16+

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ СФЕРОЙ ПИТАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ

Aннотация

Предложена методология оценки эффективности управления сферой питания населения с учетом функциональной взаимосвязи общественного питания с агросектором, пищевой промышленностью, продовольственной торговлей и домохозяйствами населения. Оценка состояния секторов сферы питания населения и эффективности их функционирования является результатом управленческой деятельности и характеризует конечный результат использования природно-экономического потенциала и ресурсной базы сферы питания населения. Соотношение показателей секторов сферы питания с фактическим состоянием питания населения предлагается в качестве критерия оптимальности и целевого ориентира эффективности управления питанием населения. Рассчитанные единичные, комплексные и интегральные показатели секторов сферы питания и домохозяйств в сопоставлении с показателями уровня и качества питания населения отображают эффективность использования возможностей сферы питания и степень удовлетворения потребностей населения в продукции и услугах питания.


Введение. Методология и критерии оценки эффективности управления социально-экономическими системами являются мало разработанной темой как с научно-методологической, так и практической точек зрения, хотя определение ключевых параметров эффективности, результативности, достижения цели есть предпосылка формирования концепции управления любой социально-экономической системой. Недостаточная разработанность проблем оценки эффективности управления в целом, и функционирования отраслевых хозяйственных систем объясняется методологической сложностью выделения в чистом виде управленческого воздействия и методов его количественной оценки. Достаточно актуальной задача оценки эффективности управления является и для сферы питания населения, которая представляет собой сложный межотраслевой кластер природно-социально-экономического характера и объединяет предприятия длинной технологической цепи на пути «от фермы к столу» - агропродовольственного сектора, пищевой промышленности, продовольственной торговли, общественного питания, включая домохозяйства населения.

Существующие научно-методологические подходы к оценке эффективности управления можно объединить в две концепции. Одни ученые считают целесообразным оценивать эффективность управления по результатам функционирования всей управляемой системы, как конечного результата управления и по причине косвенного характера воздействия управления на производство [1, 3, 4]. Другая точка зрения заключается в соизмерении затрат на управление относительно результатов деятельности всей системы [2, 5]. Актуальность разработки методико-практического инструментария оценки эффективности управления отмечается в работах многих ведущих ученых, по мнению которых определяющим аспектом взаимодействия управляющей и управляемой систем является функциональный аспект, который соединяет цель, объект и средства управленческого воздействия для достижения конечного результата. Определение функционального соответствия или несоответствия управляющей и управляемой систем путем сопоставления в динамике их количественных и качественных характеристик создает методологическую базу для построения корректной модели оценки эффективности функционирования систем управления.

Целесообразность прямой оценки эффективности управления обусловлена тем, что содержание управленческой деятельности проявляется в том, какие изменения она порождает, поэтому оценивать деятельность достаточно не по уровню конкретной характеристики достигнутой в результате деятельности, а по ее приращению [5, 7].

Цель работы. Целью работы является обобщение научных разработок в области управления территориально-отраслевыми социально-экономическими системами и формирование методологических подходов к определению эффективности управления сферой питания населения как межотраслевым кластером.

Результаты исследования и их обсуждение. Обобщая имеющиеся научные разработки целесообразно предложить следующие теоретико-методологические положения оценки эффективности управления природно-социально-экономической системой питания населения.

Базовыми характеристиками при определении эффективности системы управления питанием населения являются результативные параметры, отражающие в динамике функциональное соответствие управляющей и управляемой систем, которые должны включать не только экономический, а и социальный и экологический эффекты, рассчитанные по алгоритму «цель-результат-затраты». Сопоставление цели и результата определяет степень реализации цели, а результата и затрат – цену, как совокупность ресурсов, потребленных для достижения цели развития системы. Спецификой применения данного положения к сфере питания является то обстоятельство, что сам процесс питания является не одноразовым актом, а непрерывным повторяющимся процессом на протяжении всей жизни человека, а выполняют эту задачу многочисленные предприятия сельского хозяйства, пищевой промышленности, продовольственной торговли, общественного питания и сами домохозяйства населения.

Применение конкретных методов оценки эффективности систем управления питанием населения определяется целями процесса измерения, описания и оценивания социально-экономических систем. При оценивании в плоскости «цель-результаты» модель оценки эффективности управления определяет по теории ожидания стратегический разрыв желаемого и полученного состояния (физиологические нормы в сравнении с фактическим потреблением), а при оценивании в плоскости «результат-затраты» определяется способ закрытия стратегического разрыва на основании использования стратегических ресурсов сферы питания. Общая эффективность управления сферой питания будет определяться эффективностями использования потенциала основных подсистем, выполняющих функции производства, реализации и организации потребления продукции и услуг питания.

