Образовательный туризм в контексте устойчивого развития
Aннотация
Ценности устойчивого развития активно продвигаются в туристской индустрии. Образовательный туризм не является исключением. Ниша образовательного туризма имеет некоторые характеристики, связанные с воздействием, которое он оказывает на экономическую, социокультурную и экологическую устойчивость. Рост количества поездок, ориентированных на образование, имеет важное значение для многих стран, принимающих университетов, студентов, что приводит к необходимости изучения образовательного туризма в контексте устойчивого развития. Цель исследования заключалась в изучении удовлетворенности поездками иностранными студентами, готовности делиться своим опытом путешествий. Для эмпирического исследования использован опрос, который был проведен среди иностранных студентов, обучающихся в вузах Казахстана. В ходе исследования отмечено, что взаимопонимание в значительной степени связано с удовлетворенностью иностранных студентов. Взаимодействия, теплые чувства и личные связи, которые развиваются с местными жителями, действительно могут улучшить впечатление от поездки. Для устойчивости туристических направлений местные жители должны формировать благоприятное отношение к иностранным студентам, поэтому важно понимать, что определяет построение таких отношений с местными жителями. В статье также отмечено, что сегмент иностранных студентов, хотя и рассматривается как один из основных сегментов образовательного туризма, однако сами иностранные студенты не всегда относят себя к данной категории. Автором сделан вывод, что образовательным учреждениям при реализации стратегий по привлечению иностранных студентов необходимо учитывать туристскую составляющую, предлагая иностранным студентам возможности путешествовать, знакомиться с местной культурой, местными жителями, тем самым способствуя развитию образовательного туризма, повышая его роль и значимость для экономики принимающих территорий, достижения целей устойчивого развития.
Ключевые слова: образовательный туризм, иностранные студенты, устойчивое развитие, устойчивый туризм
Введение Introduction). Во многих странах туризм рассматривается как инструмент успешного экономического развития территорий. По разным оценкам, туризм дает импульс развитию от 20 до 50 смежных отраслей и секторов экономики, тем самым развивая социальную составляющую территории (Klimova et al., 2023). Создавая новые благоустроенные и комфортные туристические дестинации, в современном мире невозможно не учитывать цели устойчивого развития. В связи с чем, модели устойчивого потребления и ценности устойчивого развития активно продвигаются в туристской индустрии. Внося свой вклад в данную идеологию, туризм представляет собой важный инструмент достижения целей устойчивого развития и популяризирует основные принципы устойчивого развития (environmental, social, governance), указывая на необходимость надлежащий сбалансированности между ними для гарантированной долгосрочной устойчивости.
Всемирной организацией туризма ЮНВТО сформированы актуальные принципы устойчивого туризма, среди которых: экология и рациональное использование природных ресурсов; уважение социально-культурной самобытности территорий, сохранение культурного наследия и традиционных ценностей, межкультурное взаимопонимание и терпимость; обеспечение социально-экономических выгод для всех заинтересованных сторон, а также содействие снижению уровня бедности[1].
Обозначенные принципы устойчивого туризма, а также методы управления его устойчивым развитием применимы ко всем видам и направлениям туризма, включая нишевые сегменты. Образовательный туризм не является исключением. Необходимость изучения образовательного туризма в контексте устойчивого развития определяется тем, что увеличение количества поездок, ориентированных на образование, имеет важное значение для многих стран, принимающих университетов и самих студентов. Отсутствие законодательно определенного термина, размытость мотивов путешествия и временных границ, отсутствие статистических данных делают эту область еще более проблемной, но в тоже время интересной с точки зрения ее концептуализации, формирования теоретических основ, а также определения потенциала его дальнейшего развития.
В академическом поле понятие «образовательный туризм» рассматривается в широком смысле: от инновационных форм образовательной деятельности, педагогической технологии до форм академической мобильности. Анализ определений позволяет сделать вывод о том, что исследователи выделяют множество подходов к характеристике образовательного туризма, среди которых: экономический подход, раскрывающий понятие образовательного туризма через систему отношений, связанных с производством, распределением, обменом и потреблением; программно-ориентированный и потребностно-ориентированный, авторы которых рассматривают образовательный туризм как образовательные поездки, направленные на обучение, и поездки с познавательными целями; педагогический подход, где образовательный туризм рассматривается как процесс получения новых знаний, получаемых через визуализацию; комбинированный (Авагян, 2019; Чернышова, 2020).
