ПРОБЛЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СФЕРЕ ТУРИЗМА И ГОСТЕПРИИМСТВА В БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Aннотация
Рассмотрены проблемы формирования системы дополнительного профессионального образования в сфере туризма и гостеприимства в Белгородской области. Проведен анализ существующей системы профессиональной подготовки кадров для рекреационного туризма региона. Установлено, что одним из сдерживающих факторов развития сферы туризма и гостеприимства в регионе является отсутствие единой системы профессионального образования и повышения квалификации. Предложены пути совершенствования профессиональной подготовки кадров для индустрии туризма в регионе на базе НИУ «БелГУ» с применением дистанционных технологий. Целью предложенной системы является получение новой компетенции в сфере организации и предоставлении услуг в туризме и гостиничном бизнесе, необходимой для профессиональной деятельности; повышение профессионального мастерства работников индустрии гостеприимства, а также развитие имеющихся профессиональных навыков.
Ключевые слова: Tуризм, гостиничный бизнес, дистанционные технологии образования, педагогика туризма, повышение квалификации
Введение. Система дополнительного профессионального образования и подготовки кадров для туризма и гостеприимства в Белгородской области стала активно развиваться в последние годы. В первую очередь, это связано с реализацией ряда крупных областных программ и проектов, направленных на развитие сферы гостиничного бизнеса и рекреационного туризма [2].
В мировой экономике гостиничный бизнес и туризм растут устойчивыми темпами на 6-9% в год (за исключением кризисов 1998 и 2009 годах). Реальный прирост индустрии туризма и путешествий в России по прогнозам к 2016 году должен составить 9,1% [2,10].
Исследователи отмечают, что в последнее время наблюдается тенденция изменения направленности содержания и форм рекреации: снижается значение пассивных видов отдыха и возрастает – активных. Достаточно широко в литературе обсуждаются программы перспективного развития туризма, формирование единой туристско-рекреационной системы, как отдельных регионов, так и страны в целом на основе использования ГИС-технологий [1-3, 6, 13-14, 26].
Отмечается необходимость активизации инновационной деятельности, которую рассматривают как новый или усовершенствованный продукт, технологический процесс, новую услугу или новый подход к удовлетворению социальных или иных потребностей [10, 14]. Предлагается развивать ресурсные инновации, направленные на использование новых видов ресурсов в экономике туризма, разработку новых туров и услуг [7].
Проведенная оценка туристско-рекреационного потенциала и ресурсов Белгородчины подтверждает ее привлекательность как туристской аттракции с благоприятными природно-климатическими условиями. Обосновано формирование стабильного туристского потока, позволяющего эффективно использовать рекреационные ресурсы области, создавать в регионе основу развития современной туристской индустрии [2]. Планируется эффективное использование природных и других ресурсов при сохранении этнокультурного наследия и природной среды для создания инновационного туристского продукта [1, 5, 12, 20, 21].
Однако туристская конкурентоспособность Белгородской области находится в прямой зависимости не только от логистической, информационной, финансовой, нормативно-правовой и инновационной составляющей [2,3]. Важно обеспечить отрасль высококвалифицированными кадрами высшего и среднего звена, мотивированными на постоянное самосовершенствование в профессиональной сфере [4].
Основой для этого должна стать развивающаяся в мире тенденция повышения роли и качества профессионального образования в сфере туризма [11, 15-19, 22-25, 27]. Педагогика туризма постепенно переходит из теоретической области исследований в плоскость практических инновационных подходов со своей спецификой, предметом, методами и областью исследований [6, 8, 11]. Эта тенденция обусловлена возросшими требованиями, которые предъявляются к персоналу предприятий индустрии гостеприимства: не реже одного раза в пять лет прохождение профессиональной переподготовки на курсах; не реже чем через три года –повышения квалификации по специальной программе.
Цель исследований заключается в разработке путей совершенствования подготовки профессиональных кадров в сфере туризма и гостеприимства на основе формирования единой системы дополнительного профессионального образования.
Методы исследования. Методологической и теоретической базой проведенных исследований являлись следующие концепции: андрагогического подхода (работы Б.Г. Ананьева, С.Г. Вершловского, В.И. Жога, М.Т. Громковой, С.И. Змеева, И.А. Колесниковой, Г.Н. Подчалимовой, Т.И.Шамовой, Ю.Н. Кулюткина, Г.С. Сухобской, А.В. Даринского, В.Г. Онушкина, В.И. Подобеда, Е.П. Тонконогой, Г.Д. Глейзера, Т.Г. Браже, В.В. Горшковой, Е.И. Добринской, П.И. Юнацкевича и др.); развития системы дистанционного обучения (В.П. Демкин, Е.С. Полат, В.И. Содаткин, В.П. Тихомиров, А.В. Густырь, Б. Баркер, А. Фрисби, К. Патрик, Б. Холмберг, Дж. Баат, Р. Баттенберг, К. Граф, Г. Гаррисон и др.); использования дистанционных технологий в системе повышения квалификации (С.В. Богданова, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, Т.С. Назарова, Е.С. Полат); профессионального туристского образования (Жолдак И.В., А.И. Зорин, В.А. Кальней, В.А. Квартальнов, А.М. Новиков, С.Е. Шишов и др.).
Результаты исследования и их обсуждение. Анализ системы дополнительного профессионального образования и повышения квалификации кадров как основы развития индустрии гостеприимства в регионе показал, что одним из сдерживающих факторов развития сферы гостеприимства в Белгородской области является его слабое обеспечение высокопрофессиональными кадрами, особенно среднего звена, и отсутствие системы постоянно действующих курсов повышения квалификации и переподготовки кадров [4].
