16+
DOI: 10.18413/2408-9346-2016-2-4-60-67

ПРАКТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ

Aннотация

Вопросы формирования и развития организационной культуры имеют особую актуальность и значимость. Именно с этой сферой многие исследователи, занимающиеся проблемами управления, связывают возможности выживания и завоевания лидерских позиций организаций на рынке в сложных экономических условиях. При этом большое значение имеет грамотный выбор методов управления персоналом, обеспечивающих формирование и развитие организационной культуры в нужном для организации направлении. В статье представлен авторский подход к выделению факторов, влияющих на организационную культуру. Приведены принципы, которые следует учитывать при осуществлении практических мероприятий по формированию и развитию организационной культуры. Также представлена систематизация методов управления персоналом, обеспечивающих согласование организационных и личностных интересов и ценностей с учетом особенностей, присущих различным типам организационной культуры.


Успешное развитие российской экономики во многом связано с возможностями совершенствования организационной культуры отечественных предприятий. А для этого менеджменту необходимо понимание сущности организационной культуры и способов управленческого воздействия на нее.

Организационная культура представляет собой «специфический продукт жизнедеятельности и развития организации, позволяющий выделить ее среди других и проявляющийся в системе разделяемых большинством членов организации ценностей, формирующийся под воздействием факторов внутренней и внешней среды организации как стихийно, так и благодаря целенаправленным управленческим действиям по «привитию» работникам единых культурных стереотипов поведения» [2].

Организационная культура обеспечивает долгосрочный успех любой компании как в условиях стабильного рынка, так и в условиях экономической, политической и социальной напряженности. Это признается всеми современными исследователями – теоретиками и практиками в области менеджмента и социального управления [см., например 3-9].

С целью выявления направлений влияния организационной культуры на результаты функционирования организации нами было проведено исследование, которое показало наличие прямой связи между уровнем развития организационной культуры и экономическими показателями деятельности предприятий [1]. Это предопределяет необходимость проведения мероприятий по развитию культуры.

При этом важно отметить следующие моменты.

Организационная культура является сложным системным образованием, формируемым под воздействием факторов внутренней и внешней среды предприятия, главными из которых выступают цели, ценности, культурные стереотипы поведения руководителя (основателя) организации и ее персонала, а также требования рынка к бизнесу и общества к его социальной ответственности (рис. 1).

Рис. 1. Факторы, влияющие на организационную культуру

Fig. 1. Factors influencing organizational culture

 

Развитая организационная культура способствует эффективной реализации стратегии организации, так как ценности культуры определяют нормы поведения, которые формируют реальное поведение персонала организации. В свою очередь, реальное поведение определяет имидж организации (восприятие организации другими людьми) и формирует ее положительную репутацию (в случае совпадения имиджа с ценностями потребителей). В результате появляется возможность достижения стратегических и оперативных целей организации.

Организационная культура обеспечивает не только организационное, но и личностное развитие персонала – в случае совпадения личных ценностных установок и ценностей организации. Немаловажным фактором при этом является создание условий для командной работы, делегирование персоналу полномочий и ответственности, предоставление возможностей для удовлетворения как материальных, так и социальных потребностей в процессе трудовой деятельности.

Сказанное предопределяет необходимость осуществления работы по развитию организационной культуры на основе следующих принципов:

  • принцип соответствия организационной культуры цели, миссии и стратегии организации;
  • принцип учета рыночной ситуации;
  • принцип согласования организационных и личностных ценностей;
  • принцип соблюдения требований к социальной ответственности и этике бизнеса;
  • принцип соответствия методов управления ценностям и культурным особенностям поведения персонала организации с учетом сложившихся или желаемых типов организационной культуры;
  • принцип использования групповой формы организации труда как важного фактора «привития» и закрепления коллективных ценностей;
  • принцип удовлетворения как базовых, так и высших социальных потребностей для личностного роста и организационного развития;
  • принцип использования демократического подхода к управлению для повышения организационной эффективности и обеспечения организационного развития на основе самоорганизации и самоуправления.

Большое значение в повышении эффективности организационной культуры играют также:

  • принцип системного видения миссии организации. В соответствии с ним культура должна отражать не только отношения между сотрудниками организации, но и комплекс представлений о ее назначении в целом, ее целях, характере продукции и рынков сбыта, которые будут определять эффективность функционирования организации;
  • принцип первоочередности определения философии и ценностей компании. Смысл данного принципа определяется тем, что определение философии и ценностей организации должно предшествовать процессу формирования культуры;
  • принцип историчности. Культура не поддается простому манипулированию, она достаточно стабильное образование, складывающееся годами, вследствие чего сама определяет характер экономических отношений и стиль управления производством;
  • принцип неприятия силового воздействия. Культуру нельзя сформировать в приказном порядке «с завтрашнего дня». Это связано с тем, что носителями культуры являются люди, и любые подобного рода действия, любые преобразования негативно воспринимаются людьми;
  • принцип комплексности оценки. Данный принцип подразумевает, что в основе оценки влияния организационной культуры на эффективность функционирования предприятия должен лежать комплексный подход, учитывающий не только прямое воздействие культуры на эффективность фирмы, но и множество невидимых опосредованных направлений влияния.

