16+

Определяющие факторы выбора маршрутов в студенческом туризме

Aннотация

Проблема исследования заключается в необходимости выявления факторов, влияющих на выбор маршрутов в студенческом туризме. Поскольку студенческий туризм в современных реалиях становится не просто формой проведения досуга, но также и эффективной формой проведения воспитательной, патриотической работы, инструментом самоопределения и социализации. Актуальность подтверждается не только растущим интересом ко внутреннему туризму студентов, но также и активной позицией государства, стремящаяся дать студентам возможности для доступного, познавательного и привлекательного туристического маршрута. Целью исследования ставится выявление факторов, побуждающих студентов выбирать определенный маршрут, на основе анализа деятельности федеральной программы «Студтуризм» и деятельности Центра молодежного туризма УГНТУ в рамках реализуемых ими проектов и мероприятий. В качестве метода исследования был выбран и проведен анализ мотивации студентов, их предпочтений, уровня востребованности и вовлеченности в разные формы туризма: выездные, городские, промышленные, научно-популярные или экологические экскурсии. Результаты исследования отражают ряд факторов, оказывающих влияние на выбор, среди которых учитывается доступность поездок, наличие организованного транспорта и сопровождения, привлекательность мероприятия, направленность, а также сезонные условия. Выводы исследования показывают, что наибольшим спросом среди студентов УГНТУ пользуются выездные экскурсии к природным достопримечательностям, организуемые Центром молодежного туризма, сочетающие в себе сразу несколько преимущественных факторов.


Введение (Introduction). Развитие молодежного туризма является одним из приоритетных направлений государственной политики. На тематику развития данного направления уже написаны работы разных авторов. Один из авторов: А.В. Ханина в своей работе «Современный студенческий туризм: особенности и перспективы развития» говорит о необходимости развития студенческого туризма путем привлечения самих студентов к организациям путешествий (Ханина, 2022).  В другой ее работе совместно с Д.Т. Козловым «Ретроспективный анализ понятия «студенческий туризм» говорится о зарождении студенческого туризма еще во времена Ивана Грозного (Ханина, Козлов, 2024).

В статье «Студенческий туризм как составляющая молодежного туризма» (Верна, Скаранник, Сорока, 2023) проведен анализ мотивов путешествий студентов и факторы, определяющие выбор места путешествия. Обоснована взаимосвязь между развитием студенческого туризма и приоритетами молодежной политики РФ.

В статье «Молодежный и студенческий туризм как вектор в развитии туриндустрии и образования: опыт реализации программы на региональном уровне» анализируется, как программа «Студтуризм» влияет на развитие туротрасли и способствует повышению качества образования (Зайцева, Красильникова, 2023).

Немаловажный аспект изучения – это история развития студенческого туризма, которая исследуется в статье «Историогенез молодежного туризма в России» (Васильцов, Коноплёва, Ахатов, 2019).

В статье «Регионально-территориальная миссия молодежного и студенческого туризма: пространство воспитания взрослеющего человека» В.П. Голованов рассматривает процессы подготовки программ для студенческих путешествий (Голованов, 2023).

Е.И. Охрименко в статье «Условия развития студенческого туризма в регионах» рассматривает влияние развития студенческого туризма на внутренний туризм (Охрименко, 2024).

В статье «Студенческий туризм в структуре формирования человеческого потенциала как фактор развития новых регионов РФ» рассматривается человеческий потенциал молодежи как двигатель развития туризма и анализируются программы стратегического развития студенческого туризма в регионах (Анопченко, Воронина, 2024).

В статье «Студенческий туризм как форма международного сотрудничества высших учебных заведений» рассматривается взаимодействие между вузами в рамках студенческого туризма (Иванова, Ноговицын, 2021).

В статье «Студенческий и молодежный туризм как социально-значимый и образовательный инструмент развития туристических дестинаций России и Калининградской области как эксклавной территории» рассматриваются способы продвижения студенческого туризма (Митрофанова, Белова, Горбунов, Проданцов, 2023). Однако тема студенческого туризма не исчерпала себя и остается актуальной.

