16+
DOI: 10.18413/2408-9346-2023-9-4-1-2

Профессиональные и жизненные цели современной молодежи

Aннотация

Одним из самых неопределенных этапов развития человека является юность. В этот период молодежь испытывает наибольшую статусную и ролевую неопределенность, находясь в ситуации множественного социального выбора. В этой связи на первый план выходят вопросы выявления процессов, которые определяют жизненный выбор молодых людей и позволяют сформировать свою идентичность. В рамках исследования в 2021 году был проведен социологический опрос сибирской молодежи методом интернет-опроса. Выборка – более пяти тысяч человек. Количественные данные обработаны с использованием статистического пакета обработки данных SPSS. В результате получены ответы на вопросы о горизонтах планирования своей жизни, целевых приоритетах и ключевых факторах успеха. Совершенно определённо, современная молодежь имеет высокий приоритет знаний и образования, определяет цели в жизни, хоть и не на долгосрочную перспективу. Распределение оценок в целом свидетельствует о том, что молодежь рассматривает разные факторы, приводящие к успеху в жизни, и оценки весьма рассогласованные, нельзя однозначно и обоснованно утверждать, что есть какой-то один ключевой фактор, однозначно гарантирующий успех в жизни. Проведенное исследование позволило выявить некоторые региональные различия, связанные в основном с карьерными амбициями и профессиональными целями. Однако ценности, связанные с семьей, получением образования не имели территориальных особенностей.


Введение (Introduction). В процессе своего становления человек определяет не только собственную систему ценностей, но и строит на ее основе перспективные пути к разнообразным целям: в личной, профессиональной, общественной жизни. Успешное их достижение возможно лишь в том случае, если планы по самореализации адекватны способностям индивида, его ценностным ориентациям и образовательной траектории. Именно они задают некие ориентиры, которые стимулируют активность и формируют поведенческие стратегии человека (Nuttin, 1985; Абульханова-Славская, 1991; Головаха, 2001; Кроник, 1984; Братусь, 1988).

С другой стороны, формируемые поведенческие ориентиры во многом связаны с трансформационными процессами в обществе. И молодежь, как самая мобильная часть населения, очень быстро реагирует на изменение трендов и пытается встроиться в них (Забелина, 2021; Леушкина, 2022; Соколов, 2022). Именно эта социальная группа в большей степени ориентирована на такое «виртуальное» целеполагание. Она более гибко реагирует на динамику контекстов в поиске себя, своего места в жизни и выстраивании моделей поведения (Нюттен, 2004; Чжан Чжэнчи, 2023; Зинич, 2022).  Эти аспекты и предопределяют актуальность данной темы и ее новизну.

Цель исследования (Theaimofthework) – выявление особенностей жизненного и профессионального выбора сибирской молодежи.

Материалы и методы исследования (Materialsandmethods). В рамках поставленных исследовательских задач в 2021 году был проведен социологический опрос молодых людей в возрасте 14-35 лет, проживающих на всей территории Сибирского федерального округа. С помощью онлайн-опроса было опрошено пять тысяч девяносто два человека. Обработка данных произведена с использованием компьютерной программы SPSS. Примерно по 25% отпрошенных представляли возрастную группу до 17 лет и от 25 до 35 лет. 50% респондентов находились в возрасте от 18 до 24 лет. Образовательный уровень респондентов: среднее общее образование (8-9 классов) – 7,8%, среднее (полное) общее образование (10-11 классов) – 5,6%, начальное профессиональное – 2,2%, среднее профессиональное (техникум, колледж) – 21,4%, высшее образование – 63,0%.

Результаты исследования и их обсуждение(Results and Discussion). В рамках нашего исследования мы выясняли в том числе, на какой срок планирует свое будущее современная молодежь. Как правило, большинство участников нашего исследования имеют представления о том, как их жизнь будут строиться в период от нескольких дней до пяти лет, более длительное планирование мало свойственно молодым жителям Сибирского федерального округа. Так, около 20% респондентов строят планы на ближайшие дни, или недели, не определяя тактическое и стратегическое планирование своими главными приоритетами. Немногим меньше – 17% молодежи поставили себе жизненный цели на 5 лет и столько же – на несколько месяцев. Годовым планированием было занято около 14% опрашиваемых. Т.е. более половины респондентов (68%) готовы планировать свое будущее на период от нескольких дней до пяти лет. Следует отметить незначительное число респондентов (по 10%), которые выбрали крайне радикальные позиции – «не планирую вообще» и «распланировал всю жизнь». На рисунке 1 представлено распределение полученных оценок в отношении периодов, в рамках которых строит свои жизненные перспективы современная молодежь.[1]

Рис. 1. Распределение ответов респондентов на вопрос:

«Для Вас лично оптимальнее ставить жизненные цели…»[2], %

Fig. 1. Distribution of respondents' answers to the question: «What are the optimal goals for you?», %

 

Более глубокий анализ процессов целеполагания показал различия в системе смысложизненных ценностей у молодежи разных регионов СФО, за исключением отношения к образованию и созданию семьи (рис. 2).

