16+
DOI: 10.18413/2408-9346-2023-9-4-0-2

Методика интегрально-балльной оценки промышленно-туристской привлекательности муниципальных образований
(на примере Пермского края)

Aннотация

Представленная статья посвящена изучению феномена промышленного туризма на территории Пермского края. Исследование направлено на выявление особенной развития промышленного туризма в муниципальных образованиях Пермского края, а также изучение промышленно-туристской привлекательности муниципалитетов региона. Представлены материалы и методы изучения темы, приводится анализ литературы по заявленной теме. В статье кратко представлена сущность промышленного туризма как вида туристско-рекреационной деятельности, в том числе представлены узкий и широкий подходы к его определению, классификации. В статье рассматриваются также этапы создания промышленного наследия в Пермском крае. Дано обоснование, что индустриальное наследие является основополагающим фактором для развития промышленного туризма в регионе. Исследование, представленное в статье, проводится на основании авторской методики интегрально-балльной оценки. Результатом применения методики является типологизация муниципальных образований Пермского края по промышленно-туристской привлекательности. В целях повышения наглядности в статье представлены авторские картографические материалы по оценке ресурсов промышленного туризма и по оценке промышленно-туристской привлекательности муниципальных образований Пермского края. На основании исследования предложены направления развития промышленного туризма для муниципалитетов Пермского края. Предложены рекомендации для брендирования территории и повышения привлекательности региона на основе промышленного наследия.


Введение (Introduction). Промышленный туризм – это относительно новое направление в развитии туризма, которое ставит своей целью привлечение посетителей на производства в целях профориентации или рекламы своей продукции.

В последние годы промышленный туризм становится все более популярным, поскольку он предлагает посетителям возможность познакомиться с промышленным наследием и процессами, которые были в прошлом или являются в настоящем двигателем экономики территории. На промышленных объектах и вблизи них развиваются музеи, выставки и экскурсии, которые позволяют гостям погрузиться в историю и улучшить свои знания о промышленности. (Гутова, 2013; Полянина, Докашенко, 2014).

Один из важных аспектов промышленного туризма заключается в его потенциале для достижения социально-экономических выгод для депрессивных территорий. Зачастую, эти регионы испытывают экономический спад, урбанистическую обезлюдненность и потерю рабочих мест. Развитие промышленного туризма может способствовать созданию новых рабочих мест, повышению уровня занятости и росту экономики. Он позволяет бороться с негативными процессами и формировать точки роста экономики, способствовать повышению уровня и качества жизни местного населения.

Не менее важно, что промышленный туризм способствует сохранению и восстановлению исторического и культурного наследия депрессивных регионов. Посредством консервации и использования промышленных объектов, которые могут погибнуть под воздействием времени и безразличия, эти территории сохраняют свою уникальность и привлекательность, внося вклад в сохранение общей истории и культуры. (Лучников, 2019).

В этой статье мы предложим авторскую методику оценки промышленно-туристской привлекательности и проведем апробацию этой методики на материалах Пермского края. Пермский край является одним из старопромышленных регионов России, где актуальна проблема диверсификации экономического комплекса. (Глотни, 2008, Шарыгин, Резвых, 2008).

Важно изучать потенциал промышленного туризма на уровне муниципальных образований. На сегодняшний день для успешного и эффективного развития промышленного туризма в муниципальных образованиях необходимо создать максимальные условия для его реализации. Этого можно достичь, если в регионе, в первую очередь, будет развиваться и работать туристская политика, которая должна разрабатываться и работать на нескольких уровнях. (Кривошеева, Кривошеев, Рогачев, 2008).

Следует отметить, что изученность проблемы представляется фрагментарной. Ряд исследователей подчеркивает, что не существует единого мнения как в части терминологии (например, достаточно часто промышленный туризм называют индустриальным как кальку с английского языка), так в части подходов к промышленному туризму как объекту исследования. Разнообразие мнений авторов, с одной стороны, не позволяет выделить главенствующий подход, с другой — способствует изучению феномена развития промышленного туризма в РФ в рамках различных научных направлений от архитектуры до культурологии (Танина, 2022).

Цель исследования (The aim of the work). Целью исследования является апробация методики оценки промышленно-туристской привлекательности и выявление территориальных особенностей развития промышленного туризма в муниципальных образованиях Пермского края.

