16+
DOI: 10.18413/2408-9346-2019-5-4-0-3

Проблемы визовых формальностей и способы упрощения визовых процедур

Aннотация

В статье систематизированы полученные в рамках настоящего исследования правила получения визы, которые являются частью формирования тура. На основе выделенных особенностей визовых формальностей для туристических предприятий и туристов, а также анализа форм визового режима (египетская, европейская, шенгенская и эмиратская) в статье выявлены проблемы визовых формальностей и представлены способы упрощения визовых процедур по въезду иностранных граждан на территорию России. Предложенные способы являются инструментом непрерывного, последовательного и поступательного процесса упрощения визового режима в России.


Введение. Туризм связан с пересечением туристами государственной границы и предусматривает осуществление  визовых формальностей. Визовые формальности – это установленное условие или порядок действий, направленный на устранение препятствий при совершении международных  путешествий и облегчение условий посещения туристами других стран с учетом установленного визового режима. Визовые формальности носят двойной характер, с одной стороны, они являются помехой для осуществления туризма, а, с другой – обеспечивают  безопасность пребывания туриста внутри страны. Благодаря визовым формальностям государством также создаются условия по организации барьеров от мигрантов, контрабандистов, террористов.

Цель исследования – выявление особенностей и проблем оформления визовых формальностей для туристических предприятий и туристов и определение способов упрощения визовых процедур при въезде иностранных граждан на территорию России.

Материалы и методы исследования. Материалами исследования послужили Интернет-ресурсы по тематике статьи, в качестве методов исследования использовались моделирование и методы аналитического анализа.

Результаты исследования и их обсуждение. Отличие визовых  формальностей от других формальностей, возникающих при осуществлении экспортно-импортных операций, заключается в том, что в этом случае «экспортируются» туристы, а импортируются услуги контрагентов и наоборот, то есть объектом не является материальный товар.

Основными особенностями визовых формальностей для туристических предприятий и туристов являются:

невозможность переоформления визы во время поездки;

необходимость возвращения в страну и повторной подачи документов в посольство для продления срока визы туристу;

если виза была получена и проставлена в паспорте, но туристическая поездка по каким-то причинам не состоялась и перенесена на более позднее время, необходимо сначала аннулировать визу в посольстве, а затем дать запрос на получение новой (Информация по визам…, 2019).

Таким образом, виза является основным документом (в виде отметки) для пересечения границы другой страны, но при этом не обеспечивает в обязательном порядке реализацию зарубежной поездки. Такой документ (виза) подтверждает, что паспорт туриста зарегистрирован в консульском учреждении того государства, которое предстоит посетить. Частью процесса по производству туристского продукта является оформление визы, именно поэтому туроператор обращается в консульство за получением визы, а не турист.

В связи с тем, что правила выдачи виз туристам не имеют постоянного характера, получение визы является проблемной частью формирования тура. За годы существования ЕС была отменена пошлина, импортные квоты для стран-участниц и установлена общая система таможенных тарифов для всех товаров. Также была достигнуто свободное движение капитала и рабочей силы в рамках ЕС, создан единый валютный союз с целью  введения общей денежной единицы – евро.  Еще одной целью ЕС стала разработка общей политики, предусматривающей взаимный учет интересов по отдельным  отраслям (Экономическая интеграция…, 2019).

ЕС за время своего существования заключил соглашения о безвизовом въезде более чем с 50 государствами, некоторые из которых позднее стали его членами. Однако для вступления в ЕС необходимо провести ряд реформ и добиться соответствия его многочисленным стандартам (Безвизовая Украина: кому это выгодно, 2019). Так, например, необходимостью для пограничников и визовых центров при работе с базами данных стало введение биометрических паспортов.

Введение визового режима с РФ предполагает заключение соглашения с европейскими странами о трудовой миграции. В части трудовой миграции в России действуют: ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25.06.2002г. № 115-ФЗ (Федеральный Закон, 2002); ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан  и лиц без гражданства в Российской Федерации» от 18.06.2006 г. №109-ФЗ (Федеральный Закон, 2006); ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» от 15.08.1996г. №114-ФЗ (Федеральный Закон, 1996).

