Самоактуализация и конкурентоспособность выпускников на рынке услуг: опыт исследования
Новыми государственными стандартами высшего образования предусмотрена реализация универсальной компетенции «способность управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни». Это предопределяет необходимость использования обширного инструментария, позволяющего прививать студентам знания и умения, способствующие максимальному раскрытию и использованию потенциала личности. Сказанное приобретает особую актуальность по отношению к студентам, обучающимся на сервисных направлениях подготовки, так как сфера услуг представляет собой наиболее динамично развивающийся сектор современной экономики. Целью работы является исследование мотивации студентов к максимальному использованию и развитию своего потенциала, выявление «слабых» мест и обоснование подходов к их устранению. Теоретическую базу исследования составили труды основоположников гуманистической психологии К. Роджерса и А. Маслоу. Для выявления выраженности черт самоактуализирующейся личности у студентов нами использовался диагностический тест А.В. Лазукина в адаптации Н.Ф. Калина. В исследовании приняли участие студенты Московского государственного областного университета и Братского государственного университета. В целом по выборке максимальное значение выявлено по шкале «ценности», что свидетельствует о достаточно высоком уровне принятия студентами ценностей самоактуализирующейся личности. Достаточно высокие оценки по шкале «стремление к творчеству» свидетельствуют о хороших возможностях реализации студентами своего творческого потенциала. К числу негативных факторов, выявленных в ходе исследования, следует отнести отсутствие у значительной части студентов позитивного взгляда на природу человека, низкий уровень спонтанности и коммуникативной компетентности. Данное обстоятельство входит в глубокое противоречие с требованиями профессиональной подготовки специалистов сервиса и не способствует усилению конкурентных позиций выпускников на рынке услуг. Выявленные в ходе исследования особенности проявления черт самоактуализирующейся личности позволяют обозначить основные векторы педагогических усилий для повышения мотивации студентов к максимальному использованию и развитию своего творческого потенциала.
Грудистова Е. Г., Пастухова Д. А. Самоактуализация и конкурентоспособ-ность выпускников на рынке услуг: опыт исследования // Научный результат. Технологии бизнеса и сервиса. – Т. 5, № 1, 2019, С.51-62, DOI: 10.18413/2408-9346-2019-5-1-0-5
Пока никто не оставил комментариев к этой публикации.
Вы можете быть первым.
Вязина К. Я. Саморазвитие человека (инновационный опыт) / Под ред. Т.Я. Стрешина. – Н. Новгород, 1999. – 140 с.
Грудистова Е.Г. Развитие методов исследования организационной культуры и их использование в кадровом менеджменте: дис. на соиск. уч. ст. канд. эконом. наук / Байкальский государственный университет экономики и права. Иркутск, 2009.
Доля занятых в сфере услуг. (электронный ресурс) URL: https://www.economicdata.ru/economics.php?menu=macroeconomics&data_type=economics&data_ticker=ServicesEmploy (дата обращения: 02.02.2019).
Зиммель Г., Сидоров В.В. Сайт педагога-исследователя. URL: http://si-sv.com/board/georg_zimmel/15-1-0-27 (дата обращения 02.02.2019).
Зуева С. П. Самореализация человека в профессиональной деятельности // Концепт. 2013. № 2 (18). URL: https://cyberleninka.ru/article/v/samorealizatsiya-cheloveka-v-professionalnoy-deyatelnosti (дата обращения 03.02.2019).
Пастухова Д.А. Гуманистический подход как методологическая основа психолого-педагогической деятельности // Вестник Восточно-Сибирской государственной академии образования. 2009, № 10. С. 183-192.
Пастухова Д.А. Грудистова Е.Г. Модель конкурентоспособного специалиста сервиса // Научный результат. Технологии бизнеса и сервиса. 2018. Т. 2. № 2. С. 53-64.
Сагатовский В.Н. Аксиология творчества // Наука – Искусство – Культура. Выпуск 1, 2012. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/aksiologiya-tvorchestva (дата обращения 03.02.2019).
Слинкова О.К. Патрусова А.М. Эволюция производственного менеджмента и его особенности в сфере услуг // Научный результат. Серия: Технологии бизнеса и сервиса. 2015. Т. 1. № 1 (3). С. 67-75.
Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М. 2002.
Фокс Кабейн О. Харизма: Как влиять, убеждать и вдохновлять / Оливия Фокс Кабейн; Пер. с англ. – 3-е изд. – М.: Альпина Паблишер, 2015. – 307 с.
Deci E. L., Ryan R. M. Intrinsic motivation and self-determination in human behavior. Plenium press, New York. 1985.
Maslow, Abraham H. ed.: Motivation and Personality, New York: Harper & Row, 1954.
Slinkova O.K., Slinkov A. M., Grudistova E. G., Koroleva I. S., Klimova T. B. Study of Value Orientations among Russian Students. Journal of the Social Sciences, 2015, № 10: 1493-1498. С. 1493-1498.
Rogers C. R. The actualizing tendency in relastion to «monives» and to consciousness // Nebraska symposium on motivation / M.R. Jones (ed.). Lincoln, NB: University of Nebraska Press, 1966. Voll. 11. P. 1-24.