Кадры для туристской индустрии в Республике Татарстан: образовательные и профессиональные ориентации студентов
Aннотация
Одной из острых проблем в работе туристической отрасли России является нехватка квалифицированных кадров, несмотря на достаточное количество учебных заведений, готовящих специалистов для данной сферы. Теоретическое осмысление данной проблемы особенно активно происходит в последние постпандемийные годы, и всё большее количество исследований посвящено освещению жизненных ориентаций современной молодёжи и роли образовательных организаций в профессиональной подготовке для более глубокого понимания причин и факторов кадрового голода в индустрии туризма. Для решения эмпирических задач использовалась авторская анкета, созданная с помощью Yandex Forms. В качестве опрашиваемых выступили студенты Набережночелнинского филиала Учреждения профессионального образования «Колледж Казанского инновационного университета», обучающиеся на втором и третьем курсах по специальности «Туризм и гостеприимство». Результаты исследования, проведенного автором, позволили раскрыть некоторые аспекты проблемы подготовки кадров для туристской индустрии в Республике Татарстан путём выявления образовательных и профессиональных ориентаций студентов колледжа, обучающихся по указанной специальности. Подтверждено наличие крайне низкой доли трудоустройства выпускников в сфере туризма. Обоснована необходимость создания эффективной профессионально ориентированной образовательной среды в учебном заведении как фактора поддержания мотивации студентов работать в будущем в индустрии туризма. Определено негативное влияние выявленной установки на краткосрочное планирование на образовательные и профессиональные ориентации студентов колледжа. Проведённое исследование позволило дополнить представления о причинах
Ключевые слова: индустрия туризма, кадровый голод, образовательные ориентации, профессиональные ориентации, гибкие навыки, проектный подход, практикоориентированность, студенты
Введение (Introduction). Туристская отрасль в России обладает неисчерпаемым потенциалом для развития всех известных видов туризма, привлекающих внимание внутренних и въездных туристов. Но наряду со всеми возможностями, которые предоставляет российская туристская индустрия, их реализация затруднена наличием целого комплекса проблем разного характера. Практики и исследователи выделяют следующие проблемы внешнего характера, мешающие полноценному и эффективному функционированию индустрии туризма в России: внешнеполитические риски, санкционная политика, нарушение логистических потоков, межгосударственные конфликты, нестабильность валют и другие (Андрейченко, 2022). К числу важнейших проблем внутреннего характера относятся недоукомплектованность квалифицированными кадрами, низкий уровень профессиональной подготовки и переподготовки персонала, причем как в допандемийный, так и в постпандемийный период (Карпова, 2019; Переверзев, 2020; Романцова, 2022; Уткина, 2023; Шарафутдинов, 2021, Шпильман, 2023).
Именно проблема подготовки кадров для туристской индустрии является одной из самых острых и привлекающих к себе внимание исследователей. Проблема отличается особой сложностью, поскольку затрагивает интересы четырёх акторов.
Во-первых, непосредственно самих игроков туристской индустрии, владельцев туристических объектов, имеющих потребность в достаточном количестве и высокой квалификации работниках для эффективной работы объектов туризма.
Во-вторых, потребителей линейки туристических услуг, нуждающихся в качественном сервисе.
В-третьих, образовательных организаций высшего и профессионального образования, осуществляющих подготовку профильных кадров для туристской отрасли в соответствии с Федеральными государственными образовательными и Профессиональными стандартами, а также потребностями рынка.
В-четвертых, работников сферы туризма всех уровней, а также студентов, обучающихся по направлениям подготовки, готовящих кадры для сферы туризма, – потенциальных работников в области сервиса и туризма.
Все акторы теснейшим образом связаны между собой, что отражено в Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года, в которой предполагается «увеличение инвестиционной привлекательности туристской отрасли… увеличение уровня загрузки и снижение влияния фактора сезонности в использовании туристской инфраструктуры; повышение уровня сервиса и кадрового обеспечения развития туризма… активное вовлечение бизнеса в формирование образовательных программ для туристской отрасли» (Стратегия…, 2019).
