Образовательная экскурсия как метод более глубокого изучения предмета и повышения квалификации
Aннотация
В современных образовательных системах все большее значение приобретают интерактивные и практико-ориентированные методы обучения, позволяющие не только передавать знания, но и развивать у обучающихся целый комплекс профессиональных и личностных компетенций. Одним из таких методов является образовательная экскурсия, которая дает возможность погрузиться в реальную профессиональную среду и формирует у студентов и специалистов более глубокое понимание изучаемого предмета. Однако вузы зачастую подходят формально к проведению образовательных экскурсий. Для решения данной проблемы в статье анализируются концептуальные основы, исторический контекст и практические аспекты организации образовательных экскурсий, приводятся аргументы в пользу их эффективности при использовании в учебном процессе бакалавров, магистров и при повышении квалификации, а также рассматриваются возможные барьеры и перспективы развития этого метода. В рамках проведенного исследования в статье сформулирована цель – показать значение и многообразие возможностей, которые открывает современная образовательная экскурсия для получения профессиональных компетенций студентов гуманитарных специальностей. Проведенные исследования доказали эффективность организации образовательных экскурсий, необходимость введения их в учебные планы, что требует разработки методических указаний с описанием механизма проведения экскурсии и критериев оценки их эффективности.
Ключевые слова: образовательная экскурсия, практико-ориентированное обучение, повышение квалификации, интерактивные методики, профессиональное развитие
Введение (Introduction). Современный рынок труда и динамично меняющаяся экономическая среда требуют от специалистов не только глубоких теоретических знаний, но и практических навыков, а также способности быстро адаптироваться к новым реалиям. Традиционные методы обучения, построенные исключительно на лекциях и семинарских занятиях, не всегда могут обеспечить высокий уровень вовлеченности и практической подготовки обучающихся. В этом контексте все большую актуальность приобретают практико-ориентированные формы обучения, среди которых выделяется образовательная экскурсия.
Образовательная экскурсия представляет собой специально организованный выезд студентов или слушателей курсов повышения квалификации за пределы учебного заведения с целью более глубокого изучения конкретного предмета или профессиональной сферы.
В отличие от обычного туристического или культурно-просветительского мероприятия, в рамках образовательной экскурсии акцент делается на получении систематизированных знаний и умений, подкрепленных живым наблюдением и интерактивным участием.
Цель исследования(The aim of the work) – показать значимость и многообразие возможностей, которые открывает образовательная экскурсия для получения профессиональных компетенций и более эффективного освоения учебного материала. В статье рассматриваются особенности планирования и проведения подобных мероприятий, их роль в учебном процессе и в повышении квалификации, а также факторы, влияющие на успешность интеграции экскурсий в современные образовательные программы.
Материалы и методы исследования (Materials and Methods). При проведении исследования использовались методы анализа, синтеза, индукции, дедукции и обобщения.
Результаты исследования и их обсуждение (Results and Discussion). С точки зрения педагогики и дидактики, образовательная экскурсия – это форма организации учебного процесса, при которой студенты или слушатели направляются к реальным объектам (предприятиям, учреждениям, музеям, выставкам, тематическим паркам и т. д.) для получения новых знаний, непосредственного знакомства с практической стороной профессиональной деятельности и закрепления ранее изученного материала.
Данный метод предполагает вовлеченность обучающихся в активное наблюдение, анализ увиденного и осмысленный диалог со специалистами, что обеспечивает более глубокую связь теории и практики (Dewey, 1997).
Следует отметить, что образовательные экскурсии отнюдь не новый метод получения знаний. Впервые экскурсии в образовательных целях стали применять в XVIII–XIX веках, когда обучающиеся начали посещать фабрики и мануфактуры для понимания технологических процессов, однако, как отмечают Вахрушев И.Б. и Заславский Г.А. (Вахрушев, Заславский, 2018), первое известное определении экскурсии было дано только в начале XX века. История развития экскурсионного дела подробно рассмотрена в работах И.Н. Нужнова (Нужнов, 2015), В.Ю. Питюкова, И.В. Гусевой (Питюков, Гусева, 2014), А.Ф. Хисамутдиновой и Н.Э. Хайретдиновой (Хисамутдинова, Хайретдинова, 2017).
В Советском Союзе активно практиковались «производственные экскурсии» в рамках профориентации и учебных планов средних специальных и высших учебных заведений.
С развитием глобализации и появлением новых образовательных моделей увеличилась роль международных экскурсионных программ, позволяющих студентам знакомиться с зарубежным опытом, налаживать контакты и понимать специфику различных рынков.
Сегодня образовательные экскурсии получили распространение в самых разных сферах – от экономики и менеджмента до искусствоведения и туризма, одним из видов которого является промышленный туризм, приобретающий с каждым годом все большую популярность, о чем свидетельствует увеличение роста посещения предприятий в 2024 голу в 1,5 раза. Общее число россиян, побывавших на современных производственных площадках, за этот же период выросло до 2 млн чел. (Осокина, 2024).
