Институциональная среда развития региональных санаторно-курортных комплексов
Aннотация
Сформировавшийся стратегический подход к управлению социально-экономическим развитием страны должен быть поддержан на уровне субъектов РФ. Осознание важности человеческого капитала, его вклада в национальное развитие и безопасность связано с качеством социальных услуг, включая образование, жилищные условия, здравоохранение и санаторно-курортное лечение. Акцентирование на проблемах развития санаторно-курортного комплекса и осознание необходимости улучшения его конкурентных характеристик на уровнях высшего управления РФ получило должное развитие в региональных стратегиях и концепциях тех субъектов, которые традиционно обладали развитым потенциалом курортной медицины. Однако необходимо понимание того, что заложенные ориентиры долгосрочного формирования современного инновационного высокотехнологичного санаторно-курортного комплекса базируются на соответствующем уровне институциональной среды и совокупности нормативно-правовых актов, обеспечивающих поэтапное достижение сформулированных целей и задач. Цель исследования заключается в анализе институциональной среды управления развитием региональных санаторно-курортных комплексов. Научная новизна состоит в разработке комплексных рекомендаций по улучшению институциональных условий регулирования наиболее проблемных аспектов деятельности санаторно-курортных комплексов на основе обобщения управленческих результатов. Проведён анализ экономических показателей деятельности санаторно-курортных комплексов регионов Приволжского федерального округа. Исследованы стратегические законы, направленные на регулирования состояния туристско-рекреационной сферы, лечебно-оздоровительного туризма и санаторно-курортных комплексов, вовлечение в коммерческий оборот природных лечебных ресурсов как основы лечебно-оздоровительного процесса. Разработаны рекомендации по совершенствованию институциональной нормативно-правовой среды, регулирующей системные изменения состояния региональных санаторно-курортных комплексов.
Ключевые слова: санаторно-курортный комплекс, стратегии, законы, управление, институциональные условия, эффективность функционирования
Введение (Introduction). Прогноз социально-экономического развития РФ (Прогноз социально-экономического развития РФ, 2018) направлен на сохранение человеческого капитала, улучшение демографических показателей и базовых социальных условий, влияющих на качество жизни населения. В связи с этим были инициированы стратегические нормативно-правовые акты, направленные на модернизацию и укрепление конкурентных позиций санаторно-курортного комплекса страны как важного элемента системы здравоохранения (Распоряжение Правительства, 2023; Стратегия развития санаторно-курортного комплекса Российской Федерации, 2018).
В условиях данного государственного курса приобретают значение региональные тенденции управления развитием санаторно-курортных комплексов, обусловленные не только существующими традициями курортной медицины и наличием природных лечебных ресурсов, способствующих повышению качества услуг и коммерческих результатов, но и условиями предпринимательской деятельности, эффективными при соответствующей нормотворческой деятельности, системе инструментов, оперативно реагирующих на внешние изменения.
Одним из ключевых законов является Стратегия (Стратегия развития санаторно-курортного комплекса Российской Федерации, 2018), сбалансированная с точки зрения социально-экономических и экологических интересов субъектов, реализующих различные функции в процессе организации санаторно-курортного лечения. В документе показана необходимость сотрудничества и интеграции организаций, имеющих различную специализацию в целях совершенствование санаторно-курортного предложения в различных субъектах страны. Подчеркнута системообразующая функция санаторно-курортных организаций, необходимость развития социальных показателей деятельности для решения задач регионального развития. В первую очередь рассматриваются проблемы регулирования, сохранения и возобновления природных лечебных ресурсов, формирующих необходимую базу курортной медицины, являющихся источником потенциального спроса на лечебно-оздоровительные услуги. Второй по значимости является проблема низкой экономической эффективности санаторно-курортной сферы, ограниченности инвестиционного интереса в данный вид деятельности, поскольку при недостаточно высокой рентабельности существует значительная потребность в системных капитальных расходах. Сложившаяся экономическая ситуация является сложной для курортной медицины, поскольку сохранение рыночных позиций предполагает в первую очередь наличие положительных финансово-экономических результатов. Это достаточно сложно обеспечить без системной государственной поддержки.
Цель исследования (Theaimofthework). Целью статьи является разработка рекомендаций по совершенствованию институциональной среды курортной медицины.
Материалы и методы исследования (MaterialsandMethods). Теоретическая база статьи основывается на общелогических методах, включая анализ нормативно-правовых документов и результатов исследований ученых по проблемам развития институциональной среды функционирования санаторно-курортных комплексов. Выводы и рекомендации базируются на информации Федеральной службы статистики, выявленной динамики развития основных экономических показателей санаторно-курортного комплекса, ранжировании.
