16+
DOI: 10.18413/2408-9346-2025-11-1-0-3

Анализ потенциала развития промышленного туризма в Китае

Aннотация

В статье рассматривается потенциал развития промышленного туризма в Китае, подчеркивается его значимость для социально-экономического роста регионов. Актуальность исследования обусловлена растущей ролью промышленного туризма как фактора, способствующего увеличению доходов и созданию новых рабочих мест. Цель работы заключается в оценке текущего состояния и будущих возможностей развития промышленного туризма в Китае. Для достижения поставленной цели использованы методы контент-анализа, системного и статистического анализа, что позволяет глубже понять текущие тенденции в данной сфере. В результате исследования выделены ключевые направления развития, такие как поддержка историко-культурного наследия, популяризация научно-исследовательских объединений и создание креативных туристских продуктов. Подчеркивается важность стратегического планирования и инвестиционной поддержки для успешного развития промышленного туризма. В заключение отмечается, что несмотря на неравномерное экономическое развитие территорий, потенциал промышленного туризма в Китае остается высоким, что делает его перспективным направлением для дальнейшего развития инфраструктуры и культурно-исторической базы.


Введение (Introduction). Промышленный туризм – одно из направлений, раскрывающих региональный потенциал и активизирующих одновременно несколько значимых секторов экономики. Симбиоз промышленного и туристского комплексов стимулирует социально-экономическое развитие территорий, что выражается в увеличении доходной части, числа рабочих мест, росте инвестиционной привлекательности территорий и дополнительной востребованности промышленных отраслей. Расширение возможностей, которое проявляется в инфраструктурном развитии, популяризации тематических маршрутов, ребрендинге дестинаций, позволяет выявлять лидеров в контексте изменения промышленно-туристского комплекса.

Так, например, в Азии промышленный туризм стал весьма конкурентоспособным, а одним из развивающихся центров делового и промышленного туризма можно считать Китай. По данным на 2023 год, власти КНР ставили в качестве целей достижение значения в 240 млн туристов в промышленном туризме, тогда как ежегодный доход от данного вида туризма прогнозировался в районе 30 млрд юаней. Наиболее востребованными направлениями развития современного промышленного туризма в Китае можно считать поддержку сохранения промышленных объектов, являющихся историко-культурным наследием, популяризацию научно-исследовательских объединений и технопарков, создание креативных туристских продуктов и т.д.

Цель исследования (The aim of the work) – заключается в оценке сегодняшнего положения и будущих возможностей развития промышленного туризма в Китае и включает анализ статистических данных и примеров успешных проектов, направленных на сохранение и продвижение индустриального наследия.

Материалы и методы исследования (Materials and Methods). В ходе исследования были использованы следующие методологические подходы:

- статистический анализ;

- систематический анализ;

- контент-анализ;

- системный подход;

- конкретизация.

Источниками, использованными в процессе исследования, являются научные статьи, интернет-порталы профильных организаций, информационно-статистические базы и др. К числу использованных источников относятся такие информационные ресурсы, как справочный ресурс «Britannica», портал «China Briefing», официальный ресурс Азиатского банка развития «Development Asia», аналитический сайт «PROM TOURISM» и статистический сервис «Statista». В процессе аналитического освоения были изучены работы таких ученых, как Zhiyong L.G., Wang H., Yu Y., Новоселова О.В., Yang X. и другие.

Результаты исследования и их обсуждение (Results and Discussion). Положение и роль туризма относительно промышленного сектора рассмотрены в ряде современных научных трудов. Однако стоит обратить внимание на то, что влияние сферы услуг на другие отрасли и ее расширение ведут к снижению роли других секторов в экономике. Подобная тенденция прослеживается и в Китае. В начале 2018 года представители государственных структур отметили, что экономика КНР достигла принципиально нового уровня, который характеризуется тем, что сфера потребления и услуг значительно превалирует над инвестициями и производством, выступая в качестве основного фактора экономического роста (рис.1) (Statista, 2024).

Несмотря на то, что в общем объеме внутреннего валового продукта (ВВП) Китая промышленность составила 31,7%, сфера услуг стабильно отражается приблизительно в 44,6% от общего числа представленных фракций (рис.2) (Statista, 2024).