Цельисследования (The aim of the work). Понятие «студенческий туризм» не имеет четкого определения. Чаще всего авторы связывают это понятия с путешествиями с образовательными, познавательными или научно-популярными целями, поскольку понятие неразрывно от университетов.

В рамках данного исследования ставится цель выявить факторы, побуждающие студентов выбрать тот или иной маршрут для своего путешествия.

Материалы и методы исследования (Materials and Methods). В ходе данного исследования использовались эмпирические методы. Были проанализированы различные литературные источники, а также государственные программы и деятельность структурных подразделений вузов, работающих в данном направлении.

В «Положении о программе молодежного и студенческого туризма», которое утверждено Минобрнауки, понятия студенческого и молодежного туризма объединены между собой. Это «путешествия обучающихся и молодых специалистов в пределах территории Российской Федерации с целью участия в событиях научной, образовательной и профориентационной направленности, получения доступа к объектам научно-исследовательской инфраструктуры, обмена научным и практическим опытом в течение учебного года и отдыха в каникулярный период, в том числе с использованием инфраструктуры кампусов, общежитий и иных подходящих для проживания, обучения и проведения научных исследований инфраструктурных объектов образовательных организаций в субъектах Российской Федерации» (Положение о программе «Студтуримз», 2022).

Планирование туристических маршрутов с целью минимизации затрат и времени туристов очень важно для повышения качества туристических услуг (Ци, Ван, 2022). Особенно, если учитывать ограниченные ресурсы целевой аудитории – студентов, эта задача осложняется, но очень важно сохранить как качество услуг, так и минимальные затраты с продуманной логистикой.

Государство активно поддерживает путешествия молодежи, создавая для этого всевозможные условия. Например, для студентов имеется возможность оплаты льготного проезда по студенческим билетам на железнодорожном транспорте, что способствует развитию туристических поездок молодежи как минимум внутри региона. Еще одним примером является Пушкинская карта или скидки по студенческим билетам на вход в музеи. Это делает посещение музейных экскурсий более доступным и стимулирует студентов путешествовать и изучать историю и культуру своей страны.

 Так же одной из возможностей путешествия по стране и объектом нашего исследования является Федеральная программа «Студтуризм».

Программа «Студтуризм» направлена на распространение молодежного и студенческого туризма, стимулирование внутреннего туризма и обмена опытом между студентами и молодыми учеными. В программе участвует 80 субъектов РФ, 111 городов и более 195 вузов. Программа утверждена Министерством науки и высшего образования в рамках реализации поручения президента РФ (Федеральная программа «Студтуримз», 2022).

В рамках программы у молодых людей, обучающихся или работающих в вузах в возрасте до 35 лет имеется возможность заселяться в кампусы университетов, присоединенных к программе, и участвовать в мероприятиях, проводимых данными вузами. Статистика показывает, что деятельность в рамках программы осуществляется очень активно: за 4 года существования программы количество путешествующих увеличилось в 12 раз (Интернет-журнал «Объясняем РФ», 2024). В программе «Студтуризм» выделяют туристические поездки по таким направлениям, как:

- научно-популярное направление – предлагает посещение научной инфраструктуры вузов: научно-исследовательские лаборатории, научно-образовательные центры, технопарки, центры коллективного пользования научным оборудованием. Чаще такое путешествие выбирают ребята, интересующиеся наукой: оно помогает обмениваться опытом с другими молодыми учеными, делиться научными материалами и создавать межуниверситетские и междисциплинарные работы и, что немаловажно, популяризировать науку среди молодых людей;

- профориентационное направление – помогает познакомиться с программами обучения в других вузах России, выбрать университет для поступления в магистратуру/аспирантуру или найти интересную для себя программу дополнительного образования. Также это направление позволяет проходить практическую подготовку на базе вузов-партнеров программы;

- культурно-познавательное направление – в первую очередь, предполагает знакомство с культурно-историческими объектами регионов, их традициями и обычаями. Можно посетить различные экскурсии, которые организовывают вузы-партнеры, чаще всего это экскурсии от студентов для студентов;

- активное направление туризма – предполагает путешествия по природным достопримечательностям с студенческими турклубами. Это направление ориентировано на спортивный туризм и студенты могут приехать в другой регион и пойти в поход с ребятами со всей России, используя оборудование и в сопровождении гида-инструктора студенческого турклуба вуза-партнера. Направление предлагает отличную возможность для знакомства с природными красотами страны. Участники могут выбрать категорию маршрута, вид маршрута (хайкинг, трекинг, сплав, велосипедный) под свои возможности и желания.