Несмотря на достаточно большое количество точек зрения и имеющихся расхождений, в целом между собой подходы к понятию «образовательный туризм» согласуются. Образовательный туризм рассматривается сквозь призму двух значимых сфер экономики: туризма и образования. Поэтому модели образовательного туризма, представленные в исследованиях, строятся на взаимном проникновении образовательной и туристской услуги. Можно говорить о том, что система образовательного туризма, являясь частью межотраслевого туристического комплекса, включает туристскую деятельность и деятельность по предоставлению образовательных услуг и, соответственно, представлена элементами как системы туризма, так и системы образования.
Исследователи отмечают, что ниша образовательного туризма имеет некоторые особенности и характеристики, оказывающие влияние на экономическую, социокультурную и экологическую устойчивость (Culubret et al., 2022; Kazakova et al., 2021; Tjitunga et al., 2023). Существуют утверждения о том, что расширение потенциала образовательного туризма любого направления повышает доходы от туризма, а также через распространение информации способствует сохранению биоразнообразия и защите культурного наследия, что обеспечивает устойчивость туризма. Действительно, образовательный туризм считается более экономически устойчивым, чем другие виды туризма, поскольку период пребывания студентов значительно дольше, чем обычных туристов, поэтому их средние расходы более значительны. Также иностранные студенты имеют такую же структуру расходов, как и у местных жителей. Кроме этого, в некоторых странах образовательный туризм помогает уравновесить сезонность, компенсируя снижение туристского потока в низкий сезон. Что касается социокультурных аспектов, стоит отметить, что многие студенты хотят интегрироваться в местную культуру, изучать местный язык, строить новые отношения с местными жителями и людьми со всего мира, усиливая культурный обмен. Наконец, в настоящее время молодежь все больше заботится об окружающей среде, сохранение которой в повестке современных университетов. Высшие учебные заведения обычно пропагандируют использование переработанных продуктов и альтернативных источников энергии, участвуют в разработке технологий по защите окружающей среды. Также в образовательном туризме не требуется строительства новой инфраструктуры, как в случае с массовым туризмом, поскольку студенты, как правило, проживают в общих квартирах, общежитиях, жилье, предоставляемом университетами.
Цельисследования (The aim of the work). Данная статья направлена на приращение теоретических знаний по проблематике образовательного туризма как одного из перспективных видов туризма. Цель исследования заключалась в изучении удовлетворенности иностранными студентами поездками, готовности делиться своим опытом путешествий.
Материалы и методы исследования (Materials and Methods). Теоретический базис исследования сформирован на основе изучения работ отечественных и зарубежных авторов, представленных в известных наукометрических базах данных. Для решения задач исследования использовались официальные материалы Бюро национальной статистики Агентства по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан, а также данные аналитического портала Ranking.kz.
Для получения первичных данных использовался количественный метод сбора информации – опрос респондентов, инструментом которого являлась анкета, представленная в google forms. Опрос позволил получить количественные данные, касающиеся опыта путешествий иностранных студентов в принимающей стране, взаимопонимания с местными жителями, готовности делиться своими впечатлениями, часть вопросов касалась принадлежности к категории «образовательный турист», уровня образования и демографической информации. В результате проведенного опроса получена репрезентативная выборка, состоящая из 123-х иностранных студентов, обучающихся в вузах Казахстана, причем 65% опрошенных оказались студентами из Индии. Количественные данные, представленные графически в виде диаграмм, обеспечили наглядность исследования. Совокупность полученной информации, ее обобщение и систематизация позволили адекватно интерпретировать результаты исследования, представить аргументированные выводы.
