Проблемы визовых формальностей и способы упрощения визовых процедур
Aннотация
В статье систематизированы полученные в рамках настоящего исследования правила получения визы, которые являются частью формирования тура. На основе выделенных особенностей визовых формальностей для туристических предприятий и туристов, а также анализа форм визового режима (египетская, европейская, шенгенская и эмиратская) в статье выявлены проблемы визовых формальностей и представлены способы упрощения визовых процедур по въезду иностранных граждан на территорию России. Предложенные способы являются инструментом непрерывного, последовательного и поступательного процесса упрощения визового режима в России.
Введение. Туризм связан с пересечением туристами государственной границы и предусматривает осуществление визовых формальностей. Визовые формальности – это установленное условие или порядок действий, направленный на устранение препятствий при совершении международных путешествий и облегчение условий посещения туристами других стран с учетом установленного визового режима. Визовые формальности носят двойной характер, с одной стороны, они являются помехой для осуществления туризма, а, с другой – обеспечивают безопасность пребывания туриста внутри страны. Благодаря визовым формальностям государством также создаются условия по организации барьеров от мигрантов, контрабандистов, террористов.
Цель исследования – выявление особенностей и проблем оформления визовых формальностей для туристических предприятий и туристов и определение способов упрощения визовых процедур при въезде иностранных граждан на территорию России.
Материалы и методы исследования. Материалами исследования послужили Интернет-ресурсы по тематике статьи, в качестве методов исследования использовались моделирование и методы аналитического анализа.
Результаты исследования и их обсуждение. Отличие визовых формальностей от других формальностей, возникающих при осуществлении экспортно-импортных операций, заключается в том, что в этом случае «экспортируются» туристы, а импортируются услуги контрагентов и наоборот, то есть объектом не является материальный товар.
Основными особенностями визовых формальностей для туристических предприятий и туристов являются:
невозможность переоформления визы во время поездки;
необходимость возвращения в страну и повторной подачи документов в посольство для продления срока визы туристу;
если виза была получена и проставлена в паспорте, но туристическая поездка по каким-то причинам не состоялась и перенесена на более позднее время, необходимо сначала аннулировать визу в посольстве, а затем дать запрос на получение новой (Информация по визам…, 2019).
Таким образом, виза является основным документом (в виде отметки) для пересечения границы другой страны, но при этом не обеспечивает в обязательном порядке реализацию зарубежной поездки. Такой документ (виза) подтверждает, что паспорт туриста зарегистрирован в консульском учреждении того государства, которое предстоит посетить. Частью процесса по производству туристского продукта является оформление визы, именно поэтому туроператор обращается в консульство за получением визы, а не турист.
В связи с тем, что правила выдачи виз туристам не имеют постоянного характера, получение визы является проблемной частью формирования тура. За годы существования ЕС была отменена пошлина, импортные квоты для стран-участниц и установлена общая система таможенных тарифов для всех товаров. Также была достигнуто свободное движение капитала и рабочей силы в рамках ЕС, создан единый валютный союз с целью введения общей денежной единицы – евро. Еще одной целью ЕС стала разработка общей политики, предусматривающей взаимный учет интересов по отдельным отраслям (Экономическая интеграция…, 2019).
ЕС за время своего существования заключил соглашения о безвизовом въезде более чем с 50 государствами, некоторые из которых позднее стали его членами. Однако для вступления в ЕС необходимо провести ряд реформ и добиться соответствия его многочисленным стандартам (Безвизовая Украина: кому это выгодно, 2019). Так, например, необходимостью для пограничников и визовых центров при работе с базами данных стало введение биометрических паспортов.
Введение визового режима с РФ предполагает заключение соглашения с европейскими странами о трудовой миграции. В части трудовой миграции в России действуют: ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25.06.2002г. № 115-ФЗ (Федеральный Закон, 2002); ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» от 18.06.2006 г. №109-ФЗ (Федеральный Закон, 2006); ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» от 15.08.1996г. №114-ФЗ (Федеральный Закон, 1996).
