Формирование цифровых компетенций управления государственных служащих в условиях нового экономического формата
Aннотация
В статье рассматривается новый формат профессиональной подготовки персонала в условиях этапа автоматизации и информатизации экономической деятельности в условиях повышения эффективности систем государственного управления. Качество и профессионализм управления на различных уровнях находятся под влиянием цифровых технологий и научно-технического прогресса, определяют компетентность менеджера в динамично меняющихся условиях профессиональной деятельности. Ключевые сферы экономики интенсивно развиваются на основе цифровых решений, платформ и цифрового оборудования, предъявляющих новые требования к навыкам, образованию и универсальности компетенций. Профессионализм в различных видах социально-экономической деятельности зависит от повышения интеллектуализации труда, навыков работы с информационно-коммуникационным оборудованием, умения постоянно прогрессировать и развиваться. Специалист на государственной службе должен получить качественное образование, соответствующее реалиям научно-технического прогресса и цифровизации функций управления. Исследование выполнено на основе контент-анализа научных работ и методик, посвященных проблемам формирования и оценки цифровых компетенций государственных служащих, матричного проектирования уровней и содержания цифровых компетенций. Целью исследования является анализ направлений формирования цифровых компетенций государственных служащих в условиях нового технологического уклада. Задачами исследования являются: 1) обоснование необходимости получения знаний государственных служащих в рамках введения цифровизации системы управления; 2) характеристика ценностей, которые помогут снизить риск принятия решений при государственном управлении в цифровой среде; 3) разработка кластерной модели цифровых компетенций управления государственных служащих. В современных условиях достаточно остро стоит вопрос качества государственного управления, поэтому формирование цифровых компетенций объективно обусловлено социально-экономическими изменениями, скоростью поступления и обработки данных, необходимостью быстрого реагирования на ситуационные изменения и способностью ориентироваться в технологиях. Кластерная модель формирования и развития цифровых компетенций государственных служащих направлена на качественное улучшение выполнения определенных должностных обязанностей, включая управление инновациями в целях оптимизации ресурсного и функционального обеспечения государственной службы. Необходим системный комплекс мер по развитию цифровых компетенций государственных служащих, связанных с профессиональной подготовкой, непрерывным повышением цифровой грамотности и модернизацией методов и технологий собственных трудовых функций.
Ключевые слова: государственная служба, компетенции управления, цифровые компетенции, профессиональная подготовка, цифровое образование, цифровой регламент
Введение. При отборе сотрудников на государственную службу необходимо применять новые подходы, предусматривающие наличие цифровых навыков, умения широко мыслить, наличие профессиональной подготовки в области информатики и коммуникаций. Поэтому в контексте обусловленных факторов перехода государственного управления к цифровой модели важно рассмотреть содержательные аспекты компетентно ориентированного подхода к подготовке кадров для государственного управления. Для эффективного функционирования необходимо разрабатывать новые методы и технологии, стимулирующие и развивающие кадровый состав.
Формирование условий развития профессиональных компетенций состоит из определенных этапов, прежде всего необходимо оценить текущий уровень готовности и знаний государственного служащего, чтобы иметь представление, с каким уровнем работы он сможет справиться в инновационной цифровой среде.
Важно отметить, что в настоящее время в российской практике управления государственной службой не существует утвержденной законом единой модели компетенции государственных служащих, формирование профессиональных стандартов находится в постоянном развитии. Отсутствуют единые стандарты и методики оценки цифровых компетенций при очевидной их необходимости в профессиональной управленческой деятельности.
Цель исследования – разработка модели цифровых компетенций управления государственных служащих в условиях нового экономического формата.
Материалы и методы исследования. Исследование выполнено на основе контент-анализа научных работ и методик, посвященных проблемам формирования и оценки цифровых компетенций государственных служащих, матричного проектирования уровней и содержания цифровых компетенций.