В ходе исследования были сформулированы рабочие гипотезы. Первая гипотеза исследования строилась на предположении, что местные жители, демонстрирующие позитивные эмоции, положительно влияют на отношения и взаимопонимание между ними и иностранными студентами, что отражается на удовлетворенности поездкой и готовности делиться опытом путешествий. Вторая гипотеза: не всегда студенты, обучающиеся в принимающих странах, относят себя к категории образовательных туристов.
Результаты исследования и их обсуждение (Results and Discussion). Изучение образовательного туризма, анализ его структуры в глобальном масштабе показывают, что потенциально конфликтогенными остаются вопросы, касающиеся временных границ данного явления.
В законодательстве Казахстана отмечено, что туристом является лицо, посещающее страну (место) временного пребывания на период от двадцати четырех часов до одного года и осуществляющее не менее одной ночевки в ней (в нем) в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью, соответственно, все учебно-образовательные мероприятия, включающие туристскую компоненту и завершенные в течение этого периода, могут быть отнесены к категории образовательного туризма. Учитывая, что ЮНВТО рассматривает туриста также как человека, путешествующего с определенной целью на срок от 24 часов до 1 года, рациональным является использование именно такого временного периода в международном образовательном туризме. Все что выходит за пределы временного отрезка в один год, относится к более долгосрочному перемещению мобильных студентов и относится к категории международной образовательной миграции.
В данном исследовании автор не ставит своей целью изучение подходов к сущности образовательного туризма, концептуализируя его в более ранних работах, определяя его формы и временные границы (Klimova, 2023). Так, по мнению автора исследования, образовательный туризм рассматривается как синергия двух концептов – «образование» и «туризм», это продукт, формируемый с целью получения новых и углубления существующих профессиональных знаний, навыков и компетенций, осуществляемый за пределами домашней географической среды в период от 24 часов до 12 месяцев, обязательным элементом которого является наличие образовательного учреждения и структурированный процесс обучения.
Однако изучение данной проблематики показывает, что многие исследователи не акцентируют внимание на уточнении временного периода получения образования, не видят целесообразности выделения временного фактора, подчеркивая, что эти ограничения связаны лишь со срочностью достижения образовательной цели (Lintje Sie et al., 2016; Suciu Marta-Christina et al., 2022).
Большинство специализированных исследований, посвященных образовательному туризму, сосредоточены именно на анализе статистических данных потоков иностранных студентов, где количество иностранных обучающихся является одним из основных показателей в системе метрик академической мобильности в мировой практике.
Таким образом, в контексте данного исследования образовательный туризм будет рассматриваться применительно к иностранным студентам как к нишевому сегменту рынка. Этот сегмент можно рассматривать как образовательных туристов, и их пребывание может принести пользу им и территории. Изучение работ отечественных и зарубежных авторов показывает, что большинство исследований сосредоточено на образовательных аспектах пребывания иностранных студентов, и недостаточно внимания уделяется туристской компоненте. При этом, во время своего пребывания студенты, как правило, общаются и развивают эмоциональные связи с населением принимающей территории, путешествуют по местным туристским достопримечательностям, повторно посещают их после окончания учебы, рекомендуют другим студентам, либо оказывают косвенное влияние на развитие туризма, например, приглашая своих друзей и родственников (Hussein et al., 2022; Culubret et al., 2022; Tjitunga et al., 2023). Кроме того, иностранные студенты не только путешествуют, но и продвигают различные туристские объекты принимающей страны через социальные сети друзьям и родственникам в своих странах, что приводит к положительным экономическим и социальным последствиям для принимающей страны. Все это обусловливает необходимость понимания роли иностранных студентов через их опыт поездок в принимающую страну.
Казахстан был не случайно выбран в качестве страны для исследования. В настоящее время Министерство образования и науки Республики Казахстан усиленно развивает международные образовательные связи, стимулируя международную мобильность студентов. И если раньше в Казахстан приезжало небольшое количество иностранных студентов, то в последние годы их число заметно увеличилось. Таким образом, наблюдается рост интереса к образовательному туризму не только со стороны резидентов Республики Казахстан, но и со стороны иностранных граждан к образовательному потенциалу страны (Леденова и др., 2021). Так, в период с 2015 по 2019 год число иностранных студентов, обучающихся в Казахстане, резко возросло, увеличившись более чем в 3,5 раза и достигнув значения в 2019 году 39558 иностранных студентов. Однако пандемия СOVID-19 внесла свои коррективы в наметившиеся тренды, и общемировая тенденция не могла не отразится на показателях туристских потоков в образовательных целях в Республику Казахстан (рис.1).