Необходимо уточнить, что выгоды быстро развивающегося сектора могут быть эффективно использованы для стимулирования промышленного роста. Это включает в себя разработку новых продуктов, проведение научных исследований и опытно-конструкторских работ, организацию маркетинговой поддержки, а также обеспечение работы транспортно-логистической системы и другие аспекты. Таким образом, рассматривая опыт КНР, можно прогнозировать потенциальный эффект от реализации стратегирования в области интегрирования и систематизации деятельности в рамках частичного совмещения двух крупнейших секторов экономики страны.

В настоящее время власти и профессиональные сообщества Китая активно поддерживают развитие внутреннего и въездного туризма, что подтверждается статистическими данными. Так, например, на 2020 год количество туристов внутреннего туристского потока КНР достигло порядка 7 млрд. человек, тогда как около 1 млрд. человек посетили промышленные объекты в туристских целях (АСИ, 2022). Отчасти данные цифры повлияли на то, что за последние несколько лет правительство и местные сообщества КНР планомерно исследуют вопрос развития промышленного туризма и активно содействуют реализации мер, связанных с сохранением и ревитализацией исторически значимых объектов, которые являются памятниками промышленного производства. Подчеркивая данную тенденцию, следует обратить внимание на то, что индустриальный сектор экономики развивался в КНР более 100 лет, около 14 территорий по всей стране отличаются наличием стратегически важных объектов индустриального наследия (Han, Zhuo, 2023; Yang, 2016). Данные представлены далее (табл. 1) (Александрова, 2012; Dongquan, Zhiyong, Patsy, Ming, 2017; Yang, 2016).

В конце 20 века количество промышленных предприятий в центральной части КНР существенно сократилось по причине того, что возникла тенденция переноса производств в отдаленные зоны. Эти меры аргументированы стремительным развитием функциональности и пространственных структур центральных территорий, подкрепленным стратегическими задачами правительственных органов по совершенствованию социальной, экологической и экономической обстановки (Yu, 2012).

Несомненно, Китай – государство, вовлеченное в процессы глобализации и цифровизации, что усиливает внутреннюю конкуренцию между традиционными крупными промышленными территориями и современными развивающимися международными центрами. Однако современные исследователи чаще отмечают, что за все время изучения опыта реализации стратегий сохранения и повторного использования производственных зон прослеживается проблема отсутствия систематизации и увязки мер, касающихся финансирования, исследования объектов и стандартизации подобной деятельности (Yu Y., 2012). Кроме того, ускоренные процессы урбанизации привели к тому, что во многих городах не удалось сохранить индустриальное наследие, т.к. в определенный период времени фокус внимания сместился на потребности реорганизации культурно-досуговой жизни, тогда как вопросы развития промышленного туризма и сохранения стратегически важных объектов не рассматривались как приоритетные (Wang, Fu, 2019). В некотором смысле этот опыт позволяет характеризовать промышленный туризм как недооцененное направление в границах КНР, в том числе с позиции развития имиджевой составляющей регионов, преодоления промышленного спада и повышения востребованности отдельных отраслей в контексте утоления кадрового голода.

Релокация потенциально привлекательных промышленно-туристских зон в недостаточной степени повлияла на масштабируемость разрабатываемых мероприятий и положений, что, в том числе, отразилось на опыте развития промышленного туризма Хуанши. Так, уже в 2017 году городской округ Хуанши оказался в числе территорий, пострадавших от ресурсного истощения. Долгое время Хуанши являлся столицей горнодобывающей промышленности и на настоящий период времени обладает потенциалом для развития промышленного туризма. Однако из-за непроработанного стратегического планирования, негативного влияния тяжелой промышленности на экологическую обстановку и ограниченных объемов инвестиций в развитие городской инфраструктуры, территория является в большей степени негативным примером, отражающим игнорирование потенциала в контексте обеспечения социально-экономического развития провинции Хубэй.

Оценив текущее состояние дел в округе, представители государственных организаций в 2019 году разработали стратегию по сохранению и развитию промышленного туризма. Данный план включает несколько этапов и базируется на проектном подходе (табл. 2) (Wang, Fu, 2019).

Анализируя многоступенчатую новую стратегию, следует подчеркнуть, что основные перспективы развития сосредоточены на формировании культурно-исторического имиджа и продвижении промышленного туризма в Хуанши. Это можно сравнить с опытом создания таких промышленных центров, как Пекин, Шэньчжэнь и Шанхай, которые делают акцент на оптимизации делового, культурного и образовательного туризма, Хуанши на данный период времени требует повышенной инвестиционной поддержки.