Материалы и методы исследования (Materials and Methods). Формирование и организация промышленного туризма как отдельного направления в туризме имеет более чем столетнюю историю. Идея посещения действующих компаний и производств, а также неактивных заводов, появилась в 17 веке, когда британское дворянство начало путешествовать по Европе. Часто такие поездки включали посещение именно этих мест и входили в программы гран-туров. Гран-тур – это путешествие, совершаемое сыновьями европейских аристократов, оно считалось завершающим этапом образования. Обычно маршрут таких путешествий включал Францию, Италию, Центральную Европу, а иногда и Испанию, и Святые места. Русские путешественники часто отправлялись через Германию и Швейцарию в Париж и Лондон.

В 19 веке появились более конкретные примеры посещения заводов и фабрик, которые упоминаются в литературе. Например, цветочные рынки и сырные заводы в Нидерландах, виноградники, шоколадные фабрики, табачные фабрики, фондовая биржа во Франции, производства кружев в Греции и Мальте, а также ликероводочные заводы в США.

Современные исследования в сфере промышленного туризма в России предлагают интересные темы, раскрывающие различные аспекты этого направления развития туризма. Одна из ключевых тем исследований в области промышленного туризма в России – это его потенциал для регионального развития и экономический эффект в депрессивных территориях. (Жижилева, 2017; Косякова, 2016; Яшалова, 2017).

Для написания статьи использовались такие подходы, как комплексный, историко-генетический, системно-структурный, проблемный, а также методы описания, сравнения, контент-анализа источников географической информации, картографического анализа, интегрально-балльной оценки.

В основе данного исследования лежит метод интегрально-балльной оценки. Апробация методики проводится на материалах Пермского края. Для проведения оценки был выбран следующий алгоритм действий:

1) определение объектов оценивания и обоснование их важности в муниципальных образованиях Пермского края;

2) выбор градаций для балльной оценки каждого из ресурсных и социальных компонентов (от 0 до 4 баллов);

3) обоснование коэффициентов, которые повышают или понижают значимость каждого из компонентов;

4) осуществление оценки каждой группы объектов в муниципальных образованиях;

5) Получение суммарной оценки для каждого муниципалитета.

Результаты исследования и их обсуждение (Results and Discussion). Промышленный туризм по ГОСТу (industrial tourism) – это посещения и мероприятия на объекте, позволяющие посетителям понять процессы и секреты производства, относящиеся к прошлому, настоящему или будущему (ГОСТ, 2016).

В научной же литературе не существует четкого определения термина «промышленный туризм». Можно привести несколько вариантов дефиниции этого понятия. В узком смысле (больше российский вариант) промышленный туризм – это посещение промышленных предприятий, а в широком (больше западный вариант) – разнообразные виды туристской активности, которые реализуются на действующих или ранее существовавших промышленных площадках (Волков, 2016). Использование второго варианта в стратегиях развития региона более предпочтительно, так как в данном случае промышленный туризм имеет комплексный характер и многообразные формы проявления.

Все многообразие форм осуществления промышленного туризма в широком понимании данного понятия приведено на рис. 1.

Рис. 1. Формы осуществления промышленного туризма (в широком понимании) (выполнено авторами)

Fig. 1 Forms of industrial tourism (in a broad sense) (performed by the authors)

Пермский край – старопромышленный регион с многовековой историей, в котором возможно развитие промышленного туризма как драйвера роста и средства продвижения региона, а также для повышения экономического развития региона.

Развитию промышленного туризма в Пермском крае способствует основной фактор – богатая история региона, связанная с промышленностью, которая простирается на протяжении пяти веков. Индустриальное наследие включает в себя различные материальные и нематериальные артефакты и символы, которые отражают культуру и эпоху развития промышленного производства (Запарий, 2007; Лучников, Николаев 2017; Тиунов, 1958). Однако в научных и практических кругах существует разнообразие подходов к данному понятию. Некоторые авторы ограничивают его только архитектурными сооружениями. Тем не менее, согласно современному пониманию, принятому Международным комитетом по сохранению индустриального наследия, в данную концепцию входят также производственные технологии и навыки, мифы, легенды и другие фольклорные элементы, связанные с предприятиями и их работой, а также другие символические ресурсы.

Пермский край располагает богатыми ресурсами для развития промышленного туризма, однако их распределение и структура характеризуются крайней неравномерностью (рис.2).

Рис. 2.  Ресурсы промышленного туризма Пермского края (составлено авторами)

Fig. 2 Industrial tourism resources of the Perm region (compiled by the authors)

В основе ресурсного потенциала Пермского края лежит промышленное наследие, сформировавшееся в разное время в ходе освоения земель Прикамья и Урала. Можно выделить пять этапов такого освоения, каждому из которых соответствовали специфические формы реализации промышленных технологий и формирования территориально-отраслевой структуры промышленного комплекса (рис. 3). (Страницы истории земли Пермской, 1997).