Проведенные нами исследования развития туристского образования в регионе как педагогического феномена показали, что оно составляет основу формирования квалифицированных специалистов индустрии гостеприимства, изучает влияние разнообразных политических, социальных и экономических факторов на обучение, воспитание и образование специалистов этой динамично развивающейся отрасли. Главными проблемами в туристском образовании является отсутствие навыков межличностного общения, знания иностранных языков, знания компьютерных технологий, знания коммерческой деятельности и инновационных подходов [10, 11].
Одной из выявленных проблем является отсутствие единого координационного центра и общих методологических подходов к системе повышения квалификации в сфере гостеприимства Белгородской области. Отсутствие согласованных программ, единых целей и задач, а зачастую и квалифицированных преподавателей, не позволяет комплексно решать данную проблему.
Анализ форм и методов профессионального образования в сфере туризма и гостиничного бизнеса показал, что в регионе фактически отсутствует единая система подготовки и переподготовки кадров. Средние специальные учебные заведения, отвечающие за подготовку кадров среднего звена, слабо взаимодействуют с вузами, готовящими кадры высшей квалификации. Повышением квалификации занимаются самые различные организации. Курсы проводят ОГАОУ ДПО «Белгородский институт развития образования», ООО «Белгородский центр повышения квалификации», Международный центр подготовки и повышения квалификации кадров при бизнес-инкубаторе Инновационно-технологического центра БГТУ им. В.Г. Шухова, Белгородский областной Центр детского и юношеского туризма и экскурсий, АНО Центр развития туризма и народных художественных промыслов «Золотая подкова», Белгородской ассоциации туроператоров (БАТО), НИУ «БелГУ».
Высокий научный потенциал профессорско-преподавательского состава вузов региона при этом слабо задействован, поскольку не разработана единая система профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров.
В процессе проведения исследований было установлено, что предприниматели региона на первое место ставят не только вопросы повышения технологичности работников, их умения работать в online-системах, но и личностные качества, в т.ч. способность адаптироваться в высоко конкурентной среде, наличие внутренней мотивации к самообразованию и обучению.
Наиболее востребованной работодателями является система профессиональной переподготовки и повышения квалификации кадров, базирующаяся на использовании дистанционных образовательных технологий.
Внедрение дистанционных технологий обучения меняет стереотип восприятия знаний, обеспечивает его результативность, контролируя развитие целеполагания и продвижение обучающихся к намеченной цели. На первое место выходит не объем знаний, а их соединение с личными качествами, умение распорядиться своими знаниями на практике. Рассматриваемое в широком контексте целей и проблем профессиональной деятельности слушателей, применение дистанционных образовательных технологий способствует развитию коммуникативных, креативных и рефлексивных способностей.
ФГОУ ВПО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет» – ведущий вуз региона, осуществляет на кафедре туризма и социально-культурного сервиса комплексную подготовку специалистов сферы гостеприимства. Спецификой подготовки будущих бакалавров и магистров по направлениям подготовки «Туризм», «Гостиничное дело», «Сервис» является сочетание теоретических знаний в области экономики и менеджмента с практической направленностью знаний и умений на организацию малых предприятий, создание своего бизнеса.
На базе основных образовательных программ ВПО разработаны и реализуются программы повышения квалификации с применением дистанционных технологий: «Экскурсовод», «Инновации в туризме и гостиничном бизнесе». Ученые НИУ «БелГУ» готовы к разработке программ повышения квалификации по заявкам предприятий и организаций.
Целью реализуемых программ является получение новой компетенции в сфере организации и предоставлении услуг в туризме и гостиничном бизнесе, необходимой для профессиональной деятельности; повышение профессионального мастерства работников индустрии гостеприимства, а также развитие имеющихся профессиональных навыков.
Каждый модуль в программе повышения квалификации «Инновации в туризме и гостиничном бизнесе» содержит основные организационные формы, обеспечивающие его завершённость, достаточно высокий уровень дидактической надёжности и валидности используемых дистанционных обучающих технологий. Учебные и методические материалы ориентированы на лиц, имеющих среднее или высшее образование, работников туриндустрии, преподавателей учреждений дополнительного образования, предусматривают широкое использование дистанционных технологий. Ежегодно актуализируется пакет учебно-методического обеспечения, проводятся круглые столы, научные семинары и проблемные дискуссии с ключевыми представителями туристического и гостиничного бизнеса региона. Организуются выездные мероприятия для ознакомления и популяризации туристско-рекреационного потенциала региона, осуществляется участие в конкурсах проектов по направлениям туризма, ведется подготовка выпускных квалификационных работ по проблемно-ориентированной тематике регионального туризма. Гибкие адаптивные модульные технологии обучения позволяют ориентироваться на потребителя, опираться на новые информационные и коммуникативные технологии.
Заключение. Имеющаяся в НИУ «БелГУ» материально-техническая и научная база позволяет создать на его основе единую систему подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для индустрии туризма и гостеприимства и повысить качество туристского образования в регионе. Формирование единой системы позволит специалистам выдержать значительную конкуренцию на рынке труда. Применение дистанционных образовательных технологий не только обеспечит их фундаментальными знаниями, но и сократит период адаптации в мультикультурной среде.
Проект поддержан Департаментом кадровой и внутренней политики Белгородской области (Договор №23-ГВН от 25 ноября 2014 года).
Список литературы