Приблизительно половина трудовых мигрантов, работающих сегодня в России, незаменимы для нее. Поэтому Россия сама будет стараться их пригласить, организовать им визу и т.д., чтобы они могли спокойно попасть на работу. Поэтому эта проблема сейчас не столь актуальна. Хотя год-два назад она была очень серьезной, даже катастрофической (Орлова, Чернышова, 2016)
Также есть некоторые моменты, связанные с формой визового режима. Так, визы могут быть такими, как в египетском варианте – виза на границе. Такая процедура очень проста: она не предполагает множества ограничений, как и открытия дополнительных консульств. Другая система – эмиратская (необходимо обратиться в консульство с помощью официального запроса, затем на основании своего решения консульство отправляет визу на границу). И есть вариант европейский, или шенгенский, который сегодня еще пока действует: он предусматривает, что нужно поработать с консульством; при этом велик процент отказов, сложна процедура. Такая система требует открытия новых консульств.
При введении визового режима с Россией (виза на границе) отказ на границе может быть не только в случае, если человек находится в «черном списке». Это компетенция пограничного офицера, который сам принимает решение.
На современном этапе институциональной реформы происходит дискуссия политиков и экспертов о границах Евросоюза.
Во-первых, к ЕС не могут присоединиться географически неевропейские государства, микространы (такие, как Андорра или Лихтенштейн), а также внутригосударственные образования, подобно Шотландии (Европейский Союз после ратификации…, 2019).
Во-вторых, общественно-политическая эволюция Российской Федерации, Беларуси, Азербайджана исключает институционное присоединение этих государств в Евросоюз (Европейский Союз после ратификации…, 2019).
В концепции развития туризма в Российской Федерации говорится о действующем порядке выдачи российских виз гражданам иностранных государств, безопасных в миграционном отношении, что не всегда способствует росту въездного туризма (Распоряжение Правительства РФ, 2002). Это свидетельствует о необходимости упрощения визовых процедур для иностранных граждан при въезде на территорию России.
Во внутренней политике страны предпринимаются шаги в различных сферах на законодательном уровне для решения вопроса реформирования визовой политики (Короткин, 2012).
Процесс упрощения визовых процедур может быть обеспечен за счет реализации способов, представленных в таблице.
Таблица
Способы упрощения визовых процедур при въезде на территорию России
Table
Ways to simplify visa procedures when entering the territory of Russia
Наименование способа | Характеристика | Недостаток |
Формирование процесса обмена информацией | На основе анализа вопросов о процедуре получения визы, пакете документов, языке заполнения анкеты и содержания информации в ней в процессе обсуждения формируется база данных – конкретных сведений о процедуре получения визы (навигация). | Отсутствие доступности к базе данных (горячая линия), низкая степень достоверности данных. |
Избавление от лишних формальностей | Выражение «пакет документов» следует понимать буквально, даже когда речь идет о том, чтобы оформить самую простую шенгенскую туристическую однократную визу. Поэтому визовые процедуры вызывают неприятие, в то время как можно сократить количество бумаг, принимая заявления или анкеты на визу в электронном виде. | Объемность: все справки, свидетельства, копии, многостраничные анкеты и прочее уместятся только в большом пакете или толстой папке, а если турист едет за границу не один, а с женой или детьми, стопка бумаг увеличивается в 2-3 раза. |
Повышение доступности | Подача документов на визу осуществляется в консульствах и визовых центрах, которые находятся только в крупных городах. Пути решения данной проблемы заключаются в: открытии новых консульств; выдаче краткосрочных виз; отказе от проведения собеседования с некоторыми категориями заявителей, чьи предыдущие визы истекли в течение последних лет; введении безвизовых путешествий; введении электронной очереди по получению визы. | Проблемой для заявителя могут стать частые поездки в диппредставительства и прохождение собеседования, особенно если они аккредитованы по совместительству и находится в другом государстве (получение транзитных виз). |
