16+
DOI: 10.18413/2408-9346-2024-10-2-0-7

Спортивные сооружения как основа развития массового спорта

Aннотация

Приверженность населения к занятиям физической активностью и спортом в мировой практике является одним из ключевых показателей государственной политики и оценки качества жизни населения. С учетом произошедших геополитических изменений и изменений макросреды, основное внимание перенесено на развитие массового спорта. Значение развития массового спорта невозможно переоценить, поскольку массовый спорт охватывает и продолжительность жизни, и уровень здоровья, и обороноспособность страны, образование и патриотическое воспитание. В целях развития массового спорта государство делает основной акцент на создание спортивной инфраструктуры. В современных условиях недостаточно просто возвести спортивные сооружения, необходимо обеспечить их загрузку и максимально эффективную эксплуатацию в соответствии с запросами потребителей. Данное исследование направлено на выявление факторов, оказывающих ключевое влияние на управление спортивными сооружениями как основы развития массового спорта. В качестве основных методов проведения исследования был выбран статистический и сравнительный анализ, а также анкетный опрос населения ряда российских регионов. Опрос респондентов проводился с двух направлений: со стороны системы управления и со стороны потенциальных потребителей услуг спортивного сооружения. В ходе проведения исследования были выявлены четыре группы факторов, оказывающих наибольшие влияние на загрузку спортивных сооружений и эффективность их эксплуатации: административные барьеры, факторы, связанные с управлением, факторы, связанные с обслуживанием посетителей и факторы контроля и надзора. При создании и эффективной эксплуатации спортивной инфраструктуры, спорт на основе межотраслевых связей способен сформировать новые рынки и новые формы функционирования, включая спортивно-креативные кластеры. Настало благоприятное время, и со стороны государства создаются благоприятные условия для формирования и совершенствования внутренних рынков, а также разработки новых спортивных продуктов с использованием интернета, инноваций и цифровых платформ в условиях, когда прежние технологии уже не соответствуют уровню конкуренции, в том числе со стороны смежных рынков, и запросам потребителей.


Введение (Introduction). Приверженность населения к занятиям физической активностью и спортом в мировой практике является одним из ключевых показателей государственной политики и оценки качества жизни населения (Немковская, 2021). В настоящее время во многих странах мира широко используется понятие «Спорт для всех» для определения совокупности массового спорта, индивидуальных занятий (физическая культура, фитнес), традиционных видов физической активности (O'Connor, Penney, 2021).  Наибольшая доля участия населения в «Спорте для всех» (более 65% населения) отмечается в Финляндии, Швейцарии, Японии, Исландии (Dionigi, Gard, 2018).

Массовый спорт развивается по месту жительства, учебы или работы. В учебных заведениях работа организована неплохо, хотя в некоторых из них есть проблема с наличием спортивной инфраструктуры. Корпоративный спорт развивается, но пока только на уровне крупных корпораций.

С учетом произошедших геополитических изменений и изменений макросреды, основное внимание перенесено на развитие массового спорта.  Массовый спорт – это та сфера, которая охватывает и здравоохранение с продолжительностью жизни и уровнем здоровья, и обороноспособность страны, и образование, и патриотическое воспитание. Если исходить из переориентации задач в современных условиях, а также в целях выполнения показателей, заявленных в Стратегии развития физической культуры и спорта до 2030 года, задача исполнительной и законодательной власти как на федеральном, так и на региональном уровнях, и на уровне органов местного самоуправления – сделать спорт доступным для населения, и, в первую очередь, для детей (Милькевич, Сокольская, Бутяйкин, Резников, 2022).

Цельисследования (The aim of the work). Цель данного исследования состоит в выявлении факторов, оказывающих ключевое влияние на эффективность эксплуатации спортивных сооружений как основы развития массового спорта.

Материалы и методы исследования (Materials and Methods). В целях проведения данного исследования авторы использовали индуктивный подход тематического анализа, статистический и сравнительный анализ, анкетирование населения на страницах в социальных сетях, а также глубинные интервью экспертов по спортивному менеджменту и консультантов по физической активности и фитнесу. В ходе исследования проводились глубинные интервью с общением между интервьюером и интервьюируемым, что позволило адекватно высказать мнения всем участникам фокус-групп.

Респондентам было предложено оценить текущую ситуацию с точки зрения обеспеченности, вместимости, доступности и набора услуг, представляемых спортивными сооружениями, отвечая на конкретные вопросы. Вопросы касались функционального назначения спортивного объекта и спектра предоставляемых услуг. Ответы на эти вопросы были собраны как со стороны системы управления, так и со стороны потенциальных потребителей.

