ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КРУИЗНОГО ТУРИЗМА НА БАЙКАЛЬСКОЙ ТЕРРИТОРИИ
Aннотация
В статье приводятся данные и практические рекомендации по устойчивому развитию круизного туризма на Байкальской территории. Был проведен анализ круизного туризма и его инфраструктурs, дана оценка оздоровительного эффекта круизного туризма на здоровье человека. Проанализирована роль круизного туризма на Байкале в Стратегии Российского Союза Туриндустрии и Концепции развития круизной деятельности в России на период до 2025-2030 годов. Целью исследования являлся анализ организации российского, в том числе Иркутского круизного туризма, что позволило выявить основные проблемы данного вида туризма, пути и перспективы развития данного сегмента туристской индустрии. Основными методами исследования были: теоретический анализ, проблемный анализ, статистический анализ. В результате исследования разработаны рекомендации по развитию круизного туризма на Байкальской территории.
Ключевые слова: Круизный туризм, Байкальская территория, водный круиз, круизный отдых, круизные морские и речные суда
Введение. В РФ стремительно развивается внутренний туризм. Рост внутреннего туризма вызван политико-экономической ситуацией на Украине: введением санкций против РФ, запретом на выезд за рубеж четырех миллионов россиян сотрудников МВД, ФМС, ФСКН, УФСИН и Минобороны.
По данным АТОР, на 25% снизилась популярность европейских направлений, включая Средиземноморье. Несмотря на существующие в России проблемы, туристская деятельность реформируется и развивается. Наиболее приоритетными направлениями внутреннего туризма стали средняя полоса и юг России. Разрабатываемые туры в основном отличались непритязательностью: отдых в курортных местах России (Сочи, Геленджик, Дагомыс, Ялта и др.), познавательный туризм (Золотое кольцо России, Нижний Новгород, Москва, Санкт-Петербург и др.), экологический туризм, сафари-туры (охота, рыбалка), речные круизы по Волге, Лене, Иртышу, Енисею, отдых, лечение. Приоритетные направления въездного туризма: познавательный, экологический на Дальнем Востоке [3].
Круизный туризм относится к специальным видам туризма, так как является очень трудоемким, капиталоемким видом туризма, сочетающим в себе сразу несколько видов туризма, таких как: рекреационный, спортивный, лечебно-оздоровительный, познавательный. Под круизом следует понимать путешествие на водных видах транспорта, включающее в себя: разнообразные береговые экскурсии, осмотр основных туристских достопримечательностей портовых городов, а также различные развлечения на борту морских и речных лайнеров. Круизы по внутренним водам (рекам, озерам, каналам) называются речными круизами [1, 2].
Круизный туризм является ускоренно развивающейся сферой деятельности современной туристской индустрии мира и России.
Согласно Концепции Федеральной целевой программы (ФЦП) «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2016 годы)», одними из самых популярных и динамично развивающихся в будущем видов путешествий являются морские и речные круизы. Развитие такого вида туризма позволит привлечь дополнительно 1 млн. российских и иностранных путешественников в год [3].
Круизный туризм и его инфраструктура способствуют созданию новых рабочих мест и наполнению средствами бюджетов различных уровней, удовлетворению социальных потребностей определенных слоев населения путем развития путешествий, созданию и совершенствованию международных связей.
Особое значение для круизного туризма и отдыха имеет озеро Байкал и прилегающая к нему территория, которая относится к участку всемирного природного наследия.
Величие, красота и мощь озера Байкал по настоящему могут открыться только во время круиза, включающего в себя: пешие прогулки по бухтам удивительной красоты, рыбалку, купание в горячих источниках, знакомство с памятниками природы и вечера у костра на берегу Байкала. Во время круиза по Байкалу можно понаблюдать за байкальской нерпой в естественных условиях. На Байкале круизные суда составляют: большие, средние и малые корабли и яхты – от трёхпалубных на 100 пассажиров, теплоходов-катеров на 10-15-20 пассажиров до мини-яхт на 2-3 человека.
В соответствии с проведенными опросами «круизных» туристов на различных маршрутах, их мотивация выбора круизного отдыха включает в себя: желание отдохнуть на воде; желание провести отдых в спокойной, размеренной и комфортной обстановке; желание увидеть новые города, посетить музеи, монастыри, церкви и др.; не иметь забот об организации отдыха и развлечений; приемлемая цена [4]. Следует также отметить оздоровительный эффект круизного отдыха: медленное передвижение по водным пространствам снимает стресс, а свежий воздух способствует оздоровлению организма.