Результаты исследования и их обсуждение. Отечественные и зарубежные исследователи единогласно подтверждают необходимость получения знаний государственных служащих в рамках введения цифровизации системы управления, начиная с первых курсов учебного процесса. Существует множество учебных пособий, которые включают в себя базовые навыки работы с компьютером и программы обучения современным инновационным технологиям (Brown, 2020; Dawes, 2019).
Содержание компетентностного подхода меняется в зависимости от авторской позиции исследователей, отсутствует единое мнение в научной литературе. Под компетенцией понимается потенциал профессионального и личностного развития, компетентность же является результатом формирования реальных знаний, навыков для достижения профессиональных и социальных целей (Юдина, 2018).
А. А. Вербицкий различал данные понятия с точки зрения объективных и субъективных условий труда (Куприяновский, 2017). Объективные условия – это права и обязанности работников, а субъективные компетенции представляют их профессиональную систему внутренних элементов стимулирования, индивидуальные характеристики, психологическую структуру, знания, навыки и способности (Буров, 2018).
Исследователи К. Крамер и А. Нортроп, прогнозируя значимость уровня знаний о современных технологиях при работе в госструктурах, первыми предложили ввести в учебную программу программы цифровых навыков.
Ш. Доус предлагал введение комплексных дидактических руководств по ИТ-стратегии и контролю, в то время как М. Браун и Дж. Брудни подчеркнули важность усиления стратегического планирования.
Отечественные ученные О. В. Данилова, Е. Т. Яруськина, Л. А. Бершадская, А. В. Чугунов предлагали единую методику цифровой грамотности для государственных служащих, имеющую практико-ориентированный характер. Развитие уровня информационно-коммуникационных навыков необходимо большинству государственных служащих на основе постоянного самообразования и повышения профессиональной подготовки (Васильева, 2018).
Справедливо определение прямой взаимосвязи профессиональных навыков административного управления в сфере цифровых технологий с развитием платформы Электронного правительства. В ходе анализа была определена основная причина низкого уровня цифровых навыков госслужащих – отсутствие утвержденных на национальном уровне методов определения состава и уровня цифровых компетенций на платформе Электронного правительства, что отражается на эффективности работы. Чем выше профессиональный цифровой уровень компетенций государственных служащих, тем эффективнее управленческая деятельность, поскольку база данных платформы Электронного правительства представлена в электронном формате (Бабкин, 2017).
Таким образом, складывается противоречивая ситуация, где, с одной стороны, к государственным чиновникам предъявляются высокие требования по повышению уровня цифровых компетенций и, с другой стороны, им не предоставляется элементарный перечень необходимых компетенций для работы в государственных органах в новом цифровом пространстве. Для определения наиболее актуальных навыков должностных лиц в работе с цифровыми технологиями были изучены научно-теоретические подходы и международная практика методической оценки компетенций сотрудников, квалификационные требования к работе государственных служащих на законодательном уровне, рассмотрена зарубежная и отечественная практика курсов повышения квалификации по цифровым технологиям (рис. 1).
Требования Министерства труда сформировали основные квалификационные критерии в области информационных и коммуникативных навыков для всех сотрудников, и отдельно для руководящего персонала выделен дополнительный ряд повышенных требований (Алтухова, 2018). Чиновники, ответственные за внедрение цифровых технологий в деятельность
соответствующих государственных органов, имеют определенный уровень квалификации в области информационных технологий.
Для эффективной работы госсектора в новой цифровой среде требуются высококвалифицированные кадры. Государственные программы «Цифровая экономика Российской Федерации», Стратегия научно-технического развития Российской Федерации, Стратегия развития информационного общества подчеркивают необходимость кадровых специалистов, обладающих рядом соответствующих компетенций.
Государственный служащий должен дифференцировать поступающую информацию и доносить обществу достоверную информацию. Деятельность чиновника должна быть полностью направлена на результаты, связанные с общественным благом. В комплексе с компетенциями, необходимыми для эффективной деятельности в цифровой управленческой среде, необходимо также обладать целевыми установками, определяющие ценностные ориентации государственного служащего (рис. 2).
