Кооперативное обучение как перспективное направление подготовки специалистов индустрии гостеприимства
Aннотация
Подготовка кадров для индустрии гостеприимства требует внедрения новых форм обучения, переподготовки персонала, в ходе решения данной проблемы предстоит углубленное изучение рынка спроса и предложения персонала, структуры вакансий по профессиям. Подготовка кадров на базе высшего образования в настоящее время не позволяет получить специалиста, свободно владеющего практическими знаниями, навыками и умениями в своей профессии. В этой связи необходимо использовать опыт зарубежных стран в подготовке кадров для индустрии гостеприимства. Обучение на базе высшего образования можно улучшить, предоставляя практический опыт работы, который имеет отношение к карьерным целям студентов, как кооператив (co-op work Experience), который предлагает преимущества всем участникам образовательного процесса: студентам, учреждениям и работодателям. Данное направление определено как программа, в которой периоды обучения чередуются с периодами практических навыков на производстве. Кооперативная работа распределяется по семестрам и охватывает разные сегменты программ обучения. Кооперативные программы опираются на обратную связь от работодателей и студентов, которая фиксирует технологические навыки, необходимые на рабочем месте, что позволит студентам получить новейшие знания для успешной работы.
Ключевые слова: индустрия гостеприимства, конкуренция, корпоративное партнерство, обучение, студенты, программа
Введение. Индустрия гостеприимства – одна из самых динамично развивающихся отраслей с точки зрения трудоустройства: ожидается, что к 2023 году в ней будет занят каждый десятый человек на планете. Многие ошибочно ассоциируют эту сферу только с работой официантов, горничных и портье, но индустрия гостеприимства – это возможность реализовать свой потенциал: участвовать в интересных международных проектах, занимать высокие позиции во всемирно известных компаниях индустрии, путешествовать по всему свету.
Сфера гостеприимства охватывает следующие направления: гостиничное дело, ресторанный бизнес, туризм, индустрию развлечений, спортивный, событийный менеджмент. Имея на руках международный диплом, выпускники могут работать специалистами по маркетингу или персоналу, организаторами мероприятий, руководителями отделов, занимать управленческие позиции в гостиничных сетях, ресторанах, оргкомитетах фестивалей и спортивных событий, музеях, авиакомпаниях, развлекательных парках – причем в любой точке земного шара.
Целью исследования является анализ процесса подготовки конкурентоспособного специалиста в индустрии гостеприимства.
Материалы и методы исследования. При написании работы проведен анализ научных и теоретических исследований по проблеме формирования конкурентоспособного персонала индустрии гостеприимства, систематизация эмпирических и теоретических данных, представленных в электронно-информационной среде, а также результаты эмпирических исследований, проведенных авторами.
Результаты исследования и их обсуждения. Лидерами образования в сфере гостеприимства считаются швейцарские вузы Glion, Les Roches, Kendall College, Blue Mountains, которые из года в год занимают ведущие строчки международных рейтингов высшего образования (TNS, Times). Эти вузы - «элита»: рекрутеры из Hilton, Four Seasons и Hyatt лично посещают их кампусы и отбирают студентов для стажировок и дальнейшего трудоустройства (World University Rankings, 2020).
Уникальность швейцарского образования заключается в том, что оно нацелено на практику и предполагает погружение в индустрию с первого дня занятий. Тесные связи вузов с лидерами индустрии (не только вышеупомянутыми гостиничными сетями мирового класса, но и гигантами вроде Disneyland, Qatar Airlines или LVMH) ежегодно привлекают сотни студентов из разных стран.
По всему миру работодатели инвестируют в совместные образовательные программы для подготовки и, в конечном счете, найма студентов в области науки, техники, инженерии, гостеприимства (Образование за рубежом, 2021).
Совместное обучение – это структурированный компонент учебной программы профессионального образования, который объединяет обучение в аудитории с продуктивной, прогрессивной, контролируемой и оплачиваемой работой в областях, связанных с карьерными целями студентов. Содержание подготовки планируется для обучающихся на основе договоренности о сотрудничестве между учебным заведением и работодателем в качестве компонента обучения на рабочем
месте.
