Региональный культурный туризм: репрезентация русских классиков в культурном ландшафте г. Уфы как пример тематической литературной экскурсии
Aннотация
Культурный туризм, появившись в 80-х гг. прошлого столетия, сегодня вновь становится актуальным и привлекательным в области развития сферы культуры региона, города. Культурное наследие среди прочего (военное, историческое и др.) охватывает литературное, что является неким связующим, объединяющим звеном культуры регионов страны. Включение в уфимский литературный туризм кроме национальных башкирских писателей представителей русской классики позволяет не только обогатить имеющийся местечковый культурный городской ландшафт, но и сделать его общедоступным, привлекательным для гостей города из разных частей России. Целью статьи является демонстрация варианта использования малоизвестного историко-литературного материала на практике на примере г. Уфы, репрезентация русских классиков в культурном ландшафте города. В результате авторами статьи было установлено, что увязка исторических, краеведческих, литературных данных в единое целое позволит активизировать литературный туризм как в отдельно взятом регионе, так и в стране в целом. Показано, как при составлении историко-культурных, литературных экскурсий по городу и региону ценный материал может быть применен в работе лекторов, экскурсоводов и пр. Делается вывод о том, что такой подход сделает город привлекательным в культурном отношении не только для горожан, но гостей столицы.
Ключевые слова: региональный туризм, литературная экскурсия, русские писатели, городской ландшафт, улицы, окрестности, Башкирский край
Введение(Introduction). История развития культурного туризма уходит своими корнями вглубь веков, когда люди начали познавать мир и пускались в путешествия в невиданные края и удивительные города, где приобщались к чужой культуре, расширяли свой кругозор. Как отмечают многие исследователи, культурный туризм сегодня еще не нашел своего точного определения, а также всестороннего и глубокого исследования в гуманитарной науке (Карпухин, 1996; Богатырева, 2001; Воронкова, 2004; Селезнева, 2017; Мамедова, 2017 и др.). Проблема изучения культурного туризма, способов его развития в регионах является не менее востребованной и актуальной. Как верно отмечает Т.А. Силаев, «Культурный туризм играет огромную роль как стимул сохранения и реставрации культурного наследия, развития художественной жизни в стране, создавая даже в удаленных уголках значительное количество рабочих мест, способствует повышению образовательного и культурного уровня населения, живущего в районах, посещаемых туристами» (Силаев, 2013: 201).
Популяризация в культурной сфере истории того или иного региона, города является многообразной, интересной не только за счет местечкового материала, событий и людей, порождающих их. Локальная история становится более всего привлекательной, богатой и разнообразной за счет общеизвестных в мире, стране исторических личностей, которые либо были проездом в данной местности, крае, городе, либо проживали какое-то время там и оставили богатое духовное наследие или особенный след на данной территории. Таких мест, городов или иных поселений на российских просторах довольно много. Исключение не составляет и город Уфа – столица Республики Башкортостан, расположенный у подножий Южного Урала и на стыке Европы и Азии. Возможно, именно такое расположение на стыке материков позволяло разным именитым людям бывать проездом в Уфе или ее окрестностях и по пути изучать народы, проживающие здесь.
Цельисследования(The aim of the work). Проблема развития культурного туризма вообще и регионального, в частности, стоит остро в регионах Российской Федерации. Исследователь данного вопроса Е.Г. Леонидова, со ссылкой на австралийского ученого К. Калеро, верно отмечает, что «Особенности развития регионального туризма нашли широкое отражение в научной литературе. Однако, по мнению австралийских ученых, исследования по данной проблематике все еще находятся в зачаточном состоянии, что связано с многоаспектностью изучаемого объекта и отсутствием систематической теоретической основы для проведения глубокого анализа туризма в регионе» (Calero, Turner, 2020: 3-26; Леонидова, 2022, 624).
В связи с этим целью исследования является попытка разработки литературной экскурсии в городе Уфе на примере творчества русских писателей, которые имели какое-либо отношение к региону – Республике Башкортостан. Это даст возможность расширить тематический потенциал культурного туризма на местах, сделать город привлекательным для широкой аудитории, гостей из других регионов России и зарубежья.
Материалы и методы исследования(Materials and Methods). Данное исследование, являясь функциональным изучением рассматриваемой проблемы, опиралось на материалы по истории Уфы, ее улиц, жизни и творчества русских писателей, которые, так или иначе, имели прямое или косвенное отношение к региону в целом, и городу, в частности. Методами исследования послужили способы статистического наблюдения, аналитический, исторический, описательный методы.