В пандемийный и постпандемийный периоды в России в значительной степени активизировался внутренний туризм, что вновь актуализировало проблему привлечения квалифицированных кадров в туристскую индустрию (Жуковец, 2023). По данным исследователей, кадровый голод в туристской отрасли наблюдается в России повсеместно – как в суперпопулярных дестинациях, таких, как Санкт-Петербург (Уткина, 2023), так и в регионах (Романцова, 2022). Республика Татарстан, несмотря на высокий потенциал в сфере туризма, также испытывает проблемы с кадровым обеспечением своей туристской отрасли. При этом в республике имеются высшие и профессиональные учебные заведения, готовящие кадры для сферы туризма. Отмечается, что «около 10% выпускников (а это 2 человека из 20) трудоустраиваются по профессии» (Романцова, 2022: 116).
В связи с этим полагаем, что необходимо исследовать образовательные и профессиональные ориентации студентов, обучающихся в профессиональных учебных заведениях (колледжах) по специальности «Туризм и гостеприимство», поскольку они непосредственно влияют на выбор будущей профессиональной сферы и мотивы работать по профессии после окончания обучения в условиях кадрового дефицита в сфере туризма.
Следует отметить, что пора обучения – не просто время, отведённое на получение профессии, а период формирования ценностей, целей, приоритетов: «новые модели поведения и ценности, которые формируются в этот период, закладывают основу для дальнейшей взрослой жизни» (Слинкова, 2025: 99). Это период максимальной неопределённости: неясны жизненные, образовательные, профессиональные цели: «успешное их достижение возможно лишь в том случае, если планы по самореализации адекватны способностям индивида, его ценностным ориентациям и образовательной траектории» (Зинич, 2023). Не все абитуриенты осознанно выбирают специальность в колледже, не все студенты получают диплом по окончании учебного заведения, либо переводясь на другую специальности, либо вовсе бросая обучение. Немаловажную роль в профессиональном самоопределении студентов колледжа играет образовательная среда колледжа: качество преподавания, вовлеченность преподавателей и их умение увлечь будущей профессией, практикоориентированный подход и многие другие факторы.
Цельисследования (The aim of the work). Цель данного исследования заключается в выявлении образовательных и профессиональных ориентаций студентов колледжа, обучающихся по специальности «Туризм и гостеприимство», для прояснения некоторых аспектов проблемы подготовки кадров для туристской индустрии в Республике Татарстан.
Материалы и методы исследования (Materials and Methods). Данное исследование построено на результатах социологического опроса – анкетирования с помощью цифрового сервиса Yandex Формы, проведённого в январе 2025 года. В городе Набережные Челны Республики Татарстан всего лишь два колледжа реализуют программы по специальности «Туризм и гостеприимство». Респондентами выступили студенты 2 и 3 курсов Набережночелнинского филиала Учреждения профессионального образования «Колледж Казанского инновационного университета» в возрасте от 17 лет до 21 года. Подавляющее большинство опрошенных имеет возраст от 17 до 19 лет, лишь одному студенту 21 год. 12,7% – молодые люди, остальные 87,3% – девушки. 92% опрошенных имеют среднее общее образование (9 классов), а 8% – среднее (полное) общее образование (11 классов).
Результаты исследования и их обсуждение (Results and Discussion). В ходе исследования стало возможным выявить мотивы поступления респондентов на специальность. Большинство опрошенных (66,7%) признались, что сделали самостоятельный выбор специальности «Туризм и гостеприимство». По совету друзей, родителей и родственности поступили на неё 15,8% респондентов. В ситуации, когда надо было решить, какую специальность выбрать при поступлении, и решение было принято спонтанно, оказались 11,1%. А 6,4% опрошенных перевелись на данную специальность, первоначально поступив на другую. Тем самым сознательно и серьёзно обдумывали поступление на выбранную специальность 82,5% от всей совокупности опрошенных.
Проведённые исследования жизненных ориентаций представителей молодёжи свидетельствуют, что «знания и образование имеют высокий приоритет» (Зинич, 2023: 146) для современной молодёжи. Это означает, что образование занимает значимое место в их жизни. Поэтому важным моментом в профессиональном самоопределении и процессе обучения является обеспечение качества получаемого образования. Современная молодёжь щепетильно относится к образовательной среде, оценивает уровень подготовки и наличие опыта преподавателей, материально-техническое оснащение учебного заведения, получение действительно необходимых для будущей процессии знаний, навыков и компетенций. Опрошенные в целом положительно (76%) оценивают качество образования: половина из них считают качество получаемого образования высоким, полагают, что они получили полное представление о будущей профессии. Другая половина респондентов также оценила качество образования как высокое, но хотела бы некоторых улучшений, например, увеличить долю практического обучения. 19% респондентов оценили качество образования как среднее, а 5% высказали отрицательное мнение.
