16+
DOI: 10.18413/2408-9346-2023-9-2-0-5

Использование социальных сетей для формирования портрета туриста (пример Орлиновского муниципалитета г. Севастополя)

Aннотация

В статье рассматривается проблема формирования портрета туриста для территории муниципального округа на основе материалов из открытых источников – социальных сетей. Актуальность связана с необходимостью разработки научно обоснованных подходов к определению социально-демографических и экономических характеристик посетителей локальных туристских дестинаций в условиях отсутствия централизованного сбора статистики. Методы и материалы включали выборку из 100 пользователей соцсетей (аккаунтов), для которых территория Орлиновского муниципального округа (МО) входит в область интересов, с помощью фильтров 3 способами: участие в сообществах, найденных по ключевым словам, публикация постов с хештегом или геолокацией. Проведен анализ социодемографических данных пользователей: фио (ник), пол, дата рождения (примерный возраст), семейное положение, место жительства, вид деятельности, место работы, образование (вуз), место остановки в Орлиновском МО и места туристского интереса. В результате анализа профилей 100 человек получены характеристики туристов, посещавших Орлиновский МО, их предпочтения по объектам. Определено, что социальные сети являются важным источником информации о потребителях туристских услуг, в том числе в Орлиновском МО. Выявлено, что Орлиновский МО посещают, преимущественно, жители Севастополя и Республики Крым, а также столичных городов. В турпотоке заметно преобладание женщин, причем широкого диапазона возрастов – от 20 до 60 лет. Многие туристы рассматривают Орлиновский МО как место проведение краткого однодневного отдыха. Среди объектов размещения посетители Орлиновского МО отдают предпочтение гостевым домам и глемпингам. Привлекательность территории округа обеспечивают природные достопримечательности.


Введение (Introduction). Формирование портрета туриста – важный этап в проведении комплексных туристско-рекреационных исследований. В связи с реализацией Стратегии развития туризма в Российской Федерации до 2035 года возникает вопрос необходимости переосмысления территориальных туристских продуктов и услуг как с позиции качества, так и с позиции их соответствия задачам стратегического планирования туристской сферы, потребительским трендам. Серьезной проблемой в туризме является определение, удовлетворение и стимулирование потребительских предпочтений. Потребности туристов зависят от совокупного воздействия групп факторов, которые можно разделить на факторы внешней и внутренней среды. Создание маркетинговой основы развития туризма на территории, т.е. разработка портрета туриста, отражает как политические, экономические, социальные факторы, так и демографические, психографические, поведенческие особенности гостей, предпочтения в местах и моделях проведения отдыха (Калабихина, Шишалов, 2015; Peco-Torres, 2021; Abdunurova, 2022). Конечная цель проводимого исследования по формированию портрета потребителя – создание линейки качественных продуктов и услуг, востребованных на рынке, определение ключевых целевых групп потребителей.

Определение портрета крымского туриста осуществляется на основе данных государственной статистики и социологических опросов отдыхающих, проводимых Министерством курортов и туризма Республики Крым. В турпотоке в Крым преобладают женщины, которые зачастую путешествуют с детьми. В возрастной структуре наибольшая когорта путешественников – это активные молодые люди до 45 лет. Более половины посетителей Крыма работают в бюджетных организациях (Яковенко и др., 2019; Портрет крымского…, 2019; Ибрагимов и др., 2019). Наиболее популярные районы Крыма для посещения туристами – Южный берег, который пользуется спросом как у въездных, так и у внутрирегиональных туристов (Яковенко, 2022). Отмечается трансформация туристского спроса под влиянием политических и эпидемиологических факторов, особенно в период развития вируса COVID-19 (Лукьяненко, Страчкова, 2017; Надеждина, Чефанова, 2021; Baum, Hai, 2020).

Портрет туриста, посещающего город федерального значения Севастополь (в административных границах, Большой Севастополь), имеет схожие черты с общекрымским. В турпотоке также преобладают женщины, причем их доли сопоставимы. Велика группа молодежи, на которых приходится до 40% турпотока. Основные регионы, откуда приехали туристы, это столичные города – Москва и Санкт-Петербург, а также территориально близкие регионы юга России – Краснодарский край, Ростовская область и др. (Каширина и др., 2020). Отличительной чертой Севастополя является краткосрочность поездок (в среднем около 4 дней) и относительно большая доля экскурсантов (Воронова и др., 2019).

Для локальных территорий, к которым можно отнести муниципальные округа города Севастополя, специализированная статистика для исследования турпотока не собирается. В таких условиях источником информации о социально-демографических характеристиках туристов, посещающих муниципалитет, становятся социологические опросы и косвенные источники данных.