Важно рассмотреть примеры успешного стратегического планирования развития промышленного туризма. Так, обращаясь к опыту одного из культурных центров – Шэньчжэнь, необходимо сказать, что, наряду с Шанхаем, город является наиболее развитым и привлекательным с точки зрения оценки формирования имиджевой составляющей за счет вполне конкретных мероприятий. Дестинация совершенствуется за счет продвижения новых туристских маршрутов, которые позволяют изучить историю и достижения через привлечение предприятий (Huawei, BYD, Dji), рассредоточение ресурсов и направлений между всеми районами.

В то же время, Шанхай определяется многими исследователями в качестве современного промышленно-туристского центра, который впервые применил стратегирование в вопросе развития направления, анализируемого в данной работе. Прежде всего такая точка зрения связана с инициативой внедрения плана «Шанхайский промышленный туризм» (2006 – 2010 гг.) - документа-схемы, который включал в основу развития промышленного туризма методы кластеризации и зонирования пространства, опираясь на результаты тематического анализа и изучения географических особенностей семи зон (Novoselova, 2021). Более того, в 2005 году в Шанхае был создан центр содействия развитию промышленного туризма, который стал отправной точкой в вопросе обеспечения стратегического взаимодействия заинтересованных сторон, включая государственные структуры, профильные организации, ассоциации, частные предприятия и т. д. (Никулина, 2017).

Стоит отметить, что еще в начале 2000-х началось планомерное развитие государства, которое характеризовалось модернизацией важных отраслей, в том числе усилением конкурентоспособности производства и предпринимательского рынка, т.к. постепенно росла потребность у локальных организаций выходить на внешние рынки. Важно обратить внимание на то, что значительный контроль и государственная поддержка, а также сравнительно частое взаимодействие бизнес-сообществ с представителями власти оказывают положительное влияние на расширение возможностей выхода на внешние рынки (Кучумов, Еремичева, 2024). Безусловно, эта часть деловой культуры повлияла на формирование тенденций в производстве, также как и на роль некоторых индикаторов оценки состояния Китая в контексте развития промышленности. На рисунке 3 далее отражены основные показатели (China Briefing, 2024).

Кроме того, как и в России, в условиях КНР промышленный туризм во многом пересекается с деловым, т.к. основным сегментом потребителей являются молодые люди, заинтересованные в образовании и изучении производственных отраслей, а также в приобретении профессионального опыта (АСИ, 2022). В данном аспекте доступная информация об опыте развития направления позволяет судить о том, что промышленные и туристские предприятия Китая в недостаточной мере задействуют ресурсы при разработке туристских продуктов, обращаясь к основным потребностям целевой аудитории. Так, например, сравнивая опыт КНР с практикой западных стран, эксперты отмечают, что для последних характерно развитие направления через поощрение традиционной промышленности и ремесленного производства. Этот аспект подчеркивает концептуальные и идейные отличия от современного уровня развития китайских предприятий (Ying, 2010). Подобные сопоставления заставляют задуматься о скрытом промышленном потенциале КНР. Несмотря на сравнительно небольшой перечень производственных отраслей, влияющих на экономику Китая, историко-культурный потенциал, региональные особенности, положение на международном рынке наукоемкой продукции, торговые специализации, абсолютные и сравнительные преимущества в производстве – это опорные точки, которые могут влиять на оценку ресурсности территорий с позиции создания ценности промышленного сектора и конкретных брендов в разных частях КНР. В особенности данное мнение можно подчеркнуть заведомо выигрышной позицией страны на мировой арене с точки зрения аутентичности культуры и приверженности к инновациям.

Заключение (Conclusion). В заключение важно подчеркнуть очаговый характер прогрессирования промышленного туризма в стране, что во многом аргументируется неточным определением потребностей отдельных территорий, непроработанностью политики развития промышленного сектора, недостаточной детализацией общенациональных и региональных стратегий. Несмотря на это, промышленный туризм обладает внушительным потенциалом, учитывая возможности привлечения ресурсов предпринимательского рынка, опыт в сфере государственного регулирования производства и специфику промышленного сектора в целом. В ходе исследования удалось оценить контраст в вопросе развития промышленного туризма на примере разных территорий, проанализировать их потенциал, основываясь на общедоступных статистических данных, практических кейсах, информации о качестве ведения стратегического планирования деятельности, касающейся рассматриваемого вопроса.

Информация о конфликте интересов: авторы не имеют конфликта интересов для декларации.

