16+
DOI: 10.18413/2408-9346-2022-8-3-0-6

Модель формирования и развития социально-ориентированного туризма

Aннотация

Феномен туризма заключается в том, что наряду с экономической ролью он консолидирует все важнейшие культурные и общественно-трансформационные процессы и оказывает влияние на духовно-нравственное и культурно-образовательное состояние общества. Негативные тенденции в туристской сфере губительно сказываются не только на экономическом, но и социокультурном состоянии государства. Социально-ориентированный туризм как современный экономический феномен, обладающий определёнными свойствами и характерными признаками, имеет функционально-целевую направленность по обеспечению всех категорий населения возможностью отдыха и восстановления трудовых ресурсов. Цель исследования состоит в разработке механизмов координации и реализации государственной политики в отношении социально-ориентированного сектора туризма. В результате исследования определены факторы, обуславливающие значимость государственной социальной политики поддержки социально-ориентированного туризма, которая обеспечивает взаимодействие всех субъектов и объектов туризма, а также взаимоотношения между ними в процессе производства и потребления социального туристского продукта. Учитывая субъектно-целевой подход социально-ориентированного туризма, выделены субъекты рекреационно-туристской деятельности и осуществлено ранжирование видов туризма в зависимости от их субъективной социальной значимости для потребителей. Формирование государственной социальной политики поддержки социально-ориентированного туризма направлено на обеспечение нормативно-правового сопровождения функционирования туристкой отрасли при прямой или косвенной государственной поддержке для обеспечения эффективного распределения производственных сил и финансовых возможностей. Результатом исследования является формирование институциональной модели государственной социальной политики поддержки социально-ориентированного сектора туризма, которая будет способствовать обеспечению устойчивого пространственного развития регионов Российской Федерации, формированию конкурентоспособных региональных туристских продуктов на внутреннем и международном туристских рынках, сохранению и наращиванию человеческого потенциала   страны.


Введение (Introduction). Социально-ориентированный туризм в настоящее время можно интерпретировать как экономическую категорию хозяйственной деятельности по поводу производства и реализации социально-ориентированного туристского продукта, реализующую в том числе внеэкономическую функцию государственного регулирования туристкой деятельности. Социально-экономическая роль данного вида туристкой деятельности определяет его цель в обеспечении доступности социально значимых туристских услуг широким слоям населения для обеспечения отдыха и восстановления трудовых сил. Значимость социально-ориентиро­ванного туризма определяется его функционально-целевой ролью в обеспечении приоритетных государственных целей и сохранении общественного равновесия. 

Цель исследования(Theaimofthework). Цель исследования заключается в разработке механизмов координации и реализации государственной политики в отношении социально-ориентированного туризма в Российской Федерации.

Материалы и методы исследования (Materials and Methods).  В качестве основных материалов исследования выступают фундаментальные научные труды В.А. Квартального, В.В. Бронникова, Дж. Шоу, С. Корнела, отражающие общие закономерности функционирования социального туризма, классические исследования институциональных основ социально-экономической деятельности Д. Норта,
О. Уильямсона, А.Н. Олейника, А.Е. Шаститко, а также труды современных исследователей П.П Чуваткина, А.А. Горбатовой, М.С. Оборина, С.И. Мишулиной,
Я.А. Войновой в области развития туристского пространства, институциональных основ функционирования социально-ориенти­рованного туризма, определяющих согласованное взаимодействие государственных, предпринимательских и общественных институтов.

Методология исследования опирается на общенаучные методы и специфические экономические приёмы исследования: аналитический, описательный метод, структурно-функциональный анализ, абстрактно-логический метод, методы сравнительного анализа, систематизации и интерпретации данных, а также статистические и социологические методы системного анализа.

Результаты исследования и их обсуждение (Results and Discussion). Происходящие изменения в современном мире, затрагивающие как межгосударственные, так и общечеловеческие ценности, утрата духовно-нравственных ориентиров и моральных принципов, оставляют негативный отпечаток на истории развития мирового сообщества, что особенно актуализирует необходимость реализации стратегии национальной безопасности Российской Федерации, в том числе через защиту традиционных российских духовно-нравственных ценностей, сохранение историко-культурных связей, формирование устойчивого института семьи, совершенствование системы образования и воспитания с условиях государственного обеспечения и поддержки социально значимых инициатив, в том числе благотворительных проектов, добровольческого движения, помощи пенсионерам и инвалидам.

