Защита туристических дестинаций от овертуризма в контексте концепции устойчивого туризма
Aннотация
В статье авторы анализируют сложившуюся в настоящее время ситуацию, когда планы развития туризма в первую очередь сосредоточены на экономических интересах туризма, уделяя особое внимание удовлетворенности посетителей, а не удовлетворенности местных жителей и повышению их качества жизни. В статье рассматриваются две основные взаимосвязанные проблемы туристически перегруженных дестинаций: снижение качества жизни местного населения и загрязнение окружающей среды. Дается авторское определение термина «овертуризм», под которым понимается неограниченный рост массового туризма, который вызывает нежелательное воздействие на ресурсы туристических дестинаций и оказывает негативное воздействие на качество жизни местных сообществ. Предложен ряд мероприятий по управлению туристической дестинацией для повышения качества жизни местного населения, среди которых: смещение акцента правительств на создание рабочих мест вместо постоянного стремления увеличения ВВП, инвестирование в инфраструктуру, усиление контроля за количеством туристов, защита окружающей среды, обучение устойчивому туризму, ориентация на более состоятельных клиентов, увеличение длительности туристических поездок, равномерность распределения туристического потока на весь год, прекращение промоушена перегруженных туристических дестинаций и поддержка местных поставщиков.
Ключевые слова: устойчивое развитие, качество жизни, окружающая среда, овертуризм, туристические дестинации, туризм
Введение (Introduction). Термин «устойчивый туризм» часто используется для обозначения тонкого баланса между экономическими и экологическими проблемами. Хорошо известно, что большинство, если не все виды экономической деятельности оказывают влияние на окружающую среду, которая, в свою очередь, оказывает обратное воздействие на экономику. Это особенно верно для туризма, использующего окружающую среду в качестве ресурса. Туризм носит многогранный характер с широким спектром положительных и отрицательных последствий, которые широко обсуждаются не только в научной литературе, но и среди специалистов-практиков, а также политиков. Поэтому развитие туристических дестинаций, учитывающих все аспекты устойчивого туризма, имеет первостепенное значение. Устойчивый туризм – это туризм, организованный и управляемый таким образом и в таких масштабах, которые позволяют ему существовать в течение длительного времени, не нанося вреда окружающей среде и местным сообществам (Mihalic, and Kuščer, 2022).
Нечеткое понимание устойчивого развития ведет к узкому пониманию устойчивого туризма. Это понимание в первую очередь сосредоточено на трех столпах устойчивости, а именно на природных, социально-культурных и экономических ресурсах. Природная и социально-культурная среда туристической дестинации является привлекательным ресурсом, принадлежащим ее местным сообществам.
В последнее десятилетие в научных публикациях стал появляться такой термин, как «овертуризм» или «чрезмерный туризм» — это медийный термин, отражающий неограниченный рост массового туризма, который вызывает нежелательное воздействие на ресурсы туристических дестинаций и оказывает негативное воздействие на качество жизни местных сообществ.
Цельисследования (The aim of the work). На наш взгляд, управление туристическими дестинациями может решить проблемы неустойчивого чрезмерного туризма, в связи с чем, целью данного исследования является составление перечня рекомендаций по управлению туристически перегруженными дестинациями.
Теоретический обзор (Theoretical review). Овертуризм, например, привлек внимание ученых (Goesslig et al., 2020; Mihalic, 2020), которые в своем исследовании предложили тройную модель чрезмерного туризма, которая расширяет узкую концепцию устойчивости туризма и обеспечивает основу для модели, рассматривающей устойчивость с точки зрения качества жизни местных жителей. С использованием этой модели была исследована эффективность управления дестинацией для мониторинга управления чрезмерным туризмом.
По мнению (Fletcher et al., 2019) развитие туризма «еще не близко к… устойчивому». Из-за чрезмерного туризма возникает необходимость в управлении туристическими дестинациями для контроля неустойчивых последствий туризма.
Озгит Х. и Аббасоглу С. подчеркивают решающую роль туризма в экономическом развитии территорий, отмечая при этом необходимость смягчения потенциальных негативных последствий туризма, для оценки которых требуются индикаторы и другие инструменты мониторинга, с помощью которых можно оценить воздействие туризма на окружающую среду и жизнь местных сообществ (Özgit and Abbasoğlu, 2021). Индикаторы устойчивого туризма (STI sustainable tourism indicators) были также рассмотрены в работе (Torres-Delgado and Palomeque, 2014). Авторы подчеркивают, что индикаторы используются многими организациями, и для того, чтобы построить устойчивую индустрию туризма на прочном фундаменте, политики не должны игнорировать предложенные индикаторы.
