16+
DOI: 10.18413/2408-9346-2022-8-1-0-2

Институциональная среда организационного механизма социально-ориентированного туризма

Aннотация

Понятие социального-ориентированного туризма определено, с одной стороны, как средство обеспечения доступа к туристским услугам социально незащищенных слоев населения, с дрогой стороны, как средство поддержки производителей туристских услуг с целью повышения эффективности использования туристских ресурсов, а также создания новых рабочих мест. Как общественно-экономическая категория, социально-ориентированный туризм, объединяющий интересы личности, государства и общества в оздоровлении, образовании и воспитании независимо от социального статуса и материального благополучия, за счет дополнительных источников финансирования различных категорий потребителей и предоставления льгот производителям туристских услуг, представляет собой инструмент обеспечения общественного равновесия и реализации приоритетных государственных задач. Актуальная необходимость создания благоприятной институциональной среды для развития социально-ориентированного туризма предполагает наличие законодательно закрепленной нормативно-правовой базы, определяющей механизмы взаимодействия субъектов и объектов социально-ориентированного туризма, осуществляющей контроль за их деятельностью, а также формирующей благоприятную среду для функционирования социально-ориентированного сектора туризма. Цель исследования заключается в выявлении основных элементов институциональной среды для обеспечения организационного механизма социально-ориентированного туризма. Результатом исследования является формирование благоприятной институциональной среды, позволяющей преодолеть ряд негативных институциональных барьеров, препятствующих развитию социально-ориентированного туризма, и обеспечивающей фундаментальную основу для создания организационно-экономического механизма социально-ориентированного туризма.


Введение(Introduction). Современное стремительно развивающееся общество отражает общемировую тенденцию гуманизации и формирования общественно-нравственных ценностных ориентиров во всех сферах жизни общества. Одним из показателей реального социально-экономического развития является туристская сфера, консолидирующая не только экономическую функцию, но и оказывающая прямое влияние на культурно-образовательное просвещение и духовно-нравственное состояние нации. Социально-ориентированный туризм, как внеэкономическая категория, представляет собой инструмент обеспечения общественного равновесия и реализации приоритетных социально-экономических государственных задач.

В контексте защиты традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти, укрепления института семьи, сохранения здоровья и благополучия нации, развития образования, обучения и воспитания, поддержки социально-значимых инициатив и обеспечения комфортной и безопасной среды для жизни всех категорий населения, формирование благоприятной институциональной среды обеспечит эффективное функционирование организационного механизма социально-ориентированного туризма.

Цельисследования(The aim of the work). Цель исследования состоит в выявлении основных элементов институциональной среды для обеспечения организационного механизма социально-ориентированного туризма.

Материалы и методы исследования (Materialsandmethods). В качестве материалов исследования выступили фундаментальные труды отечественных и зарубежных авторов в области социального туризма (Бронникова В.В., Квартального В.А., С. Корнела, Дж. Шоу) и институциональных основ социально-экономической деятельности (А.Н. Олейника, А.Е. Шаститко, В.В. Седова, Г.В. Перепелицы, А.Н. Елисеева, О.А. Степановой, Д. Норта, О. Уильямсона), а также современных исследователей (Чуваткина П.П., Донсковой Л.И., Горбатовой А.А., Мишулиной С.И.), отражающие закономерности развития туристского пространства, особенности институционального обеспечения социально-ориентированного труизма, а также проблемы и перспективы предпринимательской активности в туристской сфере. В основе данного исследования были использованы методы системного анализа институциональной среды социально-ориентированного туризма, структурно-функционального анализа факторов и элементов, формирующих институциональную среду, методы социологического исследования и систематизации и интерпретации данных

Результаты исследования и их обсуждение (Resultsanddiscussion). Понятие социально-ориентированного туризма напрямую связано с обеспечением доступности путешествий для всех категорий населения, не выделяя в качестве основополагающей цели туризма получение прибыли. Исследование природы социально-ориентированного туризма основано на эволюции взглядов отечественных и зарубежных учёных на социальный туризм, целью которого является удовлетворение интересов малоимущих граждан при реализации ими права на отдых.