Рис. 2. Распределение ответов респондентов на вопрос:

«Если Вы ставите цели, то какие цели Вы бы хотели достичь в ближайшие 5-10 лет?»[3], %

Fig. 2. Distribution of respondents' answers to the question:

«If you set goals, what goals would you like to achieve in the next 5-10 years?», %

 

Такая цель, как достижение профессионального успеха наиболее выражена в Омской области (48,6%), а реже всего отмечалась в Красноярском крае (35,2%).

Стремление к материальной обеспеченности чаще выбирали молодые жители Иркутской области (73,1%) и Алтайского края (67,8%), а реже – Хакассии (31,2%).

Карьерный рост и продвижение по службе – чаще прочих входит в число целевых приоритетов молодежи Хакассии (47,1%), а реже – Республики Алтай (29,5%).

К достижению желаемого социального статуса как цели в жизни стремятся чаще прочих молодые люди, опрошенные в Хакассии (29,4%), а реже – в Иркутской области (всего 4,6%).

Связи и деловые знакомства как жизненные цели чаще прочих выбирали жители Республики Алтай (22,2%), а меньше прочих отмечены выборами молодежи они были в Республике Хакассия (5,6%).

Собственный бизнес в качестве цели чаще выбирали в Кемеровской (29,6%) и Иркутской областях (27,8%), а реже – в Красноярском крае – 12%.

Следующий вопрос: «Как Вы считаете, что является в современной жизни ключевым фактором успеха?» был направлен на выяснение факторов, способствующих, по мнению молодежи, достижению поставленных целей. Молодым людям предложено выбрать три ключевых фактора успеха, на основе этих выборов нами построена иерархия факторов успеха в оценках современной молодежи СФО. Распределение оценок в целом свидетельствует о том, что молодежь рассматривает разные факторы, приводящие к успеху в жизни, и оценки весьма рассогласованные, нельзя однозначно и обоснованно утверждать, что есть какой-то один ключевой фактор, однозначной гарантирующий успех в жизни. Наиболее ценным качеством, по мнению современной молодежи, является интеллект и ценность образования, на втором месте находятся практические знания. Большое значение молодые люди уделяют семейным ценностям. Саморазвитие, стартовый капитал и целеустремленность также важны. Региональные распределения по данным блокам представлены на рисунке 3.

Рассмотрим оценки факторов жизненного успеха в разных регионах СФО:

стартовый капитал (социальное и материальное положение родителей, семьи) наиболее важен в оценках молодежи Иркутской области (43,5% выборов), а наименее – Республики Тывы – всего 12,7% выборов;

моральная поддержка близких, крепкая семья, дети – максимально важен для молодых людей Хакассии (41,2% выборов), а менее значим – для молодежи Тывы (24,9% выборов);

высокий уровень интеллекта, образованность – более значим в Омской области (39,4%), менее – в Хакассии (23,5%);

практические знания и навыки, способности оцениваются в качестве значимых чаще всего в Кемеровской области – 44,9% выборов, реже – в Хакассии – 23,5%;

Рис. 3. Распределение ответов респондентов на вопрос:

«Как Вы считаете, что является в современной жизни ключевым фактором успеха?»[4], %

Fig. 3. Distribution of respondents' answers to the question: «What do you think is the key factor of success in modern life?», %

 

творческий подход чаще отмечали в Республике Алтай – 20,3%, реже – в Иркутской области – 13,9%;

конкурентоспособность, мобильность – чаще в Тыве (35,4%), реже – в Кемеровской области (33,3%);

саморазвитие – важный фактор успеха для жителей всех регионов, несколько чаще его отмечали в Алтайском крае – 39,9% выборов, реже – в Тыве – 22,7%;

активная социальная позиция – чаще выбиралась в Хакасии (17,6%), реже – в Иркутской и Новосибирской областях (по 9,3% выборов);

дисциплинированность – чаще в Красноярском крае (18,4% выборов) и вообще не отмечалась молодежью Кемеровской области;

материальная составляющая – чаще в Хакассии (23,5%), реже в Кемеровской области – 7,1%;

трудолюбие, выносливость – в Тыве – 38,1% выборов, существенно чаще именно эту альтернативу выбирала молодежь именно этой республики;

целеустремленность, упорство – чаще выбирали в Хакассии – 35,3%, реже – в Иркутской области – 15,7%;

связи максимально важны для молодежи Хакасии – 29,4% выборов, минимально – Красноярского края (8,8%);

амбициозность, высокий уровень притязаний вообще мало выражены для молодёжи в качества фактора, ведущего к жизненному успеху, максимальной долей выборов этот фактор отмечен в Красноярском крае, но всего 5,6%.