Обучение на предприятиях сферы гостеприимства может улучшить обучение, предоставляя практический опыт работы, который имеет отношение к карьерным целям студентов. Кооператив (co-op work Experience) предлагает преимущества всем участникам образовательного процесса: студентам, учреждениям и работодателям, которые состоят в следующем:
- Федеральная поддержка данного вида образования должна быть чрезвычайно высокой, т. к. кооперативное образование должно стать эффективным способом подготовки людей к быстро меняющемуся миру и рабочему месту. Кооперативное образование может быть определено как структурированная программа, в которой периоды обучения чередуются с периодами практических навыков на производстве. На начальном уровне студенты обычно посещают занятия в течение определенного времени дня, а затем идут работать на предприятия туристического сектора (гостиницы, турагентства, предприятия общественного питания и т. п.). Кооперативная работа распределяется по семестрам и охватывает разные сегменты программ обучения;
- Процесс обучения можно выстроить, применяя различные типы кооперативного обучения;
- Формальное совместное обучение, которое предполагает назначение работодателем задач и проектов команде. Члены команды имеют четкую структуру того, что должно быть сделано, и остаются вместе до завершения проекта (проект может варьироваться от нескольких часов до нескольких недель);
- Неформальное совместное обучение - это тип обучения, который включает в себя быстрое формирование команд на короткие периоды для выполнения небольшой задачи. Они не требуют предварительного планирования и имеют очень небольшую структуру, могут помочь завершить рабочий день или небольшой проект;
5. Групповое обучение – тип кооперативного обучения, реализуемый в организациях, которые включают в себя долгосрочные группы и могут длиться до года или более, с членами, предоставляющими друг другу поддержку, поощрение и помощь. Это наиболее распространенный тип кооперативного обучения, применяемый в индустрии гостеприимства.
Независимо от выбора типа кооперативного обучения, выделим и преимущества совместного обучения:
приобретение навыков лидерства и принятия решений, некоторые сотрудники могут оказаться естественными лидерами, но не склонны к лидерству. Работодатель может назначать руководящие роли различным членам группы;
приобретение навыков управления конфликтами, фокусирование на положительных результатах, минимизируя негативные факторы;
повышается вовлеченность студентов в профессиональную деятельность, они становятся более удовлетворенными, поскольку получают новые навыки, следовательно, увеличивают эффективность и объемы производства.
повышение коммуникативных навыков, студенты учатся общаться с гостем, с персоналом;
осознание личной ответственности – совместное обучение повышает индивидуальную ответственность сотрудников, которые знают, что у них есть определенная задача, которую они должны выполнить, чтобы вся команда преуспела;
обретение уверенности. Некоторым сотрудникам удобнее выступать в небольших группах. Они могут выражать свои идеи и задавать вопросы, что позволяет им обрести уверенность;
формирование позитивного отношение к коллегам, в каждой организации есть те немногие сотрудники, у которых растет неприязнь друг к другу по причине или без причины. Совместное обучение создает более позитивное отношение к сотрудникам по работе, поскольку они продолжают работать вместе в группе.
Процесс кооперативного обучения в отличие от других форм группового обучения имеет пять основных элементов, которые представлены в таблице.
Следовательно, процесс обучения создает среду, способствующую совместной работе по решению проблем на предприятии, в отрасли, позволяет формировать необходимые профессиональные навыки и умения, личные качества, необходимые в профессии.
Таким образом, можно выделить преимущества кооперативного обучения для студентов:
уточнение карьерных целей;
повышение актуальности обучения и мотивации к учебе;
повышение уверенности в себе, ответственности;
практика в навыках человеческих отношений;
финансовая помощь для покрытия расходов на образование;
контакты с потенциальными работодателями;
обратная связь посредством оценки эффективности;
профессиональные навыки работы;
более высокая начальная зарплата после окончания учебы.
Примеры студенческих льгот приведены в общественном колледже Ла-Гуардиа. Ежегодные наблюдения за выпускниками кооперативов (800-900 в год) показывают, что 40-50% из них устраиваются на работу к своему работодателю-кооперативу, и их начальная зарплата неизменно выше, чем у других выпускников 2-летних колледжей (Образование за рубежом IQ Consultancy, 2021).
