16+
DOI: 10.18413/2408-9346-2023-9-4-0-6

Граффити-объекты как ресурс для создания экскурсионного маршрута в городском пространстве Петропавловска-Камчатского

Aннотация

В каждом городе ежегодно появляется все больше и больше объектов, которые направлены на формирование культурного восприятия города жителями через осмысление локальной идентичности с учетом исторических ценностных установок, создание новых культурных кодов. В связи с проводимым уже несколько лет фестивалем стрит-арта в Петропавловске-Камчатском появилось более 50 домов, украшенных граффити-объектами. При этом все художественные объекты объединены темами истории, культуры, флоры и фауны региона. Однако даже для местного населения не все культурные символы и послания понятны, поскольку население города часто не является коренным, люди приезжают на работу из всех регионов России. С увеличением туристического потока в регион и внимания к городу как экскурсионному объекту вопросы туристов про граффити и их значение стали довольно частыми для экскурсоводов. Запрос от гостей города посмотреть самые яркие муралы привело к созданию одного из экскурсионных маршрутов. Проведенное исследование является функциональным, опирается на исторические, этнографические, культурологические данные. Основными методами исследования послужили исторический, описательный и метод наблюдения. В результате работы появился экскурсионный текст, который может использоваться гидами при проведении экскурсии по городу как для гостей, так и самих горожан. Апробация маршрута и экскурсионного текста проходила в рамках проводимых дисциплин на кафедре экономики, менеджмента и туризма Камчатского государственного университета имени Витуса Беринга. Проведенная работы показала, что подобных маршрутов может быть несколько, по разным районам города. В процессе исследования использовались краеведческие источники.


Введение (Introduction). Граффити в облике городов хоть и достаточно молодое искусство создания изображений на фасадах, гаражах, заборах, даже асфальтовом покрытии, но уже полюбившееся многим. Более того, облик многих городов: Нью-Йорка, Лондона, Парижа, Москвы, Санкт-Петербурга и других, – трудно представить без арт-объектов граффити, они стали гармоничной частью городского пространства, не просто уличным декором, а особым языком субкультуры, способом передачи коммуникативных сообщений.

Стоит отметить, что существует достаточно много терминологически близких, но различающихся понятий. Исследователи разводят термины стрит-арта, паблик-арта, уличного искусства, граффити, мурала (Вильчинская-Бутенко, 2022; Карцева, Звягинцева, 2020; Кузовенкова, 2021; Сефер, 2022; Чиркова, 2017). Наиболее частым критерием разграничения понятий «стрит-арт» и «паблик-арт» служит официальность работ, то есть разрешенность властями города. Изначально уличное искусство зарождалось как некий протест, как форма выражения свободных мыслей людей, попытка через полотно выразить несогласие с чем-либо. Теперь же оно рассматривается как возможность влияния на городскую среду, жителей. Однако в нашей работе мы будем употреблять понятия «стрит-арт», «граффити», «уличное искусство» как синонимичные.

Уличное искусство стало объектом изучения культурологов, социологов, философов, дизайнеров, специалистов по проектированию городского пространства. Поэтому в литературе феномен стрит-арт рассматривается не просто как важная составляющая современного искусства, но и как элемент коммуникации жителей и города, как процесс идентификации с городом, как творческий потенциал, но, самое главное, почти у всех исследователей – это процесс взаимодействия художника, жителей, пространства и властей.

Граффити-объекты участвуют в «обустройстве» города, в выстраивании каналов «чувственного (эмоциональная связь с местом и его обитателями) и практического (опыт людей, повседневные практики, которые описывают нахождение человека в определенной локальности как дома, а также различные смыслы, которыми наполняется связь с местом)» (Бердникова, Ткач, 2010: 76). Таким образом, городское пространство посредством стрит-арт становится близким, домашним, знакомым.

По мнению Е.Г. Власовой и З.С. Антипиной, через появление граффити на фасадах, заборах происходит «активизация процесса идентификации с местом, когда для жителей города становится небезразличным окружающее городское пространство, наполненное переживаниями и смыслами» (Власова, Антипина, 2015: 73-74).