Результаты исследования и их обсуждение (Results and Discussion). Высокие затраты, колебания спроса и недостаточно высокий уровень загрузки способствуют убыточности большинства санаторно-курортных комплексов (СКК) в регионах страны независимо от природно-климатических, инфраструктурных и институциональных условий деятельности (рис. 1).
Рис. 1. Динамика изменения финансовых результатов деятельности СКК РФ в 2020-2023 гг., млн руб., рассчитано по данным (ЕМИСС, 2025)
Fig. 1. Dynamics of changes in the financial results of the CCM of the Russian Federation in 2020-2023, million rubles,
calculatedaccordingto (EMISS, 2025)
Целесообразно рассмотреть опыт управления санаторно-курортными комплексами и институциональной средой их функционирования на примере Приволжского федерального округа. Несмотря на то, что по природно-климатическим условиям он не составляет прямую конкуренцию субъектом Юга России, тем не менее управление курортной медициной можно охарактеризовать как высокоэффективное. Небольшая часть регионов показывает высокое качество управления и адаптации СКК к глобальным и структурным рискам, часть из них относится к Приволжскому федеральному округу (рис. 2).
Рис. 2. Динамика изменения финансовых результатов деятельности СКК регионов ПФО РФ в 2020-2023 гг., млн руб., рассчитано по данным (ЕМИС, 2025)
Fig. 2. Dynamics of changes in the financial results of the CCMs of the regions of the Volga Federal District of the Russian Federation in 2020-2023, million rubles, calculated according to (EMIS, 2025)
Наиболее устойчивым является СКК Республики Татарстан, который получает прибыль в 2021-2023 гг. с ее наивысшим значением в 1,6 млрд руб. по итогам 2022 года, обращает на себя внимание комплекс Чувашской Республики – при обороте в 1,26 млрд руб. прибыль составила 321 млн руб.
Поскольку государство является основным субъектом рыночного регулирования санаторно-курортного лечения и управления изменением его показателей, рассмотрим институциональную нормативно-правовую среду в регионах с устойчивыми финансово-экономическими показателями СКК ПФО. В Республике Татарстан реализуется стратегия развития туризма до 2030 года (Стратегия развития туризма в Республике Татарстан, 2022). Согласно данному документу, большой акцент сделан на социальной роли туризма, увеличении и доступности услуг для жителей региона при одновременном повышении конкурентоспособности. Если обратить внимание на целевые показатели реализации, отметим, что рост объёма платных услуг происходит достаточно высокими темпами, составляя с 2021 по 2023 год более 200%. За этот же период можно отметить и увеличение туристического потока свыше, чем на 500 тыс. человек.
Положительная динамика изменения практически всех показателей, характеризующих сферу туризма республики, является результатом сочетания системности управления, ориентации на собственный внутренний потенциал спроса, высокий уровень выполнения социальных функций здравницами региона. Подтверждением этому является другой важный документ, Порядок организации санаторно-курортного лечения, закрепляющий право ряда категорий граждан республики, включай пенсионеров, государственных и муниципальных служащих на полную или частичную компенсацию стоимости санаторно-курортного лечения в соответствии с именным электронным сертификатом (Порядок организации санаторно-курортного лечения работников, 2022). Названные выше законы реализуется в русле Стратегии социально-экономического развития региона (Стратегия социально-экономического развития Республики Татарстан, 2015), а также закона об адресной социальной поддержке населения, которая регламентирует и существенно расширяет круг лиц, имеющих право на льготное санаторно-курортное лечение в силу уязвимости по здоровью, возрасту, сложным жизненным обстоятельствам (Закон Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан, 2024).
В Пермском крае реализуется Стратегия развития туризма до 2035 года (Стратегии развития туризма в Пермском крае, 2022). Особенностями документа является выраженная ориентация на программно-целевое управление, упор на кластерные и локальные проекты, сосредоточенные на базе крупных курортов, а также программы инфраструктурного развития. Отмечается, что существенным фактором, ограничивающим широкое вовлечение богатого природного и культурного лечебного наследия, является транспортная обеспеченность, нехватка средств размещения, соответствующих современному уровню запроса, отсутствие системности управления экологическими аспектами, например, вовлечением в сферу туризма особо охраняемых природных территорий. Основные инвестиционные проекты, связанные с развитие курортной медицины основаны на инфраструктурной модернизации здравниц, обладающих высоким собственным потенциалом и благоприятным имиджем на российском рынке лечебно-оздоровительных услуг.