Рис. 1. Динамика численности иностранных студентов, обучающихся в Казахстане в разрезе наиболее востребованных агломераций[2]
Fig. 1. Dynamics of the number of foreign students studying in Kazakhstan in the context of the most popular agglomerations
Исследования, проводимые рейтинговым агентством Ranking, показали, что лидерами по «экспорту» учащихся в РК являются Узбекистан, откуда прибыло 15,6 тыс. абитуриентов с образовательными целями; на втором месте Индия (6 тыс. студентов); тройку «импортёров» замыкает Россия (рис. 2).
Рис. 2. Страны-лидеры «экспорта» абитуриентов для Казахстана (количество обучающихся в вузах и колледжах РК в 2021-2022 учебном году, тыс. чел)[3]
Fig. 2. The leading countries of the "export" of applicants for Kazakhstan (the number of students in universities and colleges of the Republic of Kazakhstan in the 2021-2022 academic year, thousand people), according to Ranking.kz
Поскольку рынок образовательных путешествий растет достаточно быстро, крайне важно понимать роль иностранных студентов в устойчивом туризме. Исследования показывают, насколько важно строить хорошие отношения между иностранными студентами как туристами и местными жителями. Это помогает им в последующем выступать в роли послов, рассказывая о культурной и туристской составляющей территории их пребывания. Благодаря такому продвижению иностранных обучающихся, туристические направления могут быть легко узнаваемы во всем мире. В конечном счете, опыт путешествий иностранных студентов может помочь уменьшить стереотипы, показать реальность и культурное богатство, создать позитивный имидж принимающей страны.
Несмотря на то, что ценность образовательного туризма подчеркивается в научных и отраслевых кругах, потенциал этого сектора как катализатора устойчивого развития туризма зачастую упускается из виду территориальными органами управления, профессионалами в области туризма и самими образовательными учреждениями.
При этом, в работах отдельных авторов указывается, что образовательный туризм должен быть принят в качестве стратегии роста для устойчивого развития, и, как следствие, университетам и другим образовательным учреждениям необходимо активно использовать различные формы и инструменты образовательного туризма, чтобы способствовать его развитию (Choudhary et al., 2022).
По результатам проведенного опроса были получены следующие ответы. На вопрос «Был ли у Вас опыт путешествия по стране пребывания, посещали ли Вы туристские объекты по месту Вашего временного места жительства» 37% иностранных обучающихся ответили, что они активно посещают туристские места в городе, 28% студентов путешествуют по стране и посещают достопримечательности в различных городах, 35% опрошенных студентов отметили, что они пока еще нигде не были (рис. 3).
Рис. 3. Распределение ответов на вопрос «Есть ли у Вас какой-либо опыт путешествий по принимающей стране? ПосещалилиВыкакие-нибудьтуристическиеместа?»
Fig. 3. Distribution of responses to the question «Do you have any experience of traveling in the host country? Have you visited any tourist places?»
Понимая, что важным элементом в установлении взаимопонимания между иностранными студентами и местными жителями является демонстрация положительных эмоций, нами был задан соответствующий вопрос: «В общении с местными жителями проявлялись ли положительные эмоции с их стороны». Большинство респондентов ответили, что «да, они слышали приветственные слова, им улыбались, выражали готовность помочь, помогли в поиске достопримечательностей, предоставили полезную информацию и пр.». И лишь 7% из опрошенных иностранных студентов указали на то, что никаких положительных эмоций местные жители не вызвали (рис. 4).
Рис. 4. Распределение ответов на вопрос «Можете ли Вы отметить положительное отношение к Вам со стороны местных жителей?»
Fig. 4. Distribution of responses to the question «Were there any positive attitudes towards you from the local people?»