Таким образом, в условиях интенсивно развивающегося внутреннего туризма на территории РФ, изучение круизного туризма на Байкале является актуальным.
Практическая значимость данного исследования заключается в том, что научные положения статьи ориентированы на возможность их практического применения в решении проблемы повышения конкурентоспособности речных круизных туристских предприятий на рынке речных круизов.
Цель работы. Целью работы являлось изучение основных проблем развития круизного туризма на Байкальской территории и поиск путей их решения. Были изучены туроператоры Иркутской области, выявлены основные проблемы в формировании и продвижении туристского продукта.
Результаты исследования и их обсуждение. Методы исследований. При исследованиях использовались такие методы, как: теоретический анализ, проблемный анализ, статистический анализ.
Результаты исследований. На территории России находится свыше 2 млн. озер. В основном это небольшие озера с площадью водной поверхности менее 1 км2. Крупных озер мало. Два озера России – Байкал и Ладожское – входят в число 18 крупнейших озер мира (площадь каждого из них более 10000 км2), близко к ним Онежское озеро (табл. 1).
Таблица 1
Крупнейшие озера России
The largest lakes in Russia
Озеро Байкал является самым большим в РФ, на озере интенсивно развивается круизный туризм. Байкальская вода уникальна: очень прозрачна, чиста и насыщена кислородом. Максимальная скорость ветра, которая зарегистрирована на Байкале, составляет 40 м/с. Скорость течения медленная – всего несколько сантиметров в секунду, редко превышает 10 см/с, скорость зависит от многих факторов и уменьшается с удалением от берега и с глубиной. Само поверхностное течение вблизи западного берега Байкала почти всегда направлено с севера на юг, а вблизи восточного – с юга на север. Вдоль Байкальского побережья всё течение направлено против часовой стрелки.
Климат в Восточной Сибири является резко континентальным, но огромная масса воды, содержащейся в озере, и его горное окружение создают самый необыкновенный микроклимат. Байкал представляет собой большой термостабилизатор – зимой на Байкале теплее, а летом немного прохладнее, чем, например, в городе Иркутске, который находится на расстоянии 70 км от озера. Разница температур обычно составляет не более 10 градусов. Значительный вклад в этот климатический эффект дают леса, произрастающие почти на всем побережье Байкала.
На территории Иркутской области работает 86 туроператоров и 245 компаний, осуществляющих турагентскую деятельность [1]. Из них 32 фирмы занимаются байкальскими круизами.
В составе данных фирм можно выделить три типа организаторов официальных круизных маршрутов: собственники различных видов байкальских судов (теплоходы, катера, яхты); организаторы круизов, которые не имеют собственного водного транспорта и пользуются услугами только арендованных судов; организаторы круизов, которые имеют в частной собственности 1-3 судна и одновременно используют арендованные судна.
Организаторами круизов и, одновременно, прямыми владельцами водных судов являются 6 фирм (т. е. их меньшая часть – 20%); основная же часть – 18 фирм, или 55% – предоставляют круизные услуги на арендованных судах; одна четвертая часть (8 фирм, или 25%) используют смешанный способ.
Основным судовладельцем, который осуществляет по Байкалу главные пассажирские перевозки (в том числе организует свои официальные круизные маршруты, а также сдает в аренду суда или предоставляет туристическим фирмам на них места), является группа компаний «Истлэнд». В эту компанию входят туристическая компания «Истлэнд» и ОАО «Восточно-Сибирское пароходство», которое владеет современным флотом на Байкале.
Собственниками и одновременно организаторами круизных бакайльских маршрутов также являются туристические фирмы: «Байкальская виза», «Абсолютная Сибирь», «Байкалинфо», «Байкал Сити», «В мире фантазий», «Персона», «СибТаймс» и др. Все перечисленные Иркутские туристические фирмы, осуществляющие официальные круизные туры, ведут в различных СМИ и на туристических выставках активную рекламную кампанию на каждый летний сезон. Особым рекламным инструментом, имеющим всемирное распространение, является Интернет, где все указанные фирмы ведут полноценные современные сайты.
Материально-техническая база (МТБ) байкальской круизной индустрии объединяет сами различные суда флота, ремонтно-механические производства, порты, причалы и их оборудование, энергетическое, коммунальное и бытовое хозяйство, а также прочие здания и сооружения, обеспечивающие надежную эксплуатацию объектов флота, способствующие эффективной работе трудового персонала и повышению качества обслуживания пассажиров, в том числе отдыхающих и участников круизов.
