Формирование методики оценки уровня цифровой зрелости предприятий ресторанного бизнеса
Процесс цифровизации экономики является закономерным этапом эволюционных изменений, обусловленных динамичным развитием информационно-коммуникационных технологий. Развитие цифровых технологий и инновационных решений кардинально трансформирует методы ведения бизнеса, особенно в секторе предоставления услуг. Признавая значимость и перспективы цифровой трансформации, руководство предприятий стремится к её быстрому внедрению. Подходы к реализации цифровых изменений различаются в зависимости от глубины интеграции технологий в бизнес-процессы и степени их использования. В этом контексте особенно важно исследовать уровень цифровой зрелости, характеризующий уровень готовности предприятий к цифровой трансформации. Представленные в настоящее время методики оценки цифровой зрелости предприятий являются единичными, они не адаптированы для предприятий ресторанного бизнеса, что повышает актуальность подобного исследования. Цель статьи состоит в изучении имеющегося методического задела в оценке цифровой зрелости предприятий, выявлении особенностей оценки цифровой зрелости предприятий ресторанного бизнеса и разработке соответствующей методики их оценки. В качестве методов исследования выступают библиографический анализ литературы, системный подход и описательная статистика. Результаты исследования показали, что цифровая трансформация предприятий ресторанного бизнеса должна быть основана на применении ценностно-ориентированного подхода, направленного на обеспечение способности руководства предприятия и ее персонала оперативно распознавать потребности потенциальных и текущих клиентов, оптимизировать бизнес-процессы на основе собранных данных, осознавать взаимосвязь положительного клиентского опыта и деятельности предприятия. Важным направлением цифровой трансформации, способным обеспечить потребности клиентов в предоставлении необходимого объема услуг в цифровом формате, является оценка цифровой зрелости предприятий. Определено, что представленные в академической литературе методы оценки цифровой зрелости в большей степени оценивают уровень использования цифровых технологий по сравнению с другими предприятиями, либо отраслями и не позволяют оценить качество и степень достижения сформулированных руководством предприятия целей и задач цифровой трансформации, оценку уровня готовности к цифровой трансформации, оценку достижения ключевых показателей эффективности стратегии цифровой трансформации. В связи с чем предложены основные элементы формирования методики оценки цифровой зрелости организации ресторанного бизнеса с использованием KPI, позволяющих выявить узкие места цифровой трансформации бизнес-процессов, прямо или косвенно влияющие на удовлетворение потребностей клиентов.
Ляшков А. В., Анисимов А. Ю. Формирование методики оценки уровня цифровой зрелости предприятий ресторанного бизнеса // Научный результат. Технологии бизнеса и сервиса. 2025. Т. 11. № 1. С. 70-84. DOI: 10.18413/2408-9346-2025-11-1-0-5
Пока никто не оставил комментариев к этой публикации.
Вы можете быть первым.
Абрамов, В.И., Борзов А.В., Семенков К.Ю. Теоретико-методологический анализ моделей цифровой зрелости для российских компаний // Известия ВУЗов ЭФиУП. 2021. № 4 (50). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoretiko-metodologicheskiy-analiz-modeley-tsifrovoy-zrelosti-dlya-rossiyskih-kompaniy (дата обращения: 15.12.2024).
Ахмедова, Р.Р., Покаместов И.Е. Применение конкурентных стратегий для предприятий ресторанного бизнеса в условиях цифровизации экономики // Современная конкуренция. 2022. Т. 16, № 4 (88). С. 95-106. DOI 10.37791/2687-0657-2022-16-4-95-106. EDN OTYVLN.
Боровской, С.В. Цифровизация бренд-платформы как технология современного ресторанного бизнеса // Коммуникации в условиях цифровой трансформации: сборник материалов VI Международной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 29–30 ноября 2022 года. – Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный экономический университет, 2022. С. 216-219. EDN QKCTXK.
Дериземля, В.Е., Тер-Григорьянц А.А. Методические положения оценки цифровой зрелости экономических систем // Вестник РУДН. Серия: Экономика. 2021. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodicheskie-polozheniya-otsenki-tsifrovoy-zrelosti-ekonomicheskih-sistem (дата обращения: 15.12.2024).
Комарчева, О.С., Лысенко Е.А. Оценка степени готовности предприятий торговли и сферы услуг к цифровой трансформации // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Политические, социологические и экономические науки. 2020. № 3 (17). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-stepeni-gotovnosti-predpriyatiy-torgovli-i-sfery-uslug-k-tsifrovoy-transformatsii (дата обращения: 15.12.2024).