В соответствующей литературе индикаторы для оценки устойчивости развития туризма обсуждаются обычно в связи с технологическими изменениями, экономикой, удовлетворенностью туристов, культурой, социальной жизнью и окружающей средой (Ivars-Baidal et al., 2021; Balancas et al., 2010; Özgit and Akanyeti, 2022), при этом практически во всех работах основное внимание уделено экологической составляющей устойчивого развития.
Материалы и методы исследования (Materials and methods). В статье анализируется концепция развития устойчивого туризма с точки зрения трех ее составляющих: природной, социально-культурной и экономической. Поскольку управление туристическими дестинациями является средством достижения устойчивого туризма посредством стратегического лидерства, эффективного управления и эффективной реализации (UNWTO, 2019), надлежащее управление туристическими дестинациями должно предотвращать неустойчивое развитие туризма, включая овертуризм. Использовались методы поиска информации, анализа научной зарубежной литературы (в общей сложности проанализировано 17 публикаций по теме «устойчивый туризм»), логического и контент-анализа.
Результаты исследования и их обсуждение (Results and discussion). Обеспечение того, чтобы жители туристической дестинации сохраняли положительное восприятие и отношение к туризму, имеет решающее значение для устойчивого развития туризма (Nunkoo et al., 2019). Однако неконтролируемые рост и развитие массового туризма (например, в туристических дестинациях, указанных в таблице 1), часто обусловленные экономическими причинами, могут привести к переизбытку туристических объектов и чрезмерному использованию социально-культурных и природных ресурсов дестинации. Планы развития туризма в первую очередь сосредоточены на экономических интересах туризма, уделяя особое внимание удовлетворенности посетителей, а не удовлетворенности местных жителей и повышению их качества жизни.
Таблица 1
Примеры туристических дестинаций, перегруженных туристами
Table 1
Examples of tourist destinations overloaded with tourists
Город (страна) | Население (тыс. чел.) | Количество туристов (тыс. чел.) |
Барселона (Испания) | 1650 | 12000 |
Венеция (Италия) | 259,9 | 23000 |
Санкт-Петербург (Россия) | 5398 | 10400 |
Дубровник (Хорватия) | 42,6 | 1300 |
Париж (Франция) | 2161 | 26000 |
Бангкок (Таиланд) | 5600 | 25800 |
Гонконг (Китай) | 7500 | 26700 |
Источник: составлено авторами
Стратегии развития туризма в регионах обычно ограничиваются компромиссом между природными и социально-культурными ресурсами и экономическими результатами. Данный подход стал основой многих стратегий, политик и схем устойчивого туризма, что привело к разрыву между стремлением к обеспечению устойчивого развития, ориентированным на качество жизни, и его реализацией.
Овертуризм предполагает неустойчивый туризм, характеризующийся негативными последствиями, такими как чрезмерное использование или повреждение природной и социально-культурной среды, перегрузка туристической инфраструктуры и вследствие этого – низкое качество туристических услуг и снижение качества жизни местных жителей.
Михалич рассматривает овертуризм как имеющий три измерения (Mihalic, 2020).
Первое относится к направлениям, оценивающим пропускную способность природных и социально-культурных ресурсов дестинации. Второе касается социально-психологических аспектов заинтересованных сторон в туризме, определяемых как возможности или ограничения отрасли, удовлетворенность или неудовлетворенность посетителей и удовлетворенность или раздражение жителей. Социально-психологическая емкость жителей отражает реакцию (удовлетворенность или раздражение) на положительные или отрицательные воздействия туризма. Третье измерение относится к социально-политическим аспектам. Это последнее измерение включает стратегии и программы гражданских, правительственных и политических инициатив, средств массовой информации и социальных сетей.
Концептуальная модель чрезмерного туризма обеспечивает основу для устранения раздражения жителей, вызванного чрезмерным туризмом, а также для повышения эффективности управления дестинацией. Администрации туристических дестинаций могут применять эту модель для измерения раздражения жителей, связанного с чрезмерным туризмом, а также для определения источника и управления чрезмерным туризмом.
