Теоретические основы концепции цифровых социальных инноваций
Стремительное развитие процессов цифровизации приводит к трансформации различных областей жизнедеятельности человека. Появление цифровых технологий позволяет решать многочисленные задачи, стоящие перед экономикой и обществом, и способствует возникновению новых феноменов, оказывающих влияние на социум. Одним их таких явлений выступают цифровые социальные инновации, нацеленные на снижение остроты имеющихся общественных проблем, таких как бедность, недоступность социальных и медицинских услуг, неравенство в получении образования и т.д., повышая качество жизни населения, при этом используя цифровые технологии. Целью настоящей статьи является теоретический анализ концепции цифровых социальных инноваций. В работе показаны истоки возникновения феномена цифровых социальных инноваций во взаимосвязи со смежными категориями социальных и цифровых нововведений. На основе изучения научной литературы по рассматриваемой тематике выделены ключевые характеристики, отражающие общие и специфические черты цифровых социальных инноваций относительно иных родственных понятий. Определено, что цифровые социальные инновации являются гибридным феноменом, сочетающим в себе признаки цифровых и социальных инноваций. Выявлено, что данная концепция еще находится в стадии своего формирования и не получила широкого освещения в академической среде, особенно в России. Обозначена необходимость дальнейшего совершенствования теоретико-методологического базиса и изучения практики реализации цифровых социальных инноваций.
Соловьева Т. С. Теоретические основы концепции цифровых социальных инноваций // Научный результат. Технологии бизнеса и сервиса. 2023. 9 (3). С. 104-116. DOI: 10.18413/2408-9346-2023-9-3-0-8
Пока никто не оставил комментариев к этой публикации.
Вы можете быть первым.
Герасимов К.Б. Инвестиции в инновации социально-технологических предприятий // Вестник университета. 2021. № 5. С. 153-161. doi: 0.26425/1816-4277-2021-5-153-161.
Голдякова Т.В. Понятие и классификация инноваций // Российский внешнеэкономический вестник. 2006. № 2. С. 20-27.
Иванов В. Глобализация 4.0: предпосылки и перспективы // Вопросы философии. 2022. № 8. С. 195-200. doi: 10.21146/0042-8744-2022-8-195-200.
Коротаев А.С. Нововведения в промышленности США: разработка и внедрение: научно-аналитический обзор. М.: ИНИОН АН СССР, 1981. – 56 с.
Ленчук Е.Б. Научно-технологическое развитие России в условиях санкционного давления // Экономическое возрождение России. 2022. № 3 (73). С. 52-60. doi: 10.37930/1990-9780-2022-3-73-52-60.
Попов Е.В., Веретенникова А.Ю., Мухамедьянова Ю.Ю. Матрица оценки цифровых платформ социально-инновационной деятельности // Вопросы инновационной экономики. 2021. Т. 11. № 3. С. 1247-1258. doi: 10.18334/vinec.11.3.112407.
Прогнозируемые вызовы и угрозы национальной безопасности Российской Федерации и направления их нейтрализации / Под общ. ред. А.С. Коржевского; редкол.: В.В. Толстых, И.А. Копылов. M. : РГГУ, 2021. – 604 с.
Соловьева Т.С. Решение проблем развития территорий в условиях пандемии COVID-19: роль социальных инноваций // Вестн. Моск. ун-та им. С.Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление. 2021. № 2 (37). С. 87-95. doi: 10.21777/2587-554X-2021-2-87-95.
Шумпетер Й.А. Теория экономического развития. Капитализм, социализм и демократия. М.: Экономика, 1995. – 540 с.
Bonina C., López-Berzosa D., Scarlata M. Social, commercial, or both? An exploratory study of the identity orientation of digital social innovations. Information Systems Journal. 2021. Vol. 31(5). Рр. 647–766. doi: 10.1111/isj.12290.
Borzaga C., Bodini R. What to make of social innovation? Towards a framework for policy development. Social Policy and Society. 2012. Vol. 13(03). Рр. 411–421. doi: 10.2139/ssrn.2064640.