Приблизительно половина трудовых мигрантов, работающих сегодня в России, незаменимы для нее. Поэтому Россия сама будет стараться их пригласить, организовать им визу и т.д., чтобы они могли спокойно попасть на работу. Поэтому эта проблема сейчас не столь актуальна. Хотя год-два назад она была очень серьезной, даже катастрофической (Орлова, Чернышова, 2016)

Также есть некоторые моменты, связанные с формой визового режима. Так, визы могут быть такими, как в египетском варианте – виза на границе. Такая процедура очень проста: она не предполагает множества ограничений, как и открытия дополнительных консульств. Другая система – эмиратская (необходимо обратиться в консульство с помощью официального запроса, затем на основании своего решения консульство отправляет визу на границу). И есть вариант европейский, или шенгенский, который сегодня еще пока действует: он предусматривает, что нужно поработать с консульством; при этом велик процент отказов, сложна процедура. Такая система требует открытия новых консульств.

При введении визового режима с Россией (виза на границе) отказ на границе может быть не только в случае, если человек находится в «черном списке». Это компетенция пограничного офицера, который сам принимает решение.

На современном этапе институциональной реформы происходит дискуссия политиков и экспертов о границах Евросоюза.

Во-первых, к ЕС не могут присоединиться географически неевропейские государства, микространы (такие, как Андорра или Лихтенштейн), а также внутригосударственные образования, подобно Шотландии (Европейский Союз после ратификации…, 2019).

Во-вторых, общественно-политическая эволюция Российской Федерации, Беларуси, Азербайджана исключает институционное присоединение этих государств в Евросоюз (Европейский Союз после ратификации…, 2019).

В концепции развития туризма в Российской Федерации говорится о действующем порядке выдачи российских виз гражданам иностранных государств, безопасных в миграционном отношении, что не всегда способствует росту въездного туризма (Распоряжение Правительства РФ, 2002). Это свидетельствует о необходимости упрощения  визовых процедур для иностранных граждан при въезде на территорию России.

Во внутренней политике страны предпринимаются шаги в различных сферах на законодательном уровне для решения вопроса реформирования визовой политики (Короткин, 2012).

Процесс упрощения визовых процедур может быть обеспечен за счет реализации способов, представленных в таблице.

Таблица

Способы упрощения визовых процедур при въезде на территорию России

Table

Ways to simplify visa procedures when entering the territory of Russia

 

Наименование способа

Характеристика

Недостаток

Формирование процесса обмена информацией

На основе анализа вопросов о процедуре получения визы,  пакете документов, языке заполнения анкеты и содержания информации в ней в процессе обсуждения формируется база данных – конкретных сведений о процедуре получения визы (навигация).

Отсутствие доступности к базе данных (горячая линия), низкая степень достоверности данных.

Избавление от лишних формальностей

Выражение «пакет документов» следует понимать буквально, даже когда речь идет о том, чтобы оформить самую простую шенгенскую туристическую однократную визу. Поэтому визовые процедуры вызывают неприятие, в то время как можно сократить количество бумаг, принимая заявления или анкеты на визу в электронном виде.

Объемность: все справки, свидетельства, копии, многостраничные анкеты и прочее уместятся только в большом пакете или толстой папке, а если турист едет за границу не один, а с женой или детьми, стопка бумаг увеличивается в 2-3 раза.

Повышение доступности

Подача документов на визу осуществляется в консульствах и визовых центрах, которые находятся только в крупных городах. Пути решения данной проблемы заключаются в:

открытии новых консульств;

выдаче краткосрочных виз;

отказе от проведения собеседования с некоторыми категориями заявителей, чьи предыдущие визы истекли в течение последних лет;

введении безвизовых путешествий;

введении электронной очереди по получению визы.

Проблемой для заявителя могут стать частые поездки в диппредставительства и прохождение собеседования, особенно если они аккредитованы по совместительству и находится в другом государстве (получение транзитных виз).

Выдача визы по прибытии (по прилету)

В зависимости от цели посещения страны выдается виза по прибытию на ограниченное время пребывания и не чаще одного раза в год.