Максименко, И.А. Архитектура факторов конкурентной устойчивости ресторанного бизнеса // Экономика, предпринимательство и право. 2022. Том 12. № 2. С. 709–728. doi: 10.18334/epp.12.2.114277
Малиновский, М.О., Анисимов А.Ю. Оценка уровня и потенциала цифровизации управления бизнес-процессами // Вопросы экономики и права. 2023. № 178. С. 97-103. DOI 10.14451/2.178.97. EDN AMXQST.
Официальный сайт ГИС Промышленности. URL: https://gisp.gov.ru/mainpage/ (дата обращения: 15.12.2024).
Прохоров, П.Э. Динамика цифровой трансформации организаций в российской федерации // Статистика и экономика. 2021. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dinamika-tsifrovoy-transformatsii-organizatsiy-v-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 15.12.2024).
Сериков, К.Н., Анисимов А.Ю. Особенности оценки стратегического потенциала организации ресторанного бизнеса в условиях перехода на процессную модель управления // Вестник НГУЭУ. 2023. № 3. С. 71-82. DOI 10.34020/2073-6495-2023-3-071-082. EDN RWNUYH.
Скоробогатов, М.В., Минченко Л.В. Внедрение инструментов цифровизации в сфере общественного питания // Экономика и экологический менеджмент. 2023. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vnedrenie-instrumentov-tsifrovizatsii-v-sfere-obschestvennogo-pitaniya (дата обращения: 12.12.2024).
Цифровая трансформация крупнейшего бизнеса (tadviser.ru). URL: https://www.tadviser.ru/index.php/%D0%A1%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D1%8F:%D0%A6%D0%B8%D1%84%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%8F_%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%81%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F_%D0%BA%D1%80%D1%83%D0%BF%D0%BD%D0%B5%D0%B9%D1%88%D0%B5%D0%B3%D0%BE_%D0%B1%D0%B8%D0%B7%D0%BD%D0%B5%D1%81%D0%B0 (дата обращения: 15.12.2024).
Цифровая трансформация отраслей: стартовые условия и приоритеты: докл. к XXII Апр. междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества, Москва, 13–30 апр. 2021 г. / Г.И. Абдрахманова, К.Б. Быховский, Н.Н. Веселитская, К.О. Вишневский, Л.М. Гохберг и др. ; рук. авт. кол. П.Б. Рудник ; науч. ред. Л.М. Гохберг, П.Б. Рудник, К.О. Вишневский, Т.С. Зинина; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2021. – 239 с.
Шнорр, Ж.П. Совершенствование интегральной оценки цифровизации торговли // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. 2020. №. 5. С. 60.
Энглези, В.Ю. Моделирование влияния цифровизации на развитие предприятий сервиса и торговли // Прикладные экономические исследования. 2023. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/modelirovanie-vliyaniya-tsifrovizatsii-na-razvitie-predpriyatiy-servisa-i-torgovli (дата обращения: 15.12.2024).
Akdil, K., Ustundag, A. and Cevikcan, E. (2018), “Maturity and Readiness Model for Industry 4.0 Strategy. In: Industry 4.0: Managing The Digital Transformation”, Springer Series in Advanced Manufacturing. Springer, URL: https://doi.org/10.1007/978-3-319-57870-5_4. (дата обращения: 15.12.2024).
Basl, J. and Doucek, P. (2019), “A metamodel for evaluating enterprise readiness in the context of Industry 4.0”, Information, 10 (3), pp. 89.
Brodny, J. and Tutak, M. (2021), “Assessing the level of digital maturity of enterprises in the Central and Eastern European countries using the MCDM and Shannon’s entropy methods”, PLoS ONE, 16 (7), pp. 0253965. https://doi.org/10.1371/journal.pone.0253965 .
Kuruczeleki, E., Pelle, A., Laczi, R. and Fekete, B. (2016), “The Readiness of the EuropeanUnion to Embrace the FourthIndustrial Revolution”, Management”, 11, pp. 327–347
Leineweber, S, Wienbruch, T, Lins, D, Kreimeier, D, and Kuhlenkötter, B. (2018), “Concept for an evolutionary maturity based Industrie 4.0 migration model”, Procedia CIRP, pp. 404-409.
Pacchini, P.T., Wagner, C. L., Facchini, F. and Mummolo, G. (2019), “The degree of readiness for the implementation of Industry 4.0”, Computers in Industry, 113, pp. 103125, ISSN 0166-3615, https://doi.org/10.1016/j.compind.2019.103125.
Schumacher, A., Erol, S. and Sihn, W.A. (2016), “Maturity Model for Assessing Industry 4.0 Readiness and Maturity of Manufacturing Enterprises”, Procedia CIRP, 52, pp. 161-166, ISSN 2212-8271, https://doi.org/10.1016/j.procir.2016.07.040.