16+

ОБМЕН СОЦИАЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА

Aннотация

Образовательная среда формирует фундамент становления и развития общества, а ресурсный обмен ведет к изменениям среды, как в положительную сторону, так и в отрицательную. В статье представлена позиция автора, которая продиктована современными изменениями в образовательном процессе. Данный процесс представляется как многоаспектная система взаимоотношений в социальном обществе. Основное внимание уделяется ресурсообмену в образовательном процессе как синергетической технологии, которая позволяет провести анализ и показать существенные проблемы. Также рассматривается субъектно-объектные отношения на рынке образовательных услуг в рамках конкурентоспособности.


Проблемы ресурсного обмена в образовательной среде в настоящее время ставятся на пьедестал, т.к. образовательная среда может скорректировать поведение всего общества в будущем. В настоящее время мы видим множество примеров по проведению неадекватной политики в образовательной сфере общества, без корректировки на современное состояние дел и будущую направленность развития всего мира и, в частности, определенного государства, национальности, традиций  и этапов развития. Невозможно не оценивать все то, что происходит в современном образовательном процессе, когда ежедневно находишься внутри него, в процессе ресусообмена, процессе взаимодействия, процессе получения новых знаний и т.д. Поскольку образовательный процесс имеет диалектический характер, его развитие возможно как через разрешение неизбежно возникающих противоречий, так и эволюционным путем, то есть через совершенствование сложившейся образовательной системы.

Основой ресурсообмена в образовательной среде можно считать социальное партнерство, т.к. оно осуществляется между учебными заведениями для достижения некоммерческого успеха в образовательной среде современного общества. Основное место в данном процессе занимает технология ресурсообмена, взаимодействия между образовательным учреждением и работодателями, которые основной целью ставят поиск профессионалов для различных сфер деятельности.  Рынок образовательных услуг можно охарактеризовать как систему прямых и опосредованных социально-экономических отношений по поводу купли-продажи товара «образовательные услуги», имеющего потребительскую стоимость, рыночную цену, определяемую спросом и предложением, но при этом полученные знания оценить с экономической точки зрения достаточно сложно.

Субъектами рыночных отношений в данном исследовании являются в том числе и образовательные учреждения, которые создают конкурентное поле, приводя рынок образовательных услуг в состояние саморазвития и самоизменения на основе законов конкуренции. В современном понимании для развития образовательного учреждения необходимо создавать комплекс конкурентных преимуществ для повышения общего уровня конкурентоспособности, как учреждения, так и отдельного обучающегося.

Чтобы сделать систему образования региона конкурентоспособной необходимо, чтобы сам регион был конкурентоспособным и инвестиционно-независимым. На наш взгляд, справедливо определение Н. Л. Зайцева: «Конкурентоспособность представляет собой интегральную (совокупную) характеристику процесса производства и отражает уровень ее соответствия конкретной общественной полезности» [3]. Тот факт, что в рамках региона существуют особенности, влияющие на конкурентоспособность всех кадров, показывает, что именно региональные условия являются фактором конкурентоспособности, следовательно конкурентные преимущества должны создаваться в регионе, а не появятся как заданные откуда-то. Следовательно, кадры выращенные, обученные в Белгородской области должны приносить положительный эффект в рамках данного региона. Конечно, и регион, как уже говорилось ранее, должен быть конкурентоспособен и давать возможность развиваться собственному персоналу.

Сфера образования является необходимой средой формирования и развития интеллектуального капитала, и исследуемый капитал воспроизводится именно в сфере образования, а стремление граждан к образованности является одним из важнейших факторов его сохранения и приумножения. Однако, несмотря на важную роль интеллектуального капитала в обществе, в современной науке еще не выработано единого подхода к рассмотрению сущности этого вида капитала [7].

Образование – это целенаправленная познавательная деятельность людей по получению знаний, умений, навыков и их совершенствование на протяжении всего этапа жизни. В течение всей жизни человек может получать то или иное образование, находясь в образовательных учреждениях, самостоятельно, перенимая опыт у других и т.д., проходя постепенную адаптацию к изменяющимся условиям жизни и постоянно изменяя и модернизируя идентификацию себя в обществе, т.е. проходя процесс ресурсообмена. Образование рассматривается как объект образовательных отношений в двух видах: 

  • объект как действие, т.е. процесс воспитания и обучения в целом;
  • объект как предмет, т.е. совокупность получаемых знаний, умений,  навыков, опыта деятельности и компетенций. 

Образование выступает одновременно как индивидуальный и как коллективный (совокупный) результат. Этот результат предполагает развитие каждой личности как наивысшей ценности общества, развитие умственных ее способностей, высоких нравственных качеств, формирование активного гражданина, способного к сознательному общественному выбору, и обогащение на этой основе интеллектуального, духовного и культурного потенциала всего народа, повышение его образовательного уровня, обеспечение народного хозяйства квалифицированными кадрами.

Новые социальные запросы на современном этапе развития общества не снижают актуальности этой проблемы, а, напротив, обостряют ее, наполняют новым качественным содержанием. Согласно новым образовательным технологиям знания, умения и навыки, которые получают обучающиеся, дают перспективы в развитии нового подхода и реализации возможностей выпускников образовательных учреждений. Интеллектуальный капитал как социальная категория представляет собой весьма специфический объект теоретико-социологических исследований, т.к. знания человека, получаемые в течение всей его жизни, формируют его интеллектуальный капитал.

Результатом образования является образованность членов общества, которая может быть общей и профессионально-содержательной. Так, средняя школа формирует общую образованность выпускника, а выпускник любого учебного заведения более высокого уровня характеризуется специальным образованием. Образованность человека имеет специфическую форму и очень сложно поддается оценке.

