Результаты реализации программы «Туристический кешбэк»
Aннотация
Стимулирование внутреннего туризма в период преодоления негативного влияния последствий распространения пандемии COVID-19, отрицательных факторов, вызванных нестабильностью геополитической и экономической обстановки в мире, последствий санкционного давления является важным и своевременным решением. Статья посвящена анализу специфики, показателей и результатов реализации шести этапов программы «Туристический кешбэк», целью которой стало стимулирование туристской активности за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации. Обоснована необходимость применения инструментария динамического и многокритериального программирования при решении задачи оптимизации результатов реализации программы и построении системы управления, целесообразность совершенствования технологий реализации подобных программ. Отмечено, что повышению эффективности реализации программы будет способствовать увеличение продолжительности окна продаж, стимулирование активного участия бизнеса и разработка более эффективной системы взаимодействий туристских организаций в процессе реализации программы, расширение географии действия программы и акцентирование фокуса ее внимания на новых российских регионах с большим туристским потенциалом. Обоснована необходимость усиления маркетинговой составляющей процесса управления результатами реализации программы. Отмечено, что оптимизации организационных и технологических аспектов реализации программы будет способствовать конструктивный диалог органов управления и предпринимателей туристского бизнеса.
Введение (Introduction). Сложные условия функционирования рынка туризма (Шмарков, Мусалитина, 2016), распространение новой коронавирусной инфекции Covid1-19 оказали негативное влияние на индустрию туризма. Снижение потока иностранных туристов в Российскую Федерацию составило 93% (Tourism in Russia, 2020).
Проблема формирования комплекса мероприятий, направленных на поддержку внутреннего туризма приобрела особую актуальность практически во всех странах. Ее анализу, к примеру, посвящены труды китайских ученых, которые:
- констатируют, что огромное влияние на туриндустрию Китая оказала вспышка COVID-19 в 2020 г., и сегодня индустрия туризма находится в процессе медленной адаптации и восстановления после сильного удара. Особую важность имеет решение задачи ускорения восстановления. Несмотря на то, что спрос на туризм начал расти, развиваются экскурсионные предприятия, курортные отели, парки и т.п., обозначилась проблема повышения цен и нехватки высококачественных турпродуктов. Для активизации туризма важно использовать социальные ресурсы регионов и развивать массовый досуговый туризм, предоставлять финансовую поддержку туристским организациям: льготные налоги и лояльную кредитную политику, субсидии, разрабатывать меры содействия устойчивому развитию туризма (Yang, 2022);
- отмечают важность структурных реформ в сфере предложения для стимулирования потенциала туризма, необходимость модернизации процесса туристского потребления и анализа методов развития индустрии туризма как опорной отрасли экономики страны (Dongfang, 2022);
- анализируют проблематику стратегий реализации туров по существенно сниженным ценам в аспекте приемов ULPT-ловушек, которые используют некоторые турфирмы для привлечения чувствительных к затратам путешественников, предлагая сниженную цену, но заставляя тратить гораздо больше денег во время поездки; обосновывают экономическую и психологическую основу существования ULPT-фирм, несмотря на то, что правительство принимает меры по сокращению их числа (Wang and Wang, 2023).
Представленная проблематика и поиск эффективных инструментов решения поднятых вопросов имеют высокую актуальность и важное значение для развития национальных экономик. Правительства стран вынуждены экстренно формировать комплексы мероприятий, направленных на активизацию и развитие внутреннего туризма.
В Российской Федерации одной из самых эффективных и прогрессивных мер стимулирования внутреннего туризма стала программа государственного субсидирования поездок по территории страны «Туристический кешбэк». Исследованию вопросов и результатов реализации программы «Туристический кешбэк» посвящены научные труды российских ученых, которые:
- обосновывают важность развития внутреннего туризма как драйвера развития смежных отраслей экономики, анализируют меры преодоления последствий распространения коронавирусной инфекции, в том числе приводят условия участия в программе и характеризуют специфику ее реализации на первых этапах; отмечают, что в программе могут участвовать не только отели и туроператоры, но и онлайн-агрегаторы (Шпырня, Хашева, 2021; Шпилько, Степуренко, 2020);
- на основе анализа промежуточных результатов обозначают перспективы дальнейшей реализации программы с точки зрения ее влияния на загрузку средств размещении и глубину продаж турпродуктов (Шпилько, Степуренко, 2020);
- анализируют результаты реализации первых этапов программы для российской экономики, обосновывают ее эффективность для восстановления потребительского спроса в кризисный период, отмечают возможность повышения эффективности (Леонидова, 2021);
- предлагают методы моделирования и анализа результатов реализации отдельных этапов программы, обосновывают варианты повышения эффективности использования государственных средств, направленных на стимулирование внутреннего туризма (Кутернин, 2021);
- отмечают рост объемов продаж туроператоров в ходе акции, а также объемов спроса на туры внутри страны (Рубцова, 2021).
