РЫНОК МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА: СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ
Aннотация
В современном мире туризм рассматривается как одна из наиболее доходных и интенсивно развивающихся отраслей мирового хозяйства. Об этом свидетельствует приходящаяся на него доля мирового валового национального дохода (порядка 10%). Выступая в качестве одного из самых прибыльных видов бизнеса в мире, туризм является одним из важнейших источников формирования бюджета. Развитие международного туризма обеспечивает повышение конкурентоспособности стран и регионов в результате создания новых рабочих мест, повышения уровня жизни населения. Туризм оказывает влияние на сохранение и развитие культурного потенциала, ведет к гармонизации отношений между различными странами и народами, что играет важную роль в решении социальных проблем.
Ключевые слова: Туризм, международный туризм, статистика туризма, состояние и перспективы развития, туристские регионы
Процессы глобализации свидетельствуют о том, что туризм как направление международной торговли услугами является неотъемлемым элементом цивилизованного общественного развития. Международный туристский рынок выступает в качестве мощного фактора социально-экономического развития страны, обеспечивая стимулирование притоков иностранных поступлений, повышение роста занятости населения, его благосостояния и расширение межличностных контактов. Увеличение международных связей решает вопросы сохранения памятников культурно-исторического, природного наследия, приводит к открытию новых направлений, оказывая влияние на диверсификацию структуры экономики. Указанные обстоятельства обуславливают значимость изучения этого направления.
В качестве катализатора развития туристская индустрия за счет высокого мультипликативного эффекта влияет на сопряженную с ней транспортную систему и систему связи, сферы сельского хозяйства и торговли.
Степень развития международного туризма зависит от воздействия многочисленных экономических и социальных факторов, а именно роста доходов населения, совершенствования туристских формальностей (сложность оформления заграничных паспортов, виз, таможенные правила, валютный контроль, обмен валюты, санитарные правила, вопросы въезда-выезда, пребывания и передвижения), повышения уровня транспортного обслуживания, увеличения продолжительности отпусков, развития межгосударственного взаимодействия и прочего.
В условиях международной практики процесс регулирования индустрии туризма осуществляется большим количеством организаций, занимающихся содействием развитию мирового туризма с учетом государственных интересов различных стран на основе создания системы международного правового регулирования, изучения проблем туризма, разработкой направлений, обеспечивающих устойчивое развитие туризма. К числу наиболее значимых, можно отнести Всемирную туристскую организацию (UNWTO) обеспечивающую поощрение ответственного, устойчивого и общедоступного туризма, Международную ассоциацию воздушного транспорта (IATA), регулирующую перемещение пассажиров, почты и грузов, установление системы тарификации и т.п.
По данным UNWTO в 2015 году число международных туристских прибытий увеличилось на 4,4% или на 50 млн. туристов, составив 1184 млн. человек [8].
Анализ статистических данных UNWTO, характеризующих международные туристские прибытия в 1995-2015 гг., отражает их устойчивое увеличение (рис. 1).
Fig. 1. International tourist arrivals, 1995-2016, mln people
В исследуемом периоде спрос на рынке туристских услуг был достаточно высоким. Тем не менее, результаты туристских направлений выглядят неоднозначно, что обусловлено резкими колебаниями валютных курсов, падением цен на сырьевые ресурсы, в том числе нефть, ростом обеспокоенности по поводу безопасности и защиты людей. Этому содействовало увеличение располагаемых доходов в странах-импортерах туристов, а также сокращение спроса в странах-экспортерах.
Являясь основной категорией международной торговли услугами в условиях медленного восстановления экономики, расходы на международный туризм значительно выросли. При этом общая стоимость экспорта от международного туризма составила 1,4 трлн. долларов США. Доходы, полученные от иностранных туристов при предоставлении услуг проживания, питания, развлечений и др., по оценкам специалистов достигли в 2015 году 1232 млрд. долларов США [9].
По данным Барометра международного туризма UNWTO наблюдается ежегодное увеличение доходов, полученных от иностранных туристов [3].
Рис. 2. Динамика доходов, полученных от иностранных туристов, млрд. долларов США
Fig. 2. Dynamics of profits received from foreign tourists, bn $
Анализ данных свидетельствует о ежегодном росте доходов с 271 млрд. долларов США до 1232 млрд. долларов США в период 1990-2015 гг., полученных от иностранных туристов. Исключения составляют годы, следующие за кризисными: 2009 год – 905 млрд. долларов США и 2015 год – 1232 млрд. долларов США.
На международный туризм приходится порядка 7% от общего объема мирового экспорта (по сравнению с 2014 годом рост составил 1%) и 30% экспорта услуг.
Для проведения изучения рынка международного туризма – его состояния, проблем и перспектив развития – необходим анализ туристских потоков, который является весьма не равномерным. При этом в соответствии с делением UNWTO различают шесть туристских макрорегионов – Европейский, Американский, Азиатско-Тихоокеанский, Африканский, Южно-Азиатский, Ближне-Восточный. Их состояние зависит от уровня социально-экономического развития входящих стран и регионов.