Знания человека, получаемые в течение всей его жизни, формируют его интеллектуальный капитал. Следовательно, в современном обществе именно интеллектуальный капитал становится основой богатства нации. Знания индивида накапливаются и получают направление своего развития в рамках сформированной национальной системы образования. Инновационные социальные технологии в формирование интеллектуального капитала выступают как элемент и результат образования, направленного на повышение эффективности и качества труда, общественного производства, устойчивое социально-экономическое развитие страны через ресурсообмен в образовательной среде.

Вложения в человека, в развитие его потенциала, в наращивание человеческого капитала – самый выгодный вид вложения средств, хотя количественно оценить эффективность этих вложений довольно трудно
[7].  Результат получения знаний в любом образовательном учреждении возможно достичь активными самостоятельными действиями обучающегося, а образовательная организация создает условия и организует процесс для достижения результата. Насколько будет полноценным личностное развитие обучающихся их мотивов и потребностей, интересов и склонностей, самостоятельного творческого мышления, их самосознания, социальной активности и нравственной воспитанности, во многом зависит от процесса ресурсообмена через преподавателя, учителя [6].  

Ресурсное оснащение общества представляет собой процесс, где в распоряжении сторон находится пространство с большим или недостаточным количеством различного вида ресурсов. Нереализованные механизмы и отношения различных нововведений находят некоторое пространственно-временное закрепление и приобретают различные формы ресурсного оснащения. Развитие любого вида ресурса в образовательной среде не может осуществляться спонтанно, а происходит под влиянием комплекса элементов в целесообразной деятельности субъектов управления, что является процессом преобразования экономических, политических, экологических, социальных и других ресурсов. Использование социальных ресурсов характеризуется сложностью и многогранностью решаемых задач, которые должны соответствовать принципам опережения процесса, масштабности проекта [7].

Раскрывая актуальность и многогранность данной темы необходимо сказать, что социальные ресурсы в образовательном процессе составляют основу всей системы ресурсов, т.к. только развитие социальных ресурсов приведет к развитию и совершенствованию других видов ресурсов – материальных, финансовых, информационных и пр. Инвестиции в образование человека, в развитие его потенциала, в создание человеческого капитала – это самый благоприятный тип инвестиций, но количественно оценить эффективность таких инвестиций довольно трудно.

Особое внимание в данном исследовании занимает процесс синергии, где эффект взаимодействия нескольких факторов: образовательное учреждение – человек – общество – знания – обмен, дает возможность получить более качественный уровень в системе получения информации и преобразования ее в современные знания и адекватность состояния человека в обществе. Вообще, синергетический эффект имеет прямую зависимость от ресурсообмена, т.к. это процесс совместно протекающих явлений на системном уровне и получение положительного эффекта возможно при слиянии этих понятий и систем.

Преобразование человеческого потенциала в основной фактор развития общества, его использование в качестве ресурса в управлении, составляют приоритетную и стратегическую задачу развития современного общества. При выборе стратегии и тактики административных действий особое значение имеет принцип приоритетов. Еще один принцип, имеющий значение при использовании образовательных ресурсов, это принцип гуманизации. Решение задачи оптимизации использования социальных ресурсов предполагает также следование принципам баланса целевых ориентаций и баланса текущих и перспективных целей [6].

Эффективное управление обменными процессами, возможно только в рамках организованной системы, имеющей механизм частичного принуждения. Для системы обмена эффективность принуждения определяется наличием и качеством институтов обмена, образования, науки. На управляемость ресурсного обмена в широком смысле воздействуют качество формального института (законодательства), развитие неформального института (деловой культуры), умение формировать индивидуальную систему обмена (обучения) [5]. Таким образом, оптимальное управление социальными ресурсами в процессе ресурсообмена в образовательном пространстве возможно на основе соблюдения следующих принципов: приоритетов, гуманизации, баланса интересов, баланса целевых ориентаций, баланса текущих и перспективных целей, системности, нормативного принципа, рациональности, дифференцированного подхода, социальной поддержки, обратной связи.

Итак, процесс ресурсообмена в образовательной среде захватывает огромное количество различных направлений жизни общества, данный процесс достаточно сложно оценить, но корректировать, развивать, регулировать необходимо, т.к. основа развития современного общества – это человек.

Список литературы

  1. Бехманн  Г. Современное общество: общество риска, информационное общество, общество знаний.  М.: Логос, 2010. 248 с. 
  2. Дулатова А. Н. Информационная культура личности: учебно-методическое пособие. М.: Либерея-Бибинформ, 2007. 176 с.
  3. Зайцева О. Источники формирования интеллектуального капитала, его использование и оценка // Проблемы развития инновационно-креативной экономики / Сб. научных статей по итогам Международной научной конференции, С.-Петербург, 19-20 мая 2009 г. / Под общ. ред. проф. Горелова Н.А., проф. Мельникова О.Н. – М.: Издательство «Креативная экономика», 2009. – 840 с.  http://www.creativeconomy.ru (дата обращения:  02.06.2015).
  4. Журавлев, А. А. Инновационные механизмы управления ресурсным обменом : диссертация ... доктора экономических наук : 08.00.05 Москва, 2003. 307 c.
  5. Лопатина Н.В. Информационная культура как условие эффективности социальных технологий: учебное пособие. М.: МГУКИ, 2002. – 81 с.
  6. Матвеев, Д.Ю. Концептуальные подходы к исследованию социальных ресурсов региона / Д.Ю. Матвеев // Научно-исследовательский институт синергетики, Сб. науч. работ. Вып. 9. Белгород, Белгородское областное издательство, 2006. С.10-17.
  7. Теория организации и организационное проектирование / Под ред.
    Т. П. Фокиной, Ю. А. Карсакова, Н. Н. Слонова, Саратов, 1997. 301 с.