Конечно, речь, прежде всего, идет об организованных городских акциях, фестивалях, совместной работе властей и жителей, продуманных образах и коммуникативных посланиях, санкционированных работах. В таком случае можно влиять на образ города, на восприятие своего дома горожанами, на настроение горожан, на их причастность к среде, на чувство «дома».

Опыт использования граффити для организации городского пространства в российских городах был не только в Москве и Санкт-Петербурге. Фестиваль стрит-арта проводился в Екатеринбурге, Перми, Саратове, Петрозаводске, Тюмени, Магадане, Ростове-на-Дону. Одной из задач таких фестивалей является создание современной комфортной городской среды. «Формирование культурного восприятия города жителями, через осмысление локальной идентичности с учетом исторических ценностных установок, создание новых культурных кодов» – одна из задач Положения о Фестивале стрит-арта «ФормART» Поволожского федерального округа.

Увеличивающееся количество стрит-арт объектов в разных городах не только меняет облик городов, но и становится предметом интереса туристов. Например, на портале IZI.TRAVEL созданы туристические маршруты по объектам стрит-арт таких городов, как Пермь, Таганрог, Якутск, Братск, Магнитогорск, Новый Уренгой и других городов. Учащимися гимназии № 14 «Университетская» при Новосибирском государственном техническом университете создан маршрут по объектам стрит-арт на территории кампуса (Аудиогиды …, 2023).

Цель исследования (Theaimofwork) – разработка маршрута и текста экскурсии по объектам граффити в Петропавловске-Камчатском как для гостей города, так и жителей, которые, проживая в одном районе, совсем не видят того, что происходит в другом.

Материалы и методы исследования (Materials and Methods). Исследование является функциональным, опирается на исторические, этнографические, культурологические данные. Основными методами исследования исторический и описательный и метод наблюдения.

Результаты исследования и их обсуждение (Results and Discussion). Результатом исследования стал экскурсионный текст нового маршрута, который могут использовать гиды при проведении экскурсий по городу для различных категорий слушателей. Факты об истории, культуре и этнических реалиях города позволяют жителям чувствовать себя сопричастными к жизни города и региона.

Город Петропавловск-Камчатский – одни из самых старых городов дальневосточного региона. Основанный в 1740 году как стратегический форт-пост Российской империи, он всегда был труднодоступным и удаленным от центра. Почти двести лет он развивался в пределах небольшой агломерации всего-навсего до 3 километров в длину. Вплоть до середины 20-х годов XX века город представлял собой три небольших улицы с невысокими деревянными постройками. На 1923 год население составляло 1193 человека, в городе насчитывалось 217 домов (Витер, 2011: 172).  Застройка города до 1940 года осуществлялась без Генерального плана, о благоустройстве города речи не велось.

Город стал активно расти после войны, с развитием рыбопромышленной отрасли. Типовая застройка Петропавловска-Камчатского, призванная в середине XX века решить проблему жилья, мало отличалась какими-то архитектурными изысками. Все районы города, за исключением исторического центра, оказались похожими, типичными, неинтересными. Суровая природа региона также наложила свой отпечаток: черный песок, белый снег, отсутствие ярких цветов – все это сделало город скучным и достаточно унылым. Горожане часто говорят, что им не хватает в городе ярких красок, индивидуальности, а сам город контрастирует с красивейшей природой региона. Определенное решение все же было найдено.

С 2020 года в Петропавловске-Камчатском проходит фестиваль уличного искусства и граффити при поддержке Администрации Петропавловск-Камчатского городского округа. Первый фестиваль был проведен в рамках празднования 280-летия со дня рождения города в рамках проекта «Город для жизни» при поддержке губернатора Камчатского края. Как во время проведения первого фестиваля, так и последующих, к участию приглашались не только местные художники, но и из других городов России. Отметим, что тематика фестиваля и его задачи задавались организаторами и властями города. Поэтому и приезжие художники погружались в культуру и историю региона, чтобы сделать эскизы с местным колоритом, чтобы отобразить в работах дух Камчатки. Во время проведения первого и второго фестивалей достаточное количество объектов было размещено на заборах, подпорных стенках, зданиях электрических подстанций. В 2022 году стало значительно больше фасадов жилых домов и административных учреждений.