Внимание авторов сфокусировано на изучении и оценке эффективности реализации программы стимулирования внутреннего туризма «Туристический кешбэк» на отдельных этапах. Недостаточное внимание уделяется проблеме совершенствования технологий реализации программы.
Цель исследования (Theaimofthework). Целью исследования является анализ и сравнение специфики и результатов реализации государственной программы «Туристический кешбэк» на протяжении шести этапов ее действия, выявление вариантов совершенствования технологий реализации программы.
Материалы и методы исследования (Materials and Methods). Информационной базой исследования послужили труды отечественных ученых, данные Ростуризма о результатах и перспективах реализации программы, информация об условиях и результатах реализации программы, представленная на официальном сайте программы «Туристический кешбэк» и в средствах массовой информации, а также в правовых системах и в официальных источниках (в том числе на сайтах организаций, принимающих активное участие в реализации программы, на профессиональных туристских порталах и т.п.).
При исследовании результатов реализации программы «Туристический кешбэк» использовались общенаучные методы сбора, анализа, сравнения, синтеза и обобщения, методы системно-структурного анализа.
Авторы также опирались на результаты собственной практики туристской деятельности, в том числе участия в реализации государственной программы субсидирования поездок «Туристический кешбэк».
Результаты исследования и их обсуждение (Results and Discussion). Государственная программа «Туристический кешбэк» была разработана Федеральным агентством по туризму (Ростуризмом) по поручению Правительства РФ в рамках национального проекта. Целью реализации программы стало стимулирование туристской активности россиян. Изначально проект был призван решить задачи продвижения внутреннего туризма, поддержки туристского бизнеса и загрузки туристской инфраструктуры в межсезонье и стимулирования в целом экономики в период преодоления последствий распространения пандемии. На реализацию программы из средств резервного фонда Правительства РФ было выделено 15 млрд руб. Туристы получили возможность возврата части средств, потраченных на путешествие внутри страны. Возмещение части стоимости оплаченных услуг осуществлялось оператором проекта АО «Национальная система платежных карт» (АО «НСПК») на карты платежной системы «Мир». Для получения кешбэка держателю карты «Мир» перед оплатой туруслуг необходимо было зарегистрироваться в программе лояльности. Условия участия в акции были представлены на сайте программы (Официальный сайт…, 2020).
Первый этап программы «Туристический кешбэк» был реализован с 21.08.2020 г. по 28.08.2020 г. К участию в программе были приглашены 4133 компании, состоящие в Едином федеральном реестре туроператоров, и 14641 классифицированных гостиниц. Для участия в проекте им требовалось выполнить два условия: заключить соглашение с АО «НСПК» и создать отдельную посадочную страницу с предложениями по программе. В первом этапе программы приняли участие 348 туроператоров и 1550 гостиниц. Роль координатора проекта выполняло Федеральное агентство по туризму.
Во время первого этапа реализации программы преимущественным спросом пользовался наиболее ликвидный турпродукт: размещение и туры в Краснодарском крае и Крыму, где осенью были весьма комфортные условия для отдыха. Национальные туроператоры, выставившие предложения по программе, сообщили о значительном росте объемов продаж на 25–50% (Туроператоры зафиксировали..., 2020). Более 70000 россиян воспользовались программой (Более 70 тысяч россиян…, 2020), однако в целом, на первом этапе удалось освоить менее 2% выделенных средств. Туристы приобрели турпродукты на сумму 1,4 млрд руб. и суммарно получили около 224 млн. руб. кешбэка (Скидка от государства…, 2021). Оставшиеся средства были возвращены в фонд. Далее их использовали на реализацию следующих этапов программы.