Современные студенты, как яркие представители поколения Z, предпочитают активные формы организации учебных занятий. Лекции должны быть, по их мнению, наполнены активностью: студенты и преподаватели должны постоянно взаимодействовать, общаться, вовлекаться в обсуждение проблемных тем, подачу материала предпочитают видеть в визуализированной форме, лекции должны сопровождаться презентацией, видеороликами, схемами, блоками. Такой формат лекций приветствуют 81% опрошенных. 19% респондентов, похоже, не вовлечены в учебный процесс, они предпочитают, чтобы на лекции студенты просто списывали материал со слайдов, а преподаватель не задавал вопросы. Что касается практических занятий, то первой по популярности среди респондентов формой их организации стала геймификация: игровой формат выбрали 47,6%, второй – групповая работа или работа в мини-группах (44,4%), третьей – интерактивные решения (28,8%), четвертой – дискуссии (22,2%). Выбираемые респондентами форматы организации практических занятий свидетельствуют о необходимости вовлечения обучающихся в различные активные учебные типы занятости. Заметим, что популярные формы лекционных и практических занятий требуют развитых гибких (надпрофессиональных) навыков – таких универсальных умений, которые отражают личные качества обучающегося и способствуют профессиональному росту в любой области: коммуникабельность, креативность, умение работать в команде, проявлять эмоциональный интеллект, лидерские качества, предвидение и многие другие (Заславская, 2021). Причём все они связаны с успешным взаимодействием с людьми, а выбранные респондентами форматы как раз способствуют развитию данных гибких навыков. Кроме того, в 2025 году на базе колледжа реализуется проект, поддержанный Фондом президентских грантов, – «Наставничество студентов колледжа в развитии надпрофессиональных навыков», в число целевых групп которого вошли и студенты, обучающиеся по направлению «Туризм и гостеприимство». Цель проекта состоит в повышении у студентов уровня надпрофессиональных навыков на 50%.
Другим положительным эффектом использования активных форм организации учебных занятий является развитие проектного мышления у студентов – будущих работников, столь необходимого в сфере туризма. Отметим высокий уровень подготовки студентов, обучающихся по специальности «Туризм и гостеприимство», в проектной деятельности, проявляющийся в участии в проектных конкурсах, научно-практических конференциях. «Проектная деятельность – это деятельность, связанная с инициированием, подготовкой, реализацией и завершением проектов (программ)» (Воронцова, 2022: 177), она, как форма обучения, направлена на разработку конкретного востребованного туристического продукта, которая включает целый комплекс работ по подбору средств размещения, предприятий питания и культуры, транспортных и страховых компаний, формирования бюджета и бизнес-плана, представление проекта в виде качественной презентации. К выпуску все студенты охвачены проектной работой, и их навыки проектирования туристического продукта отработаны. Проектный подход показал свою эффективность в процессе подготовки кадров для индустрии туризма (Zaitseva, 2016).
Исследователями отмечается наличие разных подходов в обучении специалистов для туристской индустрии в России и за рубежом: «в России практически всё учебное время отводится на изучение теории, в то время как в европейской традиции примерно 60 % учебных часов отводится теории и 40 % – практике… центральное место в учебных программах занимают общеобразовательные предметы, а специализация начинается только на последних двух курсах обучения» (Переверзев, 2020: 51). Тогда как в зарубежных странах акцент делается на практическую подготовку (Edvinsson, 2002; O’Fallon, 2011; Zagonari, 2009; Ziyue, 2020). Студентов сначала погружают в индустрию гостеприимства, а затем следует теоретическая часть обучения. Тем самым большую часть обучения студенты стажируются на объектах туризма. Полагаем, что необходимо увеличение роли практикоориентированного обучения в системе подготовки российских специалистов с той целью, чтобы по окончании обучения они могли успешно включиться в рабочие процессы.