Разница между желаемым и действительным состоянием объекта управления представляет собой стратегический разрыв, процесс определения которого выполняет роль обратной связи в результативно-параметрическом синтезе системы управления и становится мотивом поведения объекта управления как на уровне индивидуального пищевого поведения человека, так и рыночного поведения хозяйственной системы. С этой целью необходим постоянный мониторинг фактического потребления населением основных продуктов питания растительного и животного происхождения в сравнении с физиологическими нормами и потребительской корзиной.

Соединение интересов управляющей и управляемой систем базируется на выборе и четком формулировании критериев эффективности и показателей состояния субъекта и объекта системы управления. При этом, содержанием критерия является обобщенная оценка достижения желаемого состояния объекта управления. Понятие «показатель» является характеристикой отдельного свойства объекта управления. Критерии и показатели сферы питания и хозяйственных систем соотносятся как общее и частное и включают значительное число различных параметров.

Количественное и качественное содержание критерия эффективности системы управления создает потенциал роста природно-социально-экономической системы питания – понятия, которое отображает эффект управленческого влияния на приращение потенциала системы питания, достаточного для закрытия стратегического разрыва и адаптации хозяйственной системы к релевантному внешнему рынку. Источником  формирования потенциала возрастания сферы питания населения выступают ресурсы управленческой и производственной систем, которые формируют продуктовую цепь достижения цели системы управления, каковой является удовлетворение общественных потребностей в продуктах и услугах питания.

Основываясь на изложенных положениях, можно выделить следующие подходы к оценке эффективности системы управления питанием населения:

  • системный охват проблем оценки эффективности, как составляющей синтеза системы управления сферой питания населения,
  • взаимосвязь целей, результатов и ресурсов в синтезе системы управления хозяйственными системами сферы питания всех иерархических уровней,
  • возможность разработки формализованных методов оценки эффективности системы управления сферой питания населения,
  • логическая последовательность процедуры оценки эффективности управления, простота расчетов и объективность результатов оценки.

    Качественное содержание критерия эффективности управления питанием населения отображает внутреннюю сущностную взаимосвязь цели управления как закрытия стратегического разрыва и результата управления, а также как прирост уровня конкурентоспособности, потенциала, затрат и ресурсов хозяйственной и управленческой систем.

    Формой проявления соответствия принятому критерию выступает потенциал возрастания качества питания и конкурентоспособности хозяйственной системы-организатора питания. В экономической литературе «потенциал» (производственный, технологический, социально-экономический, воспроизводственный, стратегический и т.п.) определяют как имеющиеся в наличии у экономического субъекта ресурсы и умения использовать их для достижения поставленной цели. Стратегический или обобщающий (интегральный) потенциал, представляет собой совокупность взаимосвязанных производственных и управленческих ресурсов, достаточный уровень развития которых обеспечивает достижение целей системы питания. На каждом иерархическом уровне сферы питания от домохозяйства до предприятия, секторов и отраслей сферы питания содержание и цель деятельности, а также характеристики стратегического потенциала будут уточняться.

    Элементами потенциала хозяйственных систем питания выступают ресурсы природного, экономического, научно-технического, технологического, интеллектуального характера, объем и структура которых изменяется в результате реализации стратегических решений. Оценка уровня потенциала системы питания требует идентификации условий при которых осуществляется реализация цели развития системы. Общий уровень потенциала природно-социально-экономической системы питания не является арифметической суммой составляющих ее элементов, а замена всех элементов потенциала должна быть согласованной, взаимно сбалансированной, что создает основу для формирования синергетического эффекта.

    Количественное определение потенциала роста хозяйственной системы питания представляет собой процесс оценки существующего уровня качества стратегических ресурсов системы, степени возможного развития ключевых активов сферы питания, состояния релевантного внешнего рынка, построение факторной модели конкурентоспособности системы питания. В стратегическом менеджменте оценка эффективности направления развития состоит из двух этапов, на первом – определяется стратегическая целесообразность конкретного варианта развития, на втором – вероятность его реализации. Применительно к сфере питания как природно-социально-экономической системе стратегическая целесообразность направления развития объединяет в себе сопоставление целевого результата и совокупных затрат связанных с его получением.