Социально-ориентированный туризм представляет собой инструмент обеспечения общественно-экономического равновесия и реализации приоритетных государственных задач, объединяющий государственные, личностные и общественные интересы  через удовлетворение потребностей в оздоровлении, образовании, воспитании различных категорий потребителей и предоставление льгот производителям туристских услуг, независимо от социального статуса и материального благополучия, за счет дополнительных источников финансирования (Горбатова, 2021).

Функционально-целевая значимость социально-ориентированного туризма определяется:

  • наличием финансовых механизмов предпринимательских и государственных инициатив поощрения и поддержки программ развития социально-ориентиро­ванного туризма;
  • степенью доступности социально-ориентированных туристских услуг для любой категории населения;
  • наличием адресной поддержки социально-ориентированных видов туризма (лечебного, санаторно-курортного и др.);
  • материально-техническим обеспечением туристской инфраструктуры;
  • продвижением внутренних и въездных социально-ориентированных видов туризма на основе федеральных, региональных, муниципальных программ их поддержки;
  • активной маркетинговой политикой, целевыми программами продвижения социально-ориентированных туристских продуктов и услуг;
  • степенью интегрированности социально-ориентированных туристских программ в образовательную и молодежную среду;
  • уровнем безопасности объектов туризма.

Внеэкономическая направленность социально-ориентированного туризма вкупе с его культурно-познавательным и духовно-нравственным значением, дифференцирующие туристский спрос в зависимости от различных социальных категорий граждан, формирующих неоднородную структуру субъектов социального туризма, актуализируют необходимость методологического подхода к определению субъектов социально-ориентированного туризма на основе выделения общих характерных признаков (наличие свободных финансовых ресурсов и свободного времени, транспортная и обслуживающая  инфраструктура, доступность туристских объектов, территориальная удаленность, наличие рекреационно-туристских ресурсов), выделения приоритетных социально-ориентированных рекреационно-турист­ских услуг, выявления основных принципов организации отдыха соответствующих категорий потребителей и, в соответствии с этим, расширения перечня потребителей социально-ориентированных туристских услуг и включения в него всех категорий потребителей, ранжированных в соответствии с половозрастным составом,
 состоянием здоровья и материальным положением.

Учитывая субъектно-целевой подход социально-ориентированного туризма, целесообразно выделить следующие субъекты рекреационно-туристской деятельности:

  • туризм для малообеспеченных семейных слоев населения, финансируемый государством (за счет дотаций и льгот) – туристские поездки для лиц, среднемесячный доход которых ниже прожиточного минимума, ассоциируемые с финансовыми ограничениями организационного характера, с одной стороны, но, стабилизирующие деятельность туристских предприятий вне зависимости от сезонности, с другой;
  • туризм лиц пенсионного возраста – организованные туристские поездки с четко обозначенным нормативно-правовым сопровождением, обеспечивающие стабильную и равномерную загрузку туристского сектора (в том числе предприятий малого и среднего бизнеса) вне сезона, вследствие большого количества свободного времени у данной группы лиц, которое они готовы потратить на отдых и рекреацию;
  • туризм лиц с ограниченными физическими возможностями, осуществляемый под строгим медицинским контролем и регламентацией условий пребывания, туризм инвалидов и сопровождающих их лиц, с обязательным обеспечением свободы передвижения, безопасности и комфортной среды для данной специфической группы потребителей;
  • детский туризм – широкоформатный вид туризма за счет разнообразной целевой направленности, охватывающий потребителей от 7 до 18 лет, составляющих в нашей стране самую многочисленную группу (по данным Росстата на 01.01.2017, численность данной группы потребителей группы составляет 17 828 114 чел.) (Александрова, 2021);
  • молодежный туризм – динамично развивающийся вид туризма, осуществляемый лицами от 18 до 30 лет и составляющий около 20% международного турпотока (Горбатов, 2021), характеризующийся высокой мобильностью, информатизацией, непродолжительностью проживания на одной туристкой территории, смещением приоритетов от качественных средств размещения к ассортименту предоставляемых услуг,  превалированием спроса на нетрадиционные туристские маршруты, в том числе и экстремальные  (организация туристских поездок на Чернобыльскую АЭС, экстремальное восхождение на гору Эльбрус и т.п.), независимостью от сезона;
  • туризм географически удаленного населения – путешествия лиц, проживающих на географически отдаленных территориях, любого возраста, пола, национальности, семейного положения, независимо от социального статуса и финансовой обеспеченности, с целью наращивания коммуникативных взаимодействий посредством реализации льгот на транспортные услуги, с частичным или полным возмещением стоимости поездок;
  • туризм работников организаций бюджетной сферы – организация отдыха и восстановления физических и моральных сил сотрудников организаций бюджетной сферы на федеральном, региональном и муниципальном уровнях: сотрудников государственных и ведомственных предприятий, силовых структур, военнослужащих и их семей;
  • туризм работающего населения – организация туристских поездок, санаторно-курортного лучения и отдыха на территории Российской Федерации для работников и их семей за счет средств предприятий как средство мотивации, с одной стороны, и как средство восстановления работоспособности, с другой;
  • туризм сотрудников общественных организаций – туристские поездки работников и членов общественных организаций с общественно значимыми целями, финансируемые частично или полностью за счет организаций.