Преимущества работодателей от кооперативного обучения:
эффективный отбор и найм новых сотрудников;
снижение текучести кадров, что характерно для этого сектора экономики;
подбор целеустремленных сотрудников с реалистичными ожиданиями;
снижение затрат на обучение новых сотрудников;
возможность влиять на разработку и содержание учебных программ;
улучшение связей с общественностью.
Паттерсон и Махони (Patterson and Mahoney, 1985) приводят данные работодателей о том, что усилия по набору персонала были в 13 раз более успешными с выпускниками кооператива, затраты на набор были ниже ($50 по сравнению с $800), и почти 80% студентов кооператива, которым предлагалась постоянная работа, приняли предложения. Данные опроса выпускников университета Онтарио (Канада) показывают, что около 96% выпускников работают в течение шести месяцев после окончания университета на должностях, связанных с навыками, которые они приобрели во время своих кооперативов. Помимо Канады, многие другие страны по всему миру сочетают работу и обучение.
В Университете Drexel в Филадельфии студенты, участвующие в совместной программе, «…тестируют свою карьеру в Amazon и Google и знакомятся с лучшими умами», отметил Питер Фрэнкс, вице-проректор Drexel по профессиональному образованию. После работы в этих компаниях они возвращаются в класс более зрелыми, уверенными и знающими с новыми навыками и инновациями (Обучение в престижных университетах Швейцарии, Великобритании и Испании, 2021).
В Индии эти программы помогли бедным студентам, у которых мало возможностей получить образование, получить ученую степень в области естественных наук.
В Хайдарабаде, Индия, Dr. Reddy's Laboratories Ltd, индийская многонациональная фармацевтическая компания, считает, что образование является ключом к удержанию. Вот уже более 10 лет компания стоимостью 2,5 миллиарда долларов с офисами в 30 странах нанимает первокурсников колледжей из бедных деревень, где высшее образование практически недоступно, чтобы они работали и учились, получая научные степени (Patterson and Mahoney, 2021).
В настоящее время в вузах Российской Федерации происходит переход образовательной системы подготовки кадров индустрии туризма и гостеприимства на новую систему обучения, которая вносит изменения в учебные планы, методы и технологии обучения, другие аспекты обучения (Ананьева, Илюхина, 2012; Семенова, 2017, 2020; Ермилова, 2018; Слинкова, 2018; Мачалкин, Морева, 2019).
Кооперативные программы, по мнению преподавателей в Канаде и Соединенных Штатах полагаются на обратную связь от работодателей и студентов, чтобы идти в ногу с технологическими навыками, необходимыми на рабочем месте и оценивать возможности студента.
Кооператив считается стратегией подбора персонала. С учетом старения населения нужны новые выпускники, чтобы осуществлять производство. Кооперативный студенческий найм – это эквивалент собеседования, на котором работодатель и студент могут определить, есть ли у них совместное будущее.
Следовательно, кооперативные программы становятся инструментом решения экономических проблем, обеспечения соответствия спроса и предложения специалистов, имеющих необходимые навыки, знания и умения на рынке труда. Решение этой проблемы требует формирования принципиально новой системы отношений – отношений корпоративного партнерства между профессиональными образовательными учреждениями и предприятиями, объединениями работодателей, трудящихся, т. е. со всеми потребителями продукции образовательных учреждений (Чан, Тхи Ким Оань, 2019). Новая система отношений позволит профессиональным образовательным учреждениям полнее учитывать требования работодателей, быстрее реагировать на изменения конъюнктуры рынка труда и в конечном итоге позволит учебным учреждениям выполнить свое главное предназначение – обеспечивать качественную профессиональную подготовку по специальностям, востребованным на рынке труда (Уринов, 2016).
Заключение. Таким образом, очевидными бенефициарами являются студенты и работодатели, учебные заведения обнаруживают академические и экономические преимущества кооперативных программ:
улучшение отношений с бизнесом и сообществом;
возможность обновить преподавательский состав;
повышенное удержание студентов и трудоустройство выпускников;
увеличение числа поступающих и, следовательно, более избирательное поступление;
использование учебных программ, проверенных на рабочем месте;
более эффективное использование вузовских помещений;
расширение финансовой помощи.
Информация о конфликте интересов: авторы не имеют конфликта интересов для декларации.