Conflicts of Interest: authors have no conflict of interests to declare.

Список литературы

Александрова М.В. Торгово-экономические отношения провинции Цзилинь с Россией и план Чанцзиту // Китай в мировой и региональной политике. История и современность. Том 17. № 17. 2012. С. 294-321. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_21616584_60875985.pdf (дата обращения: 20.12.2024).

Кучумов А.В., Еремичева П.Ю. Специфика предпринимательства в Китае // Сборник материалов VIII международной научно-практической конференции «Стратегии развития предпринимательства в современных условиях». Санкт-Петербург. 2024. С. 63-66. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_69029244_97588174.pdf (дата обращения: 19.12.2024).

Никулина Ю.Н. Промышленный туризм в мировой практике: особенности организации и тенденции развития // Интеллект. Инновации. Инвестиции. № 9. 2017. С. 40-44. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_30608249_14006936.pdf (дата обращения: 20.12.2024).

Агентство стратегических инициатив (АСИ) // Методология развития промышленного туризма в Российской Федерации. Версия 2.0. URL: https://cpr74.ru/sites/default/files/docs/Методология%20Промышленного%20туризма.pdf (дата обращения: 19.12.2024).

China Briefing, China Manufacturing Tracker: 2024-25 (Updated). [Online], available at: https://www.china-briefing.com/news/china-manufacturing-industry-tracker-2024-25/ (Accessed 20 December 2024).

Dongquan, L., Zhiyong, L.G., Patsy, K. and Ming, W. (2017), “Tangshan – China’s one time industrial pioneer striving for ecological excellence”, CITIES, Vol. 65, pp. 1-9. [Online], available at: https://www.sciencedirect.com/science/article/abs/pii/S0264275116309593 (Accessed 19 December 2024).

Han, S. and Zhuo, L.A. (2023), A Hundred Stories: Industrial Heritage Changes China, Springer eBook, Singapore Palgrave Macmillan. [Online], available at: https://ebooks.mpdl.mpg.de/ebooks/Record/EB002167850 (Accessed 20 December 2024).

Novoselova, O.V. (2021), “Industrial tourism as a means of “Made in China” reputation improvement”, Journal of Spatial and Organizational Dynamics, Vol.9, Issue 1, pp. 61-72. [Online], available at:: https://www.academia.edu/45657888/INDUSTRIAL_TOURISM_AS_A_MEANS_OF_MADE_IN_CHINA_REPUTATION_IMPROVEMENT (Accessed 20 December 2024).

Statista (2024), Distribution of the gross domestic product (GDP) across economic sectors in China from 2013 to 2023. [Online], available at: https://www.statista.com/statistics/270325/distribution-of-gross-domestic-product-gdp-across-economic-sectors-in-china/ (Accessed 20 December 2024).

Statista (2024), Distribution of the gross domestic product (GDP) in China in 2023, by industry. [Online], available at: https://www.statista.com/statistics/1124008/china-composition-of-gdp-by-industry/ (Accessed 20 December 2024).

Wang, H. and Fu, Y. (2019), “A Comparative Study of Industrial Tourism of Cities in China”, Chinese Studies, Vol. 8, 1. [Online], available at: https://www.scirp.org/journal/paperinformation?paperid=90759#return12 (Accessed 20 December 2024).

Ying, J. (2010), “Analysis and Suggestions on Chinese Industrial Tourism Development”, International Business Research, Vol. 3, 2. [Online], available at: https://pdfs.semanticscholar.org/a836/070bb954b7536c22b0923a5aa560ab8e57e7.pdf (Accessed 20 December 2024).

Yang, X. (2016), “Industrial heritage tourism development and city image reconstruction in Chinese traditional industrial cities: a web content analysis”, Journal of Heritage Tourism. DOI: 10.1080/1743873X.2016.1236800. [Online], available at: https://www.researchgate.net/publication/310625030_Industrial_heritage_tourism_development_and_city_image_reconstruction_in_Chinese_traditional_industrial_cities_a_web_content_analysis (Accessed 20 December 2024).

Yu, Y. (2012), “Industrial Heritage in Shanghai – Past, Current Status and Future Direction. Industrial Patrimony”, Scientific Symposium (ICOMOS General Assemblies), pp. 49-55. ISSN 1296-7750. [Online], available at: https://openarchive.icomos.org/id/eprint/1313/1/YU_Yifan-Paris.pdf (Accessed 19 December 2024).