Деятельность, направленная на развитие организационной культуры, предполагает реализацию таких функций, как:

1) планирование организационной культуры. В ходе планирования осуществляется:

  • формулирование целей развития культуры организации;
  • определение предпочтительных для конкретных условий деятельности организации типов культуры и определение основных организационных ценностей;
  • выбор методов закрепления организационных ценностей;

2) организация работы по развитию организационной культуры, в том числе:

  • создание органа (либо назначение ответственного лица), отвечающего за развитие культуры организации и организационное обеспечение соответствующей работы;
  • реализация методов закрепления организационных ценностей;

3) мотивация персонала к принятию культурных ценностей. Данная работа требует выбора и реализации видов мотивации и методов управления персоналом, обеспечивающих гармонизацию ценностных установок личности и ценностей организации;

4) контроль развития культуры организации:

  • выявление и анализ отклонений в поведении персонала от принятых культурных норм;
  • выбор способов корректировки поведения и их реализация.

Большое значение при осуществлении управленческих действий, направленных на развитие организационной культуры, имеет использование таких методов управления персоналом, которые обеспечивают согласование организационных и личностных ценностей, целей и установок. При этом выбор этих методов должен учитывать предпочтительный тип организационной культуры, который закрепляет у персонала определенные ценности и обеспечивает «беспроблемное» функционирование организации в соответствующих условиях.

На основе авторской классификации типов организационной культуры, представленной в [1, 2], был проведен анализ наиболее значимых ценностей и особенностей поведения работников, в результате чего произведена систематизация методов управления, способствующих поддержанию и развитию каждого типа культуры (табл. 1).

Таблица 1

Ценности организационной культуры различных типов и соответствующие им методы управления персоналом

Table 1

The value of organizational culture in different types and appropriate methods of personnel management

Продолжение табл. 1

Окончание табл. 1

 

Проведенное исследование преобладающих типов организационной культуры ряда предприятий г. Братска, результаты которого представлены в [2], показало, что на предприятиях преобладает рыночная культура с неформальными отношениями между сотрудниками, культура собственности, культура абсолютного послушания, с ориентацией на задачу, с преобладанием стимулирования персонала. Поэтому в целях эффективного развития организационной культуры на данных предприятиях целесообразно применять:

  • использование программ участия в прибыли, обучение и повышение квалификации персонала;
  • предоставление возможности карьерного роста и участия персонала в управлении;
  • поощрение дисциплины, исполнительности;
  • поощрение творчества, изобретательства, инновационности в работе;
  • поощрение деятельности, обеспечивающей рост доходности и благосостояния организации;
  • использование групповой формы организации труда;
  • оценку и вознаграждение персонала по достигнутым результатам.

    Подобные методы управления не потребуют особых затрат, но в результате приведут к развитию и усилению организационной культуры через согласование интересов организации и ее членов.

Управляющим российскими компаниями следует помнить, что организационная культура является той средой, в которой происходит процесс жизнедеятельности персонала и по законам которой он развивается. Но персонал является не только носителем культурных ценностей, но и активными творцом организационной культуры, способным изменять и совершенствовать ее характеристики. Поэтому процессы сознательного формирования и развития организационной культуры не могут оставаться вне поля зрения современных руководителей.

Список литературы

  1. Грудистова, Е. Г. Исследование организационной культуры как элемента системы маркетинговых коммуникаций [Текст] /
    Е. Г. Грудистова, // Научный результат. Серия: Технология бизнеса и сервиса. 2015. № 2 (4). С. 61-70.
  2. Грудистова, Е. Г. Формирование и развитие организационной культуры [Текст] : Монография /
    Е. Г. Грудистова. Братск: БрГУ, 2012. 186 с.
  3. Доронина, Н. Н., Резниченко, М. Н. Роль корпоративной культуры в деятельности предприятия [Текст] / Н. Н. Доронина, М. Н. Резниченко // Научный результат. Серия: Технология бизнеса и сервиса. 2015. Т. 1. № 3 (5). С. 52-57.
  4. Озерникова, Т. Г. Мотивационный менеджмент – сущность и принципы [Текст] /
    Т. Г. Озерникова // Служба кадров. 2003. № 1. С. 94-97.
  5. Организационная культура: учебник и практикум [Текст] / Под ред. В. Г. Смирновой; Гос. ун-т упр. М. : Юрайт, 2016. 306 с.
  6. Слинков, А. М. Взаимосвязь между удовлетворенностью трудом и результатами труда в системе социально-трудового мониторинга [Текст] /
    А. М. Слинков // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2016. № 3.
    С. 73-79.
  7. Слинков, А. М. Раскрытие информационно-аналитического содержания мониторигна в системе управления организацией на основе методологического и управленческого подходов [Текст] / А. М. Слинков // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2016. № 1. С. 43-49.
  8. Слинкова, О. К., Пастухова, Д. А. Национально-психологические особенности персонала российских организаций [Текст] / О. К. Слинкова,
    Д. А. Пастухова // Научный результат. Серия: Технология бизнеса и сервиса. 2014. № 2 (4). С. 85-91.
  9. Соломанидина, Т. О. Организационная культура компании [Текст] : Учебное пособие /
    Т. О. Соломанидина. М. : ИНФРА-М, 2011. 624 с.
  10. Шейн, Э. Организационная культура и лидерство [Текст] : Учебник / Э. Шейн. С-Пб. : Питер, 2012. 336 с.