновременное применение лифта технологического прорыва в совокупности с имеющимися мировыми практиками и потенциалом Российской экономики позволяет формировать и создавать эффективные условия для так называемых «структурных сдвигов», а складывающая в настоящее время макроэкономическая стабильность – не есть цель деятельности государственных органов, а лишь фундамент для движения в будущее.
Постепенный процесс наращивания производственного капитала посредством реализации проводимой политики государством по модернизации способствует структурным изменениям национального хозяйства, в силу чего экономика национального хозяйства не является постоянной.
Структурная трансформация российской экономики и так называемые «структурные сдвиги» происходят на фоне реализации приоритетных национальных проектов, совершенствования технологий и технологических процессов. За последние 25 лет постепенная структурная трансформация российской экономики способствовала упрощению межотраслевых связей, что позволило сформировать настоящий рыночный структурный спрос.
Установленное в процессе исследования превалирование в структуре российской экономики коротких технологических цепочек позволило предположить, исходя из уровня оценки мировых стандартов, что уровень развития национальной экономики в настоящее время явно недостаточен, и для того, чтобы повлиять на структурный фактор экономической динамики, необходимо формирование политики, которая бы была обращена на нивелирование структурных ограничений в секторах производства с низкой рентабельностью. Основополагающим механизмом такой проводимой политики, как видится, должен быть процесс, направленный на формирование полного цикла технологического процесса/цепочки (Усатова, 2016). Дополнением к этому будет реализация стандартных механизмов, способных повысить их результативность.
Политика структурной трансформации в целях наращивания процесса экономического роста должна быть вмонтирована в системный контур управления национальной экономикой. Этот процесс может быть реализован на практике через инвестиции и обеспечение государственной ресурсной доступности, что потребует, прежде всего, повышения уровня развития национальной экономики, т. е. ее структурной трансформации (показатели расходов национальных приоритетных проектов хотя и способствуют решению ряда проблем, но только в определенных секторах экономики).
Список литературы
Алейнов О. Управление глобальными процессами // Международные процессы. 2018. № 1. C. 134-145.
Бирженюк Г.М. Глобальный мир: системные сдвиги, вызовы и контуры будущего // Общество и экономика. 2018. № 1.
С. 146-148.
Болдуин Р. Великая конвергенция. Информационные технологии и новая глобализация: пер. с англ. – М.: Дело: Система, 2018. – 415 с.
Варнавский В.Г. Глобализация и структурные сдвиги в мировом производстве // Мировая экономика и международные отношения. 2019. Т.63. № 1. С. 25-33.
Глобализация и социальные институты: социологический подход / отв. ред.: И. Ф. Девятко, В. Н. Фомина. М.: Наука, 2010. – 335с.
Лихошерстова Г.Н. Глобализация мировой экономики и ее влияние на развитие транспортной системы Российской федерации: региональный аспект / Лихошерстова Г.Н., Семченко И.В., Ясенок С.Н., Нежельченко Е.В., Яковенко Н. Ю. // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2019. № 3 (121). С. 26-36.
Кувалдин В.Б. Глобальный мир: политика, экономика, социальные отношения. – М.: Весь мир, 2017. – 399 с.
Купцов В.И. Образование, наука, мировоззрение и глобальные вызовы XXI века. – СПб.: Алетейя, 2009. – 423 с.
Мумладзе Р.Г. Мировая экономика. Региональные тенденции. Инвестиционные процессы / Р.Г. Мумладзе, В.В. Комаров,
Н.И. Литвина. – М.: Русайнс, 2010. – 128 c.
Усатова Л.В. Теоретические аспекты устойчивого развития экономики промышленных комплексов / Усатова Л.В., Маслов Б.Г., Полиди А.А. // Экономические и гуманитарные науки. 2016. № 11 (298). С. 89-95.