Так, Европейский макрорегион представлен странами Западной, Северной, Южной, Центральной и Восточной Европы, в том числе бывшими республиками СССР, а также включает Израиль, Кипр, Турцию. Американский включает Северную, Южную, Центральную Америку с учетом островных государств и территорий Карибского бассейна. Азиатско-Тихоокеанский – страны Восточной и Юго-Восточной Азии, Австралию и Океанию. Африканский и Южно-Азиатский – соответственно страны Африки (за исключением Египта и Ливии) и страны Южной Азии. Ближне-Восточный макрорегион объединяет Западную и Юго-Западную Азию, Египет и Ливию [1].
В силу того, что для 2015 года были характерны высокие колебания валютных курсов и инфляция, поступления от туризма в Северной и Южной Америке, Азиатско-Тихоокеанском и Ближне-Восточном макрорегионе возросли на 4%, в Европе – на 3%, в Африке – на 2% [9].
Европа была лидером по темпам роста в абсолютном и относительном выражении, чему способствовало ослабление позиций евро по отношению к доллару США и другим основным валютам. Число прибытий в Европу достигло 609 млн., что на 29 млн. больше, чем в 2014 году. Центральная и Восточная Европа (+6%) после сокращения числа прибытий в 2014 году восстановила свои позиции. В Северной Европе (+6%), Южной Средиземноморской Европе (+5%) и Западной Европе (+4%) также были зарегистрированы хорошие результаты, особенно учитывая, что многие из них являются давно сформировавшимися туристскими направлениями.
В Азиатско-Тихоокеанском регионе (+5%) в 2015 году число международных туристских прибытий возросло на 13 миллионов и достигло 277 млн., хотя результаты турнаправлений были неравнозначными. Лидерство по темпам ростам принадлежит Океании (+7%) и Юго-Восточной Азии (+5%), в то же время в Южной Азии и Северо-Восточной Азии прирост составил 4%.
Число международных прибытий в Американский регион (+5%) увеличилось на 9 млн. и составило 191 млн., что способствовало закреплению высоких результатов 2014 года. Повышение курса доллара США стимулировало выездной туризм из Соединенных Штатов Америки и благоприятствовало странам Карибского бассейна и Центральной Америки (прирост 7% в каждом из этих регионов). Результаты Южной Америки и Северной Америки (обе +4%) были близки к средним показателям.
Число международных туристских прибытий на Ближний восток выросло, по оценкам, на 2,8% и составило в совокупности 53 млн., что способствовало процессу восстановления туризма, начавшемуся в 2014 году.
Ограниченные имеющиеся данные по Африке (52 млн. прибытий) указывают на сокращение числа международных прибытий на 2,9%. В Северной Африке число прибытий сократилось на 8%, а в странах Африки южнее Сахары – на 1%, хотя во второй половине года там и восстановилась тенденция позитивного роста.
Китай, входящий в число основных направляющих туристов рынков мира, каждый год, начиная с 2004 года, демонстрирует двузначные темпы роста туристских расходов и продолжает быть лидером международного выездного туризма, что приносит выгоды азиатским направлениям, таким как Япония и Таиланд, а также Соединенным Штатам и различным европейским направлениям.
В то же время объем туристских расходов направляющих туристов рынков Российской Федерации и Бразилии, которые раньше были очень динамичными, существенно снизился в связи с возникшими в обеих странах экономическими ограничениями и ослаблением курса рубля и реала по отношению практически ко всем другим валютам.
Что касается традиционных направляющих туристов рынков развитых стран, то росту туристских расходов Соединенных Штатов Америки (+9%), занимающих второе место в мире по числу направляемых в другие страны туристов, и Соединенного Королевства (+6%) способствовали сильная валюта и оживление экономики. Темпы роста туристских расходов Германии, Италии и Австрии (все +2%) были более медленными, в то время как спрос на выездной туризм в Канаде и Франции был очень слабым.
Если рассматривать Американский макрорегион, то максимальные международные прибытия и поступления в 2015 году получены странами Карибского бассейна, Центральной и Южной Америки – рост поступлений составил 7%, для Северной Америки увеличение было на уровне 3%.
Как и в предыдущие годы США, Китай, Испания и Франция остаются главными направлениями международных туристических поступлений и прибывающих туристов – США (178 млрд. долл.), Китай (114 млрд. долл.), Испания (57 млрд. долл.) и Франция (46 млрд. долл.).
На лидирующее положение указанных стран оказал влияние ряд факторов:
- выгодность географического положения и природно-климатические условия, определяющие длительность туристского сезона;
- имеющиеся памятники истории, архитектуры, обуславливающие широту культурно-исторического наследия;
- высокий уровень сервиса и качества обслуживания;
- взаимодействие местного населения, предприятий малого бизнеса с туристами, основанное на знании иностранных языков, осуществлении рекламы туристских возможностей;
- проведение мероприятий по государственной поддержке сферы туризма [5].