Основу МТБ организации круизов по Байкалу составляет флот – теплоходы, катера и яхты. Флот, задействованный на озере Байкал и состоящий на классификационном учете Восточно-Сибирского филиала Российского Речного Регистра, представлен: пассажирскими, прогулочными, разъездными, сухогрузными, поисково-спасательными, экспедиционными, научно-исследовательскими судами; грузовыми и грузопассажирскими паромами; самоходными буксирами и прочими судами.
На Байкале сложились определенные типы маршрутов. По продолжительности: однодневные (1 день), средней продолжительности (3-8 дней) и долговременные (8-14 дней). Наиболее востребованы у туристов туры средней продолжительности. По статусу байкальские туры подразделяются на: круизы VIP, круизы класса комфорт и круизы класса стандарт. Наиболее массовые – круизы класса стандарт, так как это относительно дешевые туры, рассчитанные на средние доходы населения.
Большинство маршрутов начинается с города Иркутска (пристань «Ракета») или с поселка Листвянка (Иркутск и Листвянка – это «Ворота Байкала»). Следующим пунктом является Кругобайкальская железная дорога (КБЖД) или бухта Песчаная.
В последние годы формируются новые походы – сборные круизы. Основа их в следующем: туристы собираются из самых разных мест России и зарубежных стран; включиться в круиз можно из разных пунктов: с самого начала круиза (Иркутск, Листвянка) или с промежуточных остановок (МРС, Ольхон и других знаменательных мест озера Байкал); к формированию сборных круизов на договорной основе привлекаются туристические агентства их других городов Сибири и всей страны. Таким приемом достигается увеличение зоны обслуживания, т. е. расширяется «география» туристов – участников круизов по Байкалу.
Общим принципом всех водных круизов является то, что в программу не включаются походы самой южной части Байкала, так как эта зона связана со всемирно известной экологически вредной деятельностью БЦБК. Туристические фирмы, организующие водные круизы, считают нецелесообразным на ближайшие годы посещение туристами загрязняющего природу этого промышленного объекта и сопряженной территории.
Заключение. Анализ организации российского, в том числе Иркутского круизного туризма позволил выявить важные проблемы данного вида туризма, пути и перспективы развития этого сегмента туристской индустрии.
- Отсутствие достоверного статистического учета. Предлагается: совершенствование в системе Росстата статистического учета параметров деятельности морского и речного транспорта и морского и речного круизного туризма. Речь идет о регулярных (или, хотя бы, разовых сплошных) сборах и обработках первичной информации и публикации основных сводных показателей разных видов круизного туризма в России, в том числе о количестве туристов, объемах услуг и их качестве, стоимости услуг, количестве действующих морских и речных судов, основных маршрутах, формах собственности и т.д. Такая статистическая информация даст возможность объективно оценить уровень развития этой важной сферы туристских услуг, определить вклад ее в национальную экономику, разработать стратегию и перспективы ее развития на долгосрочный период [7].
- Ослабление государственного регулирования. Предлагается: усиление государственного регулирования круизного туризма. Для этого необходимо создание в государственной системе – в Федеральном агентстве по туризму (Ростуризм) Министерства культуры РФ специального подразделения (департамента) по регулированию деятельности круизного туризма. Предлагается возложить на данное подразделение функции разработки стратегии развития российского круизного туризма, основных индикаторов совершенствования этой сферы туризма, в том числе механизмов, норм и нормативов реализации основных направлений «Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2015 года» [6] и Концепции «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (на 2011-2016 годы)».
- Отсутствие долгосрочных документов развития отрасли. Предлагается: разработка при помощи Ростуризма, Министерства транспорта РФ и его подразделения – Федерального агентства морского и речного транспорта, Министерства промышленности и торговли РФ, Проектно-изыскательского и научно-исследовательского института морского транспорта «Союзморниипроект», ОАО «Объединенная судостроительная корпорация», Российского Союза Туриндустрии Стратегии и Концепции развития круизной деятельности в России на период до 2025-2030 годов. В документах спрогнозировать предстоящие объемы круизных пассажирских перевозок, численность и классы круизных судов, объемы необходимых инвестиций и другие перспективные показатели круизного туризма. При уточнении «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» в разделе «Транспорт» ввести и разработать подраздел «Пассажирское судостроение в Российской Федерации» [5].
- Отсутствие программы стимулирования развития судостроения. Предлагается: разработка и принятие долгосрочной программы «Возрождение национального гражданского (круизного) судостроения», предусматривающей ряд льгот в области кредитования постройки судов, а также прямое субсидирование из бюджета отдельных работ по созданию судов. В настоящее время в России не существует системы кредитования строительства гражданских судов. Российские банки дают кредиты максимум на два года и минимум под 15-20 % годовых, что делает экономически невыгодным строительство судов в России за счет кредитов российских банков.