Результаты исследования и их обсуждение (Results and Discussion). Результатами исследования стали выявление и анализ влияния русских классиков на историю, культуру города, общественное сознание местного народа. Выявленные материалы позволяют во время проведения литературных экскурсий по Уфе более подробно останавливаться на теме места и роли того или иного писателя в истории города. Приведение фактов из жизни общеизвестных русских писателей дает возможность заинтересовать участников экскурсионного марша по улицам города, показать, что местные горожане сопричастны к тем или иным событиям из жизни классиков.
Надо отметить, что история Уфы исследовалась учеными, краеведами в разные годы (История Уфы…, 1981; Егоров, Чечуха, 2017), более всего о городе и его улицах, наверное, было сказано в очерках известного краеведа и историка Ю.А. Узикова, который выявил более 1 000 улиц (на сегодняшний день их в городе чуть более 1020), переулков, почти четверть из которых названа именами революционеров, ученых, героев войны, государственных деятелей, а также писателей (Узиков, 2007).
Город расположен на берегу реки Белой (Агидель) при впадении в нее рек Уфы (Караидель) и Демы (Дим). Площадь города более 750 квадратных километров. В семи административных районах: Демском, Калининском, Кировском, Ленинском, Октябрьском, Орджоникидзевском, Советском живет более миллиона человек. И это число увеличивается из года в год, что приводит к расширению муниципальных районов города с охватом пригородов столицы. И названия многих улиц носят имя известных писателей различных национальностей, русских в особенности. Город также хранит историю о пребывании в нем известных русских писателей, которые создавали свои произведения на местном материале. Как верно писал Ю.А. Узиков, «Именные улицы – нити человеческих судеб, вплетенные в историю Башкортостана, России, мира. Многих уфимцев интересуют эти улицы, биографии людей, в честь кого они названы, связь их с нашим краем» (Узиков, 2007: 4). При составлении экскурсионного маршрута по литературным местам города эти истории, информация о жизни известных русских писателей в Уфе являются ценным материалом. Конечно, имена местных башкирских поэтов и писателей (Мифтахитдин Акмулла, Мухаметсалим Уметбаев, Мажит Гафури, Шайехзада Бабич, Мустай Карим и др.) также не выпадают из поля зрения, они лежат в основе экскурсионных маршрутов. Так, в г. Уфе действует Дом-музей М. Гафури, есть улица, носящая имя первого башкирского народного поэта, его имя носит Башкирский государственный академический театр драмы, перед которым установлен памятник поэту и т.д. В г. Уфе до сих пор сохранился дом № 39 по ул. Ленина (Центральная по-старому) – усадьба муфтия Мухамадьяра Султанова, у которого на торжественном ужине в 1894 г. присутствовали башкирские поэты-просветители Мифтахетдин Акмулла и Мухамметсалим Уметбаев, а также ученый-теолог, в последствии муфтий Риза Фахретдинов и т.д. Однако привлечение историй из биографий русских литераторов, известных в общероссийском масштабе, оставивших свой след в истории города, позволяет углубить и разнообразить материал и заинтересовать людей – участников экскурсионно-познавательного регионального туризма.
Интерес вызывает тот факт, что с возникновением первых переселенцев на месте будущего города после возведения Уфимского кремля в 1574 г. и отведением дворов и земель для них, образовавшиеся улицы и переулки, а также деревни в окрестностях назывались именами этих самых переселенцев. Так, деревня Кадомцева стала именоваться по имени получившего земельные участки новокрещенца Ивана Кадомеца, братья Каловские заложили поселок Каловка, Сидор Лопатин – Лопатино, мордвин Максимка – Максимовку, среди «продольных» улиц была Черкалихинская (позже – Краснознаменная), названная по имени дочери казачьего атамана Черкалина, Вавиловская (часть нынешней улицы Пушкина) увековечила уфимских дворян Вавиловых и т.д. (Узиков, 2007: 4). Конечно, башкирских названий среди них почти нет, так как башкиры почитали холмы, на которых начала строиться и разрастаться крепость как сакральное место, где издревле хоронили святых, уважаемых людей и старались не посещать эти места (в пользу этого говорят обнаруживаемые до сих пор могильники в несколько культурных слоев). В строительстве городской крепости из башкир принимали участие переселенцы из других регионов края – из Улукатаевского и Салзутского волостей Сибирской дороги. Местные же башкиры проживали не в самой крепости, предпочитая жить за ее пределами.