О том, что с местными жителями было комфортно общаться указали 54% опрошенных, 22% иностранных студентов высказались о теплом отношении к ним, в то время как 11% выразили свое нежелание общаться с местными жителями. При этом 47% отмечали определенные трудности с языком, но практически никто не указал на то, что им понадобился гид-переводчик (рис.5).
Рис. 5. Распределение ответов на вопрос «Как бы Вы оценили свои отношения с местными жителями?»
Fig. 5. Distribution of responses to the question «How would you rate your relationship with the local people?»
На вопрос «Оцените удовлетворенность от путешествия» 59% и 25% опрошенных иностранных студентов указали, что они довольны и удовлетворены своим туристским опытом, однако 9 % из них остались недовольны своим путешествием (рис.6).
Рис. 6. Распределение ответов на вопрос «Насколько Вы удовлетворены своим путешествием?
Fig. 6. Distribution of responses to the question «How satisfied are you with your travel?»
Результаты исследований показывают, что взаимопонимание между местными жителями и иностранными студентами оказывает значительное влияние на удовлетворенность поездкой и оказывает положительное влияние на готовность делиться впечатлениями о путешествиях. Поэтому, если у студентов-туристов сложились хорошие отношения с местными жителями, они с большей вероятностью готовы будут поделиться своим опытом пребывания в принимающей стране с другими. На вопрос о готовности делиться своими впечатлениями о путешествиях практически все ответили положительно. При этом 37% опрошенных готовы рассказывать об этом своим близким, друзьям, но не в социальных сетях, в социальных сетях готовы делиться со своими знакомыми 20% иностранных студентов, 29% готовы рекомендовать направление путешествия другим, поощрять других посетить это место (рис. 7).
Рис. 7. Распределение ответов на вопрос «Готовы ли Вы поделиться своим опытом путешествий с другими?»
Fig. 7. Distribution of responses to the question «Are you willing to share your travel experiences with others?»
На вопрос «Что бы Вы порекомендовали улучшить с точки зрения получения туристского опыта?» ответы респондентов распределились следующим образом: 43% иностранных студентов отметили желание больше взаимодействовать с местными жителями, студентами, 27% указали на экскурсионную составляющую и участие в ивентах, 20% иностранных студентов задумались о разнообразии услуг и качестве сервиса и 10% – предложили оставить все, как есть (рис.8).
Рис. 8. Распределение ответов на вопрос «Что бы Вы порекомендовали улучшить с точки зрения туристического опыта?
Fig. 8. Distribution of responses to the question «What would you recommend to improve in terms of the tourism experience?»
Таким образом, большая часть респондентов указывает на желание общаться с местными жителями, в том числе студентами. Согласно теории поведения, направленного на установление взаимопонимания, комфортные отношения с другими людьми приводят к более теплым чувствам по отношению к людям, что может привести к большему общему удовлетворению. Дружелюбное общение и доброжелательная атмосфера, гостеприимство, создаваемые местными жителями и сообществами, могут помочь иностранным студентам почувствовать себя принятыми обществом той дестинации, где обучаются студенты. Это особенно важно при самостоятельном проживании в незнакомой стране.
Следовательно, стратегии поощрения взаимодействия между студентами-туристами и местным сообществом могут принести пользу индустрии туризма в целом. Поэтому важно знать факторы, способствующие развитию взаимопонимания для более эффективных маркетинговых усилий. Взаимопонимание в значительной степени связано с удовлетворенностью потребителей. Встречи с местными жителями могут запоминаться иностранными студентами. Хотя у человека может быть плохой опыт путешествия, незабываемые взаимодействия, теплые чувства и личные связи, которые развиваются с местными жителями, действительно могут улучшить впечатление от поездки.
Для проверки второй гипотезы, иностранным студентам был задан вопрос, касающийся их принадлежности к категории образовательных туристов (рис.9).
Рис. 9. Распределение ответов на вопрос «Находясь в другой стране, Вы отнесли бы себя к категории туриста, путешествующего в образовательных целях?»
Fig. 9. Distribution of responses to the question «Being in another country, would you classify yourself as a tourist traveling for educational purposes?»