В формирование понятия социально-ориентированного труизма определенный вклад внесла Манильская декларация (Манильская декларация по мировому туризму, 1980), где в качестве субъектов и источников финансирования обозначены любые туристские организации (фонды, федерации, компании, кооперативы, ассоциации), четко определяющие в своем уставе или регламенте задачи социального характера, проявляющиеся в обеспечении доступности туризма и отдыха для максимального количества людей. Концепция социального туризма во взглядах зарубежных ученых основана на закреплении принципиального права каждого гражданина на отдых и восстановление физических и трудовых сил, в качестве равноценного другим правам человека, потеря которого должна компенсироваться государством, причем цели туризма, как индивидуальные, так и коллективные должны быть соразмерны концепции гуманизации современного общества через обеспечение справедливости и равных прав для всех жителей планеты (Каримова, Каримов, 2012).

Трансформация и расширение взглядов на социальный туризм, определяемый Международной организацией социального туризма (International Bureau of Social Tourism) как «совокупность взаимоотношений и феноменов, возникающих от участия в туризме, в особенности участия групп лиц с низкими доходами, осуществляемый за счет исключительно социальной инициативы» (Чуваткин, Горбатова, 2020) увеличивает добавочную моральную ценностью для принимающей или гостящей сторон туристского обмена.  С позиции российского законодательства, наращивание финансовой ответственности государства за реализацию возможностей отдыха, оздоровления и приобщения к культурно-образовательному и духовному наследию  населению (Кабиров, 2013),  актуализируют необходимость определения институциональной среды социально-ориентированного туризма как совокупности государственных, общественных и экономических институтов, опосредующих функционально-целевые возможности, права и обязанности взаимодействующих субъектов  и объектов социально-ориентированного труизма.

 В современных исследованиях российских и зарубежных экономистов нет единого устоявшегося определения институциональной среды социально-ориентированного туризма. Согласно теории институционализма, институциональная среда представляет собой совокупность основополагающих политических, социальных и юридических правил, которая образует базис для производства, обмена и распределения (Амирханов, Волков, Чуваткин, 2016): Д. Норт определял ее как отношения, складывающиеся на уровне общих институциональных рамок (конституции), которые являются ограничениями для контрактных соглашений между индивидами (Davis and North, 1971), О. Уильямсон – как  правила игры, определяющие контекст, в котором осуществляется экономическая деятельность, российские исследователи подразумевают под институциональной средой совокупность основополагающих политических, социальных и юридических правил (институтов), формирующихся в границах той или иной хозяйственной деятельности и определяющих ограничительные рамки социально-экономического поведения  субъектов (табл. 1).

Ретроспективный анализ трудов отечественных и зарубежных исследователей позволяет определить институциональную среду социально-ориентированного труизма, исходя из идентификации условий функционирования хозяйствующих объектов и субъектов, как совокупность социально-экономических регулирующих институтов, опосредуемых государством для обеспечения эффективного взаимодействия субъектов и объектов социально-ориентированного туризма в условиях формализации отношений собственности под влиянием трансакционных издержек.

Содержательная база нормативно-правового обеспечения социально-ориентированного труизма со стороны регулирующих институтов федеральных органов государственной власти представлена общими законодательными актами (Donskova and Redkin, 2020):

Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» – определяет понятие социального туризма как приоритетного направления государственного регулирования туристской деятельности;

Федеральный закон «О защите прав потребителей» – регулирует отношения, возникающие между изготовителями, продавцами, исполнителями и потребителями туристских продуктов и услуг по поводу приобретения услуг надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества и окружающей среды, а также получения информации о туристских услугах и об их изготовителях;

Федеральный закон «О государственной социальной помощи» – устанавливает правовые и организационные основы предоставления санаторно-курортного лечения малоимущим семьям;

Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» – определяет государственную политику в отношении обеспечения инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации конституционного права на отдых;

Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» – устанавливает основы правового регулирования благотворительной деятельности, в том числе в сфере туризма, определяет возможные формы ее федеральной, региональной и муниципальной поддержки;

Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» – регулирует отношения, связанные с размещением заказов на оказание услуг в сфере социального туризма для государственных или муниципальных нужд;

Федеральный закон «Основы законодательства Российской федерации об охране здоровья граждан» – определяет неотъемлемое право на охрану здоровья и поддержание трудовых сил гражданам РФ.