Рис. 3. Этапы освоения земель Прикамья и Урала (выполнено авторами по источнику (Лучников, 2009))

Fig.3. Stages of development of the lands of the Kama region and the Urals (performed by the authors based on the source (Luchnikov, 2009))

Интегральная оценка промышленно-туристской привлекательности муниципальных образований Пермского края рассчитывалась по формуле:

где ПТi – общая сумма баллов оценки в i-ом муниципалитете;

ПП – сумма баллов по группе ресурсов «Промышленные предприятия»;

АН – сумма баллов по группе ресурсов «Промышленно-архитектурное наследие»;

Ф – сумма баллов по группе ресурсов «Фестивали и праздники»;

М – сумма баллов по группе ресурсов «Промышленные музеи»;

ПАМ – сумма баллов по группе ресурсов «Памятники»;

Т – баллы по составляющей «Транспортная доступность»;

ОП – баллы по составляющей «Пункты общественного питания».

После проведения оценки привлекательности развития промышленного туризма в муниципалитетах региона были выделены три типа муниципалитетов (рис.4):

1) муниципальные образования с высокой промышленно-туристической привлекательностью (муниципалитеты-лидеры);

2) муниципальные образования со средней промышленно-туристической привлекательностью (муниципалитеты-середнячки);

3) муниципальные образования с низкой промышленно-туристической привлекательностью (муниципалитеты-аутсайдеры).

В первый тип вошли Пермь и Кунгур, Кунгурский муниципальный район, Лысьвенский городской округ. Этот тип районов характеризуется богатым индустриальным наследием и активным современным производственным потенциалом. В таких районах присутствуют действующие предприятия, которые организуют экскурсии для посетителей. Экскурсии, как правило, проводятся для школьников и студентов для ознакомления с различными профессиями. Попасть на эти предприятия обычно возможно без особых проблем, особенно если экскурсия проходит в рамках маркетинговой акции. Корпоративные музеи в этих районах могут находиться как на территории предприятия, так и рядом с ним, и обычно используют современные технологии для создания интерактивных экспозиций. В большинстве таких районов проводятся различные фестивали и профессиональные праздники, а также дни предприятий. Важно отметить, что промышленно-архитектурные объекты этого района поддерживаются в хорошем состоянии и используются для развития промышленного туризма.

Рис. 4 Интегрально-балльная оценка промышленно-туристкой

привлекательности муниципальных образований Пермского края (составлено авторами)

Fig.4 Integral score assessment of the industrial and tourist attractiveness

of municipalities of the Perm Territory (compiled by the authors)

 

Во второй тип вошли Пермский муниципальный район, Соликамский, Очерский, Чусовской, Губахинский, Краснокамский, Верещагинский, Нытвенский, Чайковский, Горнозаводской ГО, ГО «город Березники», Ординский МО, Добрянский и Чернушинский ГО. Это районы с менее богатым промышленным наследием. Только в некоторых из них существуют работающие предприятия, которые предлагают экскурсии на свои производственные площадки. В таких муниципалитетах наличие исторических музеев или корпоративных музеев обычно ограничено, и лишь единицы из них используют современные технологии для создания впечатляющих выставок (например, музейно-выставочный центр ПАО "Уралкалий"). В этом типе районов также присутствует архитектурное наследие, но оно не всегда находится в должном состоянии и часто не используется в туристических целях (как, например, происходит в рабочих поселках Горнозаводского городского округа). В двух муниципальных образованиях (ГО «Березники» и Чернушинском округе) ежегодно проводятся профессиональные праздники – День химика и День нефтяника, а в Ординском муниципальном округе проходит фестиваль камнерезов.

В третий тип вошли Суксункий ГО, Карагайский МО, Александровский МО, Осинский и Гремячинский ГО, городской округ «Кизел», Красновишерский и Ильинской ГО, Уинский МО, Октябрьский ГО, Частинский, Юсьвинский и Куединский муниципальные округа. Муниципальные образования третьего типа характеризуются небольшим количеством промышленных объектов и низким уровнем потенциала развития промышленного туризма. В этих муниципальных образованиях предприятия принимают только отдельные группы людей, за исключением птицефабрики в Карагайском муниципальном округе. Здесь также есть краеведческие музеи, но без использования современных технологий, а архитектурное наследие находится в разрушенном состоянии и не используется, за исключением города Чёрмоза в Ильинском городском округе, где сохранился архитектурный комплекс города-завода. (Фадеева, 2020).

