К вопросу о развитии коммуникативных компетенций специалистов сервиса
Переход к цифровой экономике является объективной реальностью наших дней. Концепция цифровой экономики связана с трансформацией системы ценностей (усиление значимости обучения и творческого отношения делу) и изменением модели человека (с Homo economicus на Homo faber). Это предопределяет необходимость выявления наиболее востребованных в новом обществе компетенций, которыми должен обладать человек. Исследователи указывают разные типы компетенций, но все сходятся во мнении о том, что обязательным условием жизни в цифровом обществе является коммуникативная компетентность как способность человека к установлению связей с другими людьми и взаимодействию с ними в процессе передачи интеллектуального капитала. Особое значение развитая коммуникативная компетенция имеет для специалистов сферы сервиса. Развитие коммуникативной компетенции может осуществляться в процессе самообразования в течение всей жизни человека и в процессе обучения в учреждениях профессионального образования. Эти направления тесно связаны друг с другом, потому работа должна осуществляться комплексно – от пропаганды ценностей образования и конкурентоспособности лиц с высшим профессиональным образованием до соответствующего финансирования образовательных учреждений, обязанных сформировать коммуникативную компетенцию у выпускников, и контроля получаемых результатов. Контроль сформированности коммуникативной компетенции может осуществляться путем социологических исследований. В статье приведены результаты оценки уровня эмоционального интеллекта как одной из составляющих коммуникативной компетенции по методике Н. Холла на примере обучающихся Братского государственного университета трех профилей подготовки бакалавров (гуманитарных, технических и «цифровых» направлений). Исследование показало необходимость управления процессом развития эмоционального интеллекта обучающихся в системе высшего профессионального образования. Возможные инструменты управления – активная пропаганда ценности «образование в течение всей жизни» и воздействие на организационную культуру с целью привития обучающимся необходимых ценностей. Статья также содержит модель развития компетенций, необходимых для формирования конкурентоспособного специалиста и развития всего общества.
Грудистова Е.Г. К вопросу о развитии коммуникативных компетенций специалистов сервиса // Научный результат. Технологии бизнеса и сервиса. – Т. 8, № 3, 2021, с. 55-70, DOI: 10.18413/2408-9346-2021-7-3-0-5
Пока никто не оставил комментариев к этой публикации.
Вы можете быть первым.
Федеральный закон от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»
О Координационном совете по развитию цифровой экономики при Правительстве Иркутской области. Постановление Правительства Иркутской области от 20.08.2019 № 674-пп. URL: https://irkobl.ru/sites/economy/national_projects/digital/ (дата обращения: 30.05.2021).
Галиева Т. А. Компетенции и навыки цифровой экономики: разработка программы развития персонала // Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика. 2019. № 2(28). С. 22-35.
Грошев И. В. Организационная культура: учебник / И. В. Грошев, А. А. Краснослободцев. 2-е изд., перераб. и доп. Москва: Юнити, 2015. – 535 с. URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=119433 (дата обращения: 06.06.2021).
Доклад о мировом развитии. Цифровые дивиденды. URL: https://data.gov.ru/sites/default/files/presentation/vsemirnyy_bank_2016_god.pdf (дата обращения: 05.06.2021).
Интерактивный портал Министерства труда и занятости Иркутской области. URL: https://irkzan.ru/ или https://irkzan.ru/labormarket/index (дата обращения: 05.06.2021).
Кокорев А. С. Цифровая экономика: смена ценностей и ориентиров в управлении предприятием // Московский экономический журнал. 2019. № 1. С. 252–259.
Корнейчук Б. В. Информационная экономика. – СПб.: Питер, 2006. – 394 с.
Кошмаров М. Ю., Трубецкой А. Ю. Экономические теории и эволюция пропаганды // Мир новой экономики. 2017. № 4. С. 48-54.
Пастухова Д. А., Грудистова Е. Г. Проблемы подготовки кадров для сферы услуг // Научный результат. Технологии бизнеса и сервиса. 2018. Т. 4, № 2. С. 53-64.
Патрусова А. М. Качество профессионального образования: проблемы оценки // Проблемы социально-экономического развития Сибири. 2012. № 1. С. 26–32.
Постников Н. Д. Сервис в контексте современного постиндустриального общества // Сервис plus. 2011. № 2. С. 27-33.
Свистунов В.М., Лобачев В. В. Трудовые отношения в условиях цифровизации экономики // Управление. 2017. Т. 5. № 4. С. 29–33.
Слинкова О. К., Скачков Р. А. Анализ научных подходов к определению сущности целеполагания и его роль в процессе управления // Известия Уральского государственного экономического университета. 2015. № 3 (59). С. 65-72.
Слинкова О. К., Слинков А. М., Пастухова Д. А. Исследование мотивации личностного роста студентов в процессе вузовского обучения // Экономика и предпринимательство. 2017. № 3-1 (80). С. 774-779.
Слинкова О. К., Пастухова Д. А. Сервисология как наука о человеке и его потребностях // Научный результат. Серия: Технология бизнеса и сервиса. 2015. Т. 1. № 3 (5). С. 66-75.
Соломанидина Т. О. Организационная культура компании: учебное пособие / Т. О. Соломанидина. – Москва: Общество с ограниченной ответственностью «Научно-издательский центр ИНФРА-М», 2015. - 624 с.
Третьяков М. М., Питиляк Д. А. К вопросу о роли сферы услуг в постиндустриальной экономике // Вестник Тихоокеанского государственного университета. 2013. № 4 (31). С. 161-170.
Уэйд М. Цифровой вихрь. Как побеждать диджитал-новаторов их же оружием. – М.: Эксмо, 2016.
Шейн Э. Организационная культура и лидерство: учебник / Э. Шейн. 3-е изд. Санкт-Петербург: Питер, 2012. – 336 с.
Schieser Hans. How to immunize children against drug abuse and seduction? // Magister Dixit. 2013. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/how-to-immunize-children-against-drug-abuse-and-seduction (дата обращения: 05.06.2021).