Сложности реализации программы и отсутствие впечатляющих результатов на первом этапе были обусловлены:
- быстрой подготовкой и сжатыми сроками реализации программы;
- недостаточной информированностью общественности о преимуществах и условиях участия в программе;
- отсутствием удобного модуля поиска и бронирования туристских услуг на официальном сайте программы «Туристический кешбэк»;
- сложностями восприятия и использования информации о программе потребителями (в том числе сложностью использования официального сайта программы);
- входным порогом стоимости и продолжительности тура (50000 руб., 4 ночи), который отсёк эконом-туры;
- ограниченным кругом туроператоров и отелей, принявших участие в программе.
Первый этап программы «Туристический кешбэк» стал тестовым для индустрии туризма и выявил ряд проблем, многие из которых в последующем были устранены.
Во время второго этапа программы «Туристический кешбэк» (15.10.2020 г. – 05.12.2020 г.) условия программы были изменены в лучшую сторону: выросла величина кешбэка, были сняты ограничения по минимальной стоимости и продолжительности тура (до 2 ночей). Туроператоры отметили рост числа бронирований туров по России с кешбэком. Объемы продаж крупных туроператоров по отношению к аналогичному периоду предыдущего года выросли в среднем на 40%, а через системы-агрегаторы турпродуктов – на 10–15%. Активность бронирований услуг гостиниц курортного и рекреационного типа за этот же период выросла в среднем на 15–20%. Так, показатели продаж туроператора «Интурист» выросли на 60% относительно их значения до старта программы. Международный туроператор TUI сообщил о росте числа бронирований на 39%, а национальный туроператор «Дельфин» – на 55%. В целом во время второго этапа по программе было реализовано турпродуктов на сумму 5,1 млрд руб. Второй этап был более длительным и значительно успешнее первого, т.к. туристам были предложены более гибкие условия и даты повышенного спроса (период новогодних праздников).
По результатам реализации программы в 2020 г. кассовое исполнение АО «НСПК» составило 1199996,1 тыс. руб., общий объем денежных средств, израсходованных туристами на приобретение туруслуг – 6582493,9 тыс. руб., выплаты кешбэка – 1238899,3 тыс. руб. (18,8% от затрат туристов) (Заключение о результатах…, 2020). Эти данные являются наиболее точными из представленных в открытых источниках.
По экспертным оценкам, в результате стимулирования внутренних поездок в 2020 г. туристы дополнительно потратили примерно 13 млрд руб. (В Ростуризме рассказали…, 2020). Эти средства внесли вклад в развитие региональных экономик.
Третий этап программы «Туристический кешбэк» стартовал 18 марта и завершился 15 июня 2021 г. По данным Ростуризма, программой воспользовались более 1,5 млн человек. Изначально выделенных 2 млрд руб. хватило лишь до конца апреля 2021 г. После этого правительство дополнительно направило на программу 4,7 млрд руб. В итоге туристы потратили более 27,872 млрд руб., суммарный кешбэк составил 5,286 млрд руб. (Скидка от государства…, 2021). Улучшению результатов реализации программы способствовала стабилизация эпидемиологической обстановки в стране, более активное участие в ней бизнеса, рост популярности программы особенно в период раннего бронирования летних туров и майских праздников. Рост объемов продаж туроператора «Интурист» за третий этап реализации программы составил 156%, компании «Алеан» – 67%. Туроператору «Дельфин» удалось увеличить продажи туров по России более чем на 82% (Итоги третьего этапа…, 2021).
Во время третьего этапа реализации программы «Туристический кешбэк» начал действовать дополнительный кешбэк 50% на «внутренние туристские поездки в организации отдыха детей и их оздоровление». Программа детского кешбэка действовала с 25.05.2021 г. по 31.08.2021 г. Кешбэк был настолько популярен, что правительство приняло решение выделить дополнительные средства на возмещение стоимости путевок всем, кто приобрел поездки для своих детей до старта акции.
Четвертый этап стартовал 16.06.2021 г. и планировался к завершению 31 августа 2021 г. Однако за неделю до запланированной даты завершения Ростуризм сообщил о продлении периода действия программы еще на две недели, т.е. до 15.09.2021 г., но программа была приостановлена 10.09.2021 г. (транзакции, произведенные в этот день, в выплате компенсаций не были учтены). Турфирмы, рассчитывая на плановое завершение акции, продолжали бронировать туруслуги, предполагая, что клиенты, оплатившие заявки, получат обозначенное программой возмещение части стоимости услуг, однако клиенты оказались лишены этой возможности.