Авторы вдохновляются природой Камчатского края, местными жителями и их увлечениями. На данный момент граффити украшают более 50 домов Петропавловска-Камчатского. Горожане активно принимают участие в фестивале: предлагают фасады своих домов для конкурса, выбирают лучшие эскизы.

Таким образом, город приобретает новые черты. Креативные уличные полотна стали интересны как туристам, так и самим горожанам. На рисунке 1 представлена схема маршрута. На данный момент в городе более 50 домов украшены арт-объектами, все они находятся в разных районах города. Поэтому при формировании маршрута мы использовали принцип территориальной близости домов с граффити, чтобы временные затраты на экскурсионный маршрут составляли примерно 1,5 часа.

      

Рис. 1. Схемамаршрута

Fig. 1. Rout Scheme

Маршрут начинается с автобусной остановки «улица Чубарова». Далее предлагается текст экскурсии.

Дорогие участники нашей экскурсии, мы с вами находимся на улице Чубарова. Это очень оживленное и деловое место города. Благодаря тому, что с 2020 года в нашем городе проходит фестиваль уличного искусства «Авача-арт», эта точка превратилась в своеобразный «Арт-квартал граффити», посвящённый флоре и фауне Камчатки, а также этническим мотивам. По замыслам авторов эти арт-объекты могут быть объединены названием «Сады Камчатки».  Давайте будем спускаться к центральной трассе, а я расскажу об этих необычных объектах. 

Рис. 2. Арт-объект «Шиповник»

Fig. 2. Art-objectRosehip

На фасаде здания улица Чубарова, дом 14 представлена картина «Шиповник», автор уличного арт-объекта – Илья Демченко, г. Подольск. Шиповник по-настоящему камчатская ягода, растет почти повсеместно: у дорог, в лесу, полях, рядом с океаном. Расцветает в мае-июне, радует камчатцев розовыми цветами. Все лето зреют ягоды. Собирают плоды шиповника в конце сентября – начале октября. Первые заморозки даже придают ягоде более яркий цвет. Шиповник сушат и добавляют в чай или заваривают как отдельный напиток. Ягоды шиповника богаты витамином С. Общий фон картины – мягкий осенний цвет, время сбора урожая, весь путь шиповника – от цветка до зрелой ягоды – представлен на картине. Шиповник всегда собирали коренные малочисленные народы Камчатки и заваривали ароматный напиток, поэтому вы видите, что руки, протягивающие шиповник на картине, облачены в кухлянку с национальным орнаментом.

 

Рис. 3. Арт-объект «Жимолость»

Fig. 3. Art-objectHoneysuckle

Еще одна камчатская ягода запечатлена на фасаде дома 12 по улице Чубарова. Жимолость – камчатский дикорос, ягода, которая созревает в июле. Это невысокий кустарник, растущий в камчатских лесах, северный подвид кустарника – это жимолость голубая. Местные жители варят из ягоды варенье, делают компоты и различные деликатесы. Яркие плоды любят не только люди, но и медведи, эта ягода одна из излюбленных у хозяев камчатских лесов. Художник изобразил ягоду на фоне летнего вулкана.

         Картина «Брусничный вечер» Артема Маковского из Петропавловска-Камчатского стала победителем народного голосования. Брусника – низкорослый кустарник, стелящийся по земле. Плоды появляются в конце сентября. Вкус брусники кислый, но благодаря своим антибактериальным свойствам и наличию многих минералов, эта ягода очень полезна. Кроме того, ее можно заготавливать на зиму даже без сахара, только с использованием чистой родниковой камчатской воды. Брусника обладает общеукрепляющими, ранозаживляющими, тонизирующими свойствами. Ее использовали также как противоцинготное лекарство и антигельминтное средство.

