ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ВОДОПОЛЬЗОВАНИЕМ В ВОДОДЕФИЦИТНОМ РЕГИОНЕ
Aннотация
В статье дан анализ эколого-экономических методов управления водопользованием в вододефицитном регионе. Отмечено, что для территории РФ характерна значительная неравномерность распределения водных ресурсов. Также особенностью российского водного хозяйства является то, что основные водопользователи территориально расположены в ареалах крупнейших водных объектов Российской Федерации. Это требует постоянного мониторинга природодестабилизирующего влияния крупных водопользователей, расположенных на территориях субъектов Российской Федерации. Для повышения эффективности использования водных ресурсов и управления ими необходим переход к экономическим методам и рыночным взаимодействиям.
Выполнено при поддержке Гранта РФФИ № 16-45-360486 р_а.
Приоритетной задачей функционирования водного хозяйства в Российской Федерации специалисты рассматривают повышение социальной, экологической и экономической эффективности использования водных ресурсов. Данная задача является достаточно сложной для решения ввиду сложившейся исторической практики экстенсивного использования водных ресурсов, заключающейся в неуклонном увеличении объемов водопотребления.
По данным Всемирной комиссии по воде (The World Commission on Water), каждому человеку в современных условиях хозяйствования и для обеспечения жизненных потребностей ежедневно требуется около 40 литров воды для питья, приготовления пищи и личной гигиены. Вместе с тем, около 1 млрд. чел. в 28 странах мира не имеют доступа к такому количеству водных ресурсов (рис. 1). Около 2,5 млрд. чел. (более 40% населения мира) проживает в районах, которые испытывают средний или острый дефицит воды (рис. 2).
По прогнозам к 2025 г. это число возрастет до 5,5 млрд. и составит 2/3 населения Земли. Среди наиболее крупных потребителей воды (по объемам использования) выступают: Индия, Китай, США, Пакистан, Япония, Таиланд, Индонезия, Бангладеш, Мексика и Российская Федерация.
Россия – страна с ярко выраженной неравномерностью распределения населения по территории. 77% из 126 больших городов и 79% от общего числа городских поселений находится в европейской части страны. Другим важным фактором, обуславливающим экологическую напряженность в РФ, является высокий уровень опасных техногенных и природных процессов. Значительная часть населения в больших и средних городах (от 25 до 35%) живет в условиях повышенного шума. Ежегодные объемы твердых бытовых отходов, скапливающихся в городах и поселках России, составляют 30 млн. тонн. 746 городов подвержено наводнениям, 725 – оползням и обвалам, 103 – землетрясениям, 14 – лавинам и селям, 442 – овражной эрозии, 563 – просадке лессовых пород. 82% городов России страдают от техногенного подтопления территорий подземными водами.
Кризисные ситуации с водой вызваны ростом спроса на нее при экстенсивном экономическом росте и обусловлены нерациональным использованием воды и загрязнением водных объектов. Особенно остро эти проблемы стоят в вододефицитных регионах России.
Экстенсивный характер использования водных ресурсов в Российской Федерации в значительной степени объясняется тем обстоятельством, что Россия относится к странам, наиболее благоприятным с точки зрения обеспеченности водными ресурсами. На территории Российской Федерации, сосредоточено свыше 20% всех мировых запасов пресных вод. Обеспеченность водными ресурсами в целом по стране составляет 30,2 тыс. м3 на одного жителя в год, что существенно превышает установленный ООН минимум, необходимый для удовлетворения потребностей населения, – 1,7 тыс. м3. (рис. 3).
Рис. 1. Внутренние возобновляемые гидроресурсы (10*9 м3/год)
Fig. 1. Internal renewable water resources (10*9 m3/year)
Рис. 2. Внутренние возобновляемые гидроресурсы в странах мира на душу населения (км3/год)
Fig. 2. Internal renewable water resources in the countries of the world per capita (km3/year)
Рис. 3. Внутренние возобновляемые гидроресурсы на дущу в Российской Федерации (30125,0 м3/год – 2012)
Fig. 3. Internal renewable water resources per capita in the Russian Federation (30125,0 m3/year – 2012)
Для территории РФ характерна значительная неравномерность распределения водных ресурсов. На европейскую часть страны, где проживает более 70% населения, приходится не более 10% от общей совокупности водных ресурсов. Дефицит водных ресурсов, особенно в маловодные годы, испытывают Белгородская и Курская области, Республика Калмыкия, отдельные районы Южного Урала и юга Сибири, Ставропольский край, Саратовская и Астраханская области, отдельные части Волгоградской и Оренбургской областей, Северный Кавказ.
Многие регионы испытывают дефицит в качественной пресной воде, что объясняется существенным несоответствием распределения производительных сил и водных ресурсов на территории страны. Так, имеющиеся запасы водных ресурсов Сибири и Дальнего Востока используются не более чем на 2%. В тоже время в Поволжье и на Северном Кавказе местный сток используется максимально [8].