По результатам реализации программы в 2021 г. кассовое исполнение АО «НСПК» составило 6368728,4 тыс. руб., общий объем денежных средств, израсходованных туристами на приобретение туруслуг составил 32673,9 млн руб., выплаты кешбэка – 6259,9 млн руб. (19,2% от затрат туристов); было реализовано 706,3 тыс. туруслуг, на каждую из которых в среднем пришлось по 2,4 туриста; в итоге на 1 бюджетный рубль было привлечено 4,2 руб. от туристов (Заключение о результатах…, 2021).
Сравнивая результаты реализации программы «Туристический кешбэк» по ее исполнению в 2021 г., отметим низкие результаты реализации четвертого этапа программы на фоне большого успеха предыдущего этапа. Основными причинами низкой активности потребителей стали опасения строить планы на осенний отпуск во время введения в регионах новых ограничений из-за роста заболеваемости COVID-19.
Пятый этап программы «Туристический кешбэк» (18.01.2022 г. –28.02.2022 г. и дополнительно с 15.03.2022 г. по 15.04.2022 г.) оказался одним из самых эффективных (Правительство подтвердило…, 2022):
- было реализовано туруслуг на сумму 44 млрд руб.;
- за поездки по территории страны участникам программы было возвращено на карты около 8,5 млрд руб.;
- программой воспользовались примерно 2,5 млн российских туристов.
По заявлению Ростуризма за первые две недели реализации пятого этапа, динамика спроса в среднем увеличилась в 2 раза по сравнению с прошлым годом, продажи выросли почти на 50%. Туроператоры также подтверждали активные темпы бронирований туров. Объемы продаж национального туроператора «Дельфин» выросли на 22-25%, «Мультитур» – на 37% по сравнению с этим же периодом прошлого года, когда программа не была активирована. Программа стала драйвером спроса в период низкого сезона.
За время реализации шестого этапа программы «Туристический кешбэк» (25.08.2022 г. – 10.09.2022 г.) гражданами России было приобретено турпродуктов на 14,3 млрд руб., сумма кешбэка составила 2,7 млрд руб., акцией воспользовались 600 тыс. человек (В Ростуризме подвели итоги…, 2022). Доля жителей средних и малых населенных пунктов, воспользовавшихся программой, выросла в 2 раза. В сентябре 2022 года были популярны круизы, для осенних поездок туристы предпочитали выбирать санатории, семейные отели с теплыми бассейнами и поездки в «атмосферные» города (Россияне назвали…, 2022).
На рисунке 1 представлены сводные данные о результатах реализации последовательности шести этапов программы «Туристический кешбэк» (скорректированные с учетом упомянутых выше заключений счетной палаты), а на рисунке 2 – сводные данные о количестве туристов, воспользовавшихся программой.
Рис. 1. Результаты реализации последовательности этапов программы «Туристический кешбэк»
Fig. 1. Results of the implementation of the sequence of stages of the "Tourist cashback" program
Отметим наличие трендов роста показателей реализации программы отдельно в разрезе первых и вторых этапов по годам реализации (2020, 2021, 2022 гг.).
Реализация программы «Туристический кешбэк» стала важным фактором роста популярности внутреннего туризма в Российской Федерации. Акция стала эффективной, о чем свидетельствуют данные, анонсированные Ростуризмом и отчеты туроператорских организаций об объемах продаж, которые они предоставили Федеральному агентству по туризму. Средний рост объемов продаж составил 25%, эффект от поддержки туристской индустрии в период низкого спроса оказался существенным (Оперативная оценка…, 2020). Несмотря на процесс естественной стабилизации рынка туризма, программа позволила ускорить его восстановление. Значимым стал тот факт, что программа продлевалась как в период высокого, так и низкого спроса, расширились география и разнообразие предложенных по программе турпродуктов.
На отдельных этапах менялись подходы к управлению результатами реализации программы (в части регулирования количественных показателей, учета фактора сезонности и других, чувствительных для результатов реализации аспектов). Правительство РФ предпринимало меры, направленные на повышение ее эффективности, внося изменения в правила реализации. Так, по состоянию на конец 2022 г. постановление № 1200 (Постановление Правительства РФ …, 2020) претерпело семь волн изменений. Ряд изменений касался значения минимального количества ночей пребывания в гостинице и (или) в транспортном специализированном средстве размещения. Первые изменения этого параметра были введены 30.09.2020 г. по результатам реализации первого этапа программы и в преддверии второго этапа: минимальное количество ночей проживания было снижено с четырех до двух. Это решение позволило существенно расширить спектр турпродуктов, реализуемых по программе «Туристический кешбэк» и обеспечить ее массовость. Следующее изменение параметра последовало в августе 2022 года: значение минимального количества ночевок было увеличено до трех. Данное решение способствовало росту загрузки средств размещения. Однако, если ранее под акцию попадали туры выходного дня, то теперь туристам, заинтересованным в получении субсидии, понадобилось выделять дополнительные дни для отдыха.