Bria F., Gascó M., Baeck P., Halpin H., Almirall E., Kresin F. Growing a digital social innovation ecosystem for Europe. DSI final report. Luxembourg: Publications Office of the European Union, 2015. 105 р.
Drucker P.F. Landmarks of Tomorrow, New York: Harper and Brothers, 1957. 114 р.
Feenberg A. Critical theory of technology and STS. Thesis Eleven. 2017. Vol. 138(1). Рр. 3–12. doi: 10.1177/0725513616689388.
Filho W.L. et al. Social innovation for sustainable development: assessing current trends. International Journal of Sustainable Development & World Ecology. 2021. Vol. 29(4). Рр. 311–322. doi:10.1080/13504509.2021.2013974.
Godin B. Social innovation: Utopias of innovation from c. 1830 to the present. Project on the intellectual History of innovation. 2012. Montréal : Project on the intellectual History of innovation. Vol. 11. 52 р.
Love A., Childers J.S. (Eds.). Listen to Leaders in Engineering. Atlanta: Tupper and Love, 1965. 382 р.
Marques P., Morgan K., Richardson R. Social innovation in question: The theoretical and practical implications of a contested concept. Environment and Planning C: Politics and Space. 2018. Vol. 36 (3). Рр. 496–512. doi: 10.1177/2399654417717986.
Mehmood A., Imran M. Digital social innovation and civic participation: toward responsible and inclusive transport planning. European Planning Studies. 2021. Vol. 29 (10). Рр. 1870–1885. doi: 10.1080/09654313.2021.1882946.
Milwood P.A., Roehl W.S. Towards a measurement scale for digital social innovation: A responsibility-sustainability framework. In Pesonen J., Neidhardt J. (Eds.). Information and Communication Technologies in Tourism. Springer, Cham, 2019. Рp. 371–382. doi: 10.1007/978-3-030-05940-8_29.
Moulaert F., Mehmood A., MacCallum D., Leubolt B. (Eds.). Social Innovation as a Trigger for Transformations –The Role of Research. Luxembourg: Publications Office of the European Union, 2017. 108 р.
Mulgan G. Social Innovation: What It Is, Why It Matters and How It Can Be Accelerated. Oxford: SKOLL Centre for Social Entrepreneurship, Said School of Business, 2007. 51 р.
Nambisan S., Lyytinen K., Majchrzak A., Song M. Digital innovation management: reinventing innovation management research in a digital world. MIS Quarterly. 2017. Vol. 41 (1). Рр. 223–238. doi:10.25300/MISQ/2017/41:1.03.
Rodrigo L., Fernández M., Marcos I. Digital Social Innovation: analysis of the conceptualization process and definition proposal. Direcci´on y organizaci´on: Revista de direcci´on, organizaci´on y administraci´on de empresas. 2019. Vol. 67. Рр. 59–66. doi: 10.37610/dyo.v0i67.545.
Sargant W.L. Social Innovators and Their Schemes. Whitefish : Kessinger Publishing, 1858. 468 р.
Satalkina L., Steiner G. Social Innovation: A Retrospective Perspective. Minerva. 2022. Vol. 60. Рр. 567–591. doi: 10.1007/s11024-022-09471-y.
Schubert C. Social innovations: Highly reflexive and multi-referential phenomena of today’s innovation society? A report on analytical concepts and social science initiative. Technische Universität Berlin, Fak. VI Planen, Bauen, Umwelt, Institut für Soziologie Fachgebiet Techniksoziologie, 2014. 43 р.
Science, Growth and Society : a new perspective. Paris: OECD, 1972. 113 р.
Tan F.T., Pan S.L., Cui L. An Information Processing Perspective of Digital Social Innovation: Insights from China’s Taobao Villages. Proceedings of the 35th International Conference on Information Systems (ICIS 2014), Association for Information Systems, Auckland, New Zealand, 14 - 17 December 2014. 24 р.
Wiesböck F., Hess T. Digital innovations . Electron Markets. 2020. Vol. 30. Рр. 75–86. doi: 10.1007/s12525-019-00364-9.