Исследования выявили необходимость оценки того, как управление туристическими дестинациями может направить туристическую деятельность на достижение результатов устойчивого туризма (Bramwell, 2017). Управление туристической дестинацией – это скоординированное управление всеми элементами, из которых она состоит, включающее в себя стратегическое лидерство, реализацию и управление устойчивым туризмом. Сторонники точки зрения о том, что чрезмерным туризмом можно управлять, полагаются на аналогичное понимание роли управления дестинацией и делают упор на разработку и реализацию стратегии устойчивого туризма. WTTC и McKinsey and Company предлагают, что управление дестинациями в связи с чрезмерным туризмом должно включать: разработку стратегии устойчивого развития туризма, которая смягчит или предотвратит избыток туристов, обеспечит участие всех заинтересованных сторон, включая местные сообщества, и создание новых финансовых источников для инвестиций в туристическую инфраструктуру (WTTC и McKinsey and Company, 2017).
Качество жизни местного населения может быть конечной целью устойчивого развития туризма, поскольку оно коррелирует с экономическими, социальными и экологическими целями (Cusack, 2019) и выходит за рамки узкого подхода к экономическим показателям, такого как валовой внутренний продукт (Dwyer, 2020). Качество жизни определяется как «… благополучие человека …, измеряемое социальными показателями» (OECD, 2011).
Негативные последствия потенциально можно контролировать, смягчать или предотвращать. Реагируя на негативное воздействие туризма, администрации туристических дестинаций ограничивают заход круизных судов (Дубровник и Венеция), взимают плату за въезд в города (Венеция) или как, например, в Будапеште, администрация пошла на встречу местным жителям, которые отказались от заявки на проведение Олимпиады-2017, чтобы уменьшить посещаемость и свести к минимуму раздражение жителей (Mihalic and Kuščer, 2022).
Существует много определений чрезмерного туризма, но общим для всех определений является негативный оттенок, который несет этот термин, т.е. чрезмерное явление. Проще говоря, основной проблемой чрезмерного туризма является ухудшение условий жизни и окружающей среды в туристической дестинации.
Первая проблема, которую вызывает овертуризм – ухудшение условий для жизни в туристических дестинациях связано с огромным количеством людей на территориях, инфраструктура которых не подготовлена к такому наплыву посетителей. Помимо повсеместных очередей, овертуризм влечет за собой повышение цен в туристических дестинациях. В 2019 году Гонконг и Бангкок заняли первое и второе место в рейтинге самых посещаемых городов мира (Euromonitor, 2019), а Париж и Барселона – самые популярные города во Франции и Испании, которые занимают первое и второе место в списке самых посещаемых стран мира в 2018 году (UNWTO, 2019). Из четырех городов выделяется Барселона, поскольку это один из немногих городов, где местные жители публично восстали против большого наплыва туристов, когда в 2017 году 4 молодых людей из молодежного подразделения ультралевой каталонской политической партии CUP остановили туристический автобус и объяснили пассажирам, что здесь им не рады. В 2017 году значительная часть жителей Барселоны (19%) главной проблемой города наряду с безработицей и низкими зарплатами назвали огромное количество туристов.
Что касается второй проблемы, то в 2016 году ВОЗ подтвердила, что более 90% населения мира проживает в загрязненных регионах, качество воздуха в которых превышает установленные ВОЗ ограничения (WHO, 2016). Доклад о качестве воздуха в мире за 2019 год показал, что среднегодовая концентрация PM 2,5 (мкг/м³), в Гонконге (20,3), Бангкоке (22,8), Париже (14,7) и Барселоне (12) превышала рекомендованный ВОЗ предел в 10 мкг /м³ (IQAir, 2019). Таким образом, до вспышки Covid-19 ситуация в вышеуказанных четырех городах с точки зрения качества жизни (для местных жителей) и окружающей среды не была оптимистичной, так как все четыре города считаются загрязненными по стандартам ВОЗ (выше 10 мкг/м³).
Во время пандемии Covid-19 за считанные недели пандемия превратила состояние туризма в этих городах и странах из «чрезмерного туризма» в «отсутствие туризма». Но если социальная составляющая серьезно пострадала от того, что большая часть местных жителей лишилась работы (те, кто были задействованы в индустрии туризма), то с точки зрения экологической составляющей ситуация значительно улучшилась. При отсутствии туристов, со снижением активности местных жителей и рекордно низким количеством приземлившихся самолетов во время пандемии Covid-19 качество воздуха в Бангкоке, Гонконге, Париже и Барселоне улучшилось со среднегодового значения 22,8 мкг/м³, 20,3 мкг/м³, 14,7 мкг/м³ и 12 мкг/м³ в 2019 году до 10,1 мкг/м³, 18 мкг/м³, 12 мкг/м³ и 10,5 мкг/м³ соответственно (Koh, 2020).