Основываясь на проведенном исследовании, можно предложить несколько направлений совершенствования промышленно-туристской деятельности.

Среди основных стратегических направлений развития промышленного туризма в муниципалитетах Пермского края можно выделить следующие (Основы туризма, 2014):

1) формирование координационного совета по развитию промышленного туризма в ведущих городах региона под руководством регионального министерства по туризму и молодежной политике;

2) организация тематических выставок, научных конференций, дискуссионных клубов и других мероприятий, посвященных промышленному туризму, и привлечение сотрудников музеев, библиотек, общественных организаций, краеведов и других заинтересованных лиц для активного участия в них;

3) создание специального информационного ресурса, который предоставлял бы актуальную информацию о маршрутах, турах, объектах и мероприятиях, связанных с промышленным туризмом как в регионе в целом, так и в отдельных муниципалитетах. Ресурс также содержал бы базу данных фотоизображений и видеоматериалов;

4) упрощение процедур для групповых и индивидуальных туристов для посещения промышленных объектов или, при невозможности такого доступа, создание интерактивных музеев или выставок, демонстрирующих историю предприятий и их технологии производства;

5) реставрация объектов промышленного наследия и их преобразование в музейные комплексы, общественные зоны отдыха, гостиничные предприятия, тематические технологические парки и другие соответствующие объекты как, например, эко-индустриальный парк «Старый Демидовский завод» в Нижнем Тагиле;

6) создание одно- и многодневных экскурсионных маршрутов промышленного туризма для различных категорий путешественников, которые включали бы в себя посещение нескольких центров промышленной деятельности.

Заключение (Conclusions). Промышленный туризм, как мы видим, становится все более востребованным в современном мире. Однако для более активного развития данной отрасли необходимо реализовывать эффективные маркетинговые стратегии в сочетании с удачным брендингом туристического направления.

Маркетинговые стратегии играют важную роль в привлечении туристов в промышленный туризм. Необходимо разработать уникальное предложение, определить целевую аудиторию и эффективно продвигать туристические объекты. Рекламные кампании, использование цифровых маркетинговых инструментов и сотрудничество с туристическими агентствами – все это важные элементы успешной маркетинговой стратегии.

Брендинг туристического направления важен для создания узнаваемого образа и привлечения туристов. Создание уникального и привлекательного бренда, разработка логотипа и слогана, формирование уникального опыта для туристов и поддержание высокого уровня сервиса – все это помогает в привлечении посетителей.

Реализация маркетинговой стратегии должна включать следующие направления.

Для муниципалитетов, отнесенных к первому типу, предложен вариант продвижения промышленного туризма на международном уровне. Для успешного развития промышленного туризма необходимо активно продвигать регион и отдельные муниципалитеты на международном уровне. Участие в международных выставках и форумах, создание партнерств с туристическими агентствами и благотворительными организациями поможет привлечь внимание туристов со всего мира. Кроме того, использование современных цифровых маркетинговых инструментов, таких как социальные сети и интернет-реклама, поможет достичь большей аудитории и увеличить поток туристов.

Для муниципалитетов, отнесенных ко второму типу – это улучшение сервиса и инфраструктуры и сотрудничество с местными предприятиями. Для того чтобы привлечь и удержать туристов, необходимо обеспечить высокий уровень сервиса и развитую инфраструктуру. Обучение персонала, повышение качества предоставляемых услуг и создание комфортных условий для посетителей – все это является важными аспектами успешного развития промышленного туризма. Необходимо также уделять внимание безопасности и экологической эксплуатации промышленных объектов для минимизации негативного воздействия на окружающую среду.

Активное сотрудничество с местными предприятиями является важным фактором успешного развития промышленного туризма. Взаимодействие с предприятиями позволяет не только предоставить уникальные возможности для туристов, но и содействует развитию местной экономики. Создание партнерских отношений, проведение совместных мероприятий и продвижение продукции местных предприятий в туристическом направлении сделает промышленный туризм более устойчивым и выгодным для всех сторон.

Для муниципалитетов, отнесенных к третьему типу, то есть аутсайдеров, вариантом для продвижения промышленного туризма может стать их встраивание в межмуниципальные маршруты.

Промышленный туризм является важным фактором развития региона и увеличения экономического потенциала. Эффективное использование маркетинговых стратегий и разработка сильного бренда помогут привлечь туристов из разных стран и предложить им уникальный опыт. На примере Пермского края мы видим, что территория богата промышленным наследием, обладает большим потенциалов для развития промышленного туризма, но не имеет маркетинговых стратегий и бренда. Поэтому развитие промышленного туризма в крае идет медленными темпами. Развитие данной отрасли поможет увеличить туристический поток, создать новые рабочие места и повысить привлекательность региона.