В последние годы в условиях активного развития цифровых технологий особую популярность среди пользователей получили социальные сети и специализированные Интернет-сервисы (Motivating or manipulating…, 2021; Sáez-Ortuño et al., 2023). Одновременно социальные сети являются важным источником информации о потребителях туристских услуг.

Цель исследования (Theaimofthework) – показать опыт использования социальных сетей для формирования портрета туриста локальной территории на примере Орлиновского муниципалитета г. Севастополя.

Материалы и методы(Materials and methods).  Анализ контента в социальных сетях для определения «портрета туриста» для Орлиновского МО проводился в несколько этапов (рис. 1):

На первом этапе определены пользователи соцсети (аккаунты), для которых территория Орлиновского муниципального округа входит в область интересов. Таких пользователей определяли с помощью фильтров тремя способами: участие в сообществах, найденных по ключевым словам, публикация постов с хештегом или геолокацией. Собраны данные о 100 пользователях.

В сводной таблице представлена следующая информация о пользователях:

фио (ник);

пол;

дата рождения, примерный возраст;

семейное положение;

место жительства;

вид деятельности;

место работы;

образование, вуз;

место остановки в Орлиновском МО и места туристского интереса.

Результаты исследования и их обсуждение (Results and Discussion). Контент социальных сетей позволяет дополнить проведенные опросы, что особенно важно в низкий туристский сезон (октябрь-ноябрь), когда в Орлиновском муниципалитете увеличивается доля туристов из Севастополя и Республики Крым и снижается доля туристов из других регионов России. По источникам данных среди основных социальных сетей (ВК, Instagram и Facebook) большая доля у наиболее популярного Instagram (рис. 2).

Большая часть рассматриваемых профилей принадлежит женщинам – 65% (рис.3).

В 40% профилей указано семейное положение – замужем или женат. Еще 10% указали, что живут одни (рис. 4). Половина профилей не содержит информации о семейном положении владельца.

Среди мест постоянного проживания указаны Севастополь (47%), Москва (15%), Симферополь (8%), Санкт-Петербург (7%), Ялта (10%) (рис. 5).

Среди других городов указаны Алупка, Алушта, Барнаул, Белгород, Воронеж, Екатеринбург, Краснодар, Нижний Новгород, Новосибирск, Саратов, Уфа. Из других стран указаны Украина и Корея.

В 38% проанализированных профилей указано высшее образование и название вуза (рис. 6).

Всего 2 профиля содержат указание на среднее профессиональное образование, 3 профиля – на школьное образование. Остальные профили такую информацию не предоставляют.

Подавляющее большинство профилей содержат данные о возрасте или его можно примерно определить по косвенным признакам (фотографиям, сроку обучения в вузе и т.п.). Так, в проанализированных социальных сетях примерно в одинаковых пропорциях представлены пользователи от 20 до 60 лет (рис. 7).

Согласно данным социальных сетей можно узнать места туристского интереса посетителей Орлиновского муниципального округа.

У 18 пользователей указан объект размещения, где они останавливались. Более того, можно сделать вывод, что не менее 18% провели минимум 1 ночь в Орлиновском муниципальном округе. Среди объектов размещения указаны 9 гостевых домов, глемпингов, апартаментов. Три объекта размещения не были подписаны – указан глемпинг и гостиница с баней (рис. 8):

Как видно из гистограммы, наиболее упоминаемыми являются Спа-Усадьба «Белый остров» и Глемпинг «Friendly».

Из достопримечательностей наиболее упоминаемыми являются Байдарские ворота и каньон р. Узунджа, которые отмечены по 13 раз (рис. 9).

Также туристы указывают Форосcкую церковь (5 раз), Скельскую пещеру (4 раза), Водопад «Козырек» (Кубалар) (3 раза) и Скельские менгиры (3 раза). Остальные объекты упоминаются 1-2 раза.

Из предприятий питания из 100 пользователей отмечается 1 упоминание кафе «Орли» и 1 упоминание кафе в гостинице «Узунджа».

В результате проведенным комплексных социологических исследований потребительских предпочтений и возможности их удовлетворения на рассматриваемой территории Орлиновского МО можно сказать, что туристско-рекреационные потоки формируются местными жителями, горожанами, молодежью, которые рассматривают Орлиновский МО как место проведение краткого однодневного отдыха в компании друзей или семьи (возможно с детьми), прибывающих преимущественно на личном автотранспорте для активного отдыха на природе.

Таким образом, Орлиновский МО сегодня представляет собой территорию, удовлетворяющую потребности в краткосрочной рекреации, максимум – туре выходного дня.

Заключение (Conclusions). Проведенное исследование портрета туриста локальной территории с использованием социальных сетей позволяет сделать ряд выводов:

1. Социальные сети являются важным источником информации о потребителях туристских услуг, в том числе в Орлиновском МО. Наиболее популярными социальными сетями среди потребителей туристских услуг в Орлиновском МО являются ВК, Instagram и Facebook. В социальных сетях, как правило, пользователи обозначают свои социодемографические данные: пол, возраст, образование и др.

