ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ СЕРВИСА В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАКТИКООРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ
В статье раскрываются дискуссионные вопросы подготовки бакалавров по направлению «Сервис» в отечественной высшей школе в контексте реализации практикоориентированного обучения. Отмечается, что в системе российского высшего образования нет другого направления подготовки с более «размытыми» и нечеткими границами областей профессиональной деятельности, чем «Сервис». Данное направление подготовки сегодня оказалось в наиболее сложном положении в части решения проблемы выработки качественного содержательного наполнения образовательных программ и согласования их с требованиями работодателей и, следовательно, институциализации (признания) данной профессии. Данная проблема имеет две взаимосвязанные составляющие: теоретическую и практическую. В качестве теоретической основы профессиональной подготовки по направлению «Сервис» выступает наука сервисология, которая находится в активных поисках своего гносеологического пространства. В основе практической составляющей проблемы подготовки бакалавров сервиса лежит выбор между двумя основными концепциями, поддерживаемыми российскими учеными и практиками: концепцией сервисизации экономики и концепцией софтизации экономики. Указанные концепции тесно взаимосвязаны между собой, более того, сервисизация является естественной составляющей софтизации. Однако границы и содержательное наполнение образовательных программ по направлению «Сервис» будет различным в зависимости от принятия той или другой концепции. С позиций первой концепции объектом приложения сервисных компетенций должна рассматриваться сфера услуг, в то время как вторая концепция позволяет расширить сферу профессиональной занятости специалистов сервиса границами экономики в целом. Отечественные вузы, осуществляющие подготовку по направлению «Сервис», реализуют преимущественно подход, в основе которого лежит концепция сервисизации экономики. Данный подход обеспечивается профилизацией подготовки в соответствии с основными секторами сферы услуг. В статье обосновывается необходимость формирования образовательных программ по направлению «Сервис» на основе концепции софтизации экономики, предполагающей непрофильную подготовку бакалавров сервиса с широкой гуманитарной составляющей и формированием навыков применения гуманитарных технологий.
Слинкова О. К. Проблемы подготовки бакалавров сервиса в контек-сте реализации практикоориентированного обучения // Научный результат. Технологии бизнеса и сервиса. – Т. 4, № 1, 2018
Пока никто не оставил комментариев к этой публикации.
Вы можете быть первым.
1. Багдасарян, В. Э., Маслов, Д. В., Свириденко, Ю. П. Научный опыт осмысления ценностного компонента сервисного развития: обзор литературы // Сервис в России и за рубежом. 2012. №3.
2. Багдасарян, В. Э., Федулин, А. А. Дефиниция «сервис» в современном научном дискурсе: стратегия категориального целеполагания // Вестник ассоциации вузов туризма и сервиса. 2010. №3.
3. Вахитов, Р. Болонский процесс в России // Отечественные записки. – 2013. № 4 (55).
4. Дружилов, С.А. Двухуровневая система высшего образования: западные традиции и российская реальность // Педагогика. 2010. № 6. С. 56.
5. Иванова, И. С. Эвдемонизм как одна из составляющих философской основы сервисологии // Сервис +. 2009. №4.
6. Калинина, Е. Ю. Современное состояние образования в Европе: вызовы и проблемы // Universum: Вестник Герценовского университета. 2012. №2.
7. Концептуальные и методологические аспекты формирования сервисологии – науки синергийного типа / Т.Н. Ананьева, В.Э. Багдасарян, М.Н. Буткевич и др.; рук. авт. кол. В.Э.Багдасарян. – М.: Собрание, 2008. – 247 с.
8. Лустина, Т. Н. Стратегия сервиса как фактор повышения эффективности деятельности предприятий индустрии красоты // Сервис +. 2009. №4.
9. О’Коннор, Т. Э. Система бакалавриата в США [Электронный ресурс] // Режим доступа : http://rpp.nashaucheba.ru/docs/index-54729.html (дата обращения: 05.03.2018).
10. Павленок, П. Д. Ещё раз о сервисе, его сущности, видах, сервисологии как науке // Сервис plus. 2010. №1.
11. Пастухова, Д. А. Грудистова, Е. Г. European credit system of education // Сетевой научный журнал «Научный результат». Серия «Технологии бизнеса и сервиса». Т. 1. № 3 (5), 2015. С. 31-35.
12. Слинкова, О. К. Сервисная экономика: мифы и реальность. Индустрия туризма и сервиса: известность, имидж, инвестиции // Сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции. НИУ «БелГУ», 23 ноября 2017 года, с. 37-48.
13. Слинкова, О. К. Трудовая мотивация и организационная культура (теоретико-методологические и прикладные основы исследования). Диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук / Кемеровский государственный университет, Кемерово, 2006.
14. Слинкова, О. К., Пастухова, Д. А. Сервисология как наука о человеке и его потребностях // Сетевой научный журнал «Научный результат». Серия «Технологии бизнеса и сервиса». Т. 1. № 3 (5), 2015.
С. 66-75.
15. Тхагапсоев, Х. Г. К философско-культурологическим измерениям гуманитарных технологий // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). 2008. №3.
16. Федулин, А. А. Приоритетные задачи формирования науки о сервисе // Вестник ассоциации вузов туризма и сервиса. 2009. №4.
17. Фокина, О. А. Сервисная деятельность как особый вид социальной практики // Вестник ВолГУ. Серия 7: Философия. Социология и социальные технологии. 2009. №2. С.104-109.
18. Хмелев, В. В. Сервисология – наука реального гуманизма // Сервис plus. 2012. №1.
19. Baines, T., & Lightfoot, H. (2013). Made to serve: how manufacturers can compete through servitization and product service systems. John Wiley & Sons.
20. Bordogna, J., Fromm, E., Ernst, E. W. (1995) An integrative and holistic engineering education // J. of Science Educ. and Technol. Vol. 4. № 3. P. 191–198.
21. Oliva, R. & Kallenberg, R. (2003). Managing the transition from products to services. International Journal of Service Industry Management 14(2), pp. 160-172.
22. O’Neal, J. B., Riddle, J. (1995) Integrating the humanities with engineering through a course in the rise of modern science // Frontiers in Educ. Conf. 1995. Atlanta. GA. USA. Vol. 2.
23. Fourastie, J. (1958) Le grand espoir du XX siècle. Paris.