Концептуальные основы развития социально ориентированного туризма в Российской Федерации
Aннотация
Социально ориентированный туризм представляет собой сектор туризма, функционирование которого направлено на объединение интересов личности, государства и общества путём удовлетворения потребностей в туристских услугах с целью оздоровления, воспитания, образования, независимо от социального статуса и материального благополучия потребителей за счет бюджетных и иных источников финансирования. Играя значительную роль в обеспечении социального благополучия населения и выполняя важнейшие экономические задачи, данный сектор туризма до сих пор не нашел места в формирующейся системе национального проектирования. Социально ориентированный туризм не имеет чётко сформулированных векторов развития, не рассматривается как единая система со своими специфическими особенностями. Целью настоящего исследования выступает разработка концептуальных основ развития социально ориентированного туризма. В исследовании доказывается необходимость стратегического управления развитием социально ориентированного туризма как единой целостной системы. Показаны значение социально ориентированного туризма и его взаимосвязь с достижением национальных целей. Рассмотрено место стратегии развития социально ориентированного туризма в системе нормативного обеспечения стратегического планирования. Выявлены некоторые проблемы функционирования социально ориентированного сектора туризма, которые должны быть учтены при разработке стратегических направлений развития. Представлена разработанная концепция развития социально ориентированного сектора туризма в Российской Федерации и модель стратегического планирования развития социально ориентированного сектора туризма.
Ключевые слова: социально ориентированный туризм, концепция развития туризма, проблемы развития туризма, стратегическое планирование, национальные цели, социальный туризм, туризм
Введение (Introduction). Мировой и отечественный опыт функционирования различных отраслей экономики в XXI веке наглядно демонстрирует, что стратегическое планирование в условиях глобальных перемен, вызванных тотальным усложнением всех национальных и транснациональных систем из-за усилившихся процессов цифровизации, информатизации и интеграции, затронувших все сферы жизнедеятельности общества, а также, как следствие, появления комплекса новых угроз безопасности и устойчивости работы этих систем, выступает главным инструментом обеспечения последовательного и стабильного развития.
В апреле 2017 года депутаты Государственной Думы РФ и представители от фонда развития инновационного предпринимательства Торгово-промышленной палаты РФ в формате круглого стола обсудили роль стратегического планирования в управлении народнохозяйственным механизмом, где был высказан ряд тезисов о том, что экономический рост и экономическую безопасность Российской Федерации можно обеспечить только путём перехода к «действенной системе стратегического планирования социально-экономического развития» (Развитие системы стратегического планирования…, 2017: 10).
Для Российской Федерации переход к стратегическому планированию является новым шагом: документы стратегического характера активно стали внедряться только в последнее десятилетие (за 15 лет – более 80 документов на федеральном уровне). Положительно была встречена первая Стратегия развития туризма, которая, по мнению специалистов, способствовала (Ленчук, 2020; Гавва, 2021; Бушуева, 2019):
– постулированию основополагающих целей и задач развития туристской отрасли в современных условиях;
– обозначению наиболее значимых видов туризма для государства и определение круга мер поддержки по их развитию;
– формированию ресурсных потоков из различных источников;
– созданию системы прогнозирования в туристской отрасли.
Принятие Стратегии – важнейшая ступень к эффективному системному управлению туристской отраслью (Желнина, 2023; Силичева, 2023).
Социально ориентированный туризм является таким сектором туризма, в котором взаимовлияние «социального» и «экономического» определяет саму природу этой системы: социальные процессы обозначают векторы развития такого туризма, тогда как масштаб сектора формируется исходя из государственно-частных вложений и грамотной политики на всех уровнях управления, в частности, в области туризма, демографии, культуры, образования, науки, здравоохранения, воспитания и просвещения молодёжи.
В настоящее время сектор социально ориентированного туризма в Российской Федерации не только остаётся без стратегических ориентиров, но и в целом не рассматривается как целостная система (Чуваткин, 2022).