Современное состояние туристкой сферы в целом, а также многообразие социально-ориентированной туристкой активности актуализирует необходимость определения единой классификации видов туризма в зависимости от целей путешествий. В соответствии с рекомендациями ВТО, функциональная классификация видов туризма определяется целями поездок (Таблица).

Дифференциация целей туризма у различных категорий населения иллюстрирует неоднородную структуру субъектов социально-ориентированного туризма (Оборин, 2021), что актуализирует проведение социологического исследования потребителей социально-ориентированных услуг с целью рейтинговой оценки функционально-целевых видов туризма в зависимости от социальной значимости. Исследование было проведено в форме опроса основных групп потребителей социально-ориентированных туристских услуг, охватившее 300 человек, в том числе работающих и неработающих пенсионеров, работающую и учащую молодежь, лиц среднего возраста, занятых в бюджетной и производственной сферах. В результате исследования было проведено ранжирование социально-значимых видов туризма, в зависимости от их рейтинговой оценки, характеризующей субъективную социальную значимость для потребителей (рис. 1).

Исследование социально-экономи­ческой значимости социально-ориентиро­ванного туризма и его субъектной направленности позволяет сделать вывод об актуальной  необходимости разработки и апробации теоретико-методологических основ государственной социальной политики формирования и развития социально-ориентированного сектора туризма с целью корреляции государственных, общественных и личностных интересов, направленных на обеспечение каждого члена общества, независимо от статуса и материального положения, на возможность удовлетворения потребностей в оздоровлении, образовании и культурно-историческом просвещении в условиях привлечения дополнительных источников финансирования и предоставления льгот производителям туристских услуг.

Основными факторами, обуславливающими значение государственной социальной политики поддержки социально-ориентированного туризма, являются:

1.Дифференциация доходов населения. Доля населения, неспособного реализовать свое конституционное право на отдых в полной мере, составляет около 55%;

2.Мультипликативный системный эффект. Развитие социально-ориенти­рованного туризма напрямую способствует повышению занятости путем создания новых рабочих мест в рекреационно-туристской сфере, развитию местной и региональной инфраструктуры;

3.Повышение инвестиционной привлекательности. Создание имиджа туристской территории обеспечит рост туристских потоков и инвестиционной привлекательности региона;

4.Воспитание патриотического поколения. Поддержка социально-значимых видов туризма среди потребителей всех возрастов способствует обеспечению доступности туристских услуг для всех слоев населения, повышению чувства защищенности и уверенности в своем государстве;

5.Решение социальных проблем общества. Развитие социально-ориентиро­ванного туризма способствует решению задач, связанных с повышением образовательного и культурного уровня населения, снижением социального неравенства среди потребителей, уменьшением общественной социально-психологической напряженности.

Социально-ориентированный туризм по своему определению должен соответствовать своим целевым ориентирам, основанным на социальной значимости и охвате целевых групп, на основе реализации следующих принципов:

принцип всеобщей доступности рекреационно-туристских услуг –  обеспечивает социальную справедливость в реализации конституционных прав на отдых и рациональное распределение программ социальной помощи;

принцип адресности – предполагает формирование системы адресного личностного подхода к потребителям;

принцип дотационной справедливости – направлен на формирование механизма обеспечения дифференцированной поддержки субъектов социально-ориентированного туризма в зависимости от их доходов;

принцип приоритетности – предполагает выделение приоритетных видов туризма, ориентированных преимущественно на достижение культурно-образова­тельных, духовно-нравственных целей и оздоровительно-восстановительных целей.

Европейский опыт социального туризма основан на реализации национальных программ финансовой и налоговой поддержки туристских предприятий (снижение ставок НДС минимум до 10% для предприятий социально-туристского сектора), государственной поддержке предпринимательства (кооперация и государственно-частное партнерство, распространение социально ориентированных гостиниц с ограниченным набором услуг), развитии реабилитационных программ для больных (в Германии, Великобритании, Швеции, Швейцарии более 70% кардиологических больных пользуются государственными программами реабилитации) (Трофимов, 2014).