Основная проблема сверхтуризма: ухудшение условий жизни местного населения и окружающей среды в туристических дестинациях. Можно резюмировать, что недовольство местных жителей чрезмерным туризмом вызвано теми аспектами, которые повлияли на их материальное благополучие (например, рост стоимости жизни), благосостояние сообщества (например, изменение социальной структуры населения по мере перемещения местных жителей за пределы районов с большим потоком туристов), эмоциональное благополучие (например, потеря характера и местной культуры района) и здоровье и безопасность (например, недисциплинированное поведение туристов, уровень преступности, заторы на дорогах и загрязнение окружающей среды). Очевидно, что данные четыре категории благополучия имеют положительную корреляцию с общим качеством жизни. При решении указанных проблем можно предположить, что местные органы власти являются наиболее важными из всех заинтересованных сторон, учитывая, что государственные органы влияют на другие заинтересованные стороны посредством политики и правил, которые они формулируют и внедряют.
Из-за конкурентного характера глобализации правительства многих стран не уделяли должного внимания проблеме чрезмерного туризма. Теперь в условиях общемирового кризиса может наступить время для более активного вмешательства государства во многие области, включая проблемы чрезмерного туризма.
Заключение (Conclusions). Для сглаживания проблем, возникающих от чрезмерного туризма, следует сконцентрироваться на следующих аспектах.
Фундаментальное смещение акцента правительств на создание рабочих мест вместо постоянного стремления увеличения ВВП. Туризм является одним из секторов, в котором наиболее логично сосредоточить внимание на создании рабочих мест, учитывая, что каждое четвертое рабочее место было создано в секторе путешествий и туризма (WTTC, 2019). Создание рабочих мест пошло бы на улучшение материального благосостояния местных жителей, тем самым частично способствуя повышению качества жизни местного населения и снижению враждебности по отношению к туристам.
Инвестирование в инфраструктуру. Широко известно, что государственные инвестиции в инфраструктуру считаются одной из экономически эффективных мер по созданию рабочих мест. Исследование, проведенное Массачусетским университетом в Амхерсте, показало, что 19975 рабочих мест создаются за счет 1 миллиарда долларов США, потраченных на дороги, мосты и общественную инфраструктуру (Amadeo, 2019). Инфраструктурная модернизация жилых районов, страдающих от чрезмерного туризма по причине транспортных заторов, огромного количества мусора, усиления загрязнения сточных вод и воздуха, будет иметь большое значение для улучшения эмоционального благополучия местных жителей, в то же время обеспечивая лучшие условия для туристов.
Усиление контроля за количеством туристов. Однако никакая модернизация инфраструктуры не может противостоять большому количеству туристов, приезжающих ежедневно. Многие достопримечательности, такие как Лувр в Париже, Саграда Фамилия в Барселоне, Большой дворец в Бангкоке и Диснейленд в Гонконге, позволяют бронировать места заранее онлайн, чтобы посетители могли избежать длинных очередей. Если руководство такого рода достопримечательностей сможет потребовать, чтобы все посетители бронировали билеты заранее, а продавцы отказались от продажи билетов по прибытии, это могло бы установить дневную квоту с точки зрения посещаемости и сделать путешествие намного более приятным для всех. Некоторые стратегии по борьбе с толпами туристов, которые может рассмотреть местная администрация, включают расширение зон ожидания и обязательную организацию парковок для туристических автобусов и автомобилей. Это может привлечь дополнительную рабочую силу для управления туристическими потоками. Одной из возможностей является создание групп туристической полиции, подобных тем, что действуют в Таиланде, Малайзии и Филиппинах, которые служат для обеспечения порядка и безопасности, особенно в общественных местах, склонных к переполненности. Их присутствие будет оказывать благоприятное психологическое воздействие как на туристов, так и местных жителей, а также повысит уровень безопасности для всех. Следует также вводить обязательный туристический сбор с абсолютно всех въезжающих в перегруженные туристами локации.
Защита окружающей среды. В связи с распространением электромобилей по всему миру регулирующие органы в сфере туризма могут внести свой вклад, предписав использовать только электромобили для экскурсий, в качестве лимузинов в отелях для индивидуальных экскурсий. Это будет дальнейший вклад регулирующих органов в сфере туризма в сокращение загрязнения и улучшение здоровья и безопасности местных жителей.