К программе также на сегодняшний день подключены более 230 вузов, в том числе вузы на пространстве ЕАЭС и СНГ.

Для того, чтобы программа эффективно функционировала и позволяла получать студентам все эти выгоды и предложения, у присоединенных к программе университетов есть структуры, отвечающие за данное направление.

Чаще всего на местах в университетах работают Центры туризма, студенческие турклубы или профильные по туризму кафедры.

Так, в Уфимском государственном нефтяном техническом университете есть Центр молодежного туризма и турклуб «Урал», которые включены в программу «Студтуризм».

В ведение турклуба «Урал» входят организация спортивного туризма, участия в соревнованиях по спортивному туризму, а также организация и проведение однодневных и многодневных походов. Участниками клуба в основном является активное студенческое сообщество, любящее отдых на природе.

Центр молодежного туризма УГНТУ занимается организацией экскурсионной программы как в пределах города, так и на выездах к природным достопримечательностям. Также Центр занимается приемом туристов по программе «Студтуризм» и экскурсионным сопровождением гостей университета.

Центр молодежного туризма начал свое существование при кафедре «Туризм, гостиничный и ресторанный сервис» УГНТУ как клуб экскурсий и путешествий еще в 2016 году. Основными членами ЦМТ являются студенты кафедры «Туризм, гостиничный и ресторанный сервис» Уфимского государственного нефтяного технического университета, которые отрабатывают на базе центра свои профессиональные навыки, полученные во время обучения.

Результаты исследования и их обсуждение(Results and Discussion). Активная деятельность Центра молодежного туризма началась с 2022 года, когда был выигран грант Росмолодежи на реализацию проекта «Поделись Россией». Проект был направлен на популяризацию Республики Башкортостан и обучение студентов навыкам тревел-блогинга. За период проекта по программе «Студтуризм» вуз посетили 160 активных ребят, которые смогли бесплатно поездить по природным достопримечательностям Башкортостана и получить дополнительные soft-skills.

В 2023 и 2024 годах был осуществлен еще ряд проектов, поддержанных грантом «Приоритет-2030». «Приоритет-2030» — государственная программа поддержки российских высших учебных заведений, направленная на формирование к 2030 году группы университетов, которые станут центрами научно-технологического и социально-экономического развития России (Государственная программа поддержки «Приоритет 2030», 2021).

В рамках «Приоритета» в Уфимском государственном нефтяном техническом университете было реализовано несколько проектов, которые рассмотрим далее.

«Промтуризм в Нефтяном». Проект направлен на вовлечение обучающихся в социально ориентированные проекты, удовлетворение познавательных и профессиональных потребностей студентов посредством организации посещения действующих предприятий Республики Башкортостан, а также на популяризацию промышленного и ремесленного потенциала региона среди студентов.

«Эко-квест в геопарке Торатау». Предусматривает проведение экологического квеста в уникальном природном комплексе геопарка Торатау. Цель – приобщение студентов к активному отдыху и популяризации туристических объектов Республики Башкортостан, а также формирование модели осознанного отдыха через игровые форматы.

«Научно-популярный туризм в Нефтяном». Проект направлен на удовлетворение познавательных и научных потребностей студентов посредством организации посещения объектов, представляющих научный интерес и расположенных в Республике Башкортостан, с участием приглашенных экспертов, а также на популяризацию научного потенциала региона среди обучающихся УГНТУ. Поскольку это еще одно из направлений интереса программы «Студтуризм», данный проект был очень востребован и нашел отклик и интерес аудитории.