Ценности наряду с приобретенными компетенциями будут влиять на формирование ментальной модели государственного управляющего, формировать его мироощущение (Тростинская, 2017). Ключевые ценности, которые помогут снизить риск принятия решений при государственном управлении в цифровой среде, следующие (Kraemer, 2019):
ценности государственного служащего должны заключаться в содействии потребностям населения;
технические технологии не могут сопереживать и выражать чувства, поэтому задача менеджера – оценить стратегические последствия и риски использования автоматизированных систем при принятии решений, применимы ли они к человеку с нравственной точки зрения;
использование цифровых технологий в государственном управлении следует рассматривать как основу гармоничного развития государства, благосостояния людей и создания возможностей для реализации потенциала каждого гражданина, в том, чтобы не ограничивать свободу личности и обеспечивать контроль над конфиденциальностью информационных данных.
Высшие учебные заведения должны выпускать профессионально подготовленных специалистов, обладающих необходимыми компетенциями, которые позволят справляться с работой на высшем уровне в новой цифровой среде. Государственным служащим, функционирующим в рамках Электронного правительства, также необходимо постоянно повышать уровень своей квалификации и подстраиваться под внешние преобразования, включая набор компетенций, который также нужно трансформировать и менять, учитывая инновационные технологии госструктуры, отличные от традиционных отечественных образовательных стандартов (Alkadry, 2019).
Также стоит отметить, что в ходе опроса студентов выяснилось, что главной мотивацией учащихся является получение документа об окончании высшего учебного заведения и высокооплачиваемой работы. Следовательно, необходимо мотивировать учащихся постоянно повышать уровень своих знаний и продолжать учиться. Развитию креативного мышления и аналитических подходов к решению прикладных задач различного уровня способствует модель обучения, при которой руководитель организует самостоятельную поисковую деятельность, практикумы, проектирование, научные конференции, деловые игры и т. д.
В учебном процессе также желательно участие будущего работодателя, поскольку, имея опыт работы в новой цифровой среде, руководитель сможет поделиться рядом необходимых знаний, применимых на практике. Таким образом, студенты получат практические навыки и современные знания, пригодные в будущем. Работодатель может принимать участие в разработке учебных планов, проводить семинары и мастер-классы для студентов, частично проводить аудиторные занятия, заниматься с учащимися проектированием и т. д.
Наиболее эффективным форматом работы со студентами является проектная деятельность, так как в ходе реализации проекта студент приобретает бесценные знания и навыки, так как самостоятельно находит способы решения проблемных задач. Для обучения студентов умениям пользоваться большими данными и специализированными программами необходимо введение специализированных дисциплин в образовательный процесс, организация факультативов, дополнительных курсов повышения квалификации (Bartelings, 2017).
Подготовка кадров для государственной службы с учетом потребностей в цифровых компетенциях должна осуществляться при активном взаимодействии с высшими учебными заведениями. Целесообразно разработать перечень необходимых навыков для эффективного выполнения трудовых функций. Кластерный подход способствует наглядному представлению профессиональных обязанностей в соответствии с функциональными направлениями деятельности. Компетенции были распределены по уровням на основе моделирования (таблица).
Предлагаемая кластерная модель позволяет получить системное представление о направлениях цифровизации компетенций государственной службы. Перечень может дополняться в зависимости от конкретной сферы работы и уровня должности государственного служащего.
Заключение. Государственное управление должно быть конкурентоспособным, обеспечивать прогрессивное стратегическое развитие страны, регионов и отраслей в различных направлениях. Концепция формирования цифровых компетенций при подготовке государственных служащих должна найти отражение в системе высшего и профессионального образования. В связи с этим определение базовых элементов цифровой компетентности представляет научно-теоретический и практический интерес.