Информация о конфликте интересов: авторы не имеют конфликта интересов для декларации.

Conflicts of Interest: the authors have no conflict of interests to declare.

Список литературы

ГОСТ Р ИСО 13810-2016. Национальный стандарт Российской Федерации. Туристские услуги. Промышленный туризм // Электронный фонд правовой и нормативно-правовой информации. URL: http://docs.cntd.ru/ (дата обращения: 20.04.2020).

Волков С.К., Морозова И.А. Нужно ли развивать в России промышленный туризм? // Актуальные научные исследования в современном мире. 2016. № 8-1. С. 26–30.

Глонти К.М. Старопромышленные регионы: проблемы и перспективы развития // Регионология. 2008. № 4. С. 27–39.

Гутова Т.А. Промышленный туризм как новый тренд в системе глобального потребления // Актуальные проблемы гуманитарных наук: сб. науч. тр. XII междунар. науч.-практ. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых. Тюмень, 2013. С. 49–51.

Жижилева К.А. Промышленный туризм: тенденции развития в России // Дизайн. Искусство. Промышленность: междунар. журнал науч. исслед. 2017. Вып. 4. С. 69–73.

Запарий В.В. Индустриальное наследие (к вопросу о понимании данной концепции в России и за рубежом) // Экономическая история. Обозрение. 2007. Вып. 13. С. 211–217.

Косякова А.А. Перспективы развития промышленного туризма в России // Научная мысль. 2016. № 1 (19). С. 56–59.

Кривошеева М. Ю., Кривошеев Ю. И., Рогачева Н. И. Особенности применения программно-целевых методов управления для целей регионального развития // Регион: системы, экономика, управление. 2008. № 2. С. 115‒121.

Лучников А.С. Использование историко-культурного наследия для развития туризма в Горнозаводском Прикамье // Культурно-историческое наследие как фактор устойчивого развития территории: мат. всерос. науч.-практ. конф. с международным участием. Соликамск, 2019. С.75–82.

Лучников А.С. Трансформационные изменения в развитии промышленного производства Пермского края: анализ тенденций и перспективы // Экономико-географический вестник Южного фед. ун-та. 2009. № 6. С. 85–93.

Лучников А.С., Николаев Р.С. Основные элементы и особенности территориальной организации промышленного комплекса Пермского края // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. География. Геология 2017. Т.3. Вып. 4 С.101–113.

Основы туризма: учебник / под ред. Е. Л. Писаревского. М.: Федеральное агентство по туризму, 2014. 384 с.

Полянина С.С., Докашенко Л.В. Сущность промышленного туризма и его виды // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры: материалы всерос. науч.-метод. конф. Оренбург, 2014. С. 1773–1776.

Страницы истории земли Пермской / Н.Н. Агафонова, А.М. Белавин, Н.Б. Крыласова, А.Б. Суслов, М.Г. Нечаев. Пермь: Книжный мир, 1997. Ч.2: Прикамье в XVIII–XX вв. 336 с.

Танина А. В., Сергеев Д. А., Конышев Е. В., Танин Е. Ф. К вопросу о направлениях исследования промышленного туризма // Бизнес. Образование. Право. 2022. № 1 (58). С. 158—170. DOI: 10.25683/VOLBI.2022.58.170.

Тиунов В.Ф. Промышленное развитие Западного Урала. Молотов, 1958. Т.2. 335 с.

Фадеева С.М. Оценка потенциала развития промышленного туризма в Пермском крае. Географическое изучение территориальных систем [Электронный ресурс]: сборник материалов ХIV Всеросс. науч.-практ. конф. студ., асп. и молодых учёных (03–04 декабря 2020 г.) / под ред. А.А. Сафаряна; Пермский государственный национальный исследовательский университет. – Электронные данные. – Пермь, 2020. – 19,5 Мб; 453 с. URL: http://www.psu.ru/files/docs/science/books/sborniki/Geogrаficheskoye-izucheniyeterritoriаlnykh-sistem.pdf (дата обращения: 16.09.2023).

Шарыгин М.Д., Резвых В.В. География Пермского края: учеб. пособие. Пермь, 2008. Ч. 2: Социально-экономическая география. 207 с.

Яшалова Н.Н., Акимова М.А, Рубан Д.А., Бойко С.В., Усова А.В., Мустафаева Э.Р. Перспективы регионального развития промышленного туризма в свете анализа основных экономических показателей российской туриндустрии // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2017. Т.10. №2. С. 195–213.