 «Эко-квест «Башкирские легенды»». Проект направлен на вовлечение студентов в социально ориентированные проекты, приобщение их к активному отдыху и популяризацию туристических объектов Южного Урала, связанных с башкирскими легендами.

«Промтуризм в Нефтяном 2.0». Проект направлен на популяризацию промышленных объектов Республики Башкортостан как перспективных мест для трудоустройства студентов посредством организации посещения действующих предприятий Республики Башкортостан.

«Сервис подбора промышленных экскурсий». Проект направлен на создание и апробацию интерактивного сервиса по подбору промышленных экскурсий в Республике Башкортостан с учётом пользовательских предпочтений.

«Летняя школа «Городские сказители»». Проект реализован совместно с администрацией городского округа города Уфы Республики Башкортостан, в рамках соглашения о сотрудничестве и совместной деятельности, направлен на продвижение и популяризацию историко-культурного наследия города Уфы с целью формирования базовых навыков и умений по проведению обзорных исторических экскурсий с использованием передовых методологических практик у обучающихся старших классов и студентов начальных курсов вузов города Уфы.

За 2024 год ЦМТ провел 32 мероприятия с охватом в 530 человек. Самыми масштабными стали: выездная научно-популярная экскурсия в геопарк «Янган-тау», инклюзивная экскурсия в геопарк «Торатау», проведение совместно с кафедрой ТГРС проекта Летней школы «Городские сказители», а также организация и проведение научно-популярных экскурсий, разработанных вузами города совместно с Евразийским НОЦ. В 2025 году продолжила работа летняя школа «Городские сказители 2.0», было реализовано 2 проекта: туристский поход на водопад Атыш и двухдневная программа «СВОя история. СВОя земля».

Выезды, предлагаемые турклубом «Урал» в УГНТУ имеет конкретную целевую аудиторию: студенты, любящие активные отдых, готовые к проживанию в диких условиях и долгим пешим походам, а также ребята, занимающиеся спортивным туризмом. Некоторые маршруты турклуба могут быть не доступны всем студентам, поскольку необходимы определенные навыки для их прохождения, но турклуб занимается обучением своих членов и помощью в сдаче определённых зачетов для присвоения спортивных категорий. Но всё же можно сказать, что такой вид досуга выбирает небольшое количество студентов, в связи со строгими требованиями.

Мероприятия Центра молодежного туризма более доступны для широкой аудитории. В перечень этих мероприятий входят городские экскурсии, а также выездные к загородным достопримечательностям и на промышленные предприятия.

В первую очередь, студентов привлекают мероприятия, на которых рассказывается о возможностях путешествовать по программе «Студтуризм», а также выездные экскурсии.

Организация промышленных экскурсий в большинстве своем привлекает студентов-профильников младших курсов, в связи с тем, что на такой экскурсии у них появляется возможность посмотреть предприятия изнутри и понять специфику будущей работы, а также заранее выбрать место практики.

Самый большой отзыв среди студентов набирают выездные экскурсии к природным достопримечательностям. Этому фактору есть несколько объяснений:

- во-первых, такие поездки, организованные вузом, позволяют студентам посетить места за городом, куда не всегда есть возможность добраться на общественном транспорте;

- во-вторых, у студентов нет необходимости тратиться на дорогу, поскольку поездка осуществляется на автобусе университета;

- в-третьих, группу всегда сопровождает экскурсовод, что позволяет больше узнать о месте пребывания, а не только посетить природную достопримечательность.

Вместимость автобуса – 30 человек. Чаще всего запросы на подобные выезды превышают максимальную вместимость минимум в два раза, в связи чем проводится отбор студентов.

Качество контента в социальных сетях очень влияет на охват новостей о выездных экскурсиях. Чем более яркие фотографии будут отображены, тем больше внимание такая информация привлечет внимания. В таком случае срабатывают не только анонсы о предстоящих мероприятиях, но и посты после мероприятий с красивыми фотографиями участников и интересные видеоролики. Под такими постами чаще задаются вопросы о следующих поездках.