Цельисследования (The aim of the work). Целью настоящего исследования выступает разработка концептуальных основ развития социально ориентированного туризма, на базе которых возможно формирование полноценной стратегии развития данного сектора туризма.
Материалы и методы исследования (Materialsandmethods). Методологической основой исследования выступает системный подход, позволяющий представить социально ориентированный туризм как систему, разложив его на ряд взаимосвязанных компонентов из экономической и социальной сферы и изучив подробнее необходимые элементы, в особенности, их влияние на другие системы.
Из общенаучных методов исследования особое место заняли анализ, с помощью которого статистические данные и законодательные нормы были разделены на составные части и синтез, который использовался для создания новых блоков информации; индукция и дедукция как средство построения логически верных умозаключений; моделирование при необходимости отвлечься от ненужных элементов изучаемой системы и сконцентрировать внимание на стратегических направлениях её развития.
Специальными методами исследования выступили экспертный опрос методом Дельфи и анкетный опрос различных групп потребителей исследуемого вида туризма, в частности, молодёжи и пенсионеров.
Результаты исследования и их обсуждение(Results and Discussion). Логичным завершением создания системы стратегического проектирования в Российской Федерации стало утверждение Указом Президента Российской Федерации в 2018 году списка из 9 национальных целей, а в 2021 году – принятие Правительством Российской Федерации единого плана по достижению национальных целей, несколько скорректированных за прошедшие 3 года.
Для выяснения степени влияния реализации различных национальных проектов на развитие сектора социально ориентированного туризма в июле 2023 года был проведен экспертный опрос методом Дельфи, в котором приняло участие 23 эксперта в области туризма, национального проектирования и социальной политики, среди которых: специалисты и начальники отделов администрации города Сочи и Краснодарского края, научные сотрудники исследовательских учреждений, представители туристского бизнеса. Степень согласованности ответов экспертов была оценена с помощью коэффициента конкордации Кенделла, который равен , что говорит о высокой достоверности полученных результатов. Первые пять национальных проектов по степени их влияния на развитие социально ориентированного сектора туризма представлены на рис. 1.
Далее, этим же экспертам было предложено оценить влияние социально ориентированного туризма на реализацию национальных проектов ( , что представлено на рис. 2.
Наконец, для ответа на последний вопрос необходимо было указать три показателя достижения национальных целей, представленных в Едином плане, в наибольшей степени связанных с развитием социально ориентированного сектора туризма. Представим те показатели, которые набрали наибольшее количество баллов:
– рост продолжительности жизни граждан России до 78 лет;
– повышение доли населения, проявляющей регулярную физическую активность путём занятия физической культурой и спортом;
– создание на всех уровнях управления эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодого поколения;
– повышение популярности и посещаемости у граждан России культурных мероприятий;
– улучшение качества городской среды;
– повышение уровня занятости в малом и среднем предпринимательстве;
– цифровизация основных отраслей экономики и социальной сферы;
– увеличение доли социально значимых услуг, получаемых населением в электронном виде.
С использованием результатов экспертной оценки был проанализирован и изучен ряд национальных проектов на предмет содержания в них положений, связанных с развитием социально ориентированного сектора туризма в разрезе конкретных потребительских групп: дети, молодёжь, пенсионеры, инвалиды, работающие граждане (Единый план…, 2021; Паспорт национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства»…, 2021; Паспорт национального проекта «Здравоохранение»…, 2018; Паспорт национального проекта «Образование»…, 2018). Анализ показал, что федеральные проекты действительно предполагают в определенных случаях использование туризма как инструмента достижения поставленных целей в различных сферах: здравоохранении, образовании, демографии и т.д. Вместе с тем, отмечены следующие недостатки:
– туризм как инструмент используется в основном для достижения поставленных целей среди такой группы потребителей, как дети, при этом молодёжь, инвалиды, пенсионеры и работающие граждане сильно ограничены в доступе к туристским услугам. Так, например, в федеральном проекте «Старшее поколение» в рамках национального проекта «Демография» отсутствует всяческое упоминание о рекреации, санаторно-курортном лечении и иных видах туризма как профилактике заболеваемости и средстве поддержания здоровья;
– отсутствие системности между мероприятиями, связанными с сектором социально ориентированного туризма, в различных национальных проектах: каждый документ слабо учитывает показатели другого документа.