Республика Башкортостан на сегодняшний день обладает высокими конкурентными позициями в сфере лечебно-оздоровительного туризма ПФО. В регионе длительный опыт развития курортной медицины и санаторно-курортного лечения, что отражено в основных стратегических законах (Концепция развития санаторно-курортной системы Республики Башкортостан, 2000; Указ О мерах по развитию санаторно-курортной системы Республики Башкортостан, 2000). Долгосрочными ориентирами концепции стали конкурентные преимущества санаторно-курортного комплекса и более полноценная интеграция природных лечебных ресурсов в лечебно-оздоровительный процесс, приоритетным направлением являлось экономическое стимулирование инвестиций в рамках частно-государственного партнёрства, большое внимание в программе развития санаторно-курортной системы республики уделено научному и кадровому обеспечению деятельности санаторно-курортных комплексов как основным факторам, влияющим на качество оказываемых услуг.
Развитая нормативно-правовая база является основой государственного управления санаторно-курортными организациями в регионах. В первую очередь, в ней четко отражены стратегические ориентиры и показатели, которые запланированы в качестве результатов функционирования СКК. Также введены ответственные министерства, ведомства, должностные лица, за которыми закреплены направления и функции, обозначены инструменты и методы достижения показателей, их сроки и способы финансирования.
В текущих условиях именно государство определяет вектор развития курортной медицины и способствует ее интеграции в экономику и социальную сферу субъектов РФ с опорой на имеющийся управленческий опыт и традиции санаторно-курортного дела. Целесообразно сгруппировать полученные данные в соответствии с рейтингами регионов ПФО по уровню развития СКК в трех основных областях: потенциал лечебно-оздоровительных ресурсов, экономический потенциал, потенциал государственного регулирования СКО региона, чтобы определить конкурентные позиции и уязвимости территориально близких субъектов округа (табл. 1).
Таблица 1
Рейтинговые позиции регионов ПФО с высоким уровнем развития СКК*
Table 1
Rating positions of the Volga Federal District regions with a high level of CCM development*
Рейтинг выбранных субъектов ПФО учитывал наличие законодательства о регулировании СКК, природных ресурсов, наличие прибыли СКО, величину оборота. Можно сделать вывод о том, что три рассматриваемых региона занимают первые места по экономическому потенциалу СКК, являются стабильно прибыльными при наиболее высоких объемах выручки. Однако позиции Пермского края по наличию нормативно-правового обеспечения управления являются наиболее слабыми, так как отсутствие базовых законов снижает качество планирования развития отрасли.
Выделим основные особенности институциональной среды регулирования и развития региональных СКК округа рассмотренных субъектов, занимающих высокие места (табл. 2).
Таблица 2
Особенности институциональной среды регулирования и развития СКК некоторых регионов ПФО*
Table 2
Features of the institutional environment for the regulation and development of the CCM in some regions of the Volga Federal District*
Заключение (Conclusions). Каждый рассматриваемый регион ПФО обладает преимуществами и определенными ограничениями в регулировании и развитии санаторно-курортных комплексов, при этом можно сформулировать общие рекомендации по совершенствованию институциональной среды курортной медицины:
1. Системная научная, мониторинговая и предпринимательская деятельность по исследованию и использованию природных лечебных ресурсов в целях повышения качества регионального предложения услуг, их диверсификации с учетом различных потребностей социально-демографических групп населения;
2. Развитие правовой институциональной среды, способствующей качественному стратегическому планированию развития курортной медицины, привлечению инвесторов под выделенные проекты курортно-рекреационных кластеров, стимулированию предпринимательской инициативы в туристско-рекреационной и сервисной деятельности;
3. Формирование цифровой среды и цифровых инструментов сопровождения лечебно-оздоровительного процесса, соответствующих потребности населения в качественных услугах, что положительно отразится на конкурентных позициях СКК региона.
Информация о конфликте интересов: автор не имеет конфликта интересов для декларации.
Conflicts of Interest: the author has no conflict of interests to declare.
Список литературы
Распоряжение Правительства РФ от 29.11.2019 № 2852-р (ред. от 30.03.2023) "Об утверждении плана мероприятий по реализации Стратегии развития санаторно-курортного комплекса Российской Федерации" // Электронный фонд правовых и технических документов URL: https://docs.cntd.ru/document/563926473?ysclid=metsgcuihh580990009 (дата обращения: 07.08.2025).