Согласно данным опроса, 61,9% респондентов указали, что проходили практику, 36,5% посещали профильные организации с экскурсией, 20,6% – встречались с потенциальными работодателями. Таковы основные направления практиориентированной деятельности сегодня со студентами – будущими специалистами в сфере туризма и гостеприимства. Некоторую тревожность вызывает доля опрошенных, проходивших практику, – на последнем курсе обучения охват должен быть 100%, но он составляет 61,9%. Скорее всего, это говорит о некотором формализме при прохождении практики. Исследователи отмечают данный момент: «зачастую по результатам прохождения практики обучающимися образовательные организации получают достаточно формальный отзыв: студент прибыл, работал, за время практики выполнил такую-то работу, в целом выполнил порученную работу на такую-то оценку, убыл» (Уткина, 2023: 70), часто студентов на практике не вовлекают в рабочие процессы в организации, просят «перекладывать бумажки», а то и вовсе не мешать. Возможно, студенты попросту не считают такую деятельность практикой. Подобная организация практики в колледжах приводит к потере интереса к будущей профессии, переводу на другую специальность, а то и вовсе к отчислению из учебного заведения. Тем не менее, в колледже, где проводился опрос, достаточно активно проводятся встречи с работодателями, регулярно проводятся экскурсии на предприятия туристической отрасли и значимые объекты туризма, работают преподаватели-практики, студенты имеют возможность пройти стажировку в Турции и Китае, поэтому следует отметить высокий уровень практикоориентированных мероприятий для студентов, обучающихся по специальности «Туризм и гостеприимство». Отметим, что практикоориентированный подход, реализуемый в колледже, где обучаются респонденты, следует направлению, выбранному крупными высшими учебными заведениями России, в которых построено «сотрудничество с крупными известными отелями, в образовательный процесс включается организация выездных экскурсий в отели, где для студентов организуются вводные лекционные занятия и мастер-классы» (Семёнова, 2020: 84).
Важным индикатором самочувствия в образовательной организации и мотивом обучаться является субъективная оценка успешности обучения. Согласно данным опроса, успешность обучения для современной молодёжи кроется скорее не в формальных показателях, а в той отдаче или пользе, которую её представители получают во время обучения: оценки не являются столь значимыми, важными являются те знания, навыки и компетенции, которые получают студенты – так полагают 58,7% опрошенных, в процессе обучения происходит саморазвитие, самосовершенствование – считают 47,6% респондентов. Формальные моменты – своевременно сданные сессии – важны для 39,7% опрошенных студентов. Красный диплом получить хотят 14,3% респондентов.
Немаловажным моментом в процессе получения образования студенты считают характер взаимодействия с преподавателями. Известно, что за последние десятилетия формат данных отношений претерпел значительные трансформации. Современные обучающиеся, по данным опроса, хотят видеть в преподавателе поддерживающего, наставляющего эксперта в своём деле, умеющего грамотно организовать процесс преподавания, транслирующего качественные и актуальные знания. Мало того, интерес к профессии, к отдельному учебному предмету напрямую зависит от личности преподавателя: однозначно так думают 65% опрошенных студентов, а 22,2% респондентов ответили, что личностные качества преподавателя скорее влияют на интерес к профессии или предмету, чем не влияют. Кроме того, несмотря на углубляющуюся цифровизацию образования, традиционные очные форматы проведения занятий с объясняющим материал преподавателем, умеющим интересно и интерактивно организовать лекцию или практическое занятие, остаются предпочтительными для современной молодёжи, согласно данным опроса. У респондентов есть опыт занятий в онлайн-формате, но всё же они полагают, что аудиторные занятия эффективнее. Тем самым, несмотря на изменения в характере взаимодействий обучающихся и преподавателей, традиционные формы остаются в приоритете.
Что касается профессиональных ориентаций, то они в значительной степени различаются у студентов-второкурсников и выпускников. На Рисунке 1 видно снижение доли студентов выпускного курса, желающих работать в туристической отрасли по сравнению с долей второкурсников. При этом на втором курсе уже есть те, кто работает в туристской отрасли, а на третьем курсе таковых не оказалось. Наблюдается тенденция снижения желающих работать по профилю ближе к выпуску.