Все вышеуказанные нормативно-правовые документы описывают общие вопросы и не содержат комплексный механизм обеспечения функционирования сферы социально-ориентированного туризма, отражающий правовую основу реализации социально-ориентированных услуг, функционально-целевую составляющую туристских объектов, целевую аудиторию потребителей, субъектно-объектную доступность туристской инфраструктуры, деятельность общественных организаций и профсоюзов, бюрократическую независимость и информационную открытость, финансовые вопросы поддержки программ социально-ориентированного туризма и т.д. как на федеральном, так и на региональном уровнях.

Современное состояние социально-ориентированного сектора туризма характеризуется рядом институциональных барьеров и особенностей организационно-экономического развития, выявленных в процессе исследования, охватившего различные субъекты туристской деятельности: потребителей туристских услуг, представителей органов государственной, региональной власти и производителей товаров и услуг туристской сферы, имеющих опыт работы в сфере туризма более 5 лет, в общем количестве 550 человек, с целью выявления проблем реализации социально-ориентированного туризма:

  • снижение уровня государственного воздействия на организацию социально-ориентированного туризма вследствие потери государством монопольной власти на распоряжение туристскими объектами и национальными богатствами и смещения в сторону совместного государственно-частного сотрудничества выражается в фактическом использовании отдельных инструментов финансовой, налоговой, бюджетной и валютной политики в качестве административно-правового государственного регулирования. Около половины предпринимателей отмечают искусственное занижение рыночной стоимости социальных туристских услуг, причем органы социального обеспечения целенаправленно уменьшают объемы финансирования, представители малого и среднего бизнеса (около 20%) отмечают также проблемы финансирования, более 10% отмечают повышенную коррумпированность системы поддержки предпринимательства; 
  • трансформация отношений собственности на рекреационно-туристские объекты, приватизация туристских объектов (повышение доли частной собственности до 60% в общем числе оздоровительных туристских объектов и снижение государственной собственности до 40%, половина из которой не используется по причине изношенности), упразднение институтов социально-ориентированного туризма вследствие коммерциализации туристской отрасли опосредуют минимизацию социальных приоритетов туризма, трансформацию туристского предложения и приоритетных туристских направлений. По данным социологического исследования около 7% предпринимателей абсолютно не владеют информацией в сфере социально-ориентированного туризма;
  • неблагоприятная институциональная среда функционирования социально-ориентированного туризма, деградация социальных институтов, реализующих социально-ориентированные туристские продукты, определяют тенденцию бюрократизации сектора социально-ориентированного туризма и дискриминации распределения туристских льгот. Только 40% потребителей воспользовались в той или иной степени услугами социально-ориентированного туризма, и около 20% опрошенных нуждаются в данного вида социальной поддержке, но не знают, как ей воспользоваться. 10% потребителей столкнулись со значительными временными, материальными и документальными трудностями при получении социально-ориентированных услуг, отметив завышенную стоимость, невозможность погашения указанной части стоимости санаторно-курортного лечения и ограниченность программ социально-ориентированных туров с установленным лимитом на транспортные услуги, проживание и питание по определенной программе, ограничение лечебно-оздоровительных процедур. Количество потребителей, не владеющих информацией об инструментах государственной поддержки туристской активности для соответствующих категорий граждан, составляет 30%.

Современное состояние и тенденции развития институциональной среды социально-ориентированного туризма актуализируют необходимость обеспечения координирующего взаимодействия специализированных институтов, реализующих меры социальной политики в сфере социально-ориентированного туризма, механизмов нормативно-правового регулирования отношений собственности, системы транзакционных издержек в рамках реализации государственного регулирования социально-ориентированного сектора туризма.

Формирование благоприятной институциональной среды позволит преодолеть институциональные противоречия и обеспечит эффективное функционирование организационного механизма социально-ориентированного туризма (рис. 1).