29% опрошенных иностранных студентов в вузах Казахстана отнесли себя к категории образовательных туристов и 31% отметили, что совмещают образование и туризм. Примерно такая же доля опрошенных (28%) задумались, что, возможно, это зависит от времени пребывания в принимающей стране и 12% опрошенных иностранных студентов однозначно ответили, что не относят себя к категории туристов. Можно предположить, что это та часть опрашиваемых, у которых нет желания путешествовать и они не посещали никакие туристские объекты.
Таким образом, несмотря на то, что сегмент иностранных студентов, выезжающих в страну для получения образования, рассматривается как один из основных сегментов образовательного туризма, однако сами иностранные студенты не всегда относят себя к данной категории. Бесспорно, это зависит от множества факторов, в том числе их мотивов и образовательных целей, привлекательности территории с точки зрения ее туристского потенциала, а также деятельности самих образовательных учреждений, чья роль не должна ограничиваться лишь обучением иностранных студентов.
Заключение (Conclusions). Ученые подчеркивают, что поддержка местных жителей важна для успешного развития туристических направлений и устойчивого туризма. Местные жители должны формировать благоприятное отношение к туристам, поддерживать с ними хорошие отношения. С точки зрения туристов, когда туристический опыт поддерживается жителями, туристы воспринимают путешествие как более приятное и незабываемое. Во время пребывания в принимающей стране иностранные студенты мотивированы на поиск новизны, расширение кругозора о различных культурах и готовы общаться с местными сообществами, познавать культурные особенности и традиции. Таким образом, во время путешествия иностранных студентов установление связей с местными жителями повышает имидж территории. Поэтому важно знать факторы, определяющие построение хороших отношений с местными жителями во время поездок иностранных студентов.
Казахстан исторически сложился как страна, выступающая площадкой для общения или совместного проживания многих наций и культур. Как уже отмечалось, активно развиваются международные образовательные связи. В Стратегии интернационализации высшего образования до 2025 года и дорожной карте по ее реализации Правительством Республики Казахстан изложены конкретные меры поощрения и цели интернационализации высшего образования. Ранее в программных документах было предусмотрено увеличение числа иностранных студентов, обучающихся в казахстанских университетах на 20 процентов ежегодно.
Международный образовательный туризм может стать действенным инструментом, позволяющим повысить межкультурные компетенции студентов и их способность мыслить и функционировать в международном контексте, а активное использование всех форм образовательного туризма будет способствовать привлечению иностранных студентов как на краткосрочные программы мобильности, так и для получения образования в стране назначения. Так как ключевым отличительным признаком молодежи Казахстана от других стран и их конкурентным преимуществом является синтез старого и нового, традиций и современных трендов, восприятие иностранными студентами местных жителей может сыграть решающую роль в их общем опыте путешествия, их положительной оценке дестинации и определит их поведение в будущем.
Стоит помнить о том, что один из важнейших трендов устойчивого туризма – коллаборации, и образовательный туризм стимулирует к межотраслевому взаимодействию и коллаборациям. Основываясь на теории заинтересованных сторон (Tjitunga et al., 2023), участники системы образовательного туризма, включая как организации, связанные с производством туристского продукта, так и образовательные учреждения, оказывающие образовательные услуги, могут вносить свой вклад в уникальный облик туристской дестинации и региона в целом и нести дополнительную полезность. Ключевым требованием остается системный характер и более тесное сотрудничество заинтересованных сторон. Принятие данного подхода положительно повлияет на устойчивость и поможет участникам системы принимать ответственные решения, которые будут способствовать достижению их стратегических целей. Таким образом, университетам при реализации стратегий по привлечению иностранных студентов необходимо учитывать туристскую составляющую, предлагая иностранным студентам возможности путешествовать, знакомиться с местной культурой, местными жителями, тем самым способствуя развитию образовательного туризма, повышая его роль и значимость для экономики принимающих территорий, достижения целей устойчивого развития.
Информация о конфликте интересов: автор не имеет конфликта интересов для декларации.
Conflicts of Interest: the author has no conflict of interests to declare.