2. Орлиновский МО посещают, преимущественно, жители Севастополя и Республики Крым, а также столичных городов. В турпотоке заметно преобладание женщин, причем широкого диапазона возрастов – от 20 до 60 лет. Многие туристы рассматривают Орлиновский МО как место проведения краткого однодневного отдыха.

3. Среди объектов размещения посетители Орлиновсокго МО отдают предпочтение гостевым домам и глемпингам. Туристскую привлекательность территории округа обеспечивают уникальные природные объекты.

 

Информация о конфликте интересов: авторы не имеют конфликта интересов для декларации.

Conflicts of Interest: authors have no conflict of interests to declare.

Список литературы

Воронова Т.А., Шевчук И.А., Мельникова Т.Б. Новый подход к сегментации туристов в целях регионального развития (на примере города федерального значения Севастополя) // Вестник Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова. 2019. № 4. С. 133-146. https://doi.org/10.21686/2413-2829-2019-4-133-146.

Ибрагимов Э.Э., Нехайчук Д.В., Копачева Е.И. К вопросу исследования портрета крымского туриста: теоретические и практические аспекты // Сервис в России и за рубежом. 2019. Т. 13. № 5 (87). С. 140-157.

Калабихина И. Е., Шишалов Д.И. Социально-демографический портрет российского туриста // Новая экономика и региональная наука. 2015. № 2. С. 43.

Каширина Е.С., Журавлева И.В., Шабалина Н.В. Тенденции развития туристского рынка г. Севастополя // Ученые записки Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского. География. Геология. 2020. Т. 6. № 72. С. 94–106.

Лукьяненко Е.А., Страчкова Н.В. Изменение туристского спроса под воздействием геополитического фактора в Крыму // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. География. Геология. 2017. Т. 3. №. 69. Ч.2. С. 185–195.

Надеждина Е.В., Чефанова Е.И. Лето 2020 на Черноморском побережье России: социальный портрет отдыхающих на фоне пандемии коронавируса COVID-19 // Потемкинские чтения. Сборник материалов V Международной научной конференции. Под редакцией Г.В. Косова, Е.Е. Бойцовой, В.В. Хапаева [и др.]. Севастополь, 2021. C. 134-135.

«Портрет» крымского туриста сезона 2021 года. Отчет Министерства курортов и туризма Республики Крым. Симферополь, 2022. URL: https://mtur.rk.gov.ru/uploads/txteditor/mtur/attachments//d4/1d/8c/d98f00b204e9800998ecf8427e/phpb19t4X_1.pdf (дата обращения: 10.01.2022).

Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 г. URL: http://government.ru/docs/37906/ (дата обращения: 10.01.2022).

Яковенко И.М., Страчкова Н.В. Трансформация портрета туриста Крыма // Геополитика и экогеодинамика регионов. 2019. Т. 5 (15). Вып. 2. С. 101–112.

Яковенко И.М., Страчкова Н.В., Иволга А.Г., Павленко И.Г. Геомаркетинговый подход с использованием картографического моделирования туристского спроса // Сервис в России и за рубежом. 2022. Т.16. № 5. С. 38-47. DOI: 10.5281/zenodo.7394694.

Abdunurova А.А., Razakova D.I., Davletova M.T. Global portrait of a modern tourist: travel trends in marketing. Bulletin of "Turan" University. 2022. № 1. Pp. 166-173. https://doi.org/10.46914/1562-2959-2022-1-1-166-173

Baum, T. and Hai, N.T.T. Hospitality, tourism, human rights and the impact of COVID-19, International Journal of Contemporary Hospitality Management. 2020. Vol. 32. № 7. Pp. 2397-2407. https://doi.org/10.1108/IJCHM-03-2020-0242

Motivating or manipulating: the influence of health-protective behaviour and media engagement on post-COVID-19 travel / A.S. Bhati, Z. Mohammadi, M. Agarwal, Z. Kamble, G. Donough-Tan // Current Issues in Tourism. 2021. № 24. V. 1. Pp. 2088-2092

Peco-Torres F., Polo-Peña A.I., Frías-Jamilena D.M. The effect of COVID-19 on tourists’ intention to resume hotel consumption: The role of resilience // International Journal of Hospitality Management. 2021. V. 99. P. 103075. https://doi.org/10.1016/j.ijhm.2021.103075

Sáez-Ortuño L., Forgas-Coll S., Huertas-Garcia R., Sánchez-García J. What's on the horizon? A bibliometric analysis of personal data collection methods on social networks. Journal of Business Research. 2023. V. 158. P. 113702. https://doi.org/10.1016/j.jbusres.2023.113702