В наше время образовательная экскурсия может рассматриваться как метод экспериментального и практико-ориентированного обучения (Гончаров, 2021). Современные теории экспериментального обучения подчеркивают, что максимальное усвоение знаний происходит, когда обучающиеся непосредственно взаимодействуют с объектами изучения, участвуют в практической деятельности и могут сразу применять полученные навыки (Кузьмина, 2018; Резго, Кузьмина и др., 2009).
По мнению A. Bahl и N. Frontczak – профессоров маркетинга Бизнес-Школы университета Метрополитен экспериментальное обучение основывается на опыте, который комбинирует прямой опыт, имеющий глубокий смысл для студентов, с обдумыванием и анализом (Bahl, Kuzmina, 2013; Bahl, Frontczak, 2008).
Большой вклад в развитие экспериментального обучения внес американский профессор David Kolb, которым разработана модель экспериментального обучения, состоящая из четырех этапов (Kolb, 2015):
- Конкретный опыт: фактический, новый опыт в жизни человека;
- Рефлексивное наблюдение: чувства, эмоции, размышление, связанное с опытом;
- Абстрактное осмысление: существующие понятия и теории, примененные к опыту;
- Активное экспериментирование: новые концепции, выведенные и осуществленные на практике.
Современные теории экспериментального обучения подчеркивают, что максимальное усвоение знаний происходит, когда обучающиеся непосредственно взаимодействуют с объектами изучения, участвуют в практической деятельности и могут сразу применять полученные навыки. Образовательная экскурсия как раз отвечает принципам такого обучения, сочетая наблюдение, анализ и практические упражнения в рамках одного мероприятия.
Основной целью образовательной экскурсии является формирование у студентов и специалистов более системного видения профессиональной сферы и развитие рефлексии – способности критически переосмысливать собственный опыт.
К задачам образовательной экскурсии относятся:
- углубленное изучение предмета. Образовательные экскурсии позволяют выйти за рамки теоретических материалов и увидеть практические аспекты, которые часто упускаются в традиционных лекциях. Например, студенты экономических специальностей при посещении предприятия могут ознакомиться с организацией производственного процесса, системой логистики, финансовым учетом, системой управления персоналом и т.д., а будущие специалисты по маркетингу и PR могут получать знания, посещая рекламные агентства, медиакомпании, выставочные мероприятия и форумы. Наблюдение за реальной работой профессионалов в данной области способствует лучшему усвоению практических навыков;
- формирование профессиональных компетенций. В ходе экскурсии, обучающиеся могут наблюдать конкретные рабочие ситуации, процесс принятия решений, познакомиться с используемыми технологиями. Это формирует профессиональное мышление и позволяет осознать, какие навыки и знания нужны для успешной работы в данной отрасли;
- мотивация и вовлеченность. Возможность увидеть реальный объект (предприятие, банк, телестудию, выставку и пр.) и пообщаться с практикующими специалистами повышает интерес и мотивацию студентов. Реальный контекст создает эффект присутствия и придает обучению смысл, что усиливает желание глубже изучать предмет;
- повышение квалификации. Для уже работающих специалистов образовательная экскурсия может служить способом повышения квалификации. Видя в реальных условиях, как работают новые технологии или управленческие модели, специалисты получают возможность перенимать лучший опыт и внедрять инновационные практики в собственную деятельность.
В настоящее время существуют различные виды образовательных экскурсий (рис. 1).
Рис. 1. Виды образовательных экскурсий
Fig. 1. Typesofeducationalexcursions
Рассмотрим их более подробно.
Учебно-производственные экскурсии. Сюда относится посещение промышленных и производственных предприятий, логистических центров и других профильных компаний для изучения технологических процессов, методов управления, системы качества, безопасности и пр., что помогает студентам раскрыть связь теории и практики в хозяйственной деятельности людей, познакомиться с принципами устройства технического оборудования или производственной технологии. Такой формат особенно востребован в вузах.
Профориентационные экскурсии. Такие экскурсии предполагают посещение предприятий и организаций (в том числе образовательных) для ознакомления с различными профессиями и условиями труда. Кроме того, обучающиеся имеют возможность ознакомиться с организацией производства, наблюдать за работой специалистов в рабочей обстановке, в процессе деятельности (Ефимова, 2016). Чаще всего такой формат характерен для учащихся старших классов, абитуриентов, а также студентов первых курсов.
Корпоративные экскурсии. Такие экскурсии направлены на посещение студентами и слушателями курсов повышения квалификации офисов компаний или банков для ознакомления со структурой управления, корпоративной культурой, политикой в области маркетинга, менеджмента, финансов и пр. Целесообразно проводить подобные экскурсии в рамках учебных дисциплин по менеджменту, финансам, маркетингу и др.