Заключение (Conclusions). Современное общество, учитывая общую демографическую ситуацию и возрастание нагрузки на трудоспособное (молодое) поколение, нуждается в изучении вопросов, связанных с самоопределением молодежи. Насколько современные молодые люди ориентированы на личное, профессиональное и общественное развитие. В конечном итоге, будущее молодежи – это будущее общества, и то, насколько молодежь заинтересована и вовлечена в него, будет предопределять варианты будущего общественного развития. Проведенный анализ показал, что современная сибирская молодежь серьезно относится к своему будущему, планирует его, хотя и не ставит долгосрочные цели. Региональные различия касаются профессиональных и карьерных целей, тогда как семейные ценности и образовательные стремления не отражали региональной специфики.

 

Информация о конфликте интересов: автор не имеют конфликта интересов для декларации.

Conflicts of Interest: the author has no conflict of interests to declare.

 


[1] При описании данных мы использовали следующие аббревиатуры: РА – Республика Алтай, РТ – Республика Тыва, РХ – Республика Хакассия, АК – Алтайский край, КК – Красноярский край, ИО – Иркутская область, КО – Кемеровская область, НО – Новосибирская область, ОО – Омская область, ТО – Томская область.

[2]  региональные выборки и данные по разным группам опрошенных, %, (χ2, p≤0,005) по всем парным сравнениям, цветовая градация отражает выраженность значений по мере интенсивности цвета от красного (минимальное значение) к зеленому (максимальное значение).

[3]  региональные выборки, множественные выборы, %, полужирным начертанием выделены значимые различия, цветовая градация отражает частоту выборов от редких выборов (красный) до частых (зеленый).

[4]  региональные выборки и данные по разным группам опрошенных, %, полужирным шрифтом выделены значимые (χ2, p  ≤0,005) по всем парным сравнениям, цветовая градация отражает выраженность значений по мере интенсивности цвета от красного (минимальное значение) к зеленому (максимальное значение)

Список литературы

Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни.  М.: Мысль, 1991. – 155 с.

Братусь Б.С. Аномалии личности. М: Мысль, 1988. – 304 с.

Головаха Е.И. Жизненная перспектива и ценностные ориентации личности // Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. Л.В. Куликов. СПб.: Питер, 2001. С. 256-269.

Головаха Е.И., Кроник А.А. Психологическое время личности. Киев : Наук. думка, 1984. – 207 с.

Забелина О.В., Асалиев А.М., Дружинина Е.С. Проблемы молодежного сегмента российского рынка труда и новые акценты политики поддержки занятости молодежи // Экономика труда. 2021. Т. 8. № 9. С. 985-1002. doi: 10.18334/et.8.9.113473.

Зинич А.В., Кондратьева О.В. Профессиональное самоопределение: взгляд городской и сельской молодежи // Экономика труда.  2022. Том 9. № 12. С. 1985-1996. doi: 10.18334/et.9.12.116751.

Леушкина В.В. Занятость молодежи в сельской и городской местности в условиях российского рынка труда // Экономика труда.  2022. Том 9. № 9.  С. 1425-1440. doi: 10.18334/et.9.9.116143.

Нюттен Ж.  Мотивация, действие и перспектива будущего / Под ред. Д.А. Леонтьева.  М.: Смысл, 2004. – 608 с.

Соколов М.С., Марушко Д.А., Перегудова Е.Ю. Сценарии развития молодежного инновационного предпринимательства в условиях цифровизации единого научно-технологического пространства Союзного государства Беларуси и России // Вопросы инновационной экономики. 2022. Т. 12. № 1. С. 277-294. doi: 10.18334/vinec.12.1.114210.

Чжан Чжэнчи Особенности регулирования социально-трудовых отношений молодежи в КНР // Экономика труда. 2023. Т. 10. № 5.  С. 685-694. doi: 10.18334/et.10.5.117793.

Nuttin, J., Lens W. (1985) Future Time Perspective and Motivations: Theory and Research Method. N.J.

Kosenchuk O. V.  Transformation of education processes and preparation of competencies for the digital economy. International Journal of Criminology and Sociology. 2021.   № 10. Pp. 192-198. doi:10.6000/1929-4409.2021.10.23.

Martin A. Digital Literacy and “Digital Society”. In: Lankshear C. & Knobel M. (Eds.). 2008. Digital literacies: Concepts, policies and practices. Vol. 30. Peter Lang. Pp. 151-176

Shumakova O., Pomogaev V., Skosyreva, N., Vasyukova M. Potential of youth in digital ecosystem of agricultural sector // Webology. 2021. № 18 (Special Issue). Pp. 1311-1325. doi:10.14704/WEB/V18SI04/WEB18200.