- Отсутствие законодательной базы для развития судостроения. Предлагается: ускорить принятие федерального закона «О создании экономических условий для обновления парка судов российского флота и их строительства» (этот законопроект находится на рассмотрении в Государственной Думе РФ), который будет способствовать решению проблемы возрождения морского флота России, повышению конкурентоспособности продукции российского судостроения на мировом рынке. Законопроектом предусматривается субсидирование государством части процентных ставок по кредитам отечественных банков и предоставление государственных гарантий под кредиты зарубежных и отечественных банков на строительство на российских верфях судов для российских судовладельцев. Это позволит обеспечить приток инвестиций в судостроение, увеличить объемы строительства судов и налогооблагаемую базу, создать предпосылки развития судостроения и судоходства.
- Недостаток отечественных кораблей и ориентация на иностранные суда. Предлагается: постепенный отказ для морских круизов от фрахта иностранных судов и переход на эксплуатацию отечественных судов. Для этого в структуре ОАО «Объединенная судостроительная корпорация»: определить ведущие заводы (компании, верфи) по строительству до 2030 года нескольких высококлассных российских круизных лайнеров вместительностью каждый до 200-1000 мест (если будут решены принципиальные вопросы их создания и изыскано необходимое финансирование этих проектов); определить ведущие заводы (компании, верфи) по строительству до 2030 года современной линейки речных судов малой и средней вместимости для основных рек и водоемов России (Волга, Енисей, Байкал, Иркутское и Братское водохранилище и др.). При этом необходимо уточнить Государственную программу РФ «Развитие судостроения на 2013-2030 годы» в части дополнения специальной подпрограммой о строительстве на российских заводах круизных судов разной вместимости [2].
- Слабая роль и поддержка делового сообщества. Предлагается: повышение роли российских общественных организаций в развитии морского и речного круизного туризма, в том числе Российского Союза Туриндустрии, Союза российских судовладельцев, Ассоциации морских торговых портов, Ассоциации портов и судовладельцев речного транспорта, Российского союза промышленников и предпринимателей, Торгово-промышленной палаты РФ с целью усиления воздействия на органы власти по поводу совершенствования и коренной модернизации этой сферы туристской индустрии.
- Недостатки в подготовке кадров. Предлагается: в связи с предстоящим увеличением масштабов круизного туризма расширение подготовки и повышение качества специалистов высшего и среднего руководящего звена в морских и речных учебных заведениях. Введение в систему высшего образования по направлению «Туризм» профиля «Менеджер морского и речного круизного туризма». Расширить подготовку механиков и других линейных специалистов среднего звена в речных училищах страны.
- Низкие темпы создания особых экономических зон. Предлагается: ускорение создания особых экономических зон туристско-рекреационного типа в ряде регионов страны, в том числе в Иркутской области и Республике Бурятия, что будет способствовать развитию круизного туризма, в частности, на Байкале. Кроме того, ускоренное создание ряда особых экономических зон портового типа.
- Отсутствие современных проектных и научных организаций. Предлагается: возрождение ряда специальных проектных и научно-исследовательских организаций с целью создания современной российской индустрии гражданского судостроения; усиленная государственная финансовая поддержка Центрального НИИ морского флота и СоюзморНИИпроекта; полное завершение создания Государственного научного Центра Российской Федерации на основе ФГУП «ЦНИИ им. академика А. Н. Крылова» – головной научной организации отечественного судостроения.
- Отсутствие надежных источников инвестиций. Предлагается: изыскание надежных источников относительно больших инвестиций для проектирования и строительства современных отечественных круизных морских и речных судов. К сожалению, в Федеральном бюджете на 2014-2016 годы выделение финансовых средств Министерству транспорта РФ в рамках частно-государственного партнерства (ЧГП) на создание отечественных круизных морских и речных судов не предусмотрено.
Таким образом, вопросы развития круизного туризма могут быть разрешены при разработке и реализации научно-обоснованных долгосрочных Стратегий и Программ по круизному туризму. Необходимо отметить, что в России на сегодняшний день нет какой-то специальной опубликованной в открытой печати программы или перспективного плана развития круизного туризма. Поэтому предстоящие объемы этих туристских услуг, численность подобных туристов, число и классы круизных судов, необходимая инфраструктура пока не представляют достаточной ясности для данного вида бизнеса.
Список литературы