Главная роль стратегии развития социально ориентированного сектора туризма заключается в том, что она должна создать «эффект магнита» – притянуть и объединить все разрозненные нормативно-правовые документы, стратегические положения из различных отраслей и подотраслей экономики, выступив при этом проводником идей, заложенных в едином плане по достижению национальных целей. Место стратегии развития социально ориентированного туризма в достижении национальных целей представлено на рис. 3.
Разработка стратегии развития социально ориентированного туризма предполагает, в первую очередь, корректную постановку целей. Поскольку стратегия представляет собой инструмент достижения целей социально ориентированного сектора туризма, их цели будут различаться, что представлено в таблице 1.
Таблица 1
Цели социально-ориентированного сектора туризма и Стратегии развития данного сектора туризма*
Table 1
Goals of the socially oriented tourism sector and the Development Strategy of this tourism sector
В сущности, достижение целей стратегии развития будет способствовать достижению целей, которые преследует социально ориентированный туризма, что, в конечном итоге, приведёт к достижению национальных целей, как уже было показано ранее.
Реализация главных целей стратегии развития социально ориентированного сектора туризма возможна через достижение двух ключевых подцелей: обеспечение доступности социально значимых туристских продуктов, в частности лечебных и санаторно-курортных, культурно-образовательных, духовно-нравственных, военно-патриотических и др., и стимулирование спроса на социально значимые туристские услуги, в том числе за счет формирования мотивации всех категорий потребителей к получению социально значимых туристских продуктов (рис. 4).
Каждому гражданину Российской Федерации из любой потребительской группы социально ориентированного туризма должен быть обеспечен беспрепятственный доступ к получению социально значимой туристской услуги. С другой стороны, обеспеченность социально значимыми туристскими услугами еще не гарантирует того факта, что потребитель захочет ей воспользоваться, что приводит к необходимости разработки методов повышения мотивации населения к ее получению. Только одновременное выполнение этих двух условий, а именно обеспечения доступности и формирования мотивации, является залогом достижения всех поставленных целей.
Обеспечение доступности социально значимых туристских услуг возможно только благодаря долгосрочному планированию, которое основывается на эффективной системе сбора и статистического учета данных по ёмкости рынка социально ориентированного сектора туризма. В-первую очередь, необходимо определить число потенциальных потребителей и наиболее востребованные виды социально ориентированного туризма.
В настоящее время существенной проблемой является невозможность вычленения численности потребительских групп отдельно друг от друга. Так, например, в категорию «молодежь» попадает часть военнослужащих и инвалидов, а категория «занятые» может включать все остальные группы (Горбатов, 2022; Численность и состав населения…, 2023). На проблемы в области статистики обращает внимание первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике Майоров А.П., который, отмечая, что «планирование начинается со статистики», констатирует: «Ее [статистики] на сегодняшний день у нас нет. Без статистических данных мы не сможем ничего планировать» (Развитие системы стратегического планирования…, 2017: 25). Особенно остро эта проблема стоит при планировании развития социально ориентированного сектора туризма, где отсутствуют данные по числу социально ориентированных предприятий в отрасли турима, сведения по средним ценам на социальные туристские продукты, результаты всероссийских опросов по удовлетворенности предоставлением социально ориентированных услуг в отрасли туризма и так далее.
Тем не менее, основываясь на имеющихся данных, можно определить, что наиболее востребованными направлениями социально ориентированного туризма должны выступать: санаторно-курортный и лечебный для пенсионеров, инвалидов, военнослужащих и работающих (с целью профилактики и лечения заболеваний); культурно-образовательный и научно-познавательный для детей и молодежи (как часть образовательной программы на каждом уровне образования). Это иллюстрирует рис. 5.