Цифровизация административной среды государственного управления обусловлена стратегическими целями и задачами развития страны, высокими темпами роста мировой промышленности и сферы услуг, нестандартными макроэкономическими вызовами и угрозами. Переход России к цифровой экономике по федеральной программе требует новых профессиональных качеств и компетенций для отбора сотрудников на государственную службу. Анализ научных работ свидетельствует о том, что модель цифровых компетенций базируется на таких элементах, как: потенциал – знания – механизмы и условия трансформации в цифровые компетенции – актуализация цифровых компетенций в различных сферах государственного управления.
Формирование и развитие цифровых компетенций в системе государственного управления является необходимым для обеспечения высоких результатов управления в обществе с растущей цифровой грамотностью и внедрением технологий во все сферы жизнедеятельности. Целесообразна регламентация различных уровней цифровых компетенций в зависимости от занимаемой должности: базовый, продвинутый, специальный.
В целях повышения образования служащих в системе государственного управления необходимыми являются:
разработка методического обеспечения с перечнем и описанием цифровых компетенций, необходимых для государственных должностей, показатели их оценки и влияние на результаты аттестации и карьеру;
внесение изменений в программы высшего образования, связанные с подготовкой государственных служащих по направлениям цифровизации в различных сферах науки и практики;
внесение изменений в законодательство о государственной службе в части требований к уровню образования и квалификации.
Информация о конфликте интересов: автор не имеет конфликта интересов для декларации.
Conflicts of Interest: the author has no conflict of interests to declare.
Список литературы
Алтухова Н. Ф. Компетентностный подход в управлении кадрами государственной службы на основе онтологий / Н. Ф. Алтухова // Бизнес информатика. 2018. № 1. Вып. 1 (43). С. 17-25.
Бабкин А. В., Буркальцева Д. Д., Костень Д. Г., Воробьев Ю. Н. Формирование цифровой экономики в России: сущность, особенности, техническая нормализация, проблемы развития // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. 2017. Т. 10. № 3. С. 9-25.
Буров В. В., Петров М. В., Шклярук М. С., Шаров А. В. Государство как Платформа: эффекты реализации и управление развертыванием. Государственная служба. 2018. № 4 (114). С. 17-26.
Васильева Е. В. Компетентностный подход в государственной службе // Вопросы государственного и муниципального управления. 2018. № 4. С. 120-144.
Куприяновский В. П., Сухомлин В. А., Добрынин А. П. Навыки в цифровой экономике и вызовы системы образования// International Journal of Open Information Technologies. 2017. № 1. С. 19-25.
Тростинcкая И. Р., Сафонова А. С. Профессионализация образования в цифровой экономике и коммуникативные компетенции. Планирование и обеспечение подготовки кадров для промышленно-экономического развития региона. 2017. № 1. С. 35-37.
Юдина В. А. Развитие цифровых компетенций государственных гражданских служащих российской федерации // Бизнес информатика. 2018. № 2. Вып. 2 (44). С. 23-29.
Alkadry, M. G., Blessett, B. and Patterson, V. L. (2019), “Public Administration, Diversity, and the Ethics of Getting Things Done”, Administration & Society, 49 (8), pp. 1191-1218.
Anderson, N. R., Potočnik K. and Zhou, J. (2018). “Innovation and Creativity in Organizations: A State-of-the-Science Review, Prospective Commentary, and Guiding Framework”, Journal of Management, 40 (5), рр. 1297-1333.
Bartelings, J., Goedee, J., Raab, J., Bijl, R. (2017), “The Nature of Orchestrational Work”, Public Management Review, 19 (3), рр. 342-360.
Brown, M. M. and Brudney, J. L. (2020), “Public sector information technologyinitiatives: Implications for programs of public administration”, Administration and Society, vol. 4, issue 30, pp. 421-442.
Dawes, S. S. (2019), “Training the IT-savvy public manager: Priorities and strategiesfor public management education”, Journal of Public Affairs Education, vol. 12, pp. 5-17.
Kraemer, K. L., Northrop, A. (2019), “Curriculum recommendations for publicmanagement education in computing: an update”, Public Administration Review, vol. 5, issue 49, pp. 447-453.