| 2 курс | 3 курс |
Да, уже работаю | 4,2% |
|
Скорее да, чем нет | 72,9% | 60% |
Скорее нет, чем да | 18,7% | 13,4% |
Нет | 4,2% | 26,6% |
Рис. 1. Распределение ответов респондентов на вопрос:
«Намерены ли вы работать по специальности после получения диплома?»[1], %
Fig. 1. Distribution of respondents' answers to the question
“Do you intend to work in your field after graduation?”, %
Тем не менее, студенческая пора рано или поздно закончится, поэтому студентам надо задуматься о трудоустройстве. Данные Рисунка 2 демонстрируют сферы занятости, в которых себя видят студенты в будущей трудовой жизни. Если второкурсники, в большей степени ориентированные остаться в профессии, видят себя либо в малом туристическом бизнесе, либо в большой стабильной туристической компании, то выпускники, в меньшей степени ориентированные работать в сфере туризма, также хотят трудоустраиваться в малом бизнесе или работать на себя, но большинство из них намерены идти по пути саморазвития, находиться в поиске такой сферы занятости, в которой им будет интересно. Значит, налицо готовность к частой смене областей приложения своих знаний и компетенций. Интересно, что фриланс и сфера медиа гораздо привлекательнее для выпускников, нежели для второкурсников. В целом, студентов выпускного курса характеризует некоторая растерянность и некоторое брожение по поводу своего будущего трудоустройства.
| 2 курс | 3 курс |
В малом бизнесе, работать на себя | 43,8% | 40% |
В большой коммерческой компании со стабильной зарплатой и возможностью карьерного роста | 41,7% | 26,7% |
В саморазвитии, работать там, где будет интересно, возможно, часто меняя сферу деятельности | 27,1% | 60% |
Во фрилансе, брать проекты и получать за них плату | 12,5% | 26,7% |
В блогинге, работе в медиапространстве | 6,2% | 20% |
Заниматься домом, детьми, не работать | 6,2% | 20% |
Не знаю, чем хочу заниматься | 4,2% | 6,7% |
Рис. 2. Распределение ответов респондентов на вопрос:
«В какой сфере вы видите свое будущее?»[2], %
Fig. 1. Distribution of respondents' answers to the question:
“In what area do you see your future?”, %
По окончании обучения студенты будут иметь квалификацию «Специалист по туризму и гостеприимству». Для оказания туроператорских и турагентских услуг ему достаточно полученного уровня образования. Тем не менее, более четверти опрошенных студентов-второкурсников и одна пятая от общей численности выпускников намерены продолжить своё обучение и получить в дальнейшем высшее профессиональное образование. Скорее намерены, чем нет – по четверти от общей численности студентов обоих курсов. При этом одна пятая часть выпускников уверены, что полученного в колледже образования им вполне достаточно, и они не планируют получать высшее образование. Среди второкурсников студентов с таким мнением меньше – всего 8,3%. Тем самым, ориентации на получение высшего профессионального образования среди опрошенных достаточно разноплановы.
При этом следует помнить, что планирование своего будущего, в том числе образовательного и профессионального, для современной молодёжи имеет несколько иные характеристики, нежели для более старших поколений. Если старшее поколение в большей степени склонно к долгосрочному планированию, то молодое поколение ориентировано на планирование ближайшего будущего. Положительный момент состоит в том, что планирование как таковое вообще присутствует, так как в обществе сложилось мнение, что «молодёжь ничего не хочет», «молодёжь ни к чему не стремится». Исследования показывают «наличие у студентов желания строить свое будущее, а не «плыть по течению» (Слинкова, 2025), а что касается сроков планирования, то данные исследований расходятся. Согласно исследованию 2023 года, современная молодёжь «хоть определяет цели в жизни, но не на долгосрочную перспективу» (Зинич, 2023), большинство планирует жизнь на ближайшие пять лет. Исследование 2025 года показывает «преобладание у студентов долгосрочной ориентации над краткосрочной» (Слинкова, 2025). Согласно данным проведенного опроса, студенты колледжа в возрасте преимущественно 17-19 лет склонны к краткосрочному планированию: 76,2% опрошенных признались, что им нелегко что-то планировать, мир настолько нестабилен, и может произойти всё, что угодно. Причём в этом уверены все выпускники. Среди второкурсников 22,9% опрошенных планируют свою жизнь на 5 лет вперед, а 8,3% из них убеждены, что нужно заниматься долговременным планированием: учиться дальше, строить карьеру, создавать семью, брать ипотеку и т.п.
Заключение (Conclusions). Проведённое исследование некоторых аспектов проблемы подготовки кадров для туристской индустрии в Республике Татарстан с целью выявления образовательных и профессиональных ориентаций студентов колледжа, обучающихся по специальности «Туризм и гостеприимство», позволило сделать следующие выводы.