При этом следует отметить ряд проблем, связанных с качеством предоставления туристских услуг социально ориентированной направленности:
– устаревшая материально-техническая база;
– предоставление лечебно-рекреационных услуг, не соответствующих стандартам и рекомендациям Министерства здравоохранения РФ;
– содержание услуги не соответствует потребностям целевого потребителя.
Проведенный социологический опрос двух потребительских групп – молодёжи и пенсионеров – показал, что количества располагаемых ими средств недостаточно для приобретения социально значимых туристских продуктов.
В августе 2023 года был проведен социологический опрос методом анкетирования с использованием возможностей сети Интернет среди потенциальных потребителей услуг молодёжного туризма – лиц от 18 до 35 лет. Все регионы Российской Федерации были ранжированы по количеству проживающий в них молодых людей, разделены на 17 групп и из каждой группы случайным образом отобран 1 регион, в результате чего интернет-анкеты были разосланы молодым людям из 17 регионов в количестве, прямо пропорциональном количеству проживающей там молодежи. Таким образом, была осуществлена многоступенчатая выборка. В результате, опрошенными оказались 1 476 респондентов при ошибке репрезентативности в 6,6% и предельной ошибке выборки в 3,6%.
Установлено, что молодёжь, располагающая ежемесячными доходами ниже 15 000 рублей, откладывает каждый месяц на туристскую поездку не более 3% от доходов; при располагаемым доходам в интервале от 15 000 рублей до 30 000 рублей молодые люди откладывают на туристскую поездку не более 5% доходов; при доходах в интервале от 30 000 рублей до 45 000 рублей – не более 7%; при доходах в интервале от 45 000 до 60 000 – не более 10%; при доходах в интервале от 60 000 рублей до 75 000 рублей – не более 14%; и, наконец, при доходах свыше 75 000 – около 17%. Результаты в обобщённом виде представлены на рис. 6.
Средневзвешенные расходы студентов в год на туризм составляют не более 15 400 рублей (при том, что более чем 70% студентов могут потратить на туризм в год около 7 000 рублей). Как пример, средняя стоимость познавательного тура по столице России на выходные дни составляет 26 370 рублей.
Опрос потребительской группы пенсионеров в сентябре 2022 года, в котором приняло участие 836 человек пенсионного возраста из Краснодарского края (ошибка репрезентативности – 5,7%, предельная ошибка выборки – 3,1%), показал, что в среднем пенсионеры готовы тратить на туризм в год 26 540 рублей, при том, что средняя стоимость путевки составляет 41 320 рублей.
Причины, по которым инвалиды отказались совершать хотя бы одну туристскую поездку за год, приведены в табл. 2.
Заметим, что более 18% инвалидов, не совершивших туристской поездки в 2020 году, мотивировали это нехваткой денежных средств, а более 10% – отсутствием интереса к таким поездкам. При этом доля инвалидов, не желающих путешествовать именно ввиду последней прочны последние годы увеличивается.
Исходя из обозначенных проблем и направлений развития сектора социально ориентированного туризма, выделим основные принципы, которыми необходимо руководствоваться при разработке Стратегии развития.
Первый принцип: использование системного подхода к развитию социально ориентированного туризма. Он подразумевает закреплённое на законодательном уровне регулярное взаимодействие федеральных, региональных и муниципальных органов управления, регулирующих различные сферы жизнедеятельности – социальная зашита, образование, молодёжная политика, спорт, здравоохранение, туризм, культура и т.д., а также унификация законодательства в сфере социально ориентированного туризма.
Второй принцип: баланс интересов всех участников социального туризма. Данный принцип предполагает соблюдение интересов всех заинтересованных сторон, а именно государства, коммерческих и общественных организаций, местных сообществ, потребителей путем тесного контакта и сотрудничества между ними (табл. 3).