То есть целевая аудитория, которая возможно и видела информацию о проводимом мероприятии, но не записалась на нее, охотнее запишется на следующую экскурсию и будет ждать анонсов в том случае, если увидит итоги предыдущего мероприятия с визуальным контентом.

Городские пешие экскурсии собирают меньшие аудитории, хотя не имеют ограничений в количестве. В среднем посещаемость на них варьируется от 3 до 20 человек. Спрос на экскурсии зависит от загруженности студентов, погодных условий, а также тематики экскурсии.

Обзорные экскурсии привлекают ребят, впервые попавших в город. Это, в первую очередь, приезжие из других городов первокурсники и иностранные студенты. На обзорных экскурсиях у них появляется возможность ближе познакомиться с городом, узнать его историю, узнать людей-единомышленников и лучше ориентироваться в новом месте. Для иностранных студентов – это также возможность познакомиться с культурой края, традициями и обычаями.

По программе «Студтуризм» у путешественников есть возможность не просто бюджетно путешествовать и останавливаться на базе общежитий университетов-партнеров, но и посещать мероприятия, проводимые в рамках программы. Поэтому студенты, путешествующие в рамках программы, активнее посещают обзорные экскурсии по городу, если посещают его впервые.

Для более искушенных студентов, которые уже знакомы с городом, будут интересны тематические экскурсии. Они помогают взглянуть на город с другой стороны, узнать более узкую информацию по какой-то из тематик.

Заключение (Conclusions). Из проведенного анализа можно выявить ряд взаимосвязанных факторов, связанных как с содержанием программ, так и с возможностями и интересами студентов, которые влияют на выбор маршрута в студенческом туризме. В их числе:

  1. Доступность поездок. Большое внимание уделяется финансовой составляющей поездок. Требуют ли они каких-то личных финансовых вложений, если да, то насколько они велики. Предпочтения отдаются бесплатным поездкам на транспорте университета или оплате транспорта за счет университета;
  2. Информационная привлекательность. Большую роль играет визуальная и текстовая составляющая контента о поездках, стимулирующая интерес к последующим мероприятиям;
  3. Профессиональная и познавательная направленность. Тут играет роль знакомство с возможностями для будущего роста: посещение предприятий для потенциальной работы, знакомство с научными достижениями для выбора пути развития;
  4. Социальная вовлеченность. Участие в коллективных мероприятиях помогает знакомиться с новыми людьми, но чаще предпочтительнее поездки минимум с одним знакомым;
  5. Тематика маршрута. Выбор маршрута по своему собственному интересу;
  6. Организационная простота. Отсутствие необходимости в подписании дополнительных документов для поездки в случае, если этим полностью занимается организатор;
  7. Сезонные и погодные условия. Погодные условия являются определяющим фактором во многих видах туризма, но для студентов есть еще одни дополнительный фактор, оказывающий влияние на сезонность – это сессия и загруженность аудиторной нагрузкой.

Таким образом, выбор маршрутов в студенческом туризме формируется под воздействием как внешних факторов (организованность мероприятия, информированность, наличие бесплатного транспорта), так и внутренних факторов каждого студента (личный интерес, профессиональная польза). Наиболее востребованными маршрутами остаются поездки к природным достопримечательностям на транспорте вуза, которые полностью бесплатные для студентов и сочетают в себе познавательную, рекреационную и социальную составляющую.

Список литературы

Анопченко Т. Ю., Воронина Н. Ф. Студенческий туризм в структуре формирования человеческого потенциала как фактор развития новых регионов РФ // Профессорский журнал. Серия: Рекреация и туризм. 2024. № 3 (23). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/studencheskiy-turizm-v-strukture-formirovaniya-chelovecheskogo-potentsiala-kak-faktor-razvitiya-novyh-regionov-rf (дата обращения: 20.09.2025).