    Ц = Рп Вп + Рс Вс + Ре Ве                                      (1)

    где    Ц – общий целевой результат питания,

    Рп, Рс, Рэ – соответственно природно-экологический, социальный и экономический результаты,

    Вп, Вс, Вэ – весомость (значимость) соответственно природно-экологического, социального и экономического результатов.

     

    Сложность практического осуществления такого подхода состоит в субъективно-экспертной оценке результатов их значимости, особенно по социально-экологическим составляющим удовлетворения потребностей населения в услугах, качестве питания, его полезности и т.п.

    Кроме отмеченных факторов могут рассматриваться и другие – влияние традиций, культуры, привычек питания, общественности, институциональные и т.п. для учета которых требуется проведение специальных дополнительных исследований.

    Максимальная величина общего целевого результата не может быть ниже величины затрат на его достижение, иначе управленческое решение становится нецелесообразным. Вместе с тем, поскольку весомость факторов на трансакционные издержки определяется преимущественно субъективно потребителями, которые индивидуально принимают решения относительно конкретного варианта питания на основе субъективных предпочтений (за исключением некоторых количественно измеряемых экономических показателей), – то и общая оценка будет иметь преимущественно субъективный (иррациональный характер). По соотношению результата и затрат определяется коэффициент оптимистичной эффективности стратегии, которая может быть достигнута при благоприятных условиях выполнения всех запланированных мероприятий.

    Учитывая особенности, функции и задачи здорового, качественного, природосообразного питания населения при формировании стратегии его развития целесообразно определить следующие критерии оценки эффективности системы управления сферой питания населения:

  • степень достижения цели (физиологических норм потребления продуктов, уровень питания населения, охват населения услугами питания),
  • восприятие стратегии развития персоналом экономических систем и операторов питания всех уровней (агросектора, пищевой промышленности, продовольственной торговли, общественного питания, домохозяйств),
  • формирование философии и организационной культуры питания всеми участниками процесса производства и потребления (осознание ценностей питания, интересов производителей и потребителей, трансформация культуры, социализация форм питания, самоменеджмент питания),
  • информационное обеспечение и коммуникативность системы питания (информативность продуктов и услуг питания, координация деятельности участников, формирование разумных потребностей населения в питании),
  • эффективность деятельности экономических систем-операторов питания (рентабельность деятельности, темпы роста продаж, производительность труда, конкурентоспособность, эффективность инвестиций).

    Оценку эффективности управления развитием природно-социально-экономической системы питания в целом и отдельных секторов целесообразно вести с позиции теории систем и синергии, рассматривая процесс упорядочения секторов сферы питания во времени и в пространстве за счет их внутреннего и внешнего взаимодействия в условиях чередования цикличной и хаотичной фаз динамического развития. Поскольку ключом к пониманию сущности синергетики является самоорганизация, как способность систем к саморазвитию, то важным становится эффективное использование внутреннего потенциала каждой экономической системы сферы питания, учитывая не только отрасли общественного производства, а и домохозяйств населения. Таким внутренним потенциалом становятся глубинные взаимосвязи между подсистемами, составными частями и элементами сферы питания населения, которые четко выделяются на уровне локальных аграрных, пищевых производств, сети предприятий торговли и общественного питания.

    Количественная оценка эффективности использования потенциала сферы питания населения в целом и отдельных ее секторов, результативности их деятельности и достижения целевых норм питания может быть связана с уровнем и качеством жизни населения и использована для характеристики эффективности управления питанием и получения синергетических эффектов за счет согласованного взаимодействия составляющих элементов организационной системы (предприятий и секторов сферы питания) в результате воздействия на структуру, формы связей, механизмы их функционирования. Благодаря воздействию на внутренние связи в природно-социально-экономической системе питания можно получать позитивный синергетический эффект и достигать дополнительных позитивных результатов относительно результатов их составляющих, когда суммарный результат деятельности системы питания будет больше, чем сумма результатов отдельных организационных элементов (секторов) сферы питания. По своей природе синергетический эффект является организационным, но в реальной практике предприятий сферы питания могут быть достигнуты и другие виды эффектов – коммерческий, операционный, управленческий, инвестиционный. Синергия может выражаться в форме увеличения прибыли, повышении производительности, сокращении затрат, сокращении времени и т.п.

