Развитие многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг в 2007–2018 гг. и их интеграция с электронным правительством
В статье рассматривается деятельность многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг в течение 2007-2018 гг. Их особенность заключается в так называемом принципе «одного окна», когда после однократного обращения заявителя МФЦ самостоятельно осуществляет взаимодействие с органами, чьим компетенциям соответствует обращение. При этом заявитель в этом взаимодействии не участвует. Наибольший интерес для настоящего исследования представляет проблема интеграции МФЦ с системой электронного правительства. За последние два-три года трудов на тему интеграции МФЦ с системой электронного правительства появилось не так много, несмотря на то, что данный институт постоянно развивается и прогрессирует (в частности, утверждаются новые нормативно-правовые акты). Этими соображениями определяется актуальность и проблема нашего исследования. Исходя из вышесказанного, цель исследования заключается в изучении динамики развития многофункциональных центров в течение 2007–2018 гг. и выявлении процессов их интеграции с электронным правительством. В статье предлагается разделить развитие МФЦ в России на три этапа: 1) 2005–2010 гг. – возникновение МФЦ, формирование базовой правовой основы для его функционирования на уровне организации, осуществляющей консультации по государственным и муниципальным услугам, а также предоставление самих основных услуг; 2) 2011–2013 гг. – снижение административных барьеров и расширение перечня оказываемых государственных услуг; 3) 2014–2018 гг. – распространение деятельности МФЦ на всей территории страны, выстраивание и четкая централизация его отделений по всей стране, колоссальное расширение перечня предоставляемых услуг, появление мобильных офисов и флагманских центров с более широким перечнем услуг. Были устранены главные проблемы, для решения которых был создан МФЦ: очередей стало меньше, время на получение услуги значительно сократилось, повысился уровень доверия граждан к государственной власти. Таким образом, удалось установить предназначение МФЦ в системе государственного управления и электронного правительства: МФЦ является неотъемлемым элементом электронного правительства. Регистрация граждан на Едином портале государственных услуг, выдача бумажных копий электронных документов, предоставление гражданам услуг, которые невозможно получить через Интернет, также позволяют сделать вывод, что многофункциональный центр является физическим институтом взаимодействия электронного правительства и граждан.
Морев В. А., Денисов С. Е. Развитие многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг в 2007–2018 гг. и их интеграция с электронным правительством // Научный результат. Технологии бизнеса и сервиса. – Т. 5, № 3, 2019, С. 42-51, DOI: 10.18413/2408-9346-2019-5-3-0-5
Пока никто не оставил комментариев к этой публикации.
Вы можете быть первым.
Исупова И.Н. Многофункциональные центры как основной механизм повышения эффективности предоставления государственных услуг населению в России // Общество: политика, экономика, право. 2009. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/mnogofunktsionalnye-tsentry-kak-osnovnoy-mehanizm-povysheniya-effektivnosti-predostavleniya-gosudarstvennyh-uslug-naseleniyu-v (дата обращения: 25.03.2019).
Казаноков А.М. Роль многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг в системе регионального «электронного правительства» // Известия Иркутского государственного университета. Сер. «Политология. Религиоведение». 2016. Т. 15. С. 62–68.
Калинин А.М., Яковлева Н.А. Создание многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг в России: результаты мониторинга // Вопросы государственного управления. 2009. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/sozdanie-mnogofunktsionalnyh-tsentrov-predostavleniya-gosudarstvennyh-i-munitsipalnyh-uslug-v-rossii-rezultaty-monitoringa (дата обращения: 25.03.2019).
Калинина А.Э., Соколов А.Ф. Организационное, институциональное и информационное обеспечение функционирования многофункциональных центров оказания государственных и муниципальных услуг // Вести Волгоградского государственного университета. Серия 3. Экон. Экол. 2013. № 2(23). С. 37–46.
Маковецкая С.Г. Гражданский мониторинг (потребительский контроль) качества предоставления государственных услуг / под ред. А.Е. Шадрина // Социальное партнерство и развитие институтов гражданского общества в регионах и муниципалитетах: практика межсекторного взаимодействия. М.: Агентство социальной информации, 2008. С. 182–191.
Малик Е.Н. Деятельность многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна»: проблемы и перспективы // Вестник государственного и муниципального управления. 2012. № 2. С. 85–89.
Михайлова С.С. Современное состояние развития системы многофункциональных центров в республике Бурятия // Economics / Colloquium-Journal. 2019. № 8 (32). С. 84–86.
Мои Документы. Министерство экономического развития Российской Федерации. Журнал. 30.03.2018. № 1.
Носко Б.П., Черныш Ю.Ю. Интеграция многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг в систему электронного правительства // Экономика и управление. 2012. № 44(275). URL: https://cyberleninka.ru/article/v/integratsiya-mnogofunktsionalnyh-tsentrov-predostavleniya-gosudarstvennyh-i-munitsipalnyh-uslug-v-sistemu-elektronnogo-pravitelstva (дата обращения: 25.03.2019).
Очирова О.А., Бадмацыренова О.Б. Кадровый потенциал в социально-управленческих инновациях (на примере многофункциональных центров республики Бурятия) // Вестник Калмыцкого университета. 2017. № 36(4). С. 138–144.
Подставкина Е.С., Сударкина Е.С. Электронные государственные услуги: проблемы реализации и перспективы решений // Электронный вестник Ростовского социально-экономического института. 2016. № 2 (апрель – июнь). С. 463–468.
Прокофьева А.И. Оценка эффективности предоставления государственных и муниципальных услуг на базе МФЦ в регионах России // Вестник Поволжского института управления. 2018. Т. 18. № 2. С. 140–149.
Развитие системы многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг населению (на примере Приморского края) / Заполева Е.О., Захарченко А.А., Пить В.В., Мудрик Е.С. // Вестник РУДН. Серия «Государственное и муниципальное управление». 2016. № 3. С. 24–31.