Выдача визы по прибытии (по прилету) | В зависимости от цели посещения страны выдается виза по прибытию на ограниченное время пребывания и не чаще одного раза в год. | Большой пакет документов (при себе) и гарантированная сумма денежных средств, расчет наличными. |
Расширение программы безвизового въезда | Посещение страны без виз происходит по договоренности между правительствами и зависит от цели. Программы рассчитаны на ограниченное число участников и время (не более 90 дней в течение 180 дней) для стран с наибольшей степенью благонадежности. Позволит стимулировать рост туристического потока отдельных стран. | Только для стран, являющихся участниками договоренности; неисчерпывающий перечень сопроводительных документов, которые может спросить пограничник у гражданина третьей страны. |
Продление сроков действия виз | Может носить частный характер. При увеличении срока действия визы и разрешении многократного въезда сократятся расходы на пере выпуск виз и тем самым увеличится кратность посещения страны (пока срок не истечет). | Снижение уровня безопасности пребывания туриста внутри страны. Также государству придется ужесточить подходы к формированию барьеров от мигрантов, контрабандистов, террористов. Действие принципа взаимности. |
Пересмотр условий международных соглашений (лояльность)
| Международные соглашения об облегчении визового режима позволяют путешественникам свободно передвигаться в пределах границ стран-участников таких соглашений (Шенгенское соглашение, Экономическое сообщество стран Западной Африки (ЭКОВАС), соглашение Совета по сотрудничеству стран Персидского залива) |
Представленные в таблице способы являются инструментом процесса упрощения визового режима в России, который должен быть непрерывным, последовательным и поступательным.
Заключение. Сложности оформления российских виз препятствуют развитию не только туристского сектора, но и всей экономики страны. Поэтому в статье выявлены формы визового режима в разных странах и предложены способы упрощения визовых процедур при въезде иностранных граждан на территорию России, которые могут быть задействованы, в первую очередь, для получения краткосрочных виз. Облегчение визового режима направлено на экономическое развитие страны и формирование положительного имиджа, прежде всего, за счет туризма. Это также закроет информационный пробел на уровне государства, позволив властям осуществлять доступ и обмениваться информацией о визах, формировать базу данных в сфере миграции для безопасности и управления границами.
Список литературы
ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25.06.2002г. № 115-ФЗ. URL: http://kodeks.systecs.ru/zakon/fz-115/ (дата обращения: 13.09.2019).
ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» от 18.06.2006 г. №109-ФЗ. URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102108015/ (дата обращения: 13.09.2019).
ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» от 15.08.1996г. №114-ФЗ. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_11376/ (дата обращения: 13.09.2019).
Распоряжение Правительства РФ от 11.07.2002 N 954-р «О Концепции развития туризма в Российской Федерации на период до 2005 года» URL: https://www.lawmix.ru/pprf/47147 (дата обращения: 13.09.2019).
Безвизовая Украина: кому это выгодно. URL: https://www.gazeta.ru/social/2017/05/22/10686515.shtml (дата обращения: 11.09.2019).
Европейский Союз после ратификации Лиссабонского договора. URL: https://inosmi.ru/world/20091013/156251097.html (дата обращения: 08.09.2019).
Информация по визам. URL: https://cmpt.com.ua/helpful-information/information-on-visas (дата обращения: 08.09.2019).
Короткин К.Р. Визовая политика европейского союза в отношении российской федерации. Перспектива отмены визового режима / Международные отношения. Политология. Регионоведение. // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2012, № 3 (1), с. 343-347. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vizovaya-politika-evropeyskogo-soyuza-v-otnoshenii-rossiyskoy-federatsii-perspektiva-otmeny-vizovogo-rezhima (дата обращения: 23.09.2019).
Орлова Ю. М., Чернышова А. В. Взаимодействие Европейского союза и Российской Федерации в сфере миграционной политики // Вестник ННГУ. 2016. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimodeystvie-evropeyskogo-soyuza-i-rossiyskoy-federatsii-v-sfere-migratsionnoy-politiki (дата обращения: 03.09.2019).
Экономическая интеграция. URL: http://www.nice-economic.ru/mecos-1117-1.html (дата обращения: 12.09.2019).