Но позже решением городской думы были установлены правила по переименованию улиц с отходом от «местечковых» названий к общероссийским. Так, в 1899 году появилась в городе Пушкинская улица. В 1901 году дума переименовала «ввиду неблагозвучности» улицу Тюремную в Достоевскую, Старо-Жандармскую – в Суворовскую, Ханыковскую – в Гоголевскую (Узиков, 2007: 5). Как видим, в конце XIX – начале XX вв. появляются имена улиц «общероссийского масштаба». Конечно, ни А.С. Пушкин, ни Ф.М. Достоевский в Уфе не были, не жили. Однако в их творчестве в разной степени отразилась башкирская тематика. Во время литературной экскурсии по Уфе, походя по указанным улицам, уместно рассказать об их отношении к региону в целом. Так, для написания своих знаменитых произведений «Капитанская дочка» и «История Пугачева» в 1833 году поэт отправился в Оренбургскую губернию, где тесно общался с местным населением, среди которых были и башкиры – живые свидетели многих восстаний. Более всего важным материалом о пугачевской осаде послужил журнал Уфимской комендантской канцелярии («Журнал Мясоедова»). Несмотря на запрет изображать народного бунтаря, Александр Сергеевич смело рисовал его портрет, раскрывал характер башкирцев как борцов за свободу и независимость. Вообще, как верно отмечал М.Г. Рахимкулов, «Пушкин с большим уважением и симпатией относился к угнетенным народам и оказал существенное влияние на рост культуры всех национальностей, входивших в состав России, башкир, в частности» (Рахимкулов, 1989: 437-455).
Ф.М. Достоевский, как утверждают краеведы, лишь в двух случаях соприкоснулся с уфимской темой в своем творчестве. В газете «Голос» № 192 за 1867 год был описан возмутительный случай, когда бирский полицейский высек Севастьянова – «лицо непривилегированного сословия». Об этом происшествии в письме к А.Н. Майкову Ф.М. Достоевский писал с неподдельным гневом[1].
Известный классик русской литературы А.П. Чехов был проездом в городе Уфе, но оставил заметный след в культурной среде Башкирского края. Он вместе со своей супругой Ольгой Леонардовной Книппер-Чеховой, артисткой Малого художественного Академического театра, в 1901 г. прибыл на пароходе, откуда по железной дороге отправился в санаторий в с. Аксеново на кумысолечение. О пользе кумысолечения ему рассказал не менее известный русский писатель Л.Н. Толстой, купивший у башкир в Самарской губернии имение и часто бывавший там на кумысолечении. А.П. Чехов лишь месяц жил в Башкирии в Аксеново, но уехал окрепшим, поправившимся: «…кумыс и благодатный башкирский климат сделали то, что не могли сделать курорты Ниццы» (Узиков, Наймушин, 1977: 205). Общение с местным населением дало прототипов его рассказов. Антона Павловича в Башкортостане и сегодня чтят и помнят. Санаторий, в котором он отдыхал, носит его имя. В Уфе его именем названа одна из улиц.
В Уфе есть улицы, носящие имена известных писателей, которые не только никогда не были в этом городе, но и никогда не соприкасались с краем, не упоминали в своей деятельности. Одним из таких был, например, известный русский литературный критик Н.А. Добролюбов. Труды Н.А. Добролюбова, наряду с работами В.Г. Белинского, А.И. Герцена, Н.Г. Чернышевского, были настольными книгами русских революционеров, литературоведческие, критические статьи лежат в основе русской литературы, отечественной литературоведческой науки. Возможно, именно это революционное начало, демократизм литературно-критической деятельности сподвигли городские власти назвать именем этого литератора-революционера одну из улиц города. В 1937 г. бывшая Солдатская слобода, затем Чапаева была переименована в улицу Добролюбова в Кировском районе Уфы.
Еще одним писателем-классиком русской литературы является Лев Николаевич Толстой, о котором было уже упомянуто выше, и который также никогда не бывал в дореволюционной Уфе, хотя и намеревался это сделать. Несмотря на это, имя Льва Николаевича крепко вошло в историю края.
Предпосылкой заинтересованности классика было его расшатанное здоровье на почве глубокого психологического расстройства. Долгое время его мучил вопрос: «Зачем? Зачем мне нужны это имение, богатство, слава?». Всё опостылело ему вплоть до мыслей о самоубийстве. Спасли Толстого интерес и внимание к жизни местных крестьян башкир. Глядя на то, как они живут и работают в условиях голода и беспросветной нужды, он понял, насколько дико думать о самоубийстве ему, имеющему всё необходимое (Афанасьев, 1984: 6-30).