Высокий уровень загрязнения водных объектов негативно отражается на здоровье населения и качестве его жизни. Качество воды большинства водных объектов России не соответствует санитарно-гигиеническим нормативам. Почти 40% сбрасываемых сточных вод относится к категории загрязненных. 50% населения страны пользуется водой, не отвечающей нормативным требованиям из-за загрязнения водных источников и неудовлетворительного состояния систем коммунального водоснабжения. Из-за изношенности водопроводных сетей и несовершенства запорной арматуры в коммунальном хозяйстве потери составляют более 40% подаваемой воды. Данная проблема имеет место и в промышленном производстве (несовершенство технологий и утечки в системах водоснабжения), а также в сельском хозяйстве. Около 22% всех гидротехнических сооружений на водохозяйственных объектах нуждаются в капитальном ремонте [1-4, 6, 7].
Особенностью российского водного хозяйства является и то, что основные водопользователи территориально расположены в ареалах крупнейших водных объектов Российской Федерации. Это требует постоянного мониторинга природодестабилизирующего влияния крупных водопользователей, расположенных на территориях субъектов Российской Федерации.
Водопользование играет существенную роль в устойчивом развитии региона и оказывает значительное влияние на национальную и международную экологическую безопасность. Вместе с тем, управление процессами водопользования является неотъемлемым элементом системы любого уровня управления.
Основными функциями управления рациональным водопользованием и охраной водных ресурсов принято считать:
- обеспечение населения питьевой водой;
- организация промышленного водопотребления;
- организация водоотведения, очистки и подготовки воды;
- поддержание санитарного состояния рекреационных зон.
Кроме того, ведущая цель управления водопользованием в регионе принадлежит поддержанию равновесия водных экологических систем и обеспечению требуемого качества воды.
Проведенный анализ официальных статистических данных за последние 10 лет по Оренбургской области свидетельствует, что в среднем в 7 случаях из 10 население региона обеспечивалось водой, не отвечающей санитарно-эпидемиологическим, гигиеническим и химическим нормативам. Это связано с высокой антропогенной нагрузкой на водные объекты, их неудовлетворительным санитарным состоянием, неэффективным проведением водоохранных мероприятий, аварийным состоянием водопроводных сетей и неудовлетворительным состоянием очистных сооружений.
В настоящее время наиболее слабоизученными являются эколого-экономические аспекты водопользования в регионе. Исследователи рассматривают проблему наличия и качества водных ресурсов в основном с биологических, гидрохимических и гидрологических позиций. В связи с этим актуальны следующие эколого-экономические задачи: совершенствование существующего механизма управления посредством разработки и внедрения в хозяйственную практику эколого-экономических методов управления. Для повышения эффективности использования водных ресурсов и управления ими необходим переход к экономическим методам и рыночным взаимодействиям. Экономические методы управления водопользованием включают следующие меры:
- платежи за использование фактически полученной воды и сбросы загрязняющих веществ;
- субсидии на минимизацию загрязнения водных объектов;
- льготное налогообложение водопользователей;
- торговлю лимитами сбросов загрязняющих веществ;
- разрешение на сбросы в водные объекты.
Следует отметить, что сочетание административных и экономических методов управления водными ресурсами страны представляется наиболее рациональным в существующих условиях преобладания государственной собственности на природные ресурсы [5]. При этом осуществляется разграничение полномочий на разных уровнях управления и активизация государственных усилий в обеспечении благоприятных условий хозяйствования, а также в привлечении средств для осуществления мероприятий по охране водных объектов и защите от вредного воздействия вод.
Сокращение загрязнения водных объектов может быть достигнуто при реализации мероприятий, направленных на восстановление качества воды в водоемах, испытавших сверхнормативное антропогенное воздействие: совершенствование системы очистки сточных вод; наведение строгого порядка на водосборных территориях; соблюдение установленного законодательством режима деятельности предприятий и ограничений природопользования в водоохранных зонах и прибрежных защитных полосах; проведение специальных реабилитационных мероприятий, ликвидация негативных последствий гидромелиорации.
Таким образом, в Российской Федерации существует крайне негативно-деструктивная, дестабилизирующая практика в области использования водно-ресурсного потенциала, что может привести к социально-экологическому неблагополучию и крайне низкому уровню и качеству жизни населения. Особенно остро негативные тенденции водопользования проявляются в вододефицитных регионах, к которым относится Оренбургская область. Существующая в регионах Российской Федерации система управления водным хозяйством нуждается в модернизации, основными направлениями которой могут выступить институциональные предпосылки экологизации водопользования.
Список литературы
Список использованной литературы появится позже.