Рис. 4. Арт-объект «Брусничный вечер»

Fig. 4.  Art-object “Lingonberry evening”

Следующий арт-объект «Евражка по имени морошка» посвящен не только камчатской ягоде-морошке, но и местным зверькам, которых можно встретить у подножья вулканов – евражкам. Евражка – это вид берингийского суслика, живущего на открытых ландшафтах, семьями. Зимой они впадают в спячку на 8 месяцев. Длина нор евражек может достигать до 15 метров в длину и 3-х метров в глубину. Они почти всеядны. К сожалению, туристы часто их прикармливают, хотя продукты людей им вредны.

Рис. 5. Арт-объект «Евражка по имени Морошка»

Fig. 5. Art-object “Evrazhka named Moroshka”

Морошка – еще одна из полезнейших ягод Камчатки, обычно произрастает в сырых тундрах, местах, где много влаги. Созревает в августе, при этом меняет цвет с красной до светло-желтой, что и запечатлел художник Маковский Артем.

Среди ягодной тематики этого квартала вы видите работу «Шикша» (фасад дома 5, улица Чубарова), автор Салин Сергей, г. Пушкино Московской области. У этой ягоды много названий: багновка, вороника, дорогая трава, медвежья ягода, водяника, психа. Но камчатцы привыкли называть ее «шикша». Она стелется по земле, поэтому многие называют ее травой, но, на самом деле, это вечнозеленый кустарник. А листики напоминают иголки хвои. Растение можно использовать как мочегонное средство, а также оно оказывает успокоительное действие.

Рис. 6. Арт-объект «Шикша»

Fig. 6. Art-objectShiksha

         Картина «Мишка и малина» выполнена камчатским художником Суреном Давтяном. Конечно, камчатские медведи, скорее всего, предпочтут дикорастущую жимолость, потому что малина обычно произрастает в дачных поселках, это не эндемичное растение. Но малина на Камчатке сладкая, созревает в конце августа, начале сентября, урожайность окультуренной ягоды достаточно высокая даже в суровое камчатское лето с невысокой температурой воздуха. Малина в лесах также встречается, но более мелкая по размеру.                        

       

Рис. 7. Арт-объект «Мишка и малина»

Fig. 7. Art-object “Bear and raspberries”

Не только ягоды представлены в «Садах Камчатки». На картине «Будущее в наших руках» Еремина Максима, г. Москва и Соколова Виктора, г. Лыткарино Московской области, изображена рысь, нередкий гость камчатских лесов. Кроме того, узнаваемы камчатские рододендроны – цветы кустарника, который на Камчатке больше похож на траву из-за своих небольших размеров: средняя высота растения – 35-40 см. Цветы рододендрона разной окраски: от ярко-желтых до розовых и сиреневых. Художники хотели показать, что, только сохраняя флору и фауну, у нас и наших детей есть будущее на планете. Картина выполнена в мягких цветах заката. Конечно, виден вулкан, как символ региона.

Рис. 8. Арт-объект «Будущее в наших руках»

Fig. 8. Art-object “The future is in our hands”

Башмачок крупноцветковый, лилия слабая, ветреница, береза Эрмана – все эти растения можно увидеть на фасаде дома 1/1 по улице Чубарова, благодаря камчатскому художнику Михаилу Козычу из Елизово, его работа «Палитра цветов» посвящена именно растениям. Ветреницу у нас часто называют камчатским подснежником, эти цветы появляются в мае на склонах сопок, в лесах одними из первых. Лилия слабая, или саранка, также часто встречается в камчатских лесах.

Рис. 9. Арт-объект «Палитра цветов»

Fig. 9. Art-object “Flower palette”

Береза Эрмана, или каменная береза, которую художник изобразил слева – тоже природная визитка нашего региона. Устойчивая к холоду, нетребовательная к почве, свету, влажности. Живет 300 лет.  Из-за влажного и ветреного климата камчатская береза не отличается высотой и стройностью, ее ствол обычно изогнут. Кора жесткая, шероховатая; светлая кора встречается у молодых деревьев, кора темного цвета характерна для деревьев старше 180 лет.