Культурно-образовательные экскурсии. Включают посещение музеев, галерей, выставок, связанных с историей, искусством, дизайном или социокультурными аспектами. Такой формат помогает студентам гуманитарных специальностей лучше усвоить культурный контекст и расширить кругозор.
Научно-исследовательские экскурсии. Организуются для будущих ученых, инженеров и исследователей. Предполагают посещение лабораторий, научных институтов, инновационных парков и технопарков, где студенты и слушатели факультета повышения квалификации могут ознакомиться с новейшими открытиями и перспективными направлениями исследований в различных областях и сферах деятельности.
Как отмечалось выше, образовательные экскурсии могут выступать эффективным инструментом повышения квалификации: они дополняют теоретические навыки, способствуют обмену опытом и установлению профессиональных контактов, развивают soft skills.
Посещение предприятий и организаций в рамках программы повышения квалификации дополняет полученные теоретические знания и навыки слушателей. На примере собственного опыта, полученного более 10 лет назад на курсах повышения квалификации по маркетингу в Японском центре производительности для социально-экономического развития, хочу отметить эффективность программы, где лекционные и практические занятия с изучением кейсов успешных компаний сопровождались посещением их офисов и производств. Экскурсии проводились в логистическую и транспортную компании, рекламное агентство, завод по производству йогуртов и др. Увиденное на этих предприятиях и организациях до сих пор используется автором в качестве иллюстративного материала на занятиях со студентами.
Экскурсии, организуемые в рамках повышения квалификации, позволяют слушателям не только изучать различные бизнес-процессы и другие вопросы, но и обмениваться опытом, устанавливать новые профессиональные связи, обсуждать проблемные ситуации в форме дискуссий и круглых столов.
Участие в экскурсиях позволяет совершенствовать Soft skills, а именно: коммуникабельность, лидерство, командную работу и другие навыки.
Последовательность организации и проведения образовательной экскурсии можно разбить на отдельные этапы (рис. 2).
Рис. 2. Схема этапов подготовки и проведения образовательной экскурсии
Fig. 2. Scheme of stages of preparation and implementation of an educational excursion
Таким образом, экскурсия перестает быть разовым мероприятием, а становится интегрированной частью учебного процесса.
Проведение образовательных экскурсий имеет как преимущества, так и проблемы организационного характера.
Преимущества проведения образовательных экскурсий:
1. Усиление мотивации: реальный контакт с профессиональной средой вызывает интерес и помогает увидеть практическую ценность теоретических знаний;
2. Развитие критического мышления: наблюдение реальных процессов требует анализа, сопоставления, формулирования выводов;
3. Содействие профориентации: экскурсии помогают студентам более осознанно подходить к выбору будущей профессии или специализации;
4. Связь теории и практики: экскурсии формируют целостную картину предметной области, усиливают интеграцию теоретических знаний;
5. Разнообразие форм взаимодействия: возможно включение лекций, мастер-классов, проектной работы прямо на месте.
Проблемы при организации и проведении образовательных экскурсий:
1. Организационные сложности: требуются время, средства на транспорт, согласование с принимающей стороной;
2. Невозможность охвата больших групп: многие объекты ограничены по вместимости;
3. Риски безопасности: особенно при посещении производств или территорий с особыми условиями;
4. Нечеткие учебные цели: экскурсия может превратиться в простую «поездку» без образовательного эффекта, если не продумана программа и не проведено заключительное обсуждение;
5. Недостаток методической подготовки: для проведения экскурсии на высоком уровне преподавателю и сопровождающим лицам нужны специальные компетенции.
Несмотря на вышеназванные организационные проблемы образовательная экскурсия – это мощный инструмент в арсенале современных методик преподавания, имеющая значительные перспективы для дальнейшего развития и интеграции в учебный процесс. В первую очередь это связано с использованием цифровых технологий при проведении экскурсий. Так, в условиях цифровизации возможно внедрение мультимедийных инструментов: мобильных приложений с дополненной реальностью (AR), интерактивных аудиогидов, видеоконференций с экспертами, онлайн-трансляций для слушателей, не имеющих возможности присутствовать лично.
Также развитию образовательных экскурсий способствует сотрудничество образовательных учреждений и бизнеса. Для более широкого использования экскурсий в учебном процессе необходимо развивать партнерства с предприятиями, музеями, научными центрами. Систематические договоры о сотрудничестве позволят вузам регулярно направлять группы студентов, а организациям – обеспечивать эффективную презентацию своих технологий и методик.