Рис. 1. Институциональная среда организационного механизм развития социально-ориентированного туризма

Fig. 1.  Institutional environment of the organizational mechanism for the development of socially-oriented tourism

Институциональная среда социально-ориентированного туризма формируется под влиянием экономических, организационных и институциональных факторов, обеспечивающих фундаментальную базу устойчивого развития социально-ориентированного туризма (Горбатова, 2021).

Актуальная необходимость формирования благоприятной институциональной среды для развития социально-ориентированного туризма, обеспечивающей взаимодействие основополагающих институтов, регулирующих деятельность субъектов и объектов при прямой или косвенной государственной поддержке, предполагает внедрение мер экономического, организационного и институционального характера с целью формирования законодательно закрепленной нормативно-правовой базы, определяющей механизмы взаимодействия субъектов и объектов социально-ориентированного туризма, экономически устойчивой стратегии развития социально-ориентированного туризма, институциональных основ, которые послужили бы базовой средой для создания эффективного стратегического механизма функционирования отрасли (рис. 2). 

Рис. 2. Комплекс мер по формированию институциональной среды организационного механизм

развития социально-ориентированного туризма

Fig. 2. A set of measures to form the institutional environment of the organizational

mechanism for the development of socially oriented tourism

В условиях постоянно трансформирующейся среды под влиянием современных процессов информатизации и глобализации, информационной асимметрии и эмоциональной напряженности с учетом больших вызовов современности, формирование организационно-экономического механизма развития социально-ориентированного туризма включает необходимость разработки инструментария институциональной поддержки, реализуемого в рамках консолидированной деятельности институтов предпринимательства, государства и общества. Основными инструментами институциональной поддержки являются следующие.

  1. Конструктивная институциональная среда, стимулирующая инвестиционную предпринимательскую активность и привлечение капитала:
  • государственная поддержка инновационных туристских предприятий и новых видов туристского бизнеса, стимулирование малого бизнеса;
  • государственная политика защиты прав собственности для снижения предпринимательских и инвестиционных рисков;
  • высокое качество государственного управления и контроля туристкой сферы;
  • программы регионального развития социально-ориентированного туризма, в том числе и стимулирование инвестиционной деятельности;
  • демонополизация экономики, развитие конкурентных рынков.
  1. Программы финансовой поддержки:
  • поддержка программ социально-ориентированного туризма со стороны государства;
  • инвестиционные бизнес-проекты развития социально-ориентированного туризма, направленные на обеспечение расширенного производства и воспроизводства туристских услуг, основанные на принципах рационализации и целевого использования туристских ресурсов с использованием новейших технологий при прямой поддержке и контроле со стороны государства (Чуваткин, Войнова, 2021). 

Инвестиционные проекты требуют разработки общепринятого механизма управления инвестиционными процессами в туристской деятельности для обеспечения достижения поставленных целей инвестиционного проектирования (рис. 3). Динамика развития социально-ориентированного туризма, финансируемого за счет бюджетных и внебюджетных средств, опирается на инвестиционную привлекательность и устойчивость. Будучи полностью финансово зависимым от бюджетных и внебюджетных средств инвесторов, данный вид туризма нуждается в проектном финансировании со стороны внешних инвесторов при непосредственной поддержке государства, которая проявляется в создании благоприятного инвестиционного климата.

Рис. 3. Схема инвестиционного проектирования социально-ориентированного туризма

Fig. 3.Investment design scheme for socially oriented tourism

  1. Программы обеспечения доступности туристских услуг для всех категорий граждан:
  • региональная и федеральная политика, направленная на сокращение дифференциации доходов и качества жизни населения;
  • разработка программ доступных цен для малообеспеченных групп населения;
  • государственный контроль над уровнем цен на туристские услуги объектов социально-ориентированного туризма.
  1. Целевые программы развития социально-ориентированного туризма:
  • классификация категорий субъектов социально-ориентированного туризма;
  • определение объектов социально-ориентированного туризма;
  • продвижение социально-ориентированного туризма на внутреннем рынке;
  • внедрение практики сотрудничества предприятий и лечебно-оздоровительных/образовательных/спортивных объектов в виде ознакомительных программ, обучающих мероприятий и т.д.
  1. Безопасность туристской деятельности на государственном уровне. Разработка программ государственной поддержки, реализующей конституционное право каждого гражданина на отдых и восстановление физических и моральных сил, определяющей нормативно-правовые основы взаимодействия субъектов социально-ориентированного туризма и государства как гаранта общественной безопасности (Мишулина, Матова, 2020).