Васильцов А. В., Коноплёва Д. В., Ахатов Д. С. Историогенез молодежного туризма в России // Казанский вестник молодых учёных. 2019. № 2 (10). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/istoriogenez-molodezhnogo-turizma-v-rossii (дата обращения: 20.09.2025).

Верна В. В., Скараник С. С., Сорока А. В. Студенческий туризм как составляющая молодежного туризма // Геополитика и экогеодинамика регионов. 2023. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/studencheskiy-turizm-kak-sostavlyayuschaya-molodezhnogo-turizma (дата обращения: 20.09.2025).

Голованов В. П. Регионально-территориальная миссия молодежного и студенческого туризма: пространство воспитания взрослеющего человека // Вестник академии детско-юношеского туризма и краеведения. 2023. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/regionalno-territorialnaya-missiya-molodezhnogo-i-studencheskogo-turizma-prostranstvo-vospitaniya-vzrosleyuschego-cheloveka (дата обращения: 20.09.2025).

Государственная программа поддержки «Приоритет-2030». URL: https://priority2030.ru/analytics (дата обращения: 03.10.2025).

Зайцева Л. А., Красильникова Н. В. Молодежный и студенческий туризм как вектор в развитии туриндустрии и образования: опыт реализации программы на региональном уровне // Научный результат. Педагогика и психология образования. 2023. № 4. URL: https://rrpedagogy.ru/journal/article/3286/ (дата обращения: 20.09.2025).

Иванова С.А., Ноговицын И.Н. Студенческий туризм как форма международного сотрудничества высших учебных заведений // Приоритеты в современном естественнонаучном образовании: проблемы и перспективы: Сб. мат. Всерос. науч.-образов. форума с междунар. уч. Якутск: Изд-во Сев.-Вост. фед. ун-та им. М.К. Аммосова, 2021. С. 332-338.

Интернет-журнал «Объясняем РФ». URL: https://объясняем.рф/articles/news/za-tri-goda-kolichestvo-puteshestvuyushchikh-po-programme-studturizm-uvelichilos-v-12-raz/ (дата обращения: 16.09.2025).

Охрименко Е. И. Условия развития студенческого туризма в регионах // Сервис в России и за рубежом. 2024. № 2 (111). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/usloviya-razvitiya-studencheskogo-turizma-v-regionah (дата обращения: 20.09.2025).

Положение о программе молодежного и студенческого туризма (утв. Минобрнауки России 04.07.2022 г.). URL: https://студтуризм.рф/polozhenie.pdf. (дата обращения: 20.09.2025).

Федеральная программа «Студтуризм». URL: https://студтуризм.рф/ (дата обращения: 16.04.2025).

Ханина А. В. Современный студенческий туризм: особенности и перспективы развития // Сервис в России и за рубежом. 2022. № 4 (101). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennyy-studencheskiy-turizm-osobennosti-i-perspektivy-razvitiya (дата обращения: 01.04.2025).

Ханина А.В., Козлов Д. Т. Ретроспективный анализ понятия «студенческий туризм» // Профессорский журнал. Серия: Рекреация и туризм. 2024. № 3 (23). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/retrospektivnyy-analiz-ponyatiya-studencheskiy-turizm (дата обращения: 16.04.2025).

Митрофанова А. В., Белова А. В., Горбунов А. А., Проданцов К. С. Студенческий и молодежный туризм как социально-значимый и образовательный инструмент развития туристических дестинаций России и Калининградской области как эксклавной территории // ПНиО. 2023. № 3 (63). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/studencheskiy-i-molodezhnyy-turizm-kak-sotsialno-znachimyy-i-obrazovatelnyy-instrument-razvitiya-turisticheskih-destinatsiy-rossii (дата обращения: 20.09.2025).

Tszi, C. and Wan, C. (2022), “Tourism Route Selection Model for Tourism Sustainable Development Based on Improved Genetic Algorithm”, International journal "Power Systems", July, 1-10/ URL: https://www.researchgate.net/publication/363489006_Tourism_Route_Selec-tion_Model_ for_Tourism_Sustainable_Development_Based_on_Improved_Genetic_Algorithm (дата обращения: 20.09.2025).