1. Большая часть студентов при поступлении осознанно сделала выбор в пользу специальности «Туризм и гостеприимство», значит, их действительно привлекала выбранная сфера трудоустройства. Но к выпуску контингент студентов по данному направлению значительно сократился по сравнению с набором на первый курс: перевелись на другую специальность, отчислились или ушли в другое учебное заведение. Это говорит о том, что в процессе обучения, ближе познакомившись с будущей профессией, у части обучающихся, находящихся на этапе профессионального самоопределения, произошёл пересмотр личных образовательных и профессиональных ориентаций.
2. Значительную роль в становлении образовательных и профессиональных ориентаций играет образовательная среда учебного заведения: актуальное содержание преподаваемых дисциплин, в особенности, профессионального цикла, высокая квалификация преподавательского состава, достаточный объем практикоориентированной части обучения, развитие гибких (надпрофессиональных) навыков, вовлечение в активные формы лекционных и практических занятий, развитие проектного мышления, и, как итог, – поддержание интереса к выбранной профессии. Данные исследования показали, что студенты, погружённые в эффективную профессионально ориентированную образовательную среду с первого курса, в большей степени сохраняют мотивацию работать в туристской индустрии, а значит, такая среда способна благотворно повлиять на решение кадрового голода в данной отрасли в Республике Татарстан. Исследователями отмечается, что «современная система подготовки и переподготовки кадров для туриндустрии должна быть ориентирована на постоянное развитие, совершенствование и стремление к повышению качества региональных туристских продуктов, что зависит и от адекватного отражения в программах необходимых знаний и компетенций по обеспечению их конкурентоспособности» (Шарафутдинов, 2021: 99). Тем самым, образовательные организации республики, реализующие программы среднего профессионального образования, как акторы туристской отрасли, должны обеспечить функционирование такой эффективной профессионально ориентированной образовательной среды.
3. На основании данных исследования, трудоустройство выпускников колледжа по специальности «Туризм и гостеприимство», действительно, вызывает тревожность. По завершении обучения чуть более половины выпускников намеревается работать в туристской индустрии, достаточно хорошо развитой в Республике Татарстан. Остальных привлекает возможность попробовать себя в малом бизнесе, фрилансе, медиапространстве. Данные по второму курсу более позитивны: более трех четвертей обучающихся заинтересованы в трудоустройстве в сфере туризма. Есть надежда, что поддержание эффективной профессионально ориентированной образовательной среды в колледже будет способствовать сохранению позитивной профессиональной ориентации студентов – будущих работников сферы туризма.
4. Ориентация на краткосрочное планирование косвенно негативно влияет на образовательные и профессиональные ориентации студентов колледжа. Вера в то, что мир изменчив, хрупок, не безосновательна. Любые планы могут разрушиться: например, как в период пандемии обрушилась мировая туристская индустрия, и огромное количество людей осталось без работы. Но, тем не менее, она успешно восстановилась. Туристические компании по-прежнему заинтересованы в хорошо обученных квалифицированных кадрах, а люди по всему миру любят путешествовать. Поэтому долгосрочным планированием заниматься надо, понимая, что на жизненном пути возможно многое. Большую роль в формировании данного понимания жизни играют родители студентов и преподаватели колледжа.
В заключение хочется отметить, что, по признанию исследователей, индустрия туризма нуждается не только в готовых квалифицированных кадрах, но и в системе непрерывной профессиональной подготовки и переподготовки работников для столь интенсивно развивающейся отрасли экономики, а «процесс обеспечения сферы туризма профессиональными кадрами может стать фактором привлекательности развития территорий, продвижения туристского потенциала и обеспечения вклада отрасли в социально-экономическое развитие регионов России» (Жуковец, 2021: 107).
Информация о конфликте интересов: автор не имеет конфликта интересов для декларации.
Conflicts of Interest: the author has no conflict of interests to declare.
[1] Цветовая градация отражает выраженность значений по мере интенсивности цвета от красного (минимальное значение) к зеленому (максимальное значение).
[2] Множественный выбор, цветовая градация отражает выраженность значений по мере интенсивности цвета от красного (минимальное значение) к зеленому (максимальное значение).
















Список литературы
Андрейченко Е. В., Мухина И. И. Рынок труда туризма и индустрии гостеприимства: кризис или новые возможности // Актуальные вопросы современной экономики. 2022. № 10. С. 166-182. DOI 10.34755/IROK.2022. 13.16.015.