Ряд важных изменений в процессе реализации программы касался:
- увеличения суммы получаемых выплат (кешбэка);
- механизма расчёта суммы выплаты;
- уточнений условий программы по стоимости реализованных туруслуг и количеству обслуженных туристов;
- объявления повышенного размера выплат по ряду турпродуктов (например, сформированным по территориям, входящим в состав Дальневосточного федерального округа);
- ориентировочных результатов предоставления субсидии в 2020, 2021 и 2022 гг. (Постановление Правительства РФ …, 2022) и других параметров.
В общем, путем уточнения этих факторов и по сути пробным путем последовательно выстраивалась система критериев в практическом решении задачи оптимизации результатов реализации программы «Туристический кешбэк» и достижения максимального социально-экономического эффекта. Для поиска оптимального решения такой задачи целесообразно применять инструментарий динамического и многокритериального программирования на основе уточненной системы критериев.
Программа «Туристический кешбэк» является важным драйвером развития внутреннего туризма. В то же время важно совершенствовать технологии реализации подобных программ.
Отметим, что анонсы старта новых этапов программы «Туристический кешбэк» озвучивались непосредственно в их преддверии. На первых этапах такой подход не способствовал обеспечению массовости реализации. Кроме того, изменения условий реализации программы не должны носить спонтанный характер и быть нацеленными на получение лишь промежуточных результатов. На основе приобретенного опыта целесообразно четко обозначить систему критериев для выбора эффективной траектории реализации программы. Изменения условий программы должны стать составляющей обоснованных решений задачи динамического управления результатами реализации программы и заблаговременно анонсироваться рынку. Необходимо усиление маркетинговой составляющей процесса управления результатами реализации программы.
Важным фактором повышения эффективности реализации программы «Туристический кешбэк» является продолжительность периода окна продаж. Отметим, что первый этап реализации программы продолжался в течение недели и был анонсирован лишь за несколько недель до его начала. Учитывая специфику процедуры реализации турпродуктов и скорость принятия решений о его приобретении, анонс факта открытия продаж по следующим этапам программы целесообразно представлять минимум за месяц и более, для того, чтобы лица, заинтересованные в участии в программе, могли бы заранее запланировать время своего отпуска и выделить средства на путешествие. Узкое окно продаж не позволяет наращивать глубину бронирований, в то время как потенциальные туристы проявляют большой интерес к акциям раннего бронирования.
Помимо этого, следует учитывать интересы турагентов – важного канала реализации предложений туроператоров. На прошедших этапах реализации программы были отмечены сложности получения комиссионного вознаграждения за реализованные в рамках программы турпродукты. Например, для того, чтобы турагенту получить вознаграждение, необходимо было после возращения туристов из путешествия предоставлять туроператорам пакеты документов, подтверждающих бронирование и оплату поездки, после чего в течение несколько дней осуществлялась проверка предоставленных данных. Такой формат взаимодействий между туроператором и турагентством неудобен и неэффективен. Необходимы оптимизация процесса выплат комиссионного вознаграждения и обеспечение возможности осуществлять ее в короткие сроки.