Следующая серия вопросов к этим же респондентам касалась обсуждения их позиций относительно того, что можно изменить, какие снять барьеры и как можно улучшить ситуацию. Проблемы могли касаться законодательных ограничений, кадровой политики и системы оплаты труда, использования первоначально заложенного функционала и действующей системы менеджмента.

Результаты исследования и их обсуждение (Results and Discussion). В последнее десятилетие в целом по России наблюдается положительная динамика финансирования сферы физической культуры и спорта, однако количество средств, выделяемых в расчете на одного человека, сильно различается по сравнению с другими странами мира (рис. 1) (Алексеев, Беликов, Дружинин, 2022). В 2022 году среднероссийский показатель затрат из консолидированного бюджета всех уровней в расчете на одного жителя страны составил 5 671 руб.[1], что явилось самым низким значением среди анализируемых стран.

В России в целях развития массового спорта и вовлечения населения в регулярные занятия физической активностью государство делает основной акцент на создание спортивной инфраструктуры. Спортивная инфраструктура в большинстве случаев строится за бюджетные средства, за деньги налогоплательщиков, т.е. спортивная инфраструктура создается за деньги граждан. Дети, не прошедшие отбор в спортивные школы, вынуждены заниматься в секциях на коммерческой основе. Для обеспечения доступности занятий физической культурой и спортом для населения страны, по оценкам экспертов, совокупные затраты на физическую культуру и спорт должны составлять не менее 2,5% федерального бюджета.

При этом в последнее время в некоторых видах спорта было открыто множество коммерческих академий, где родители готовы платить за занятия своих детей. Необходимо соблюдение баланса. Бизнес и коммерция будут присутствовать в этой сфере, но задача государства – создать условия для доступного спорта, чтобы у людей было право выбора. При этом отследить качество услуг со стороны государства в частном секторе крайне проблематично. При этом изоляция населения во время пандемии содействовала смещению акцента с массовой физкультурно-спортивной деятельности на индивидуальную (Лубышева, Пащенко, 2022).  

Рис. 1. Общее количество денежных средств, потраченных за год на занятия физической культуры и спорта в расчете на одного жителя (в руб.)

Fig.1. The total amount of money spent per year on physical education and sports per capita (in rubles)

 

В целях оптимизации и наиболее эффективного расходования бюджетных средств необходимо обеспечить многоцелевое использование спортивных сооружений (Алексеев, Гостев, Курамшин, Лотоненко, Лубышева, Филимонова, 2013). Спортивные сооружения – это места, где проходят спортивные тренировки, спортивные соревнования, самостоятельные занятия спортивными упражнениями. Сегодня этим термином обозначают разные сооружения, павильоны, бассейны. Доступность спортивных сооружений коррелируется с объемом возможной загрузки для занятия различными формами физической активности, наличие спортивных сооружений положительно сказывается на численности людей, занимающихся физической активностью (Gerke, Woratschek, Dickson, 2020).

В настоящее время по данным Министерства спорта Российской Федерации в нашей стране имеется 353 тысяч объектов спортивной инфраструктуры. Структура спортивной инфраструктуры представлена на рисунке 2.

Рис. 2.  Структура спортивной инфраструктуры

Fig. 2. The structure of the sports infrastructure

 

Обеспеченность населения спортивными сооружениями в среднем по России составляет 61%. Этот показатель сильно разниться по регионам. Это связано как с финансовой стабильностью региона, так и с плотностью населения. Уровень обеспеченности спортивными сооружениями в городском округе Самара один из самых низких и составляет 39,8%, в то время как в соседних городах, например, в Саранске этот показатель составляет 78,6%, в Ульяновске – 71,6%, в Пензе – 75%.

Учитывая недостаток спортивной инфраструктуры, в качестве объектов спорта начали использовать общественные зоны с зелеными насаждениями, парки, скверы, набережные, которые пока не все пригодны для занятий спортом, а те, что находятся вблизи больших дорог, вообще не соответствуют требованиям безопасности. Гипотетически спортивные сооружения в местах общего пользования представляют собой искусственную среду, в которой люди всех возрастов могут практиковать физические упражнения, но пока предстоит развивать планы их адаптации к такому виду досуга.

Сегодня к спортивной инфраструктуре отнесено более 45 тысяч объектов городской инфраструктуры (рис. 3). Спортивные площадки во дворах начали появляться, но должны быть те, кто эту работу во дворе будут организовывать.

Рис. 3. Структура спортивных объектов городской инфраструктуры

Fig. 3. The structure of sports facilities in urban infrastructure

 

Большая часть спортивных сооружений в России принадлежит муниципалитетам. Несмотря на успехи российских атлетов на международных спортивных соревнованиях, профессиональный спорт в России, как и в других странах, представляет крайне малочисленную социальную группу, поэтому не может быть постоянной опорой для загрузки больших спортивных объектов. Следовательно, спортивные объекты должны стремиться к массовому привлечению пользователей: открывать тренажерные залы для массового посещения, оборудовать места для рекреации, делая таким образом эти объекты доступными и интересными для населения и готовыми для реализации государственных программ по развитию ЗОЖ.