Наверно, самый узнаваемый камчатский цветок представлен на картине Сергея Селина из г. Пушкино Московской области «Кипрей». На Камчатке все называют его Иван-чаем. С середины августа камчатские сопки во многих местах становятся ярко-розовыми. Это цветет Иван-чай. «Если сопки розовые, лето движется к завершению» – говорят на Камчатке. Узкие тонкие листья этого растения сушат и заваривают. Другое название – копорский чай, а иностранцы раньше его назвали «русский чай». Орнамент в правом верхнем углу олицетворяет лося, поскольку иван-чай излюбленное лакомство для этих животных. Издревле Иван-чай заваривали коренные малочисленные народы, проживающие на Камчатке. Немецкий агроном Иоганн Карл Эренфрид Кегель о свежих побегах кипрея писал так: «Я варил их и ел, как спаржу. Из них получается действительно вкусное блюдо; поскольку [кипрей] растет во многих лесах Германии и России, там тоже стоит ввести [его в рацион]» (цит. по Бёттхер, 2021: 60).

Рис. 9. Арт-объект «Кипрей»

Fig. 9. Art-objectBloomingSally

         После знакомства с «Садами Камчатки» предлагаю продолжить наш маршрут через 2 остановки. От автобусной остановки «улица Чубарова» необходимо сесть на один из следующих автобусов – № 1, 3, 4, 12, 16, 21, 22, 23, 32 и доехать до остановки «Камчатский педагогический колледж».

На фасаде дома по улице Тушканова 12 расположено граффити художника Ильи Демченко «Витус Беринг».

Рис. 10. Арт-объект «Витус Беринг»

Fig. 10. Art-object “Vitus Bering”

Витус Ионассен Беринг (1681 – 1741 гг.) – датчанин по происхождению, мореплаватель, благодаря которому появился наш город, Петропавловск-Камчатский. Впервые он попал на полуостров в 1720 году во время первой камчатской экспедиции, организованной Великим Петром Первым. Но только в 1740 году во время Второй камчатской экспедиции основал Петропавловск-Камчатский. Витус Беринг был замечательным картографом, ему принадлежит обследование и нанесение на карту Тихоокеанского побережья Камчатки, Северо-Восточной Азии. Он открыл заливы Креста, Карагинский и Камчатский, полуостров Озерный, острова Святого Лаврентия, Святого Ильи, Святого Иоанна, Святого Маркиана, Святого Стефана, Евдокеевские острова и бухту Провидения.

На картине изображен командор в костюме петровской эпохи на фоне деревянного покетбота, именно такого, какой был построен в Охотске для путешествия на Камчатку, виден также парус судна, а океан покрыт льдом. Становится понятно, насколько небезопасным было путешествие Беринга и команды, художнику удалось передать сосредоточенность и напряжение на лице мореплавателя, отправляющегося в неизвестность.

Далее Вам нужно сесть на один из следующих автобусов – № 2, 7, 26 и доехать до остановки «Проспект Циолковского».

Мы с вами находимся в районе «Горизонт» автобусная остановка «Проспект Циолковского». Обратите внимание на фасад дома 27, улица Циолковского. Вы видите работу «На палубе» (рис.12) художника Андрея Волкова из Петропавловска-Камчатского. Все знают, что Камчатский край – край рыбацкий, до сих пор рыбодобывающая и перерабатывающая отрасли – основные для полуострова, они обеспечивают жизнь региона. Профессии, связанные с морем, наиболее востребованные в регионе. Труд рыбака – тяжелый труд, это работа в сложных погодных условиях. Момент вылова рыбы и запечатлел на картине автор. Палуба судна, высокая волна, чайки, рыбаки, увлеченные процессом лова, мускулистые руки моряков – нам кажется, что мы находимся рядом, и брызги моря вот-вот коснутся нас.