Большой пакет документов (при себе) и гарантированная сумма денежных средств, расчет наличными.

Расширение программы безвизового въезда

Посещение страны без виз происходит по договоренности между правительствами и зависит от цели. Программы рассчитаны на ограниченное число участников и время (не более 90 дней в течение 180 дней) для стран с наибольшей степенью благонадежности. Позволит стимулировать рост туристического потока отдельных стран.

Только для стран, являющихся участниками договоренности; неисчерпывающий перечень сопроводительных документов, которые может спросить пограничник у гражданина третьей страны.

Продление сроков действия виз

Может носить частный характер. При увеличении срока действия визы и разрешении многократного въезда сократятся расходы на пере выпуск виз и тем самым увеличится кратность посещения страны (пока срок не истечет).

Снижение уровня  безопасности пребывания туриста внутри страны. Также государству придется ужесточить подходы к формированию барьеров от мигрантов, контрабандистов, террористов. Действие принципа взаимности.

Пересмотр условий международных соглашений (лояльность)

 

Международные соглашения об облегчении визового режима позволяют путешественникам свободно передвигаться в пределах границ стран-участников таких соглашений (Шенгенское соглашение, Экономическое сообщество стран Западной Африки (ЭКОВАС), соглашение Совета по сотрудничеству стран Персидского залива)

 

Представленные в таблице способы являются инструментом процесса упрощения визового режима в России, который должен быть непрерывным, последовательным и поступательным.

Заключение. Сложности оформления российских виз препятствуют развитию не только туристского сектора, но и всей экономики страны. Поэтому в статье выявлены формы визового режима в разных странах и предложены способы упрощения  визовых процедур при въезде иностранных граждан на территорию России, которые могут быть задействованы, в первую очередь, для получения краткосрочных виз. Облегчение визового режима направлено на экономическое развитие страны и формирование положительного имиджа, прежде всего, за счет туризма. Это также закроет информационный пробел на уровне государства, позволив властям осуществлять доступ и обмениваться информацией о визах, формировать базу данных в сфере миграции для безопасности и управления границами.

Список литературы

ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25.06.2002г. № 115-ФЗ. URL: http://kodeks.systecs.ru/zakon/fz-115/ (дата обращения: 13.09.2019). 

ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан  и лиц без гражданства в Российской Федерации» от 18.06.2006 г. №109-ФЗ. URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102108015/ (дата обращения: 13.09.2019). 

ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» от 15.08.1996г. №114-ФЗ. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_11376/ (дата обращения: 13.09.2019). 

Распоряжение Правительства РФ от 11.07.2002 N 954-р «О Концепции развития туризма в Российской Федерации на период до 2005 года» URL: https://www.lawmix.ru/pprf/47147 (дата обращения: 13.09.2019). 

Безвизовая Украина: кому это выгодно. URL: https://www.gazeta.ru/social/2017/05/22/10686515.shtml (дата обращения: 11.09.2019).

Европейский Союз после ратификации Лиссабонского договора. URL: https://inosmi.ru/world/20091013/156251097.html (дата обращения: 08.09.2019).

Информация по визам. URL: https://cmpt.com.ua/helpful-information/information-on-visas (дата обращения: 08.09.2019).

Короткин К.Р. Визовая политика европейского союза в отношении российской федерации. Перспектива отмены визового режима / Международные отношения. Политология. Регионоведение. // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2012, № 3 (1), с. 343-347. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vizovaya-politika-evropeyskogo-soyuza-v-otnoshenii-rossiyskoy-federatsii-perspektiva-otmeny-vizovogo-rezhima (дата обращения: 23.09.2019).

Орлова Ю. М., Чернышова А. В. Взаимодействие Европейского союза и Российской Федерации в сфере миграционной политики // Вестник ННГУ. 2016. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimodeystvie-evropeyskogo-soyuza-i-rossiyskoy-federatsii-v-sfere-migratsionnoy-politiki (дата обращения: 03.09.2019). 

Экономическая интеграция. URL: http://www.nice-economic.ru/mecos-1117-1.html (дата обращения: 12.09.2019).