Conflicts of Interest: the authors have no conflict of interests to declare.
Список литературы
Ананьева Т. Н., Илюхина Г.И. Особенности образовательных программ подготовки специалистов для индустрии туризма // Профессиональное образование в сфере туризма как условие повышения качества туристических услуг: темат. сб. матер. конф. М., 2012. С. 92-106.
Ермилова Д. В. Обзор современного высшего образования в сфере туризма за рубежом // Вестник РМАТ. 2014. № 4.
С. 78-88.
Зайцева Н. А., Ильина Е. Л., Никольская Н. Ю. и др. Оценка профессиональных квалификаций сотрудников индустрии гостеприимства: монография. М. : Русайнс, 2018. – 256 с.
Мачалкин С. Е., Морева С. Н., Шевяков А. Ю. Современное состояние занятости молодежи в туристской отрасли // Научный журнал «Вестник Северо-Кавказского федерального университета». 2019. № 6 (75). С.145-150.
Образование за рубежом IQ Consultancy. Официальный представитель университетов, школ и языковых центров Великобритании, США, Канады, Швейцарии, Австралии и других стран. М., 2001-2019. URL: https://www.iqconsultancy.ru/articles/chto-takoe-industriyagostepriimstva (дата обращения: 26.01.2021).
Образование за рубежом. URL: https://www.iqconsultancy.ru/articles/gde-uchat-gostepriimstvu (дата обращения 23.01.2021).
Обучение в престижных университетах Швейцарии, Великобритании и Испании. Официальный представитель институтов Glion и Les Roches. URL: https://www.iq.events/glion_business_education (дата обращения: 10.02.2021).
Семенова Л. В. Опыт реализации практико-ориентированного обучения специалистов индустрии туризма в балтийском федеральном университете // Эффективные формывзаимодействия образовательных организаций,профессионального сообщества и общественных организаций при подготовке кадров индустрии туризма: тезисы докладов участников серии вебинаров; под редакцией Ю. М. Белозеровой. М : Изд-во Русайнс, 2017. С. 24-32.
Семенова Л. В. Развитие практикоориентированного обучения: исследование индустрии гостеприимства // Научный результат. Технологии бизнеса и сервиса. Т. 5, № 2, 2020, С. 78-86, DOI: 10.18413/2408-9346-2020-6-2-0-7, URL: http://rrbusiness.ru/journal/annotation/2033/.
Слинкова О. К. Проблемы подготовки бакалавров сервиса в контексте реализации практикоориентированного обучения // Научный результат. Технологии бизнеса и сервиса. 2018. Т. 4, № 1. С. 70 – 85. URL: http://rrbusiness.ru/journal/annotation/1384/.
Уринов У. А. Пути формирования системы корпоративного партнерства в профессиональных колледжах // Молодой ученый. 2016. № 3 (107). С. 637 – 640.
Профессиональное сотрудничество учебных заведений и предприятий гостеприимства / Тхи Ким Оань Чан, Тхи Ань Чан, М. С. Гришанин // Молодой ученый. 2019. № 24 (262). С. 366-368.URL: https://moluch.ru/archive/262/60594/ (дата обращения: 23.11.2020).
La Guardia Community College Reports on Graduate Placement. Long Island City, NY: La Guardia Community College, 1980-1984. (ERIC Document Reproduction Service Nos. ED 256 393-396 and 441). URL: https://eric.ed.gov/?id=ED256441 (дата обращения: 15.11.2020).
Patterson S. B., and Mahoney, J. R. «Cooperative Education: Lest We Forget» //Community and Junior Colleg. Journal 55, no. 6 (March 1985). Р. 18-21. (ERIC No. EJ 317 275). URL: https://www.ericdigests.org/pre-9213/education.htm (дата обращения 17.02.2021).
Tourism & Hospitality – международный проект в сфере туризма и гостеприимства. Интернет-проект для индустрии гостеприимства и сферы услуг. М., 2012-2019. URL: https://www.tohology.com/hospitality/education/tri-kita-wow-servisa-v-industriigostepriimstva (дата обращения: 20.12.2020).
World University Ranking. URL: https://www.timeshighereducation.com/world-university-rankings (дата обращения: 21.01.2021).