    Поскольку для сферы питания характерным является четкая территориальная упорядоченность предприятий, то особенное значение приобретает совокупный синергетический эффект от рационального использования потенциала, организации сети производственных, торговых и обслуживающих предприятий конкретного региона, который объединит экономические интересы предприятий и социальной составляющей от совокупной экономии времени населения на приготовление пищи, посещение заведений торговли, общественного питания и повышение качества обслуживания. При этом организационные воздействия и механизмы, направленные на получение синергетического эффекта могут включать разноплановые меры – организационного, экономического, технико-технологического характера, оптимизацию организационной структуры сети предприятий питания региона. Оптимальный состав предприятий по их количеству и специализации должен удовлетворить совокупный спрос населения региона на продукцию и услуги питания.

    В целом, система оценки эффективности управления питанием должна объединять две группы задач – оценку уровня и качества питания населения (личностную, домохозяйства, города, региона, страны в сопоставлении с глобальными показателями) и оценку функционирования секторов сферы питания (агросектора, пищевой промышленности, продовольственной торговли, общественного питания и домохозяйств). Состояние питания населения учитывается и коррелируется с показателями определения уровня и качества жизни населения (единичными, комплексными, интегральными).

    Оценка состояния секторов сферы питания населения и эффективности их функционирования является результатом управленческой деятельности и характеризует конечный результат использования природно-экономического потенциала и ресурсной базы сельского хозяйства, пищевой промышленности, продовольственной торговли и общественного питания  как общественно организованной подсистемы и состояния домохозяйств как индивидуально организованной формы питания.

    Расчет коэффициентов эффективности управления Ку, как соотношения интегральных показателей потенциала сферы питания Ип и интегральных показателей состояния питания населения Ин может быть произведен по их отношению:

    Ку =Ип : Ин                                                   (2)

    Результаты расчетов коэффициентов эффективности управления питанием населения регионов Украины приведены в таблице и показывают сумму синергетических эффектов использования имеющегося потенциала сферы питания и фактического состояния питания населения.

    Таблица

    Эффективность управления питанием населения в регионах Украины

Заключение. Сопоставление интегральных показателей потенциала секторов сферы питания населения, показателей состояния питания населения с интегральными показателями уровня и качества жизни населения регионов характеризует общую эффективность питания населения в достижении конечной цели – повышении уровня и качества жизни населения, а значит и эффективность управления. Важными показателями эффективности управления могут быть также рейтинги регионов по основным характеристикам функционирования секторов сферы питания и состояния питания населения, которые могут быть использованы как целевые индикаторы стратегий развития сферы питания населения.

Структура (соотношение показателей и индикаторов) секторов сферы питания с фактическим состоянием питания населения может выступать критерием оптимальности и целевыми ориентирами стратегий развития и эффективности управления питанием населения. Предложенные единичные, комплексные и интегральные показатели секторов сферы питания и домохозяйств в сопоставлении с показателями уровня и качества питания  населения будут отображать эффективность использования возможностей сферы питания и удовлетворение потребностей населения в продукции и услугах питания, как конечный результат функционирования ее секторов.

Изложенные методологические подходы к оценке эффективности управления питанием населения как природно-социально-экономической системой могут применяться  при формировании и управлении развитием территориальных межотраслевых кластеров сферы питания населения

Список литературы

  1. Карсекин В.И. Территориальная организация общественного питания. К. : Вища школа, 1991. – 345 с.
  2. Князев Е.Н., Курдюмов С.П. Основания синергетики. СПб., 2002.
  3. Малигіна В.Д. Методологія забезпечення продовольчої безпеки України. Монографія. Донец. нац. ун-т економіки і торгівлі ім. Михайла Туган-Барановського. Донецьк. ДонНУЕТ, 2011. – 532 с.
  4. Мельник Л.Г. Экономика развития. Сумы. Университетская книга, 2013. 784 с.
  5. Пятницкая Г.Т. Ресторанное хозяйство Украины: рыночные трансформации, инновационное развитие, структурная переориентация. Монография. К.: Киев. нац. торг.-экон. ун-т, 2007. 465 с.
  6. Основы устойчивого развития Харьковской области до 2020 года. Монография. Х.: Изд. дом «ИНЖЕК», 2010. 528 с.
  7. Яцун Л.Н. Питание населения: теория, методология и практика управления. Монография. Харьков, Харьк. гос. ун-т питания и торговли. Х.: ХДУХТ. 2013. – 346 с.