Стратегия развития санаторно-курортного комплекса Российской Федерации, утверждена распоряжением Правительства РФ от 26 ноября 2018 года № 2581-р // Электронный фонд правовых и технических документов URL: https://docs.cntd.ru/document/551760675?ysclid=metsid5nqx369483196 (дата обращения: 07.08.2025).
Закон Республики Татарстан от 8 декабря 2004 года № 63-ЗРТ «Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан» (с изменениями на 12 апреля 2024 года) // Электронный фонд правовых и технических документов URL: https://docs.cntd.ru/document/423904176?ysclid=metsv5e9sj375672317 (дата обращения: 07.08.2025).
Концепция развития санаторно-курортной системы Республики Башкортостан от 6 мая 2000 года № УП-252 «О мерах по развитию санаторно-курортной системы Республики Башкортостан» // Электронный фонд правовых и технических документов URL: https://docs.cntd.ru/document/935103957?ysclid=metsx0wucn264559548 (дата обращения: 02.08.2025).
Стратегия развития туризма в Республике Татарстан на период 2021-2030 годов, утверждена Приказом ГК Республики Татарстан № 18 от 16 февраля 2022 г. // Электронный фонд правовых и технических документов URL: https://docs.cntd.ru/document/406552767?ysclid=metrxhpcqk150316214 (дата обращения: 10.08.2025).
Стратегия социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года, утверждена Законом РТ от 17 июня 2015 года № 40-ЗРТ // Электронный фонд правовых и технических документов URL: https://docs.cntd.ru/document/428570021?ysclid=metsz7rntg632938537 (дата обращения: 09.08.2025).
Стратегии развития туризма в Пермском крае на период до 2035 года с изменениями на 27 сентября 2023 года (в ред. распоряжений Правительства Пермского края от 07.12.2022 № 433-рп, от 27.09.2023 № 351-рп) // Электронный фонд правовых и технических документов URL: https://docs.cntd.ru/document/406008612?ysclid=mett18esao242887774 (дата обращения: 10.08.2025).
Указ Президента Республики Башкортостан «О мерах по развитию санаторно-курортной системы Республики Башкортостан» от 6 мая 2000 года № УП-252 // Электронный фонд правовых и технических документов URL: https://docs.cntd.ru/document/935103957?ysclid=mett253zim575969190 (дата обращения: 10.08.2025).
Порядок организации санаторно-курортного лечения работников государственных учреждений Республики Татарстан, работников муниципальных организаций в Республике Татарстан и муниципальных служащих в Республике Татарстан (утв. постановлением КМ РТ от 4 июля 2022 г. № 620) // Электронный фонд правовых и технических документов URL: https://docs.cntd.ru/document/407274438?ysclid=mett3s7gco202505318 (дата обращения: 06.08.2025).
Прогноз социально-экономического развития РФ на период до 2036 (одобрен на заседании Правительства РФ 22.11.2018) URL: https://www.economy.gov.ru/material/directions/makroec/prognozy_socialno_ekonomicheskogo_razvitiya/prognoz_socialno_ekonomicheskogo_razvitiya_rossiyskoy_federacii_na_period_do_2036_goda.html?ysclid=mett55kfnt87123571 (дата обращения: 06.08.2025).
Единая межведомственная информационно-статистическая система (ЕМИСС). URL: https://www.fedstat.ru/%C2%A0?ysclid=m60sg25vzc793997192 (дата обращения: 05.08.2025).
Кнни Ю.А., Радченко О.Р., Уразманов А.Р., Балабанова Л.А. Современное состояние и развитие санаторно-курортного потенциала республики Татарстан // Казанский медицинский журнал. 2020. Т. 101. № 4. С. 561-569.
Лежнин В.В., Полухина А.Н. Развитие локальных систем в сфере туризма и рекреации (на примере Приволжского федерального округа): анализ и перспективы // Сервис в России и за рубежом. 2021. Т. 15. № 4 (96). С. 134-150.
Малышкина Н.А., Ушакова А.С. Особенности развития туристской сферы в Чувашской республике // Вестник Чебоксарского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. 2021. № 4 (27). С. 30-43.
Сельдушова Д.Д., Нехаева Н.Е. География рекреационного туризма в регионах Приволжского федерального округа // Тенденции развития науки и образования. 2021. № 76-1. С. 104-107.
Соловская А.В., Данилова А.В. Статистический анализ взаимосвязи туризма и экономики Кировской области // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. 2022. Т. 16. № 2. С. 60-69.
Яхварова Е.В., Кирилушкина И.А. Конкурентоспособность регионального туризма: направления повышения и инновации (на примере Саратовской области) // Инновационная деятельность. 2022. № 3 (62). С. 70-82.