Особый дефицит спортивных сооружений ощущается в сельской местности (Планидин, 2022). Среди больших спортивных объектов более 90% остаются редко используемыми или они ни разу не достигли пика своей максимальной вместимости хотя бы по одному из показателей.

Таким образом, для реализации целей национального развития необходимо выявить факторы и снять барьеры, которые препятствуют увеличению загрузки спортивных сооружений (Прокофьев, Акимова, Мячин, 2021). На основе кластерного анализа, разработанного на этапе проектирования исследования, были выстроены взаимосвязей между ответами на вопросы. Далее были выявлены релевантные взаимные корреляционные связи. Таким образом были выявлены барьеры, влияющие на общественную доступность спортивных сооружений с точки зрения системы управления спортивными объектами, включая администраторов, менеджеров, маркетингового персонала, технического персонала по управлению объектами и ИТ-персонала. В итоге были определены 4 группы факторов, оказывающих максимальное влияние на заполняемость спортивных сооружений:

  1. Административные барьеры;
  2. Факторы, связанные с управлением;
  3. Факторы, связанные с обслуживанием посетителей;
  4. Факторы контроля и надзора.

Административные барьеры относятся к основному регулированию деятельности, административному давлению и институциональному механизму улучшения сервиса и меньше всего сочетаются с финансовой выгодой и прибылью от спортивных сооружений. Поскольку конкретной целью возведения крупных спортивных сооружений было проведение мега-спортивных мероприятий, то и вопросы, как обслуживать массового пользователя и использовать данное спортивное сооружение для массового использования после проведения спортивного события не рассматривались на этапе проектирования.

Проблема содержания объектов, оставшихся в качестве наследия крупномасштабных спортивных мероприятий, особенно остро стоит в регионах и средних городах, которым не только выпала честь проводить национальные и международные первенства, чемпионаты и другие крупные мероприятия, но и возникла обуза их содержания.

Возникший дисбаланс между разовым спросом и последующим предложением в другом сегменте спортивного менеджмента ведет к огромным вторичным инвестициям в трансформацию и переориентирование этих спортивных сооружений на массового пользователя (Gipson, Bennett, Malcom, Trahan, 2021).

Факторы, связанные с управлением, относятся к способам непосредственной эксплуатации и коммерциализации спортивных объектов.

Факторы, связанные с управлением, в основном отражаются в трех аспектах:

- управленческие полномочия;

- формирование управленческой команды;

- выбор способа управления.

Достаточно низкий уровень оплаты труда персонала спортивных объектов в регионах затрудняет привлечение профессиональных и высококвалифицированных управленческих кадров или просто талантливых людей, которые составляют так называемый креативный класс.

Факторы, связанные с обслуживанием посетителей, касаются доступности объектов. Эти факторы в основном определяются спросом на такие услуги, как проведение развлекательных спортивных мероприятий, групповые тренировочные занятия. Также значимым фактором выступает время работы спортивного объекта. Потенциал роста в этом случае могут составить лица старшего возраста, которые имеют возможность посещать спортивные объекты в дневные часы. Это требует создания специальной инверсивной спортивной среды, принципиально новых культурных и творческих продуктов, ориентированных на лиц старшего возраста.

Факторы контроля и надзора включают в себя непосредственный контроль за работой на объектах, аттестацию персонала, мониторинг заполняемости, работу с жалобами, оценку качества обслуживания населения и разбор инцидентов, связанных с безопасностью. Сегодня контроль и надзор в основном происходит со стороны государства, а не со стороны рынка, общественности или профессиональных ассоциаций, хотя именно профессиональные ассоциации могут сместить или существенно изменить фокус работы персонала и администрации спортивного объекта.

Увеличение потенциала развития и содействия общественному признанию спортивных сооружений способствует формированию управленческих и операционных команд с новым набором профессиональных компетенций (Topolewski, Topolewska, 2020).

Управленцы спортивных сооружений должны иметь полномочия для создания организационной культуры, основанной на экологической и социальной ответственности, учете мнения потребителей услуг, финансовых затратах и выгодах, конкурентоспособности и этических нормах.

Спортивные сооружения в полной мере могли бы сотрудничать со школами для организации внутришкольных и межшкольных соревнований. Они также могли бы сотрудничать с общественными организациями, взаимодействующими с лицами старшего поколения, чтобы изучить способы и методы обслуживания пожилых людей, предпочитающих активный досуг пассивному образу жизни.