Заключение (Conclusions). Стремительные изменения условий осуществления туристской деятельности вынуждают государство и профильные организации адаптироваться к современным вызовам. Необходимость преодоления санкционного давления на экономику Российской Федерации обусловила переориентацию фокуса внимания туристского бизнеса на внутренний туризм. Вспышка распространения новой коронавирусной инфекции в 2020 г. вынудила государства ограничить международный туристский обмен, разрабатывать и реализовывать государственные программы, направленные на поддержку наиболее пострадавших отраслей экономики, в число которых попала туристская индустрия. Оперативная разработка и реализация последовательности этапов государственной программы стимулирования внутреннего туризма «Туристический кешбэк» позволила не только оказать поддержку предприятиям туристской индустрии, обеспечив их загрузкой, но и обозначить новый тренд развития внутреннего туризма. Однако новые вызовы (усиление санкционного давления, ограничения в сфере авиаперевозок, ликвидация Федерального агентства по туризму и др.) ставят под угрозу достигнутые результаты. Реализация программы «Туристический кешбэк» в сложившихся условиях должна найти свое логическое продолжение и стимулировать россиян на туристские поездки по всей стране, особенно в те регионы, которые имеют богатый туристский потенциал, но до сих пор не получили достойного внимания туристов. Целесообразно продолжить расширение географии действия программы и фокусировать ее градиент не только на тех регионах, которые уже широко популярны, стабильно получают потоки туристов (Краснодарский край, Республику Крым, Ставропольский край и т.п.) и как следствие в меньшей степени нуждаются в мерах государственной поддержки, но и на регионах, где активизировались новые точки роста туризма (Алтай, Камчатский край, Иркутская область, Красноярский край, Дагестан и др.). Тем более, что ряд гостиничных предприятий наиболее популярных регионов намеренно стали завышать тарифы на размещение и создавать дефицит предложения.
Оптимизации организационных и технологических аспектов реализации программы «Туристический кешбэк» будет способствовать конструктивный диалог органов управления и предпринимателей туристского бизнеса. Продолжение реализации программы будет способствовать популяризации и развитию внутреннего туризма, созданию новых рабочих мест и достижению мультипликативного эффекта в росте экономик регионов страны.
Информация о конфликте интересов: авторы не имеют конфликта интересов для декларации.
Conflicts of Interest: the authors have no conflict of interests to declare.
Список литературы
Постановление Правительства РФ от 10 августа 2020 г. N 1200 “Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета субсидии акционерному обществу “Национальная система платежных карт“ на стимулирование доступных внутренних туристских поездок через возмещение части стоимости оплаченной туристской услуги“ // Информационно-правовой портал Гарант.ру. 2020. URL: https://base-garant-ru.turbopages.org/base.garant.ru/s/74492477/ (дата обращения 16.01.2023).
Постановление Правительства РФ от 10 августа 2020 г. N 1200 “Об утверждении Правил предоставления в 2020 и 2021 годах из федерального бюджета субсидии акционерному обществу “Национальная система платежных карт» на стимулирование доступных внутренних туристских поездок через возмещение части стоимости оплаченной туристской услуги“ // Информационно-правовой портал Гарант.ру. 2022. URL: http://ivo.garant.ru/#/document/77320456/paragraph/1515:0 (дата обращения 18.01.2023).
Более 70 тысяч россиян воспользовались программой туристического кэшбека // RIA news. 2020. URL: https://ria.ru/20201006/keshbek-1578456353.html (дата обращения 15.01.2023).
В Ростуризме подвели итоги осенней акции с кешбэком // RIA news. 2022. URL: https://ria.ru/20220915/keshbek-1816923172.html (дата обращения 15.01.2023).
В Ростуризме рассказали о результатах программы кешбэка // РИА Новости. 2020. URL: https://ria.ru/20201209/keshbek-1588346697.html (дата обращения 15.01.2023).
Заключение о результатах внешней проверки исполнения Федерального закона «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за 2020 год» в Федеральном агентстве по туризму // Счетная палата Российской Федерации. 2021. URL: https://ach.gov.ru/upload/pdf/budget/grbs-2020/Заключение_Ростуризм.pdf (дата обращения 20.01.2023).
Заключение Счетной палаты Российской Федерации о результатах внешней проверки исполнения Федерального закона «О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за 2021 год» в Федеральном агентстве по туризму (174) (руководитель Федерального агентства по туризму З.В. Догузова) // Счетная палата Российской Федерации. 2021. URL: https://ach.gov.ru/upload/iblock/309/wqaaxvbkwnso0y81yyrgahbtos1y9a41.pdf (дата обращения 20.01.2023).
Итоги третьего этапа акции с кешбэком по России // Информационный портал Welcome Times. 2021. URL: https://welcometimes.ru/opinions/itogi-tretego-etapa-akcii-s-keshbekom-po-rossii (дата обращения 15.01.2023).
Кутернин М. И. Исследование возможностей повышения эффективности использования государственных субсидий для поддержки туристической отрасли РФ // Инновации и инвестиции. 2021. № 5. С. 229-232.