По мнению биографов и исследователей творчества Л.Н. Толстого именно благодатный Башкирский край спас его от гибели. Известно, что Исторический Башкортостан (в период до революции) охватывал многие соседние регионы современной России – территории Самарской, Челябинской, Оренбургской областей, часть Пермского края и Республики Татарстан. Л.Н. Толстой, приезжая в деревню Каралык Бузулукского уезда Самарской губернии на кумысолечение, влюбился в эти края, ему была по душе не только природа, свежий исцеляющий степной воздух и целебный кумыс, но и сами радушные и добрые башкиры: «…Для покупки здесь имения особенно соблазняет красота, честность, наивность и ум здешнего народа… Заманчивы тоже здоровый климат и простота хозяйственных приемов» (Афанасьев, 1984: 7). Он так и писал, что от башкир пахнет стариной, Геродотом.
Л.Н. Толстой, как уже было сказано, собирался побывать в Уфе и о предстоящей поездке он писал своей жене Софье Андреевне: «…Поездка же в Уфе интересна мне потому, что дорога туда идет по одному из самых глухих и благодатнейших краев России. Можешь себе представить, что там земля нетронутый ковыль с сотворения мира, родящая лучшую пшеницу, и земля только в 100 верстах от пароходного пути продается башкирцами по 3 руб. за десятину. Ежели не купить, то мне хотелось очень посмотреть эту землю». Он осуществил свое желание в 1872 г. (Узиков, Наймушин, 1977: 205).
Л.Н. Толстой приезжал в Башкирию с 1862 по 1883 гг. более десяти раз, побывал во многих башкирских деревнях, познакомился и дружил со многими местными жителями. Долгие годы дружил и переписывался с Мухаметом Рахматуллиным, приготовлявшим ему кумыс. О тесной дружбе и связи Толстого с башкирами свидетельствуют воспоминания башкир о писателе, собранные А.И. Ярмухаметовым, который в свое время записал рассказ Ишбулды Сафина: «Бывало, начну играть на курае башкирские мелодии, протяжные и плясовые. Лев Николаевич с удовольствием слушает и начинает расспрашивать, что это за мелодии, по случаю чего созданы, кто сочинял. Например, когда я исполнял плясовую башкирскую мелодию «Перовский», он спрашивал, почему эта мелодия имеет русское название. Я объяснил, что у русских генералов служили рядовые солдаты-башкирцы и, сочиняя эти мелодии, называли их фамилиями генералов, за что получали награду» (Узиков, Наймушин, 1977: 206).
Писателя не только радовала природа и люди этого края, но и беспокоила их судьба. Потому что повсюду происходил хищнический захват башкирских земель. Так, в 1871 г., приехав в свое имение через десять лет разлуки, он видит перемены в хозяйстве и жизненном укладе башкир: «…Башкирцы мои все меня узнали и приняли радостно; но судя по тому, что я увидел с вечера, у них совсем не так хорошо, как было прежде. Землю у них отрезали лучшую, они стали пахать, и большая часть не выкочевывают из зимних квартир», потому что земли для кочевки не стало (Узиков, Наймушин, 1977: 206). В голодные 1873 и 1874 годы Л.Н. Толстой помогал башкирам, устраивал для голодающих крестьян столовые (Афанасьев, 1984: 12-16). Проблема земли и обнищание народа очень заботила писателя, она подтолкнула его написать свои знаменитые рассказы «Сколько человеку земли надо?» и «Ильяс».
Башкирцы не забыли своего русского друга – графа Толстова. В Уфе есть улица Толстова, которая находится в Орджоникидзевском районе. Имя это она получила 1 ноября 1949 года.
Заключение (Conclusions). Таким образом, город Уфа богата историческими фактами не только из жизни местных башкирских писателей. История города выглядит намного ярче и богаче благодаря инонациональным именам, а именно, именам русских писателей-классиков, которые так или иначе соприкасались с башкирской тематикой, пребывали или были проездом в Уфе. Но были и такие писатели, которые не бывали в городе или крае, но их творчество имело отношение к нему, а также и те, кто вовсе никакого отношения к местности не имел, но их именами названы улицы Уфы. Это продиктовано желанием городских властей к увековечению известных имен общероссийского, отечественного масштаба. Подобные историко-культурные события во многом украсят, обогатят содержание любого регионального литературного туризма, сделают привлекательным любой национальный край или город. На примере Уфы видно, как указанный выше ценный материал может быть использован на практике при составлении историко-культурных, литературных экскурсий по городу. Это во многом обогатит экскурсионные маршруты, заинтересует и больше привлечет внимание туристов и участников экскурсии, а регион, город станет более всего привлекательным в культурном отношении не только для самих горожан, но гостей из различных уголков страны в целом.