[1] Making Tourism More Sustainable - A Guide for Policy Makers, UNEP and UNWTO (2005), https://www.unwto.org/sustainable-development
[2] Бюро Национального статистического агентства по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан https://stat.gov.kz/ru/industries/social-statistics/stat-edu-science-inno/publications/3921/
[3]Казахстан стал ведущим «поставщиком абитуриентов» в образовательной миграции ЕАЭС - Ranking.kz https://ranking.kz/reviews/world/kazahstan-stal-vedushhim-postavshhikom-abiturientov-v-obrazovatelnoj-migracii-eaes.html?ysclid=lh366htow3862719924
Список литературы
Авагян А.А. Образовательный туризм в России: современное состояние и перспективы развития // Сервис Plus. 2019. Т. 13. №3. С. 21-30. DOI: 10.24411/2413-693X-2019-10303.
Климова, Т.Б. Образовательный туризм: формы и временные границы // Вестник Московского университета им. С.Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление. 2023. T. 45. № 2. C. 101-109. DOI: 10.21777/2587-554X-2023-2-101-109.
Леденева В.Ю., Ломакина О.В., Джунусов А.М., Бегасилов Б.Т. Образовательная политика Казахстана в условиях миграции молодёжи // Высшее образование в России. 2021. Т. 30. № 6. С. 156-168. DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-6-156-168.
Чернышова В. В. Образовательный туризм как вид туризма, его сущность и основные направления // Актуальные исследования. 2020. №23 (26). С. 22-25. URL: https://apni.ru/article/1576-obrazovatelnij-turizm-kak-vid-turizma (дата обращения 10.08.2023).
Choudhary R. L., Srivastava P., Panwar, L.K. Educational tourism: A new concept of sustainable development of tourism. Specialusis Ugdymas. 2022. 1 (43). Рр. 4684- 4689.
Culubret C., González A., Iglesias M., Moreno, S., Roigé, V. Academic Tourism in Barcelona (Spain) in the COVID-19 Era, Region. 2022. 9 (2). Pp. 45-66. DOI:10.18335/region.v9i2.410.
Hussein S.H., Kusairi S., Ismail F. Modelling the demand for educational tourism: do dynamic effect, university quality and competitor countries play a role? Journal of Tourism Futures. 2022. Vol. ahead-of-print № ahead-of-print. Рр.1-15 DOI:10.1108/JTF-09-2020-0144.
Kazakova A., Karimova M., Kim, I. Examining Rapport with Local People, International Students’ Roles through Travel Experience and Sustainable Tourism. Sustainability 2021.13 (17). P. 9952. DOI:10.3390/su13179952.
Klimova T.B., Bogomazova I.V., RakhimbekovaZ.S., YelubayevaZ.M., TarakbayevaR.Y. Development of the Tourism Industry in the Context of Digital Transformation. In: Popkova, E.G., Sergi, B.S. (eds) Anti-Crisis Approach to the Provision of the Environmental Sustainability of Economy. Approaches to Global Sustainability, Markets, and Governance. 2023. Springer, Singapore.
Lintje Sie, Ian Patterson, Shane Pegg. Towards an understanding of older adult educational tourism through the development of a three-phase integrated framework, Current Issues in Tourism, 2016. № 2 (19). Pp. 100-136. DOI: 10.1080/13683500.2015.1021303.
Suciu Marta-Christina, Savastano Marco, Gheorghe-Alexandru Stativă, Gorelova Irina. Educational tourism and local development. Cactus Tourism Journal. 2022. 4 (1). Рр. 18-26. DOI: 10.24818/CTS/4/2022/1.02.
Tomasi S, Paviotti G, Cavicchi A. Educational Tourism and Local Development: The Role of Universities. Sustainability. 2020. № 12 (17). P. 6766. DOI: 10.3390/su12176766.
Tjitunga, U., Bama, H., & Makuzva, W. Educational tourism as a strategy for sustainable tourism development: Perspectives of Windhoek-based universities, Namibia. Revista Turismo & Desenvolvimento. 2023. № 42. Рр. 191-209. DOI:10.34624/rtd.v42i0.32688.