Что касается таких направлений, как Турция и Египет, то для них характерно снижение туристских потоков. После крушения российского А321 на Синайском полуострове в Египет перестали летать российские и британские туристы. В ноябре и декабре приток туристов на курорты упал на 50%, что привело к снижению доходов – на 15%. При этом по сравнению с 2014 годом общий спад въездного туризма сократился на 10%. В целом, в 2015 году Египет посетило 9,3 млн. иностранных туристов, что на 6% меньше, чем в предыдущем периоде [7].
Таблица 1
Международные туристские прибытия,%[4]
Table 1
International tourist arrivals, % [4]
Таким образом, оценка туристских потоков характеризуется ростом международного туризма, что будет и далее способствовать глобальному экономическому восстановлению. Это в свою очередь связано со значительным падением цен на нефть, по причине существенного снижения транспортных расходов в странах-импортерах нефти, увеличении покупательной способности населения.
Рис. 3. Изменение международных туристских прибытий по туристским регионам, 2008-2015 гг., %
Fig. 3. Change in international tourist arrivals in tourist regions, 2008-2015, %
Основными государствами мирового рынка туристско-рекреационных услуг, наиболее популярными по международным туристским прибытиям в 2014 году, являются Франция, США, Испания, Китай, Италия, Турция, Германия, Великобритания, Россия, Мексика [2].
По результатам проведенного исследования построены линейный, степенной, логарифмичес-кий и экспоненциальный тренды развития международных туристских прибытий до 2025 г. (рис. 4, 5, 6, 7). Для степенной и логарифми-ческой формы трендов характерны пессимисти-чные значения развития.
Рис. 4. Линейная форма тренда
Fig.4 Linearformoftrend
Рис. 5. Логарифмическая форма тренда
Fig.5. Logarithmicformoftrend
Рис. 6. Степенная форма тренда
Fig. 6. Power form of trend
Рис. 7. Экспоненциальнаяформатренда
Fig. 7. Exponential form of trend
Таблица 2
Прогноз международных туристских прибытий в 2016-2025 гг., млн. чел.
Table 2
Perspectives of international tourist arrivals in 2016-2025, mln people
Тем не менее, основными рисками, которые могут повлиять на сокращение динамики развития международного туризма, являются увеличение безработицы, мировой экономический кризис, рост налогов, политическая нестабильность в туристских регионах и т.п.
В качестве перспективных направлений развития туристской индустрии на международном уровне могут выступать продвижение:
- культурно-познавательного туризма, как одного из базового направления, на долю которого приходится более 10% туристских потоков;
- активных и специализированных видов туризма, в т.ч. круизного;
- делового туризма [6].
В то же время, при развитии туризма в системе международных отношений особое внимание следует уделить реализации событийных, массовых, зрелищных мероприятий, формирование приверженности туристов в направлении сельского туризма, ориентированного на усиление мер по охране окружающей среды, что обуславливает необходимость организации новых индивидуальных и массовых туристских продуктов.
Также для мировой туристской индустрии свойственно формирование туристско-рекреационных кластеров, а именно на побережье (Средиземное, Адриатическое, Эгейское, Черное моря, Карибский бассейн и т.п.), в горах (Альпы, горные районы Хорватии, Чехии, Финляндии). Создание туристских кластеров стало возможным в результате территориальной близости, отсутствия административных барьеров, организации международного сотрудничества в сфере экономики и финансовой политики.
Укрупнение бизнеса на основе концентрации производства – характерная черта современного международного рынка туристско-рекреационных услуг. Широкое распространение в мировой практике получило создание глобальных гостиничных цепей (например, «Holiday Inn», «Hilton Hotels», «Marriott»). Применение подобной формы объединения капитала позволяет снизить затраты по продвижению, придерживаться единых стандартов обслуживания.
Также на основе проведенной оценки состояния и перспектив развития можно выделить тенденции, которые характерны для международного рынка туризма:
- возможность диверсификации туристского продукта;
- регионализм, характеризующий производство туристских услуг с наименьшими затратами в месте их потребления;
- развитие внутреннего туризма;
- увеличение числа туристов «третьего» возраста (60 лет и старше) и потребляемых ими услуг;
- развитие новых туристских направлений;
- поляризация туристских предпочтений – развитие массового и индивидуального видов туризма;
- осуществление рекламы туристских возможностей для увеличения внутренних и въездных потоков и роста поступлений в экономику страны.
Индустрия международного туризма выступает в качестве сложной системы, которая характеризует уровень развития национальной экономики. Имея огромное экономическое значение, туристская индустрия и ее развитие обуславливают решение общеэкономических проблем, связанных с увеличением доходов и занятостью населения, обеспечивая динамичное развитие сопряженных секторов экономики.
Список литературы