Третий принцип: продвижение идеи корпоративной социальной ответственности среди бизнес-сообщества. Массовое распространение социально значимых туристских услуг среди занятого населения невозможно без высокой социальной ответственности частного сектора бизнеса, который должен добровольно включиться в программы поддержки работающего населения путем предоставления санаторно-курортных путевок.
Четвертый принцип: необходимость получения социально значимой туристской услуги целевыми потребительскими группами. Исходя из самой идеи социально ориентированного туризма о долгосрочной пользе от получения социально значимых туристских услуг (оздоровление, реабилитация, патриотическое воспитание и т.д.), подобного рода услуги должны стать обязательными к получению, то есть интегрированы в системы профилактики заболеваемости, школьного и студенческого образования, спортивной подготовки и т.д.
Пятый принцип: приоритетность развития наиболее значимых видов социально ориентированного туризма. Ввиду ограниченности ресурсов необходимо сконцентрировать усилия на поддержке лишь наиболее важных разновидностей туризма для государства и общества: санаторно-курортном, лечебном, культурно-познавательном и научно-образовательном.
Концепция развития социально ориентированного туризма заключается в обеспечении получения социально ориентированной туристской услуги всеми категориями потребителей через системное развитие социально ориентированного сектора туризма как социально-экономической категории путем создания единой правовой базы и преодоления нормативно-правовой разобщенности, интеграции деятельности различных министерств и ведомств на всех уровнях управления, аккумуляции ресурсов для стимулирования бизнес-сообщества к разработке и предоставлению социально значимых туристских услуг, а также формирования механизмов стимулирования спроса через повышение мотивации населения к получению такого рода услуг и совершенствование качества услуг.
Содержание концепции как определенного способа понимания развития социально ориентированного сектора туризма через стратегическое планирование можно представить как взаимодействие четырех основных составляющих: правовой блок, инфраструктурный блок, социальный блок и экономический блок (рис. 7).
Рис. 7. Концепция Стратегии развития социально ориентированного сектора туризма
Fig. 7.Theconcept of the Strategy for the Development of the Socially Oriented Tourism Sector
Модель стратегического планирования развития социально ориентированного сектора туризма в Российской Федерации представлена на рис.8.
Рис. 8. Модель стратегического планирования развития социально ориентированного сектора туризма в Российской Федерации
Fig. 8. The model of strategic planning for the development of a socially oriented tourism sector in the Russian Federation
Заключение (Conclusions). В рамках данного исследования было показано, что развитие социально ориентированного туризма в Российской Федерации полностью совпадает с интересами государства и общества: установлена зависимость между достижением национальных целей и развитием этого сектора туризма. Между тем, стратегические документы по развитию туризма, образования, культуры, здравоохранения, патриотического воспитания молодого поколения и др. разобщены относительно возможности применения средств туризма для достижения поставленных целей в каждой из сфер жизнедеятельности общества. Результаты исследования могут быть использованы органами федерального, регионального или муниципального управления для разработки стратегических направлений развития социально ориентированного туризма.
Информация о конфликте интересов: автор не имеют конфликта интересов для декларации.
Conflicts of Interest: the author has no conflict of interests to declare.
Благодарности
Исследование выполнено в рамках реализации Государственного задания ФИЦ «Субтропический научный центр РАН» № FGRW-2022-0001 «Теоретико-методологические основы стратегического управления и инновационного развития рекреационно-туристской сферы РФ».
Список литературы
Александрова А. Ю. Стратегии развития туризма в странах и регионах мира / А. Ю. Александрова, Е. В. Аигина. – М. : Кнорус, 2020. – 302 с. – Текст : непосредственный.
Бушуева И. В. Новые стратегические приоритеты развития туризма в России / И. В. Бушуева // Сервис plus. 2019. № 4. С. 25-33. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/novye-strategicheskie-prioritety-razvitiya-turizma-v-rossii/viewer (дата обращения: 13.09.2023).