Воронцова М. Г., Васильева А. Д. Проектная деятельность в развитии туристской территории региона // Журнал правовых и экономических исследований. Journal of Legal and Economic Studies. 2022. № 1. С. 176-184. DOI 10.26163/GIEF.2022.44.96.024.
Жуковец М. В. Профессиональная подготовка кадров для сферы туризма как возможность развития внутреннего туризма регионов (аналитический обзор) // Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера: Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. 2021. Т. 1. Вып. 1. С. 104-108. DOI: 10.34130/2070-4992-2021-1-1-104.
Заславская О. В., Малафий А. С. Формирование «мягких навыков» в образовательном процессе вуза как фактор развития конкурентоспособности молодого специалиста // Перспективы науки и образования. 2021. № 3 (51). С. 115-126.
Зинич А. В. Профессиональные и жизненные цели современной молодежи // Научный результат. Технологии бизнеса и сервиса. 2023. Т. 9. № 4. С. 146-152. DOI: 10.18413/2408-9346-2023-9-4-1-2.
Карпова Г. А., Волошинова М. В., Хорева Л. В. Подготовка кадров для сферы рекреации и туризма: сетевизация и профессиональные стандарты // Профессорский журнал. Серия: Рекреация и туризм. 2019. № 3 (3). С. 27-35. DOI: 10.18572/2686-858X-2019-3-3-27-35.
Переверзев М. В. Подготовка кадров для гостиничного и туристического бизнеса в Российской Федерации: системный подход // Гуманитарные науки. 2020. № 1. С. 39-52.
Романцова Д. В., Доценко А. А. Кадровый голод туристской индустрии Приморского края // Сервис в России и за рубежом. 2022. Т.16. № 2. С. 112-120. DOI: 10.24412/1995-042X-2022-2-112-120.
Семенова Л. В. Развитие практикоориентированного обучения: исследование индустрии гостеприимства // Научный результат. Технологии бизнеса и сервиса. 2020. Т. 5, № 2. С. 78-86. DOI: 10.18413/2408-9346-2020-6-2-0-7.
Слинкова О. К., Вишневская Е. В., Богомазова И. В. Традиционные российские ценности и их преломление в сознании студенческой молодежи // Научный результат. Технологии бизнеса и сервиса. 2025. Т. 11. № 1. С. 96-109. DOI: 10.18413/2408-9346-2025-11-1-0-7.
Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2019 года №2129-р). URL: http://static.government.ru/media/files/ FjJ74rYOaVA4yzPAshEulYxmWSpB4lrM.pdf (дата обращения: 14 июня 2025).
Уткина О. Н. Управление качеством подготовки кадров для индустрии туризма посредством искусственного интеллекта // Научный результат. Технологии бизнеса и сервиса. 2023. № 9 (1). С. 67-78. DOI: 10.18413/2408-9346-2023-9-1-0-6.
Шарафутдинов В. Н., Онищенко Е. В., Романов М. С. Актуальные подходы подготовки и переподготовки кадров в сфере туризма // Научный результат. Технологии бизнеса и сервиса. 2021. Т. 7, № 2. С. 91-103. DOI: 10.18413/2408-9346-2021-7-2-0-9.
Шпильман В. И. Внутренний туризм как фактор развития профессионального образования // Вестник ассоциации вузов туризма и сервиса. 2023. Том 17. № 2. С. 227-237.
Edvinsson, L. (2002), Corporate Longitude: Navigating the Knowledge Economy, Boston, Financial Times Prentice Hall, 224 р.
O’Fallon, Michael, J. (2011), Hotel management operations New Jersey: John Willey & Sons, Inc., Hoboken, 512 р.
Zaitseva, N. A., Ilina, E. L., Nikolskaya, E. Y., Romanova, M. M. and Larionova, A. A. (2016), “The main strategic directions of the education system development (on the example of higher education institutions on personnel education for thehospitality industry)”, International journal of environmental and science education, Iss.11, 16, pp. 9155-9168.
Zagonari, F. (2009), “Balancing tourism education and training”, International Journal of Hospitality Management, Vol. 28, pp. 2-9. DOI: 10.1016/j.ijhm.2008. 03.006.
Ziyue, Z. (2020), “Practice of industry-education integration and post internship mode in tourism management major teaching in vocational colleges”, Journal of Hubei Open Vocational College, Vol. 33 (22), pp. 138-139.