Информация о конфликте интересов: авторы не имеют конфликта интересов для декларации.
Conflicts of Interest: the authors have no conflict of interests to declare.
[1] О происшествии на ярмарке в «торговом селе Березовка Бирского уезда Уфимской (а не Оренбургской. — Ред.) губернии» Достоевский узнал из «Голоса», который регулярно читал за границей. В № 192, 244 и 254 за июль 1867 г. рассказывалось о купце Севастьянове, к которому явился пристав Ватланов и от имени исправника Васильева потребовал 5000 руб. Купец отказался дать взятку. Вскоре он был схвачен сотскими, и под угрозой расправы исправник потребовал у его жены уже 10 000 руб. Севастьянов вновь отказал и тотчас же был высечен розгами. После экзекуции исправник предложил купцу расцеловаться с ним и его подручными, говоря при этом: «Мы с Вами не сошлись в принципах. Вы позабрали себе большой капитал и не хотели с нами поделиться. Теперь мы с вами квиты, вы молчите, и мы не будем говорить» (Г. 1867. 14 (26) июля, № 192). Севастьянов молчать не согласился, и дело попало в суд (Узиков, 2007: 89-90).
Список литературы
Афанасьев И.П. Л.Н. Толстой в Самарском Заволжье. Куйбышев. 1984. – 61 с.
Богатырева Т.Г. (, Современная культура и общественное развитие. М.: Изд-во РАГС. 2001. – 170 с.
Воронкова Л.П. История туризма и гостеприимства: Учеб. пособие для студентов образоват. учреждений сред. проф. образования, обучающихся по спец. 2307 Туризм, 2302 Орг. обслуживания в гостиницах и турист. комплексах / Л.П. Воронкова. М.: ГРАНД: Фаир-Пресс, 2004. – 302с.
Достоевский Ф. М. Биография, письма и заметки из записной книжки Ф. М. Достоевского: с портретом Ф.М. Достоевского и приложениями. СПб, 1883. – 122 с. URL: https://fedordostoevsky.ru/research/biography/007 (дата обращения: 5.10.2022).
Достоевский, Ф.М. Собр. соч. в 15 тт. Л., 1988-1996. – 855 с. URL: https://rvb.ru/dostoevski/toc.html (дата обращения: 5.10.2022).
Егоров П., Чечуха А. Путеводитель по исторической части Уфа. Уфа: Бельские просторы, 2017. – 208 с.
История Уфы. Краткий очерк / Под ред. Ганеева Р.Г. Уфа 1: Баш. кн-е издат-во, 1981. – 604 с.
Карпухин О.И. Культурная политика : [Монография] / О. И. Карпухин. М., 1996. – 239 с
Леонидова Е.Г. Приоритеты и угрозы развития регионального туризма // Регионология. Том 30. № 3. 2022. С.624-647.
Мамедова Н.М. Культура: традиция и современность. М.: РЭУ им. Г. В. Плеханова. 2017. – 95 с.
Пушкин А.С. // Башкирия в русской литературе/ сост., авт. вст. сл. и комм. М.Г. Рахимкулов. Уфа: Баш. кн-е издат-во, 1989. Т.1. С. 24-48.
Селезнева Е.Н. Культурное наследие в контексте исторической культурологии: монография / Е. Н. Селезнева. М.: Ритм, 2017. – 301 с
Силаев, А.Т. Литературный туризм как специализированный подвиг культурно-познавательного туризма // Туризм и культурное наследие. Вестник. 2013. № 2. С. 201-204.
Узиков Ю.А., Наймушин П. А. Как зовут тебя, улица? Уфа: Баш. кн-е издат-во, 1977. – 239 с.
Узиков Ю.А. Уфимских улиц имена. Уфа: Китап, 2007. – 320 с.
Calero C., Turner W. Regional Economic Development and Tourism: A Literature Review to Highlight Future Directions for Regional Tourism Research // Tourism Economics. 2020. Vol. 26, issue 1. Pp. 3–26