Гавва Р. В. Стратегическое планирование и прогнозирование в туристической индустрии / Р. В. Гавва, Е. Н. Ложкомоева. Текст : непосредственный // Вестник университета. 2021. № 1. С. 42-48.
Горбатов С. А. Проблемы развития молодёжного туризма в рамках реализации национальных проектов / С. А. Горбатов. – Материалы международной научно-практической конференции «Туризм и национальные проекты Российской Федерации» (г. Сочи, 03-06 октября 2022 г.). С. 112-118. URL: efaidnbmnnnibpcajpcglclefindmkaj/https://www.elibrary.ru/download/elibrary_52692258_45874154.pdf (дата обращения: 18.09.2023).
Горбатов С.А. Молодёжный туризм : проблемы и перспективы развития : монография / П. П. Чуваткин, С. А. Горбатов, А. А. Горбатова. – Сочи : ФИЦ СНЦ РАН, 2022. – 294 с. – Текст : непосредственный.
Единый план по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года : [утверждён Распоряжением Правительства Российской Федерации 1 октября 2021 г. : с изменениями от 24 декабря 2021 г.]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_398015/ (дата обращения: 17.09.2023).
Желнина З. Ю. Туризм в фокусе государственной поддержки и стратегий развития территорий // Теория и практика общественного развития. 2023. № 4. С. 84-94. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/turizm-v-fokuse-gosudarstvennoy-podderzhki-i-strategiy-razvitiya-territoriy/viewer (дата обращения: 13.09.2023).
Ленчук Е. Б. Стратегическое планирование в России: проблемы и пути решения / Б. Е. Ленчук. – Текст : непосредственный // Инновации. 2020. № 2. С. 24-28.
Литвак Б. Г. Стратегическое планирование и прогнозирование : учебник для вузов / Б. Г. Литвак. – М. : Юрайт, 2023. – 139 с. – Текст : непосредственный.
Паспорт национального проекта «Здравоохранение» : [утвержден Президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам 24 декабря 2018 г.]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_319209/ (дата обращения: 18.09.2023).
Паспорт национального проекта «Образование» : [утвержден Президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам 24 декабря 2018 г.]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_319308/ (дата обращения: 18.09.2023).
Паспорт национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства» : [утвержден Федеральным агентством по туризму 10 ноября 2021 г.]. URL: https://base.garant.ru/403085286/ (дата обращения: 18.09.2023).
Прокофьев С. Е. Стратегическое управление в органах власти / С. Е. Прокофьев, Г. М. Кадырова, С. Г. Еремин. – М. : Юрайт, 2023. – 259 с. – Текст : непосредственный.
Развитие системы стратегического планирования в Российской Федерации / Материалы «круглого стола» фракции политической партии «Справедливая Россия» и фонда развития инновационного предпринимательства Торгово-промышленной палаты Российской Федерации. – М.: Издание Государственной Думы, 2017. – 80 с. – Текст : непосредственный.
Силичева Н. Е. Формирование стратегии развития туристско-рекреационных кластеров региона // Вестник Псковского государственного университета. 2023. № 1. С. 31-41.
Участие инвалидов в туристических или экскурсионных поездках / Федеральная служба государственной статистики. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/tab7-4.htm (дата обращения: 20.09.2023).
Численность и состав населения / Федеральная служба государственной статистики. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/12781. (дата обращения: 19.09.2023).
Чуваткин П. П. Институциональные основы социального туризма в России и за рубежом / П. П. Чуваткин, А. А. Горбатова. – Текст: электронный // Вестник Академии знаний. 2020. № 3. С. 313-318. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/institutsionalnye-osnovy-sotsialnogo-turizma-v-rossii-i-za-rubezhom/viewer (дата обращения: 20.09.023).
Чуваткин П. П. Проблемы и перспективы развития социального туризма : монография / П. П. Чуваткин, А. А. Горбатова. – Сочи : ФИЦ СНЦ РАН, 2022. – 256 с. Текст : непосредственный.