Леонидова Е. Г. Туризм в России в условиях COVID-19: оценка экономического эффекта от стимулирования спроса для страны и регионов // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2021. Т. 14. № 2. С. 59-74.
Оперативная оценка динамики потребительских расходов // Статистический сервис «СберИндекс». 2020. №35. URL: https://www.sberbank.ru/common/img/uploaded/files/pdf/analytics/nov02-08.pdf (дата обращения 15.01.2023).
Правительство подтвердило продление программы туркешбэка на осень // Tourdom. Профессиональный туристический портал. 2022. URL: https://www.tourdom.ru/news/pravitelstvo-podtverdilo-prodlenie-programmy-turkeshbeka-na-osen.html?sphrase_id=376733 (дата обращения 15.01.2023).
Россияне назвали самые атмосферные осенние города // РИА Новости. 2022. URL: https://ria.ru/20221101/goroda-1828183142.html (дата обращения 15.01.2023).
Рубцова Н. В. Пандемия COVID-19 как импульс развития внутреннего туризма в России: проблемы и перспективы // Известия высших учебных заведений. Серия: Экономика, финансы и управление производством. 2021. № 3(49). С. 88-95.
Скидка от государства: что программа туристического кешбэка дала бизнесу // СберПро Медиа. 2021. URL: https://sber.pro/publication/skidka-ot-gosudarstva-chto-programma-turisticheskogo-keshbeka-dala-biznesu (дата обращения 15.01.2023).
Туристический кешбэк // Официальный сайт программы. 2022. URL: https://мирпутешествий.рф/ (дата обращения 15.01.2023).
Туроператоры зафиксировали рост бронирований по программе туристического кешбэка // Информационный портал «Экономика и жизнь». 2020. URL: https://www.eg-online.ru/news/428819/ (дата обращения 15.01.2023).
Шмарков М. С., Мусалитина М. С. Влияние геополитических факторов на развитие рынка туризма и деятельность компаний // Вестник ОрелГИЭТ. 2016. № 2 (36). С. 134-139.
Шпилько С. П., Степуренко О. А. Субсидии в виде кешбэка как форма поддержки спроса в сфере внутреннего туризма // Вестник РМАТ. 2020. № 4. С. 24-30.
Шпырня О. В., Хашева О. В. Развитие внутреннего туризма как фактор восстановления отрасли в условиях пандемии // Вестник Удмуртского университета. Серия Биология. Науки о Земле. 2021. № 3. С. 345-348.
Dongfang, S. (2022), “Study on the Conditions for China's Tourism Industry to Become a Pillar Industry“, Proc. of the 2022 7th “International Conference on Financial Innovation and Economic Development" (ICFIED 2022), pp. 3329-3332, [Online], available at: https://doi.org/10.2991/aebmr.k.220307.550 (Accessed 15.01.2023).
Shmarkov, M., Shmarkova, L. and Gubareva, L. (2019), “The leading role of crises in the regulation and development of entrepreneurship in the tourism market“, 3rd International Conference on Social, Economic, and Academic Leadership (ICSEAL 2019), pp. 182-188.
“The program involves 662 tour operators, 69 aggregators and 3,329 accommodation facilities “, Media platform Greater Asia, 2022. [Online], available at: https://bigasia.ru/en/content/news/business/a-new-stage-of-the-tourist-cashback-program-has-started-in-russia/ (Accessed 15.01.2023).
“Tourism in Russia“, Internet portal and analytical agency, 2020. [Online], available at: https://tadviser.com/index.php/Article:Tourism_in_Russia#Decrease_in_the_flow_of_foreign_tourists_in_the_Russian_Federation_by_93.25.2C_to_336_thousand_arrivals (Accessed 15.01.2023)).
Wang, Z. and Wang, Y. (2023), “What makes Ultra-low-price tour agencies survive in China tourism market?“, Proc. of the 2022 2nd “International Conference on Business Administration and Data Science“ (BADS 2022), AHCS 11, pp. 727-735, [Online], available at: https://doi.org/10.2991/978-94-6463-102-9_74 (Accessed 15.01.2023).
Yang, Y. (2022), “Сhallenges and Countermeasures for China’s Tourism Industry in the Post-Epidemic Era“, Proc. of the 2022 2nd “International Conference on Economic Development and Business Culture“ (ICEDBC 2022), AEBMR 662, pp. 1570–1574, [Online], available at: https://doi.org/10.2991/978-94-6463-036-7_234 (Accessed 15.01.2023).