Рис. 12. Арт-объект «На палубе»

Fig. 12. Art-object “On the deck”

Тему моря продолжает следующий арт-объект нашего маршрута – фасад дома по улице Циолковского 9/2. Автор, Александр Эпштейн из Владивостока, назвал работу «Зимний серфинг» (рис.13). Серфинг совсем недавно стал популярным на Камчатке, но за это небольшое время нашел много приверженцев. У нас проводятся соревнования по серфингу, при поддержке Правительстве региона открыта школа серфинга для молодежи. Летом в районе Халактырского пляжа ежедневно можно наблюдать любителей и профессионалов, покоряющих волну. Но именно зимний серфинг стал изюминкой региона и завоевал сердца серфингистов. Суровый климат региона только усилил желание экстремалов подчинить стихию, а волны Тихого океана оказались даже привлекательнее волн теплых морей.

Рис. 13. Арт-объект «Зимний серфинг».

Fig. 13. Art-object “Winter surfing”

Тему активного спорта продолжает работа Мотофонова Сергея из Владивостока «На споте» (рис.14) на фасаде дома 29 по улице Академика Королева. Серфинг, небо, волны, облака и переменчивая погода Камчатки –  все это на холсте художника. Соединение воды, морской пены, заката, взгляд из глубины позволяют нам почувствовать стихию и адреналин.

Рис. 14. Арт-объект «На споте»

Fig. 14. Art-object “On spot”

Перейдем к последней точке нашего маршрута. На фасаде дома 7/30 по улице Академика Королева вы видите работу Сурена Давтяна «Василий Завойко» (рис.15). Василий Степанович Завойко – первый военный генерал-губернатор Камчатки. Он стратегически грамотно организовал оборону Петропавловска-Камчатского в 1854 году во время нападения англо-французской эскадры, когда численное преимущество противника было превзойдено правильным расположением защитных постов, умелым командованием и героическим поведением жителей города.

В.С. Завойко являлся адмиралом Российского императорского флота, участником Наваринского сражения, кругосветным мореплавателем, одним из пионеров освоения Тихоокеанского побережья, руководителем обороны Петропавловска-Камчатского во время Крымской войны. Василий Степанович внёс огромный вклад в развитие Камчатского края. В честь B.C. Завойко названы бухта, мыс, остров и полуостров в Авачинской губе на Камчатке и гора на острове Сахалин. Город Елизово раньше носил имя Завойко, а в настоящее время в Петропавловск-Камчатском городском округе есть поселок военных моряков с именем губернатора Завойко.

Хочется сказать несколько слов о художнике этого полотка: Сурен Давтян живет в Петропавловке-Камчатском, участвует в фестивале с 2020 года, его работы «Девушка с лисой», «Долина гейзеров» можно увидеть на домах в разных районах города, так же как и уже знакомую нам работу «Мишка и малина».

Рис. 15. Арт-объект «Василий Завойко»

Fig. 15. Art-object “Vasiliy Zavoiko”

         Наш маршрут подошел к завершению. Все объекты, с которыми мы познакомились, объединены темой нашего родного Камчатского края: флора и фауна региона, вулканы, знаменитые люди, увлечения жителей, культура коренных малочисленных народов. Через них вы познакомились с духом Камчатки. Конечно, это не все арт-объекты, которые появились у нас с 2020 года, с момента проведения фестиваля уличного искусства. Благодаря полотнам уличных художников наш город становится ярче, теплее, ближе к жителям. У него появляется особый облик, граффити знакомят жителей с настоящей Камчаткой, ее историческим прошлым, природными достопримечательностями и культурным наследием.

Заключение (Conclusion). Новые объекты стрит-арта в облике города, с одной стороны, позволяют сделать город ярче, выделить район, облагородить его, прикоснуться к истории региона, почувствовать силу места, а, с другой стороны, могут быть рассмотрены как экскурсионные объекты, через которые гости города могут узнать больше о городе, его обычаях, традициях и культурных реалиях.

Информация о конфликте интересов: автор не имеет конфликта интересов для декларации.

Conflicts of Interest: author has no conflict of interests to declare.

Список литературы

Список использованной литературы появится позже.