Обучение устойчивому туризму, ориентация на более состоятельных клиентов, длительность туристических поездок, равномерность распределения туристического потока на весь год. При подготовке специалистов в сфере туризма необходимо учитывать концепции территориальной устойчивости, а также обучать будущих менеджеров в туризме комплексному мышлению и системному подходу к планированию устойчивости (Dornier and Mauri, 2020). Модель устойчивого туризма может быть разработана путем вовлечения всех заинтересованных сторон в сфере туризма в план развития устойчивости туристической дестинации, который может включать финансовую помощь предприятиям устойчивого туризма и программы обучения для содействия предпринимательству. Прежде всего, необходима лучшая координация между операторами, генерирующими туристические потоки (круизы, автобусные операторы, судоходные компании и т.д.). Данная координация должна учитывать пропускную способность критических зон и планирование прибытий и отправлений туристов. Очевидно, что платежеспособные отдыхающие, которые живут в хороших отелях, ужинают в дорогих ресторанах и посещающие экскурсии с личным гидом, не создают толп на улице, не дебоширят, и не оставляют за собой гор мусора. Поэтому в случаях туристически перегруженных дестинаций логично вести борьбу с однодневными туристами – путешественниками, которые нагружают городскую инфраструктуру, но мало что приносят экономике. У туристов, прибывающих на более длительное время, должен быть приоритет перед посетителями, прибывающими на 1 день. Более того, следует предусмотреть стимулы для туристов, желающих посетить туристическую дестинацию в межсезонье. Планирование туристических потоков должно осуществляться с учетом сезонности. Например, планирование спортивной, концертной или конгрессно-ярморочной деятельности, а также проведение форумов, конференций и симпозиумов должно осуществляться в несезон.
Прекращение промоушена перегруженных туристических дестинаций и поддержка местных поставщиков. Администрациям локаций, страдающих от чрезмерного туризма, стоит ограничить или даже запретить рекламу туристических дестинаций. Более того, важно сотрудничать и помогать местным поставщикам для поддержания местной экономики и повышения уровня жизни местного населения, а также для возможного избегания проблем, которые могут возникнуть из-за неудобств в цепочке поставок, как, например, в Ирландии практически в каждом ресторане можно увидеть надписи о том, что продукты, из которых приготовлены блюда, были выращены именно в Ирландии, а не привезены из других стран.
Информация о конфликте интересов: авторы не имеют конфликта интересов для декларации.
Conflicts of Interest: the authors have no conflict of interests to declare.
Список литературы
Amadeo, K. (2019), “Four real world ways to create more jobs”, [Online],available at:https://thebalance.com/job-creation-ideas-4-ways-that-work-best-3305521 (Accessed 01 October 2022).
Blancas, F.J., González, M., Lozano-Oyola, M. and Pérez, F. (2010), “The assessment of sustainable tourism: application to Spanish coastal destinations”, [Online], Ecological Indicators, Vol. 10, 2, pp. 484-492, [Online], available at: https://www.academia.edu/8889142/The_assessment_of_sustainable_tourism_Application_to_Spanish_coastal_destinations (Accessed 01October 2022).
Bramwell, B., Higham, J., Lane, B. and Miller, G. (2017), “Twenty-five years of sustainable tourism and the journal of sustainable tourism: looking back and moving forward”, Journal of Sustainable Tourism, Vol. 25, 1, pp. 1-9, [Online], available at: doi: 10.1080/09669582.2017.1251689 (Accessed 01 October 2022).
Cusack, C. (2019), “Sustainable development and quality of life”, in Sinha, B. (Ed.), Multidimensional Approach to Quality of Life Issues, Springer, Singapore, pp. 43-58, [Online], available at: https://www.researchgate.net/publication/335425234_Sustainable_Development_and_Quality_of_Life (Accessed 01 October 2022).
Dornier, R. and Mauri, C. (2020), "Conclusions: implications for tourism sustainability in natural, residential and mountain locations", Worldwide Hospitality and Tourism Themes, Vol. 12, 4, pp. 501-504, [Online], available at: https://doi.org/10.1108/WHATT-08-2020-094 (Accessed 01 October 2022).
Dwyer, L. (2020), “Tourism development and sustainable well-being: a beyond GDP perspective”, Journal of Sustainable Tourism, [Online], available at: doi: 10.1080/09669582.2020.1825457 (Accessed 01 October 2022).
Euromonitor (2019), “Top 100 city destinations 2019”, [Online], available at: https://go.euromonitor.com/white-paper-travel-2019-100-cities.html (Accessed 01 October 2022).