Российский опыт формирования и развития социально-ориентированного туризма берет начало в советской социальной практике, послужившей основой развития данного туристского направления, реализующего всеобщий и равноправный доступ к туристско-рекреационным услугам за счет средств социального страхования и бюджетных источников.  Реализуемые в настоящее время в России программы социальной поддержки туристов лишь частично затрагивают сектор социально-ориентированного туризма (программы возврата части стоимости туристских поездок ограничены региональной и субъектной доступностью, государственные программы реабилитации тяжелых больных реализуются в минимальном объеме – их количество в РФ составляет 1%) (Дашян, 2021). При этом игнорируется необходимость создания единого механизма, обеспечивающего нормативно-правовое сопровождение, регулирующего субъектную направленность, формирующего инфраструктурную составляющую, регламентирующего алгоритм субсидирования государством социально-ориентированных туристских программ, применение финансовых механизмов поощрения работодателей, реализующих социальные туристские программы и программы социально-ориентированного туризма со стороны бизнес-сообщества, освещающего вопросы, касающиеся целевых групп туристов, решение транспортных проблем, организацию специального медицинского сопровождения и страхования и информирование населения о социально-ориентиро­ванном туризме.

Современная территориальная и региональная дифференциация населения России обуславливают также наличие региональных диспропорций финансирования социальных программ развития туризма, что негативно сказывается на доступности социально-ориентированных услуг для общества в целом (Сарян, 2021). Территориальные диспропорции в развитии социально-ориентированного туризма нивелируются проводимой региональной политикой поддержки социально-ориентированных туристских услуг.

Таким образом. развитие социально-ориентированного туризма в Российской Федерации возможно только через комплексное государственное регулирование, которое позволит добиться повышения доступности туристских услуг для социально незащищенных групп населения.

Государственная поддержка социально-ориентированного туризма предполагает взаимодействие проводимой социальной и туристской политики, осуществляемых посредством разработки федеральных и региональных целевых программ развития туризма, реализации социальных программ, формирования системы социальных гарантий и правового обеспечения социально-ориентированной туристской деятельности при непосредственном законодательно-правовом обеспечении исполнительными органами власти.

Социологическое исследование предпринимательской активности в сфере социально-ориентированного туризма было проведено с участием 250 предпринимателей, реализующих туристские услуги населению в Краснодарском крае. В качестве основных проблем, ограничивающих предпринимательскую инициативу, были выделены: инвестиционная непривлекательность данного вида деятельности вследствие низкой рентабельности, низкий уровень нормативно-правового регулирования социально-ориентированной туристской деятельности и финансовой поддержки со стороны государства, высокие требования к соблюдению санитарно-эпидемиологических норм, медицинских стандартов и условий безопасного обслуживания (в том числе в программах детского, молодежного и семейного туризма), предъявляемые к организациям и предприятиям, осуществляющим социально-туристское обслуживание. Анализ опыта реализации социально-ориентированного туризма показывает, что все предприниматели выделяют те или иные проблемы данного сектора: более 30% респондентов основной проблемой видят государственную таксацию социально-ориентиро­ванных туристских услуг при расчете фактических объемов финансирования, 25% опрошенных выделяют проблему коррумпированности и 15% указывают на низкий уровень финансовой предпринимательской поддержки, около 8% респондентов абсолютно не осведомлены в отношении программ поддержки социально-ориентиро­ванного туризма (рис. 2).

В результате проведенного исследования можно выделить основные проблемы проводимой государственной политики Российской Федерации в области социально-ориентированного туризма:

  • проблемы формирования единой нормативно-правовой базы поддержки социального туризма на федеральном и региональном уровнях;
  • проблемы формирования институциональной среды развития социально-ориентированного туризма в РФ;
  • проблемы нормативно-правового регулирования финансового обеспечения социально-ориентированного труизма, финансируемого за счет средств федерального, регионального и муниципального бюджетов, а также за счет средств работодателей, не обязанных, в соответствии с трудовым кодексом РФ, обеспечивать полноценное функционирование данного вида туризма;
  • дисбаланс экономических интересов туристских предприятий и государства;
  • отсутствие научно-обоснован­ного финансово-экономического механизма законодательного обеспечения и поддержки социально-ориентированного туризма на всех уровнях управления.