Заключение (Conclusions). Современное состояние социально-ориентированного туризма характеризуется отсутствием законодательно закрепленных нормативно-правовых основ, обеспечивающих общественно-экономическую взаимосвязь и согласованную деятельность всех субъектов социально-ориентированного туризма, в том числе и государства как гаранта доступности туристских услуг для всех категорий населения.

Формирование благоприятной институциональной среды позволит преодолеть ряд негативных барьеров, препятствующих развитию социально-ориентированного туризма:

  • отсутствие единого законодательно закреплённого на различных уровнях управления нормативно-правового обеспечения социально-ориентированного туризма в РФ;
  • неразвитость институтов социально-ориентированного туризма;
  • отсутствие научно-обоснованного и адаптированного к применению финансово-экономического механизма поддержки социально-ориентированного туризма на федеральном, региональном и местном уровнях;
  • низкая инвестиционная привлекательность и нерентабельность предприятий социально-ориентированного туризма;
  • бюджетно-затратный характер социально-ориентированного туризма;
  • диспропорции в распределении компенсационных затрат туристским предприятиям со стороны государства;
  • дискриминационный характер предоставления туристских льгот для различных категорий социальных туристов;
  • бюрократические разногласия определения статуса социально-незащищенных граждан;
  • высокие трансакционные издержки поиска информации о социально-ориентированном туризме;
  • противоречивость обеспечения качественного туристского предложения по низкой стоимости;
  • территориальная ограниченность социально-ориентированного туризма в национальном масштабе;
  • вторичный характер социально-ориентированных туров, определяющих дополнительную загрузку туристских мощностей, в том числе в «низкий» сезон;
  • низкий уровень доходов смежных и сопутствующих отраслей вследствие низкой платежеспособности потребителей социально-ориентированных туристских услуг.

Преодоление институциональных барьеров и реализация мер по обеспечению благоприятной институциональной среды позволят сформулировать фундаментальные основы для создания организационно-экономического механизма социально-ориентированного туризма.

 

Информация о конфликте интересов: автор не имеет конфликта интересов для декларации.

Conflicts of Interest: the author has no conflict of interests to declare.

Список литературы

Амирханов М.М., Волков А.В., Чуваткин П.П. Институциональные условия развития рекреационно-туристских территорий // Современная научная мысль. 2016. №1. С. 85-92.

Горбатова А.А. Факторы развития социально-ориентированного туризма // Вестник Академии знаний. 2021. № 6 (47). С. 89-96.

Кабиров И.С. Специфика развития социального туризма в Российской Федерации // Актуальные проблемы экономики и права. 2013. №1. С. 79-83

Каримова Д.Ю., Каримов Б.М. Развитие социального туризма как нового подхода в интеграции общества // Туризм: право и экономика. 2012. № 1. С. 2–5.

Манильская декларация по мировому туризму, 27 сентября - 10 октября 1980 года. URL: https://docs.cntd.ru/document/901813698 (дата обращения 03.02.2022)

Мишулина С.И., Матова Н.И. Особенности проявления социально-экологической ответственности бизнеса в отечественной индустрии туризма // Регион: Экономика и Социология. 2020. № 4. С. 235-259.

Чуваткин П.П., Войнова Я.А. Системный подход формирования и развития туристского пространства Российской Федерации // Естественно-гуманитарные исследования. 2021. № 37 (5). С. 308-316.

Чуваткин П.П., Горбатова А.А. Институциональные основы социального туризма в России и за рубежом // Вестник Академии знаний. 2020. № 3 (38). С. 313-318.

Davis L., North D. Institutional Change and American Economic Growth / Cambridge, 1971. – 354 p

Donskova L.I., Redkin A.H. Issues of state regulation of social tourism: international and Russian experience // Services in Russia and Abroad. 2020. Т. 14. № 5 (92). С. 84-92.