Заключение (Conclusions). Роль государств и правительств в управлении спортивной сферой значительно возросла и привела к растущему кризису в деятельности континентальных и мировых спортивных систем. Управление спортом больше не рассматривается как единственная функция и ответственность одного единственного руководящего органа.

Дальнейшая трансформация в спорте будет связана с трансформациями моделей управления. (Widawska-Stanisz, 2020), Основная цель – усиление роли федерального органа исполнительной власти в спорте и контроль распределения ресурсов.

Наиболее рациональной стратегией в этом случае может стать стратегия концентрированного роста. Прежде всего, следует признать, что спорт сегодня стал другим, а модели управления и целеполагание остались прежними и не могут выдерживать конкуренции с другими услугами и другими рынками досуга и развлечений.

Спорт сегодня характеризуется низкой базой и высокой токсичностью. При наличии политической воли, обеспеченности ресурсами, развитой инфраструктуры, средств производства не только в спортивном секторе, но и в межотраслевых комплексах предприятий, самое время заняться формированием и совершенствованием внутренних рынков (кластеров), а также разработкой и оформлением новых спортивных продуктов с использованием интернета, инноваций и цифровых платформ в условиях, когда прежние не соответствуют уровню конкуренции.

Сегодняшняя ситуация, включая СВО, является поводом пересмотра некоторых постулатов отечественного спорта, включая уровень зарплат профессиональных спортсменов, исключение легионеров.

Необходимо отраслевое планирование с установленным горизонтом планирования. Массовый спорт является стратегической задачей государства, необходимо изменение государственной идеологии.

 

[1] Показатели развития ФКиС за 2022 по данным официального сайта Министерства спорта РФ URL: http://minsport.gov.ru/2022/doc/04042022/Показатели%20развития%20ФКС%202021.xlsx  (дата обращения 29.04.2024 г.)

Список литературы

Алексеев С.В., Беликов А.М., Дружинин С.В. Организационно-правовые проблемы ресурсного обеспечения спорта как важнейшей сферы развития России // Спорт: экономика, право, управление. 2022. № 2. С. 3-16.

Лубышева Л.И. Пащенко Л.Г. Современные социальные противоречия массового спорта // Теория и практика физической культуры. 2022.  № 9. С 3-5.

Мацюк Е.С. Проблемы государственного управления спортом в Российской Федерации // Проблемы науки. 2020. № 10 (58). С. 52-55.

Немковская О.А. Проблема измерения счастья, благополучия и удовлетворенности жизнью в современной науке // International Journal of Medicine and Psychology. 2021. Т. 4. № 6. С. 110-117.

Планидин Е.С. Факторы влияния на спортивно-оздоровительную деятельность и ее место в структуре рекреации современной российской молодежи // Гуманитарий Юга России. 2022. Т. 11. № 5. С. 78–88.

Прокофьев В.Н. Акимова К.В., Мячин А.Л. Исследование показателей стратегии развития спорта в регионах Российской Федерации // Управление в социально-экономических системах. 2021. №3. С.50- 57.

Система критериев и показателей развития массового спорта / Милькевич О.А., Сокольская Л.В., Бутяйкин И.А., Резников А.А. // Теория и практика физической культуры и спорта. 2022. № 8. С. 108-111.

Физическая культура и спорт в Российской Федерации: новые вызовы современности / Алексеев С.В., Гостев Р.Г., Курамшин Ю.Ф., Лотоненко А.В., Лубышева Л.И., Филимонова С.И. Научно-издательский центр «Теория и практика физической культуры и спорта», Москва, 2013. - 780 с.

Dionigi, R.A. and Gard, M. (2018), Sport and Physical Activity across the Lifespan: Critical Perspectives, UK, Palgrave Macmillan.

Gerke, A., Woratschek, H. and Dickson, G. (2020), “How is value co-created in a sport business-to-business context?” Sport, Business and Management: An International Journa, Vol. 10, 4, pp. 403- 430.

Gipson, C., Bennett, H., Malcom, N. and Trahan, A. (2021), “Social Innovation and Fitness Sports: A Case of the CrossFit Movement in North America”, Social Innovation in Sport, Tjønndal, pp. 189-205.

O'Connor, J. and Penney, D. (2021), “Informal sport and curriculum futures: An investigation of the knowledge, skills and understandings for participation and the possibilities for physical education”, European Physical Education Review, Vol. 27 (1), pp. 3–26.

Topolewski, L. and Topolewska, K. (2020), “Impact of government sport – related spending on staying healthy and being physically active”, Journal of Physical Education and Sport, Vol. 20, Iss. 5, pp. 2932–2938.   

Widawska-Stanisz, А. (2020), “Use of modern technologies as a tool to support measures promoting physical activity – differences according to the gender of respondents”, Journal of Physical Education and Sport, Vol. 20, Iss. 5, pp. 3002-3009.