Fletcher, R., Murray Mas, I., Blanco-Romero, A. and Blázquez-Salom, M. (2019), “Tourism and degrowth: an emerging agenda for research and praxis”, Journal of Sustainable Tourism, Vol. 27, 12, pp. 1745-1763, [Online], available at: doi: 10.1080/09669582.2019.1679822 (Accessed 01 October 2022).
Goesslig, S., McCabe, S. and Chen, N.C. (2020), “A socio-psychological conceptualisation of overtourism”, Annals of Tourism Research, Vol. 84, p. 102976, [Online], available at: doi: 10.1016/j.annals.2020.102976 (Accessed 01 October 2022).
IQAir (2019), 2019 World Air Quality Report, [Online], available at: https://www.iqair.com/ru/node/10136 (Accessed 01 October 2022).
Ivars-Baidal, J.A., Vera-Rebollo, J.F., Perles-Ribes, J., Femenia-Serra, F. and Celdrán-Bernabeu, M.A. (2021), “Sustainable tourism indicators: what’s new within the smart city/destination approach?”, Journal of Sustainable Tourism, pp. 1-24, [Online], available at: https://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/09669582.2021.1876075 (Accessed 01 October 2022).
Koh, E. (2020), "The end of over-tourism? Opportunities in a post-Covid-19 world", International Journal of Tourism Cities, Vol. 6, 4, pp. 1015-1023, [Online], available at: https://doi.org/10.1108/IJTC-04-2020-0080 (Accessed 01 October 2022).
Mihalic, T. (2020), “Conceptualising overtourism: a sustainability approach”, Annals of Tourism Research, Vol. 84, pp. 103025, [Online], available at: doi: 10.1016/j.annals.2020.103025 (Accessed 01 October 2022).
Mihalic, T. and Kuščer, K. (2022), "Can overtourism be managed? Destination management factors affecting residents’ irritation and quality of life", Tourism Review, Vol. 77, 1, pp. 16-34, [Online], available at: https://doi.org/10.1108/TR-04-2020-0186 (Accessed 01 October 2022).
Nunkoo, R., Seetanah, B. and Agrawal, S. (2019), “Guest editorial: innovations in sustainable tourism research”, Tourism Review, Vol. 74, 2, pp. 129-137, [Online], available at: doi: 10.1108/TR-04-2019-209 (Accessed 01 October 2022).
OECD (2011), How's Life? Measuring well-being, OECD Publishing, [Online], available at: http://dx.doi.org/10.1787/9789264121164-en. (Accessed 01 October 2022).
Özgit, H. and Abbasoğlu, S. (2021), “Towards sustainable tourism development: an evaluation of the current state of energy efficiency in North Cyprus”, Worldwide Hospitality and Tourism Themes, Vol. 3, 4, pp. 522-527, [Online], available at: doi: 10.1108/WHATT-02-2021-0026 (Accessed 01 October 2022).
Özgit, H. and Akanyeti, İ. (2022), "Environmental regulations versus sustainable tourism indicators: a pathway to sustainable development", Worldwide Hospitality and Tourism Themes, Vol. 14, 4, pp. 393-402, [Online], available at: https://doi.org/10.1108/WHATT-03-2022-0033 (Accessed 01 October 2022).
Torres-Delgado, A. and Palomeque, F.L. (2014), “Measuring sustainable tourism at the municipal level”, Annals of Tourism Research, Vol. 49, pp. 122-137, [Online], available at: https://econpapers.repec.org/article/eeeanture/v_3a49_3ay_3a2014_3ai_3ac_3ap_3a122-137.htm (Accessed 01 October 2022).
UNWTO (2019), “Destination management. Policy and destination management, United Nations World Tourism Organization (UNWTO)”, [Online], available at: https://www.unwto.org/policy-destination-management (Accessed 01 October 2022).
WHO (2016), “Ambient air pollution: a global assessment of exposure and burden of disease”, World Health Organization, [Online], available at: https://www.who.int/publications/i/item/9789241511353 (Accessed 01 October 2022).
WTTC (2019), Economic Impact Report 2019, World Travel & Tourism Council, London, [Online], available at: https://wttc.org/research/economic-impact (Accessed 01 October 2022).
WTTC and McKinsey and Company (2017). “Coping with success: managing overcrowding in tourism destinations”, World Travel & Tourism Council (WTTC), [Online], available at: https://www.mckinsey.com/industries/travel-logistics-and-infrastructure/our-insights/coping-with-success-managing-overcrowding-in-tourism-destinations (Accessed 01 October 2022).