Основой формирования и развития социально-ориентированного туризма является реализация государственной социальной политики в условиях формирования институциональной среды социально-ориентированного сектора туризма, определяющей структуру, состав и доступность туристских услуг для всех категорий населения. Модель формирования государственной политики развития социально-ориентированного туризма представлена на рис. 3.

Основная цель государственной социальной политики в сфере социально-ориентированного туризма состоит в обеспечении реализации конституционных прав граждан на отдых и восстановление производственных сил, медицинское обслуживание, культурно-нравственное просвещение, образование и творчество, независимо от социального статуса, возраста и уровня дохода (Чуваткин, Войнова, 2021).

Рис. 3. Модель формирования государственной политики развития социально-ориентированного туризма

Fig. 2. Model of formation of state policy for the development of socially-oriented tourism

Основываясь на функциональной значимости государственной социальной политики, сфера ее воздействия направлена на решение следующих принципиальных задач социально-ориентированного туризма:

  • реализация конституционного права граждан Российской Федерации на получение возможности отдыха и восстановления трудовых сил за счет социально-ориентированных туристских услуг посредством методов стимулирования и лоббирования государством и работодателями, создания инфраструктуры, соответствующей принципам социальной политики доступа к туристским объектам;
  • обеспечение доступности социально-ориентированных туристских услуг всем социально-незащищенным группам нуждающихся потребителей;
  • структурирование и правовое закрепление общественно-договорных отношений между субъектами социально-ориентированных туристско-рекреацион­ных услуг, представленных социальными городскими службами, общественными организациями, профсоюзами, крупными компаниями;
  • разработка и внедрение проектов софинансирования туристских программ на местном, региональном и федеральном уровнях, поиск и выявление дополнительных источников финансирования социально-ориентированного туризма, предоставление взаимовыгодных условий для повышения инвестиционной привлекательности рынка социально-ориентированных туристских услуг;
  • контроль и корректировка государственной социальной политики в сфере социально-ориентированного туризма на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

Заключение (Conclusions). Общее состояние и современные тенденции развития социально-ориентированной туристской деятельности актуализируют необходимость разработки механизмов координаций и реализации государственной политики в отношении социально-ориентированного сектора туризма, включающей нормативно-правовое регулирование,  ликвидацию существующих ресурсных (финансовых, временных, организационных) барьеров, финансовое сопровождение, стимулирование предпринимательской деятельности с использованием инструментов льготного налогообложения, государственных субсидий и дотаций, инвестиционной политики,  формирование доступной инфраструктуры, создание специализированных институтов, обеспечивающих координацию деятельности всех субъектов туризма и контроль за реализацией мер государственной социальной политики.

 

Информация о конфликте интересов: авторы не имеют конфликта интересов для декларации.

Conflicts of Interest: the authors have no conflict of interests to declare.

Список литературы

Александрова А.Ю. Статистика туризма: учебник / коллектив авторов; под ред. А.Ю. Александровой. М.: Федеральное агентство по туризму. 2014. – 64 с.

Беседин Д.Г. Принцип устойчивости в туризме как фактор развития туризма в XXI веке // Вестник РМАТ. 2013. №3 (9). С. 62-65

Горбатов С.А. Исследование социальной значимости молодежного туризма // Естественно-гуманитарные исследования. 2021.
№ 5 (37). С. 78-86.

Горбатова А.А. Факторы развития социально-ориентированного туризма // Вестник академии знаний. 2021. № 6. С. 89-96.

Дашян К.П. Мировая туристическая индустрия в период пандемии COVID-19 и пути выхода из неё // Вестник Академии знаний. 2021. № 44 (3). С. 86-92.

Оборин М.С. Разработка направлений развития услуг региона на основе использования потенциальных природных лечебных ресурсов // Вестник Забайкальского государственного университета. 2021. Т. 27. № 3. С. 26-32.

Сарян А. А. Природные ресурсы как фактор производства регионального туристского продукта и формирования туристских направлений // Регионология. 2021. Т. 29. № 3 (116). С. 562-587.

Трофимов Е.Н. Социальный туризм в России и в Европе // Вестник РМАТ. 2014. № 3. С. 3-10.

Чуваткин П.П., Войнова Я.А. Системный подход формирования и развития туристского пространства Российской Федерации / Естественно-гуманитарные исследования. 2021. №37(5). С. 308-316

Mishulina S. Green certification issues in the accommodation sector // Services in Russia and Abroad. 2021. № 15 (4). С. 5-17.