Важно, чтобы образовательные экскурсии рассматривались не как разовые мероприятия, а как часть учебного плана или программы повышения квалификации, поэтому их эффективность будет значительно выше при включении в учебные планы, рабочие программы дисциплин и программы повышения квалификации.
Исследования показывают, что проведение образовательных экскурсий в рамках изучения менеджмента, событийного маркетинга, рекламы, фирменного стиля и др. гуманитарных дисциплин будет способствовать их лучшему изучению и усвоению материала.
Заключение(Conclusions). Образовательная экскурсия является одной из форм практико-ориентированного обучения и обладает существенным потенциалом для углубления понимания предмета и развития профессиональных компетенций у студентов и слушателей курсов повышения квалификации.
Образовательная экскурсия позволяет осуществить непосредственное знакомство с объектами изучения, взаимодействие с профессионалами на рабочем месте, решение реальных кейсов, что делает процесс обучения более осмысленным и эффективным. В рамках образовательной экскурсии формируются профессиональные и личностные компетенции. А для специалистов, стремящихся повысить квалификацию, экскурсии могут стать полезным инструментом изучения новых технологий и управленческих подходов.
Однако реализация образовательных экскурсий требует тщательной подготовки: от постановки конкретных целей и задач до обеспечения безопасности, и методических указаний с описанием механизма проведения экскурсии, критериев оценки эффективности и кейсов с примерами успешного опыта. При разработке методических указаний за основу можно взять уже существующие и адаптировать их под свои цели и задачи (Индисова, 2016; Письмо Минпросвещения России, 2022).
Таким образом, при должной организации и интеграции в учебный процесс образовательная экскурсия способна стать одним из наиболее результативных методов обучения в различных областях знаний.
Информация о конфликте интересов: автор не имеет конфликта интересов для декларации.
Conflicts of Interest: the author has no conflict of interests to declare.
Список литературы
Вахрушев И. Б., Заславский Г. А. Методика организации учебных экскурсий для студентов специальности «Туризм» // Учёные записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. География. Геология. 2018. Т. 4 (70). № 1. С. 15–23.
Гончаров В.П. Практико-ориентированный подход в высшей школе: теоретические и прикладные аспекты // Высшее образование в России. 2021. № 12. С. 65–72.
Ефимова Е.Н. Профориентационная экскурсия как одна из эффективных форм профессионального просвещения обучающихся ГБПОУ «СПЭТ» // Молодой ученый. 2016. № 12 (116). С. 858-863.
Кузьмина Е.Е. Опыт применения инновационных технологий
в преподавании учебных дисциплин на примере вузов США // Образование в глобальном мире: инновации, проблемы и перспективы: сборник статей по итогам Международной научно практической конференции / отв. ред. Е. Е. Кузьмина. Москва; Берлин: Директ-Медиа. 2018. С.14-18.
Нужнов И. Н. Исторический опыт развития экскурсионного и школьного туризма в России в XIX в. // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015. Т. 33. С. 126–130. URL: http://e-koncept.ru/2015/95410.htm (дата обращения 29.07.2025).
Осокина Ю. Места для индустриального туризма: металлургический комбинат, стекольный завод и автомобильные концерны URL: https://experience.tripster.ru/articles/mesta-dlya-industrialnogo-turizma/ (дата обращения 29.07.2025).
Письмо Минпросвещения России от 16.06.2022 N 06-836 "О направлении информации" (вместе с "Методическими рекомендациями по организации экскурсий для обучающихся, включая экскурсии по историко-культурной, научно-образовательной и патриотической тематике". Утв. Минпросвещения России 10.06.2022).
Питюков В.Ю., Гусева И.В. Учебные экскурсии в процессе
профессиональной правовой подготовки студентов // Вестник РМАТ. 2014. № 4. С. 60-63
Подготовка и проведение экскурсии: методическое пособие / сост.
Индисова Т. Р. Великий Устюг; Вологда: ВОУНБ. 2016. - 38 с.
Резго Г.Я., Кузьмина Е.Е., Новиков О.А. и др. Инновационные технологии преподавания дисциплин: монография / под ред. Г.Я. Резго. М.: РГТЭУ. 2009. – 262 с.
Хисамутдинова А.Ф., Хайретдинова Н.Э. История формирования понятия «экскурсия»: некоторые аспекты историографии проблемы // Genesis: исторические исследования. 2017. № 7. С. 79-86. URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=23183References (дата обращения 29.07.2025).
Bahl, A. and Kuzmina, E.E. (2013), “lnnovative Educational Technologies as a Factor of student Motivation: Experience in Russian Universities”, Annual Conference Proceedings Marketing Education, New Challenges and Opportunities, pp. 228-231.
Dewey, J. (1997), Experience and Education, New York, Macmillan, 96 p.
Kolb, D. (2015), Experiential Learning: Experience as the Source of Learning and Development, New Jersey, Prentice Hall, 390 p.